СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О лексике и фразеологии

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар направлен на формирование прочных знаний,  интереса к самостоятельной деятельности

Просмотр содержимого документа
«О лексике и фразеологии»

Урок-семинар по русскому языку в 6 классе

Тема: Лексика и фразеология

Цель: Развитие личности учащихся

Задачи: Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; способствовать формированию прочных знаний по данной теме; стимулировать самостоятельную работу; развивать коммуникативные компетенции и др.

Предварительная работа: программа семинара заранее выдается учащимся-консультантам групп. Консультанты готовят свою группу по всей программе.

Ход урока:

  1. Активизация знаний.

Запись текста под диктовку. Лексический, орфографический и пунктуационный анализ текста: Особенно хорошо в беседке в тихие, осенние дни, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь. Прохладный воздух едва качает язычок свечи. На рассвете я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В тумане падают листья (Паустовский).

Задания: 1) Найти и обозначить трудные орфограммы;

2) объяснить знаки препинания в первом предложении;

3) используя «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, дать толкование слов БЕСЕДКА, ТУМАН, САД;

4) найти однозначные и многозначные слова;

5) определить, какие слова употреблены в переносном значении;

6) составить словосочетание со словом ЯЗЫЧОК.

Взаимопроверка работы (текст и правильные ответы транслируется через проектор).

  1. Теоретическая часть семинара.

Беседа по вопросам:

  1. Что такое лексика? лексикология? лексическое значение слова? (Примеры).

  2. Какие слова называются многозначными? Все ли слова в русском языке многозначны? Докажите, используя словарь Ожегова.

  3. Как связаны друг с другом значения многозначных слов? Что такое прямое и переносное значение слова? (Примеры из словаря).

  4. Приведите примеры омонимов и многозначных слов.

  5. Какие различия имеются между синонимами?

  6. Что такое фразеология? Что такое фразеологизм? Привести примеры. Чем отличается фразеологизм от свободного сочетания?

  7. Чем отличается фразеологизм от слова?

  8. Чем отличаются стилистические пласты нашей речи?

  1. Работа в группах. Группам транслируются вопросы + 5 минут подготовки. Отвечает один учащийся от группы, остальные могут дополнить. Оценивает ответ консультант группы.

1. Какое языковое явление лежит в основе игры слов в данном стихотворении:

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твёрдо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – по?

Что значит – за?

И по и за – предлоги».



И хорошо бы за порог

И мчаться по дороге,

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

2. В предложениях укажите синонимы. Какое значение они выражают?

  1. Сломя голову несутся ребята во двор смотреть, кто едет.

  2. Рысак мчал по пустым ночным улицам города.

(К. Федин).

  1. Мой борзый конь, мой конь удалый, несись, лети!

  2. Мчатся тучи, вьются тучи. (А. Пушкин).

3.Прочитайте отрывок из воспоминаний Ю. Нагибина о том, как он, когда был школьником, играл в футбол. Найдите синонимы:

И вот я у мяча. Рядом, но так близко, что я кожей чувствую их, - мои постоянные партнёры, инсайды, как говорили мне, полусредние, как говорят сейчас, правый – Серёжа Алексеев и левый – Люсик Варт.

-Знакомы ли вам эти синонимы? Знаете ли вы другие футбольные термины?

-Как называют слова, характерные для речи людей одной профессии? Определите значение слова ГОЛКИПЕР.

4. Сравните два отрывка из повести А. Гайдара «Тимур и его команда».

А в это время в комнате той самой дачи, где ночевала Женя, стоял высокий темноволосый мальчуган лет тринадцати.



Ольга спросила молочницу, кто этот мальчишка, который о чём-то совещается с хулиганом Квакиным.



-Почему автор называет Тимура мальчуганом, а Ольга, сестра Жени, называет его мальчишкой?

-Что изменится, если вместо этих слов сказать мальчик?

- Почему о Тимуре не сказать мальчонка?

5. Укажите словосочетания, состоящие из одинаковых слов. Какие из них являются свободными словосочетаниями, а какие – фразеологизмами? Что значат эти фразеологизмы?

1) Консультанты – правая рука учителя.

2) Единственное пустое место было в последнем ряду.

3) Советую вам подумать о вашей матери, если вы махнули на себя рукой. (К. Федин).

4) Правая рука больного была забинтована.

5) Он воспринимал Диму как пустое место.

6) От укусов комаров чешутся руки.

7) Эй, возьми меня в работники: поработать руки чешутся!

8) Богатырь ты будешь с виду

И казак душой.

Проводить тебя я выйду –

Ты махнёшь рукой. (М. Лермонтов)

6. В предложениях найдите заимствованные слова. Укажите, в каких случаях они уместны, а в каких употребляются без надобности или ошибочно и могут быть заменены синонимами? Определите лексическое значение правильно употреблённых заимствованных слов.

1) Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал коридор гостиницы.

2) «Зовите меня не Катя, а Кармен: мне так больше нравится!»

3) Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции спортивной жизни.

4) Учащиеся шестого класса решили организовать загородную экскурсию. Идентичное решение было принято учениками седьмого класса.

IV. Индивидуально-дифференцированная работа по карточкам.

Задание № 1 Запишите фразеологизмы одним словом:

Делать из мухи слона –

Выйти из себя –

Повесить нос –

Жить за тридевять земель –

Задание № 2 Пользуясь толковым словарём учебника, выпишите из словарной статьи, посвящённой слову ЗАЯЦ, фразеологизм и толкование его значения. В каких ситуациях можно использовать этот фразеологизм? Придумайте и запишите 1-2 предложения с фразеологизмами.





Задание № 3 Придумайте и запишите предложения с данными фразеологизмами; сделайте синтаксический разбор предложений.

Разводить руками…

Прибирать к рукам…

Рукой подать…

Из рук в руки…

Чужими руками жар загребать…

  1. Итоги урока



Контрольный листок с оценкой деятельность каждого учащегося:

Работа с текстом

Теоретический вопрос

Групповая работа

Индивидуальная работа

Общая оценка





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!