СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме "Лексика. Фразеология. Повторение и обобщение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Закрепить основные понятия и термины разделов «Лексика» и «Фразеология»;
  2. Проверить знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология»;
  3. Показать роль синонимов в речи.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Лексика. Фразеология. Повторение и обобщение"»

Урок по теме "Лексика. Фразеология. Повторение и обобщение"

Цели:

  1. Закрепить основные понятия и термины разделов «Лексика» и «Фразеология»;

  2. Проверить знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология»;

  3. Показать роль синонимов в речи.

Ход урока

  1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.

  2. Упражнение 95. Объясняем пропущенные орфограммы.

Диктант с самопроверкой (слабые).

Сильные – упражнение 105 (по заданию).

  1. 1. Повторяем термины из раздела «Лексика» - подготовка к контрольной работе.

2. работа в парах. У каждого листы с текстом.

Задание: Вставьте вместо точек один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу.

Уже … (темнело, смеркалось, вечерело), когда он (Герасим) … (вернулся, пришёл обратно). По его … (усталому, измученному, изнурённому, истомлённому) виду, неверной … (поступи, походке, шагу), по запылённой … (костюму, платью, одежде) его можно было … (думать, предполагать, предугадать), что он успел обежать пол-Москвы. Он … (стал, остановился, задержался) … (возле, напротив) … (господских, помещичьих, барских) окон, … (окинул, осмотрел, оглядел) крыльцо, на котором столпилось человек семь … (дворовых, прислуги, челяди), отвернулся и промычал ещё раз: «Муму».

3. Замените устаревшие слова синонимами: очи, баталия, брадобрей, чело, глаголет, перст, ланиты, глас, ветрило.

4. Вспомните и запишите фразеологизмы, вошедшие в русский язык из мифов Древней Греции.

Ящик Пандоры. Иносказательно - "источник несчастий, неприятностей". Фразеологизм связан с мифом о Пандоре, получившей от бога Зевса закрытый ящик, наполненный всеми земными бедствиями и несчастиями. Любопытная Пандора открыла ящик, и оттуда вылетели человеческие несчастья.

Авгиевы конюшни. О запущенном помещении или о беспорядке. Связано с мифом о Геракле, очистившем огромные конюшни царя Авгия.

Гордиев узел, разрубить гордиев узел - найти выход из затруднительного положения. Гордий - легендарный крестьянин, избранный царем фригийцев по указанию оракула, как первый встречный. Гордий основал столицу Гордион и принес в дар Зевсу свою телегу, установив ее в храме и привязав ярмо к дышлу таким сложным узлом, что никто не мог его развязать. По предсказанию оракула сумевший справиться с узлом получит во владение всю Азию. В ответ на предложение распутать узел Александр Великий, посетивший Гордион в 334 году, разрубил его мечом.

Ахиллесова пята - самое "уязвимое место" человека (в анатомии - "ахиллово сухожилие"). Нереида Фетида, желая сделать своего сына Ахилла бессмертным, погрузила младенца в священные воды Стикса, но так как держала она его за пятку, эта часть тела осталась незащищенной. Когда Ахилл ворвался в Трою, именно в его пятку попала отравленная стрела Париса, направляемая рукой Аполлона.

Кануло в лету - забыто навсегда. Лета - река в подземном царстве, дающая забвение всего земного

Лопнуть от злости - выражение связано с богом злословия и глупости Момом. Именно Мом лопнул от злости, когда не смог найти в одной из богинь ни одного недостатка.


  1. Самостоятельная работа (на доске)

  1. Выпишите из предложения диалектное слово.

Мы прятались от деда в небольшой балке, поросшей полынью и лопухами.

  1. Найдите устаревшее слово, определить его тип.

Волга под боком, но заволжанин в бурлаки не хаживал.

  1. Напишите рядом с фразеологизмом его лексическое значение.

Висеть на телефоне –

Медведь на ухо наступил –

Кривить душой –

Ломать голову –

  1. Подберите к данным фразеологическим оборотам антонимичные

За тридевять земель –

Засучив рукава –

Повесить голову –

  1. Вставьте подходящие по смыслу устойчивые сочетания в предложения.

На пришкольном участке ребята работали …..

Была сильная гроза, и дождь целый час лил …..

  1. Подведение итогов. Выставление отметок за урок.

  2. Домашнее задание упражнение107 – списать. Повторить термины.









































Задание: Вставьте вместо точек один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу.

Уже … (темнело, смеркалось, вечерело), когда он (Герасим) … (вернулся, пришёл обратно). По его … (усталому, измученному, изнурённому, истомлённому) виду, неверной … (поступи, походке, шагу), по запылённой … (костюму, платью, одежде) его можно было … (думать, предполагать, предугадать), что он успел обежать пол-Москвы. Он … (стал, остановился, задержался) … (возле, напротив) … (господских, помещичьих, барских) окон, … (окинул, осмотрел, оглядел) крыльцо, на котором столпилось человек семь … (дворовых, прислуги, челяди), отвернулся и промычал ещё раз: «Муму».



Задание: Вставьте вместо точек один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу.

Уже … (темнело, смеркалось, вечерело), когда он (Герасим) … (вернулся, пришёл обратно). По его … (усталому, измученному, изнурённому, истомлённому) виду, неверной … (поступи, походке, шагу), по запылённой … (костюму, платью, одежде) его можно было … (думать, предполагать, предугадать), что он успел обежать пол-Москвы. Он … (стал, остановился, задержался) … (возле, напротив) … (господских, помещичьих, барских) окон, … (окинул, осмотрел, оглядел) крыльцо, на котором столпилось человек семь … (дворовых, прислуги, челяди), отвернулся и промычал ещё раз: «Муму».



Задание: Вставьте вместо точек один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу.

Уже … (темнело, смеркалось, вечерело), когда он (Герасим) … (вернулся, пришёл обратно). По его … (усталому, измученному, изнурённому, истомлённому) виду, неверной … (поступи, походке, шагу), по запылённой … (костюму, платью, одежде) его можно было … (думать, предполагать, предугадать), что он успел обежать пол-Москвы. Он … (стал, остановился, задержался) … (возле, напротив) … (господских, помещичьих, барских) окон, … (окинул, осмотрел, оглядел) крыльцо, на котором столпилось человек семь … (дворовых, прислуги, челяди), отвернулся и промычал ещё раз: «Муму».


Задание: Вставьте вместо точек один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу.

Уже … (темнело, смеркалось, вечерело), когда он (Герасим) … (вернулся, пришёл обратно). По его … (усталому, измученному, изнурённому, истомлённому) виду, неверной … (поступи, походке, шагу), по запылённой … (костюму, платью, одежде) его можно было … (думать, предполагать, предугадать), что он успел обежать пол-Москвы. Он … (стал, остановился, задержался) … (возле, напротив) … (господских, помещичьих, барских) окон, … (окинул, осмотрел, оглядел) крыльцо, на котором столпилось человек семь … (дворовых, прислуги, челяди), отвернулся и промычал ещё раз: «Муму».



Задание: Вставьте вместо точек один из синонимов, данных в скобках, наиболее подходящий по смыслу.

Уже … (темнело, смеркалось, вечерело), когда он (Герасим) … (вернулся, пришёл обратно). По его … (усталому, измученному, изнурённому, истомлённому) виду, неверной … (поступи, походке, шагу), по запылённой … (костюму, платью, одежде) его можно было … (думать, предполагать, предугадать), что он успел обежать пол-Москвы. Он … (стал, остановился, задержался) … (возле, напротив) … (господских, помещичьих, барских) окон, … (окинул, осмотрел, оглядел) крыльцо, на котором столпилось человек семь … (дворовых, прислуги, челяди), отвернулся и промычал ещё раз: «Муму».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!