Тема урока: Тенденции развития европейской литературы и философии XVI – XVIII веков.
Цели для ученика: Научиться определять основные особенности и важнейшие идеи гуманизма эпохи Возрождения, критерии искусства барокко Запомнить максимальное количество произведений искусства Закрепить навыки самостоятельной работы с историческим источником Закрепить навыки анализа художественного произведения Закрепить ранее полученные навыки и знания Развитие навыков самоконтроля и самооценки | Цели для учителя: Образовательные: охарактеризовать особенности интеллектуальной жизни Европы в XVI – XVIII вв; определить мировоззренческие установки нового времени; определить основные черты эпохи Возрождения Развивающие: закрепить навыки самостоятльной работы с историческим источником; закрепить навыки анализа художественного произведения Воспитательные: развитие уважения к культурным ценностям других народов и исторических эпох; воспитание самоконтроля и самооценки |
Тип урока: урок знакомства с материалом | Форма урока: комбинированный урок |
Опорные понятия, термины: Эпоха Возрождения: Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. | Новые понятия: Гуманизм – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; Гуманизм утверждает ценность человека, как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей. Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»)- грандиозный, пышный стиль, характеризуемый вычурностью форм. |
Формы контроля: Беседа, работа с понятийным аппаратом у доски, характеристика исторического деятеля; Работа с историческим источником, иллюстрациями; | Домашнее задание: 1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3» § 29 + выполнить письменно задание № 2 на стр. 215 2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» +подготовка творческого проекта по теме «Искусство XVI – XVIII вв» 3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5» +Написать обществоведческое эссе по теме эпиграфа урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. 2 мин | Организационный момент: Добрый день, ребята! Тема урока, которую я хочу вам сегодня предложить для работы крайне интересна, а самое важное – почти безгранична. Охватить ее за 1-2 урока практически невозможно. Поэтому, сегодня у вас не будет времени для детальной проверки домашнего задания. Сразу же начнем работать! | Подготовка учащихся к работе на уроке. Начинают готовиться к ответам устно и у доски | Опережающее задание: составить план по теме урока | Формирование навыков познавательной деятельности | Намечены действия по работе на уроке Охвачена опережающим зданием группа риска |
II. 5 мин | Проверка домашнего задания: 1. Дать характеристику особенностей восприятия мира средневековым обществом 2. Работа с понятийным аппаратом - у доски! /человек, потребности, общество/ | Устный ответ Письменно у доски | Щадящий опрос Индивидуальная работа с понятийным аппаратом | Умение строить высказывание Развитие навыков индивидуальной работы Структурирование знаний | Контроль ранее изученного материала Коррекция знаний /при необходимости/ Аналитический рассказ |
III. 5 мин | Актуализация опорных знаний: Сегодня на уроке мы будем говорить об известных философах, литераторах, художниках и многих других. Многие из них нам уже знакомы по курсам обществознания и истории. По ходу работы нам нужно ответить на следующие вопросы: 1. Как представляли человека философы и литераторы эпохи Возрождения? 2. Как это повлияло на формирование европейской культуры? 3. Каковы основные тенденции развития европейской культуры XVII века? Запишите число и тему урока. Предположите какие аспекты темы нам нужно будет осветить для ее полного раскрытия? Что останется для самостоятельного изучения? | Размышляют над вопросами Запись темы урока в тетрадь. | Беседа, работа с иллюстративным рядом (презентация) | Формирование навыков познавательной деятельности; формирование навыков анализа, обобщения и т.д. | Созданы предпосылки для самостоятельного создания алгоритма /плана/ работы на уроке Совместно с учащимися сформулирована тема урока. Созданы предпо-сылки для опережа-ющего самостояте-льного задания на дом |
IV. 1 мин | Постановка учебных задач и целей. Выявите наиболее характерные черты развития искусства Европы в XVI – XVIIIвв | Совместная постановка главной цели урока, выявление задач и методов их решения для достижения цели урока. | Проблемный диалог | Формирование навыков самостоятельной работы, конспктирования, анализа | Составление плана работы на уроке; |
V. 15 мин | Изучение нового материала: 1. Эпоха Возрождения а) Новые термины б) Основные идеи гуманизма в) Развитие живописи , скульптуры и архитектуры г) Развитие литературы | Определение исследуемых личностей и теорий Решение учебных задач | Беседа, работа с историческим источником анализ исторического текста и литературного произведения | Формирование навыков совместной поисковой работы, решения индивидуальных задач. | Решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом и текстом учебника. |
VI. 2 мин | Первичное закрепление: Выявите наиболее характерные черты развития искусства Европы в XVI – XVIIIвв. | Поиск черт и запись в тетрадь | Совместное определение новых терминов | | Проговаривание нового знания, запись в виде опорного конспекта |
VIII. 1 мин | Рефлексия | Подведение итогов и самоконтроль | Ответы на простые вопросы | | |
IX. 3 мин. | Домашнее задание: 1 уровень /воспроизведение/- «удовл»- «3» § 29 + выполнить письменно задание № 2 на стр. 215 2 уровень /проблемный/- «хор» - «4» +подготовка творческого проекта по теме «Искусство XVI – XVIII вв» 3 уровень /поисковый/ - «отл»-«5» +Написать обществоведческое эссе по теме эпиграфа урока Разъяснение опережающего задания «Тенденции развития искусства в XVI – XVIII вв» |