СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научно-практическая работа «Культура и субкультура. Специфика молодёжной субкультуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………..……………………….....3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И СУБКУЛЬТУРЫ

1.1.СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ……..……............................................……….……………...6

1.2. ПОНЯТИЕ «СУБКУЛЬТУРА» В КОНЕКСТЕ  СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА......………………..…….…………………………….7

ГЛАВА 2.СПЕЦИФИКА МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

2.1.ИСТОРИЯ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ФУНКЦИИ МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ......................................................................9

2.2  ВИДЫ СУБКУЛЬТУРЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА...........................13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Характеризуя то или иное общество, мы говорим об определённом уровне его развития, о способах реализации творческих сил и способностей его членов, находящих свое выражение в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Надо заметить, что культура любого общества неоднородна, поскольку в нем существуют разные нации и народности, различные социальные группы и подгруппы, у которых имеются свои ценностные традиции и свое понимание социальных норм. Такие культурные группы получили название субкультур. Выделяют различные субкультуры: этнические, религиозные, классовые, молодёжные.

Социально-экономические и политические преобразования, происходившие в жизни России в течение последних десятилетий, наложили существенный отпечаток и на социокультурную сферу общества. Наиболее сильным изменениям, подверглись система ценностей, поведенческие стереотипы и образ жизни российской молодёжи. В связи с этим в настоящее время наблюдается тенденция к широкому распространению субкультур в молодёжной среде современного российского общества. Растёт количество молодёжных субкультур, объединяющих молодых людей по общности мировоззренческих установок и досуговых интересов, эстетических предпочтений и т.д.

Молодёжь — это один из самых главных движущих факторов развития внутри любой цивилизации, это растущий капитал, который социум создаёт ради своего будущего блага. В этой связи особо актуализируется вопрос о природе молодёжных субкультур, их роли и месте в жизни российского общества, детальное исследование которого позволяет нам с большей вероятностью выявить возможный позитивный потенциал молодёжных субкультур, который можно использовать в интересах государства и общества.

Одни субкультуры уходят, другие приходят им на замену, но они были всегда, есть и будут. Отношение к ним всегда будет разное, все будет зависеть от того посыла, который несёт культура, именно поэтому данная тема является всегда актуальной. 

Наряду с этим, явление молодёжной субкультуры представляет собой поле неограниченных исследований, поскольку является проблемой социального порядка, связанной с решением многих проблем развития человека, и, в частности, формированием его норм и ценностей. Именно поэтому изучение молодёжных субкультур и их специфики является одной из важных задач, решив которую, становится возможным прогнозирование культурного развития страны, что подчёркивает актуальность выбранной темы.

Объект исследования определяется как культура и субкультура, в том числе молодёжная субкультура.

Предмет - специфика и сущность молодёжной субкультуры, её влияние на индивида и общество в целом.

Цель данной работы – определить понятия культуры и субкультуры, а также раскрыть специфику молодёжной субкультуры.

Для решения данной цели нами были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть понятия «культура» и «субкультура» в исследовательском пространстве;

- изучить историю, причины возникновения молодёжных субкультур;

- провести классификацию и определить функции субкультур в жизни молодёжи;

- определить степень влияния молодёжных субкультур на индивида и общество в целом.

Гипотеза заключается в том, что подростки наиболее подвержены влиянию современных субкультур, а они, в свою очередь, не всегда положительно влияют на формирование их внутреннего мира.

В связи с этим предполагается, что изучив особенности влияния молодёжных субкультур, мы сможем их понять и частично регулировать процесс успешной социализации, корректировать и ограничивать взаимодействия подростка с молодёжными субкультурами.

Обзор источников. Все источники можно условно поделить на несколько групп.

Первая группа включает в себя социально-философские отечественные и зарубежные исследования, непосредственно посвящённые проблемам молодёжи и молодёжных субкультур (К.Маннгейм, Ш. Эйзенштадт, П.С. Гуревич, Э.Я. Баталов и другие). Нужно признать, что именно зарубежными авторами были выработаны основные концептуальные подходы к анализу феномена молодёжной субкультуры.

Отечественные работы, касающиеся молодёжной субкультуры или проблем молодёжи, можно разделить на три части. Первая, наиболее крупная часть работ, была написана в 1970-1980-е гг. В основном в них анализировалось положение молодёжи на Западе и молодёжные движения протеста; эти работы были посвящены не столько изучению молодёжной субкультуры, сколько стремлению доказать, что капитализм «загнивает» и свидетельством тому являются молодёжные волнения.

Вторая часть работ по молодёжной субкультуре пришлась на период перестройки, когда большая часть книг изначально задумывались как доводы в спорах о том, как должны взаимодействовать государственные структуры с неформальными молодёжными объединениями. Именно тогда отечественные исследователи обнаружили, что молодёжная субкультура есть и в СССР. Это обернулось потоком исследований молодёжной субкультуры, которые по большей мере сосредотачивались на описании внешних проявлений: активности, манер, обличия и т.п. представителей той или иной молодёжной субкультуры, или «неформалов».

Третью часть составляют работы, написанные в 1990-е – 2000-е годы. Несмотря на то, что они все ещё больше тяготеют к описательности, все же наметился поворот к осмыслению феномена молодёжной субкультуры в различных его проявлениях.  Однако попытки философского осмысления молодёжной субкультуры предпринимались крайне редко.

Ещё одну важную группу источников составляют работы психологов, фиксирующих основные черты психологии субкультурной молодёжи, базируясь как на возрастных особенностях, так и на социально-психологических механизмах попадания молодых людей в субкультуры.

Вместе с тем, изучив степень изученности проблему, можно заключить, что на современном этапе существуют определённые пробелы в изучении отечественных молодёжных субкультур, что связано с крайним динамизмом молодёжной культуры как таковой, её постоянными трансформациями, которые подразумевают и необходимость в обновлении и совершенствовании научного знания о субкультурах

Практическая значимость исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов социологии молодёжи, как молодёжная субкультура и молодёжная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области социологии молодёжи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодёжных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несёт с собой молодёжная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодёжи.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И СУБКУЛЬТУРЫ

    1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

 

Что такое культура:

Культура - это  правила, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Термин «культура» имеет достаточно длинную историю. Он появился в латинском языке и был заимствован многими языками, принадлежащими германской группе индоевропейских языков. Изначально слово «культура» обозначало организующую и упорядочивающую деятельность человека по отношению к исходной природной данности. В средние века зафиксировано новое значение слова «культура» как совершенствование и упорядочивание не только природной, но и уже существующей человеческой среды в разных её областях.

На рубеже XIX–XX вв. количество ученных, исследовавших понятие «культура», значительно увеличилось, а вместе с ними увеличилось и количество научных работ и мнений относительно данного понятия. Как утверждает Э.А. Орлова, данный факт обусловлен обострением «интереса людей к сравнению собственных культурных ценностей, стереотипов, образа жизни с теми, что свойственны другим странам; к дискуссиям о правомерности культурного многообразия».

Так, по мнению С.И. Ожегова, культура - это совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей1. Историк Е.Б. Тайлор понимает под культурой «некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способы и привычки, усвоенные человеком как членом общества»2. Социолог Н. Смелзер определяет культуру как «убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в искусстве и литературе), которые являются общими для какой-либо группы и служат для упорядочивания опыта и регулирования поведения данной группы»3.

Таким образом, на протяжении всей истории слово «культура» приобретало новые значения, и в настоящее время это слово является многозначным.

Чаще всего культуру как социальный феномен определяют через ценностные ориентации. Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из исследователей не вызывает сомнений.

Ценности родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом тяжёлых жизненных испытаний. Ценности соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни. Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Именно в этом значении те ориентации, которые обусловливают человеческое поведение, называют ценностными. В каждой культуре обнаруживается её ценностная природа, то есть наличие в ней стойких ценностных ориентаций. Таким образом, культура как система ценностей формирует у человека вполне определённые ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще судят о степени культурности того или иного человека.

Понятие «культура» на сегодняшний день используется многими науками. Различные стороны культуры являются предметом изучения археологии, этнографии, истории, философии, социологии, искусствоведения и других гуманитарных дисциплин. В каждой из них культура истолковывается по-разному. Поэтому и существует огромное многообразие определений культуры. Это понятие прошло длительный путь исторического развития, на протяжении которого смысл и содержание его существенно менялись. В современной литературе существует множество определений культуры. Их общее количество уже превышает 500. Разумеется, перечислить все значения и интерпретации культуры невозможно, да и не нужно, однако можно классифицировать существующие определения, выделив несколько важнейших групп:

Все приведённые выше объяснения культуры оправданы и имеют рациональное зерно, каждое из них указывает на какие-то существенные черты культуры, проясняя её многообразную роль в жизни человека.

 

1.2. ПОНЯТИЕ «СУБКУЛЬТУРА» В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА

Что такое субкультура:

Термин «субкультура» обозначает культуру некоторой общности, входящей в этнос или нацию, или выделяемой в составе населения страны, если эта общность (социальная группа) достаточно заметно отличается от остального общества своими ценностями, интересами, традициями, обычаями, стилем и образом жизни.

Субкультура - термин в социологии, антропологии и культурологии, обозначающий часть культуры общества, отличающиеся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.

При этом сами эти ценности, традиции и прочее порождены культурой общества (страны, нации) в целом, в широком смысле принадлежат этой культуре: субкультура продолжает, в общем и целом культуру нации, принимает её основные ценности. Реально культура каждой большой страны состоит из различных субкультур; они взаимодействуют между собой, даже в каких-то аспектах и направлениях противоречат основной культуре, но в большинстве случаев остаются составляющими частями общей (доминирующей) культуры.

Х.Ю. Кернер отмечает, что «субкультуры имеются во всех социальных слоях (начиная от художников и архитекторов и заканчивая бездомными и заключёнными)». Он даёт следующее понятие субкультуры: это «структурные и функциональные образования, отличающие лиц, принадлежащих к ним, от остальных членов общества и проявляющих чувство общности».

В современной культурологии «субкультуры представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в которых, наряду с основной классической тенденцией, существует ряд своеобразных культурных образований, как по форме, так и по содержанию отличающихся от ведущих культурных традиций, являющихся в то же время прямым порождением последних».

В современной научной литературе существует множество дефиниций субкультуры, В одних социологических словарях субкультуру определяют как: «1) культуру какой-либо социальной или демографической группы; 2) в чем-то ограниченную культуру социальной общности, обусловленную бедностью её социальных связей, неполнотой или затруднённостью доступа для неё к культурному наследию».

Таким образом, в современной науке существует множество определений понятия «молодёжная субкультура», каждое из которых имеет право на существование. Кроме того, некоторые исследователи утверждают, что сам термин «субкультура» устарел и необходимо заменить его более гибкой дефиницией, например, «культурная стратегия».

Сообщества - носители (субъекты) субкультур обычно различаются этнической принадлежностью, демографическими характеристиками, профессией, образованием, местом жительства, религией и многими другими признаками. Говорят, например, о субкультуре бедности, субкультуре интеллигентности, молодёжных субкультурах, субкультуре преступного мира, субкультуре мусульманской и многих других. Наиболее важны в практическом плане различия в формах поведения, мышления, менталитета социальных групп (сообществ).

Разнообразие культур можно наблюдать и внутри общества. Во многих современных странах члены некоторых групп принимают участие в основной культуре общества, одновременно разделяя ряд уникальных ценностей, норм, традиций и жизненных укладов. Эти особые образцы культуры называются субкультурой. В России существует множество субкультур, которые находят выражение в различных религиозных, расовых, этнических, профессиональных и возрастных группах.

Субкультуры существуют столько, сколько существует культура. В отличие от господствующей культуры, конкретная субкультура недолговечна, но каждая новая субкультура повторяет характерные черты исчезнувших и современных форм. Множественные новообразования в культуре могут привести к появлению субкультуры или остаться внутри существующей субкультуры. Одной из тенденций последнего времени для нашей культуры и нашего общества становится актуальной проблема развития молодёжной субкультуры, специфику которой мы рассмотрим в следующей главе.

 

ГЛАВА 2.СПЕЦИФИКА МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

2.1. ИСТОРИЯ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ФУНКЦИИ МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Под молодёжной субкультурой большинство учёных понимают культуру «определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов».

Молодёжная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в  до психологических особенностей определённых возрастных групп.

Массовое распространение молодёжных субкультур в мировом масштабе началось в период после окончания Второй мировой войны, в 1950-е гг., что детерминировало рост исследовательского интереса к феномену молодёжных субкультур в зарубежной, а затем и отечественной социологической науке. В отечественной социологии исследование молодёжных субкультур началось на рубеже 1980—1990-х гг., после политической либерализации советской системы. Безусловно, такие субкультуры как готы, панки, хиппи и т.д. пришли к нам с Запада и Америки (там особо были распространены хиппи), как таковых субкультур, зарождённых в России, не было. Возможно, это связано с существовавшим тогда «железным занавесом». Российские исследователи и аналитики даже боялись использовать такой термин, как «субкультура», а пользовали определением «неформалы». 

С середины и до конца 1990-х гг. молодёжные субкультуры продолжают свое развитие, трансформацию, меняются направления, пристрастия, численность тех или иных группировок. Процесс глобализации привлекает к себе внимание общественности, мигом становясь причиной для формирования двух противоположных политических лагерей.

Конец двадцатого века это безумное время, когда «каждый сходит с ума по-своему». В это время постепенно появляются такие субкультуры, как аниме, эмо, готы, гламур и другие. Теперь каждое убеждение может стать причиной для основания нового течения.

 Исследователи данной проблемы, а именно возникновения молодёжной субкультуры, считают, что присоединение к неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка. Так, И.П. Башкатов полагает, что это «вовсе не противоестественные потребности подростков в модной одежде, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не «обычные» сверстники, а такие же как они, «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы».

Молодёжная субкультура выполняет ещё целый ряд функций, изучением которых занимался немецкий исследователь Д. Аусубель. Он пришёл к выводу, что субкультура молодых людей-сверстников выполняет следующие функции:

- предоставляет возможность молодому человеку выработать собственный первичный статус;

- помогает молодым людям освободиться от родительской зависимости и опеки;

-  передаёт специфические для того или иного социального слоя ценностные представления (автор придерживался не далёкого от истины взгляда, что молодёжь того или иного социального слоя создаёт собственную разновидность молодёжной субкультуры; здесь имеется в виду то обстоятельство, что дети разнорабочих и дети высших слоёв общества редко оказываются носителями одной разновидности молодёжной субкультуры. Как правило, дети каждой из этих групп в специфических формах воспроизводят формы поведения своих родителей);

- помогает молодым людям сплотиться, чтобы противостоять авторитету взрослых (Аусубель понимал под взрослыми в основном родителей, а не мир старших поколений. Однако в реальной жизни тезис о противостоянии детей собственным родителям очень редко оказывается верным, поскольку лишь в исключительных случаях родные «отцы» и «дети» действительно не могут найти общего языка.);

Работает как важнейший социальный подготовительный институт («переходное поле для юношеского возраста»).

Таким образом, быть причастным к какой-либо субкультуре происходит в силу возраста: молодой человек стремится найти себя, понять себя и мир вокруг, это занятие непростое, каждый идёт своим путём. И есть второй фактор: молодёжь как наиболее чуткая, восприимчивая и мобильная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга вместе со всеми позитивными и негативными явлениями.

Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) основывается на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии8. Рассмотрим специфические черты российской молодёжной субкультуры.

Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.

Наряду с коммуникативной функцией (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная и креативная функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием телевидения и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

Американизация культурных потребностей и интересов.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, в последнее время вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек — героини «сериалов», а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.

Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей как вежливость, кротость и уважение к старшим в угоду современной моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.

Приоритет потребительских ориентаций над креативными.

Потребительское отношение проявляется как в социокультурном, так и в эвристическом аспектах. Эта тенденция просматривается в культурной самореализации учащейся молодёжи, что обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению её в сознании. Творческая самореализация, как правило, зачастую выступает в маргинальных формах.

Маргинальность — это социологический термин, подразумевающий промежуточное положение человека перед выбором какой-либо одной социальной группы

Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.

Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами достаточно жёсткого характера — несогласные рискуют пополнить ряды «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал — лидера данной группы. Групповые стереотипы и престижно выстроенная в ряд иерархия ценностей может быть обусловлена уровнем образования, местожительством и национальностью. В любом случае, суть их, при более близком рассмотрении, одна: культурный конформизм объединяет единомышленников в рамках неформальной группы общения, где на первый план выдвигается неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи, до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые «команды» с жёсткой регламентацией ролей и статусов.

Субкультура в современном мире.

В середине XX века появились первые молодёжные неформальные объединения, в их основе лежали музыкальные предпочтения. Развитие рок-н-ролла, новые его направления привели к появлению таких видов субкультур, как битники, хиппи, рокеры, панки, готы и другие. В том или ином виде эти движения сохранили свою актуальность.

В XXI веке основу неформальных движений составляют не только музыкальные вкусы, а и различные виды искусства, спортивные увлечения, интернет-культура.

Если несколько десятилетий назад принадлежность к одному-единственному течению было однозначной, то сейчас фрагментарное вхождение то в одно, то в другое неформальное общество не вызывает неприятия и конфликтов в молодёжной среде.

 

 

 

 

 

 

 

2.2  ВИДЫ СУБКУЛЬТУРЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Среди современных видов субкультур выделяют следующие направления:

музыкальное;

спортивное;

арт;

индустриальное;

интернет-культурное.

Арт-субкультура

Под арт-субкультурой понимают неформальные движения, связанные с творческим самовыражением, хобби. Это и граффити, и андеграундное искусство, и ролевые игры, и аниме.

Граффити – самый узнаваемый вид арт-субкультуры. Под ним понимают надписи и рисунки на стенах зданий, подъездов, станций метрополитена. Современное граффити-движение зародилось в Нью-Йорке.

Многие уличные художники в своих работах отражают острые социальные или политические темы, кто-то создает настоящие шедевры на стенах домов, а популярные в последние годы 3D-картины на улицах городов поражают своей реалистичностью.

Граффити как вид субкультуры довольно популярен среди российской молодёжи. В середине двухтысячных в Санкт-Петербурге проходил международный фестиваль этого направления.

Ролевики – жители двух миров

Ролевики или исторические реконструкторы – ещё одно направление арт-субкультуры.

В основе ролевого движения лежит увлечение фэнтези или историей. Каждый участник ролевой игры перевоплощается в определённого персонажа и действует согласно сценарию. В основе игры могут лежать как исторические события, так и сюжеты произведений в стиле фэнтези.

Участники стараются как можно более достоверно повторить бытовые условия, костюмы, ремесла, сражения конкретной эпохи. Популярны у ролевиков викинги, Древняя Русь или средневековые рыцарские сражения.

Отдельным направлением ролевого движения являются толкинисты – фанаты Дж.Р. Толкина. Участники этой субкультуры перевоплощаются в персонажей его книг: эльфов, орков, гномов, хоббитов, разыгрывая сюжеты из вселенной, придуманной писателем.

В обычной жизни участники ролевого движения могут и не выделяться из толпы, но многие предпочитают необычные украшения и одежду, стилистически приближенную к костюмам персонажа, многие заводят аккаунты в социальных сетях от имени своего героя.

Ролевые игры – вид эскапизма, способ уйти от реальности. Для кого-то это отдых от повседневной рутины, для кого-то - альтернативная и более предпочтительная реальность. Среди ролевиков можно встретить и подростков, и людей старше.

Анимешники и косплееры

Ещё один вид субкультуры молодёжи – отаку. В его основе любовь к японской анимации и манге (японский комикс). Участники этого движения не только пассивно смотрят мультфильмы, но и создают свои собственные, устраивают фестивали и конкурсы косплея.

Косплей – перевоплощение в конкретного персонажа аниме, манги, фильма или компьютерной игры. Это не только достоверный костюм и прическа, многие с помощью арт-макияжа стараются добиться полного сходства с выбранным героем.

Представителей этого вида субкультуры можно узнать по ярким волосам, атрибутике с любимыми персонажами. Но опять же, далеко не все копируют внешний вид любимых героев в повседневной жизни.

Для движения отаку в России характерен специфический сленг, основанный на употреблении слов японского языка. Это могут быть как расхожие фразы – «аригато» – «спасибо», «сайонара» – «до свидания», так и специфичные: «каваий»– «мило», «прелестно», или «ня» - выражающее огромный спектр эмоций.

Возрастной состав анимешников разнообразный – это и 15-летние подростки, и люди 20-30 лет.

Эмо субкультура

Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующе-яркие сочетания считаются допустимыми

Так же для них характерно значки нашивки крупные бусы яркие браслеты почтовые сумки Из обуви предпочитают кеды.

Временем рождения эмо  молодёжной субкультуры, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля и родственных ему стала середина 1980-х, а местом - Вашингтон.

Субкультура окончательно сформировалась и пережила пик популярности в 2000-х годах, но её расцвет был недолгим.

Субкультура эмо в России появилась сравнительно недавно – только к концу 90-х, и в данный момент переживает пик своей популярности среди молодежи.

Если в Америке и Европе эмо – это средний класс, то в России эмо изначально распространялось в основном среди детей из обеспеченных семей, которые либо бунтовали против опеки, либо, наоборот, пытались привлечь к себе внимание слишком занятых родителей.

Музыкальные субкультуры

В понятии субкультуры виды неразрывно связаны с развитием музыкальных жанров. Первым музыкальным течением считаются любители рок-н-ролла 50-х годов XX века – рокабилли. Яркие и дерзкие, они бросали вызов общественным устоям, отвоевывая свое право на самовыражение.

С развитием рок-музыки в 60-е появились хиппи, выступающие за мир без войн, за любовь к природе и гармонию с ней. «Дети цветов» предпочитали жить коммунами, носили длинные волосы, баловались легкими наркотиками и изучали восточную философию. Самопознание и раскрытие своих ментальных способностей, любовь к природе и отказ от насилия составляют основу субкультуры хиппи.

В 70-е годы разнообразие жанров рок-музыки подарило миру панков, металлистов. В 80-е появились готы. В 90-х годах XX века развитие электронной музыки привело к появлению рейверов.

Общим для различных музыкальных субкультур является любовь к определенному жанру, внешний вид, копирующий популярных музыкантов, философия и ценности, присущие конкретному жанру музыки.

Панки – анархисты, бросающие вызов общественным устоям

В середине 70-х годов XX века зародилось панк-движение. Его участники противопоставляли себя обществу, выражали недовольство политическим строем.

 Для музыки характерно грязное гитарное звучание, провокационные тексты и эпатажное, на грани и даже за гранью приличия поведение музыкантов на сцене.

Игги Поп – один из ярких представителей панк-сцены - во многом заложил манеру поведения музыкантов этого жанра.

Панк как субкультура декларирует полную личную свободу, отказ от общепринятых правил, стремление полагаться на собственные силы и не поддаваться влиянию.

Нигилизм, нонконформизм и эпатаж – черты, определяющие представителей панк-движения.

Узнать панка можно по 

Просмотр содержимого документа
«Научно-практическая работа «Культура и субкультура. Специфика молодёжной субкультуры»»

Научно-практическая работа  «Культура и субкультура. Специфика молодёжной субкультуры» В ыполнила: Старшинова Дарья Ильинична 8 «А» класс  Руководитель проекта: Волкова Анна Сергеевна

Научно-практическая работа «Культура и субкультура. Специфика молодёжной субкультуры»

В ыполнила: Старшинова Дарья Ильинична 8 «А» класс

Руководитель проекта: Волкова Анна Сергеевна

Объект исследования определяется как культура и субкультура, в том числе молодёжная субкультура. Предмет - специфика и сущность молодёжной субкультуры, её влияние на индивида и общество в целом. Цель данной работы – определить понятия культуры и субкультуры, а также раскрыть специфику молодёжной субкультуры. Задачи: - рассмотреть понятия «культура» и «субкультура» в исследовательском пространстве; - изучить историю, причины возникновения молодёжных субкультур; - провести классификацию и определить функции субкультур в жизни молодёжи; - определить степень влияния молодёжных субкультур на индивида и общество в целом. Гипотеза заключается в том, что подростки наиболее подвержены влиянию современных субкультур, а они, в свою очередь, не всегда положительно влияют на формирование их внутреннего мира. В связи с этим предполагается, что изучив особенности влияния молодёжных субкультур, мы сможем их понять и частично регулировать процесс успешной социализации, корректировать и ограничивать взаимодействия подростка с молодёжными субкультурами.

Объект исследования определяется как культура и субкультура, в том числе молодёжная субкультура.

Предмет - специфика и сущность молодёжной субкультуры, её влияние на индивида и общество в целом.

Цель данной работы – определить понятия культуры и субкультуры, а также раскрыть специфику молодёжной субкультуры.

Задачи:

- рассмотреть понятия «культура» и «субкультура» в исследовательском пространстве;

- изучить историю, причины возникновения молодёжных субкультур;

- провести классификацию и определить функции субкультур в жизни молодёжи;

- определить степень влияния молодёжных субкультур на индивида и общество в целом.

Гипотеза заключается в том, что подростки наиболее подвержены влиянию современных субкультур, а они, в свою очередь, не всегда положительно влияют на формирование их внутреннего мира.

В связи с этим предполагается, что изучив особенности влияния молодёжных субкультур, мы сможем их понять и частично регулировать процесс успешной социализации, корректировать и ограничивать взаимодействия подростка с молодёжными субкультурами.

Обзор источников  Карл Маннгейм Шмуэль Эйзенштадт Павел Гуревич Все источники можно условно поделить на несколько групп. Первая группа включает в себя социально-философские отечественные и зарубежные исследования, непосредственно посвящённые проблемам молодёжи и молодёжных субкультур (К. Маннгейм, Ш. Эйзенштадт, П. Гуревич, Э. Баталов, и другие). Нужно признать, что именно зарубежными авторами были выработаны основные концептуальные подходы к анализу феномена молодёжной субкультуры. Эдуард Баталов

Обзор источников

Карл Маннгейм

Шмуэль Эйзенштадт

Павел Гуревич

Все источники можно условно поделить на несколько групп.

Первая группа включает в себя социально-философские отечественные и зарубежные исследования, непосредственно посвящённые проблемам молодёжи и молодёжных субкультур (К. Маннгейм, Ш. Эйзенштадт, П. Гуревич, Э. Баталов, и другие). Нужно признать, что именно зарубежными авторами были выработаны основные концептуальные подходы к анализу феномена молодёжной субкультуры.

Эдуард Баталов

Что такое культура:  Культура - это правила, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Что такое культура:

Культура - это правила, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Понятие «СУБКУЛЬТУРА» в контексте Субкультура - термин в социологии, антропологии и культурологии, обозначающий часть культуры общества, отличающиеся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.

Понятие «СУБКУЛЬТУРА» в контексте

Субкультура - термин в социологии, антропологии и культурологии, обозначающий часть культуры общества, отличающиеся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.

 Молодёжная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни.  Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в до психологических особенностей определённых возрастных групп.

Молодёжная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни.

Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в до психологических особенностей определённых возрастных групп.

Среди современных видов субкультур выделяют следующие направления: - музыкальное; - спортивное; - арт; - индустриальное; - интернет-культурное.

Среди современных видов субкультур выделяют следующие направления:

- музыкальное;

- спортивное;

- арт;

- индустриальное;

- интернет-культурное.

Арт-субкультура  Арт-субкультура - это неформальные движения, связанные с творческим самовыражением, хобби. Это и граффити, и андеграундное искусство, ролевые игры, и аниме.

Арт-субкультура

Арт-субкультура - это неформальные движения, связанные с творческим самовыражением, хобби. Это и граффити, и андеграундное искусство, ролевые игры, и аниме.

Граффити – самый узнаваемый вид арт-субкультуры. Под ним понимают надписи и рисунки на стенах зданий, подъездов, станций метрополитена. Современное граффити-движение зародилось в Нью-Йорке.

Граффити – самый узнаваемый вид арт-субкультуры. Под ним понимают надписи и рисунки на стенах зданий, подъездов, станций метрополитена. Современное граффити-движение зародилось в Нью-Йорке.

 Многие уличные художники в своих работах отражают острые социальные или политические темы, кто-то создает настоящие шедевры на стенах домов, а популярные в последние годы 3D-картины на улицах городов поражают своей реалистичностью.

Многие уличные художники в своих работах отражают острые социальные или политические темы, кто-то создает настоящие шедевры на стенах домов, а популярные в последние годы 3D-картины на улицах городов поражают своей реалистичностью.

Ролевики – жители двух миров

Ролевики – жители двух миров

Ролевики или исторические реконструкторы – еще одно направление арт-субкультуры. В основе ролевого движения лежит увлечение фэнтези или историей. Каждый участник ролевой игры перевоплощается в определенного персонажа и действует согласно сценарию. В основе игры могут лежать как исторические события, так и сюжеты произведений в стиле фэнтези.

Ролевики или исторические реконструкторы – еще одно направление арт-субкультуры.

В основе ролевого движения лежит увлечение фэнтези или историей. Каждый участник ролевой игры перевоплощается в определенного персонажа и действует согласно сценарию. В основе игры могут лежать как исторические события, так и сюжеты произведений в стиле фэнтези.

Участники стараются как можно более достоверно повторить бытовые условия, костюмы, ремесла, сражения конкретной эпохи. Популярны у ролевиков викинги, Древняя Русь или средневековые рыцарские сражения.

Участники стараются как можно более достоверно повторить бытовые условия, костюмы, ремесла, сражения конкретной эпохи. Популярны у ролевиков викинги, Древняя Русь или средневековые рыцарские сражения.

Анимешники и косплееры

Анимешники и косплееры

 Еще один вид субкультуры молодежи – отаку. В его основе любовь к японской анимации и манге (японский комикс). Участники этого движения не только пассивно смотрят мультфильмы, но и создают свои собственные, устраивают фестивали и конкурсы косплея.    Косплей – перевоплощение в конкретного персонажа аниме, манги, фильма или компьютерной игры. Это не только достоверный костюм и прическа, многие с помощью арт-макияжа стараются добиться полного сходства с выбранным героем.

Еще один вид субкультуры молодежи – отаку.

В его основе любовь к японской анимации и манге (японский комикс). Участники этого движения не только пассивно смотрят мультфильмы, но и создают свои собственные, устраивают фестивали и конкурсы косплея.

Косплей – перевоплощение в конкретного персонажа аниме, манги, фильма или компьютерной игры. Это не только достоверный костюм и прическа, многие с помощью арт-макияжа стараются добиться полного сходства с выбранным героем.

Музыкальные субкультуры  В понятии субкультуры виды неразрывно связаны с развитием музыкальных жанров. Первым музыкальным течением считаются любители рок-н-ролла 50-х годов XX века – рокабилли. Яркие и дерзкие, они бросали вызов общественным устоям, отвоевывая свое право на самовыражение.

Музыкальные субкультуры

В понятии субкультуры виды неразрывно связаны с развитием музыкальных жанров. Первым музыкальным течением считаются любители рок-н-ролла 50-х годов XX века – рокабилли. Яркие и дерзкие, они бросали вызов общественным устоям, отвоевывая свое право на самовыражение.

 С развитием рок-музыки в 60-е появились хиппи, выступающие за мир без войн, за любовь к природе и гармонию с ней. «Дети цветов» предпочитали жить коммунами, носили длинные волосы, баловались легкими наркотиками и изучали восточную философию. Самопознание и раскрытие своих ментальных способностей, любовь к природе и отказ от насилия составляют основу субкультуры хиппи.  В 70-е годы разнообразие жанров рок-музыки подарило миру панков, металлистов. В 80-е появились готы. В 90-х годах XX века развитие электронной музыки привело к появлению рейверов.  Общим для различных музыкальных субкультур является любовь к определенному жанру, внешний вид, копирующий популярных музыкантов, философия и ценности, присущие конкретному жанру музыки.

С развитием рок-музыки в 60-е появились хиппи, выступающие за мир без войн, за любовь к природе и гармонию с ней. «Дети цветов» предпочитали жить коммунами, носили длинные волосы, баловались легкими наркотиками и изучали восточную философию. Самопознание и раскрытие своих ментальных способностей, любовь к природе и отказ от насилия составляют основу субкультуры хиппи.

В 70-е годы разнообразие жанров рок-музыки подарило миру панков, металлистов. В 80-е появились готы. В 90-х годах XX века развитие электронной музыки привело к появлению рейверов.

Общим для различных музыкальных субкультур является любовь к определенному жанру, внешний вид, копирующий популярных музыкантов, философия и ценности, присущие конкретному жанру музыки.

Панки – анархисты, бросающие вызов общественным устоям

Панки – анархисты, бросающие вызов общественным устоям

В середине 70-х годов XX века зародилось панк-движение. Его участники противопоставляли себя обществу, выражали недовольство политическим строем. Панк как субкультура декларирует полную личную свободу, отказ от общепринятых правил, стремление полагаться на собственные силы и не поддаваться влиянию. Несмотря на то что панк-движение зародилось в далекие 70-е, оно остается актуальным и в современных реалиях. Протест против социальной несправедливости, призыв к личной свободе – то, что делает панк востребованным у молодёжи.

В середине 70-х годов XX века зародилось панк-движение. Его участники противопоставляли себя обществу, выражали недовольство политическим строем.

Панк как субкультура декларирует полную личную свободу, отказ от общепринятых правил, стремление полагаться на собственные силы и не поддаваться влиянию.

Несмотря на то что панк-движение зародилось в далекие 70-е, оно остается актуальным и в современных реалиях. Протест против социальной несправедливости, призыв к личной свободе – то, что делает панк востребованным у молодёжи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проведённого исследования, можно сказать, что молодёжная субкультура - не отклонение от нормы, не вариант девиантного поведения, а один из частных случаев, вариантов нормы, характерной для индустриально-развитых и постиндустриальных обществ.

Каждая конкретная социальная система и соответствующая ей культура включает в себя различные подсистемы, или субкультуры, которые характеризуется своими специфическими чертами, образом жизни, мировосприятием и т.д. Эти подсистемы отличаются от базовых тем, что они являются неполными, частичными.

Субкультуры - это некие подкультуры, или культуры в культуре. Они подобны клеткам живой ткани: их множество и они все взаимосвязаны. Кроме того, они несут в себе все особенности своего материнского организма (или базовой культуры). Социокультурные системы на идентичной стадии развития обладают одним и тем же набором субкультур. Причём субкультуры предоставляют человеку право сознательно выбрать их.

Молодёжная субкультура - это переходная стадия становления личности, утрачивающая свое значение по мере адаптации юноши к миру взрослых. Однако, с одной стороны, неформальные молодёжные группы культивируют протест против общества взрослых, его ценностей и авторитетов, но, с другой, именно они призваны способствовать адаптации молодежи к тому же обществу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!