СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Непроизводные и производные предлоги»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок ориентирован на учащихся с ОВЗ по зрению, поэтому нацелен на соблюдение режима зрительной нагрузки.

Просмотр содержимого документа
««Непроизводные и производные предлоги»»

Тема урока: «Непроизводные и производные предлоги»

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма организации учебной деятельности: Комбинированная, парная, индивидуальная.

Формируемые на уроке компетенции:

• Формирование коммуникативной компетенции: развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

• Формирование языковой и лингвистической компетентностей: формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Планируемые результаты:

• Предметные: знать о признаках непроизводных и производных предлогов; уметь отличать производные предлоги от других омонимичных частей речи.

• Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него как основного носителя русской культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

• Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, умения планировать, оценивать достигнутые результаты и формулировать выводы; умение работать в парах; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Развитие УУД:

• Личностные УУД: стремиться к речевому самосовершенствованию.

• Коммуникативные УУД: точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.

• Познавательные УУД: опознавание и анализ производных предлогов.

• Регулятивные УУД: планировать последовательность действий, формулировать выводы, оценивать себя и одноклассников.

 Необходимые ресурсы и оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, лупы, фоны на парту, карточки для лесенки, карта-навигатор, 2 вида лишайников, елочки с названиями частей речи,





ХОД УРОКА



1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Обратите, пожалуйста, внимание на то, что сегодня у нас не совсем обычный урок, на нем присутствует много гостей, но мы с Вами, несмотря на это, будем работать в обычном режиме. Улыбнитесь друг другу и посмотрите, как в классе стало светлее и теплее от ваших улыбок.

- Спасибо большое. Садитесь. Я уверена, что наше сотрудничество с Вами на уроке будет плодотворным и надеюсь на совместную работу.

2. Мотивация к учебной деятельности.

2 слайд - А начнём мы наш урок с эпиграфа:

«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». Эти слова принадлежат Константину Георгиевичу Паустовскому. Как вы понимаете эти слова? Значит, чтобы по-настоящему любить свою страну, нужно по-настоящему любить русский язык и владеть им в совершенстве. Вы любите свою страну? Хорошо! Молодцы!!!

- Какую тему мы с вами начали изучать? (Предлоги) Сегодня мы продолжим подниматься по лестнице знаний и узнаем, то что мы еще не знаем о предлогах.


3. Проблемная ситуация. Выявление места и причины затруднения.

− Ребята, сначала давайте проверим, насколько хорошо вы умеете находить предлоги в предложениях. У вас на столе лежит карта - навигатор к уроку, обратимся к заданию №1. Я предлагаю поработать с тремя предложениями. Вам нужно вставить орфограммы, найти предлоги и подчеркнуть их. Даю на эту работу 1 минуту (Работа с карточками на фонах).

1) Капли дождя соб…рались с ветвей на ствол, укрупнялись, перескакивали на изгибах ствола и часто пог…сали в густых светло(зеленых) лишайниках, одевающих ствол.

2) На моих глазах маленькое озеро под деревом прорв…ло, поток под снегом понёсся к дорог…, ставшей теперь плотиной.

3) Земля благодаря обилию снега пр…питалась влагой.

− Теперь проверим, что у вас получилось. Читайте предложение и называйте буквы, которые вы вставили, объясняя орфограммы.

Допустили ли вы орфографические ошибки? (проверить, если есть ошибки, отработать правила).

1) Капли дождя собирались с ветвей на ствол, укрупнялись, перескакивали на изгибах ствола и часто пог…сали (гасли) в густых светло(зеленых) лишайниках, одевающих ствол.

2) На моих глазах маленькое озеро под деревом прорвало (проверочное слово: рвать), поток под снегом понёсся к дороге (1 скл., Д.п.), ставшей теперь плотиной.

3) Земля благодаря обилию снега пропиталась (неизменяемая приставка) влагой.

Словарная работа с лишайниками (динамическая пауза)

- Что такое лишайники? Все ли знают значение этого слова? (Лишайник - маленькое моховидное растение из класса лишайников). Видели ли вы их? Выходите к доске, рассмотрите некоторых представителей этого класса. Русское название лишайники получили за визуальное сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название «лишаи»). Их можно спокойно трогать руками и ничего не бояться.

Перед вами лишайники накипные (корковые) и кустистые.

(Тифлокомментирование)

Накипные лишайники образуют желтые и сероватые корки похожие на губку или мох, которые плотно прирастают к деревьям, камням, крышам, в результате чего их трудно оторвать от поверхности.

Кустистые лишайникам выглядят как небольшие кустики или деревце. Эти растения растут на почве или стволах деревьев, свисая сверху вниз. Перед вами исландский мох.

Из лишайников изготавливают пищевые добавки, корма для животных, медицинские препараты, красители.

− Садитесь. Продолжим работу с предложениями. Нам нужно было найти предлоги. Какие предлоги в 1 предложении? Назовите предлоги во 2 предложении, в 3.

− Что вы не смогли сделать? (отвечают, что не нашли предлог в третьем предложении). Давайте поставим вопросительный знак карандашом рядом с этим предложением. Потому что предлог здесь есть. Но где он?


4. «Лестница знаний». Определение темы и цели урока.

− Чтобы найти предлог, давайте вспомним, что вы уже знаете о предлогах. Для этого пройдем по «Лестнице знаний» (Слайд 4). Наша цель узнать, на какой ступеньке мы сейчас находимся. (карточки с вопросами на желтом фоне)

Выходите к доске по цепочке, берете вопрос, отвечаете на него и прикрепляете той стороной, где написан вопрос.

Вопросы:

1) На какой вопрос отвечает предлог? (К предлогам нельзя задать вопрос, он сам участвует в вопросе).

2) Каким членом предложения является предлог? (Предлог не является членом предложения).

3) Какова синтаксическая роль предлогов? (Предлог служит для связи слов в предложении).

4) Какими бывают предлоги по употреблению? (Предлоги бывают однозначными и многозначными предлогами)

5) К какой группе частей речи относится предлог? (Предлог относится к служебным частям речи).

6) Какие предлоги относятся к производным, а какие – к непроизводным?

Ребята, мы поднялись на ту ступеньку, где наших знаний недостаточно для ответа.

- Значит, какова тема урока? − Молодцы! Тема урока: «Непроизводные и производные предлоги» (Слайд 1).

− Давайте поставим цели нашего урока. Помогут нам в этом три волшебных глагола: узнать, понять, научиться (Слайд 2)

- Что надо узнать?

- Что нужно понять?

- Чему мы должны научиться?

Цели урока (Слайд 3-5) (спросить по группам):

− узнать, что такое производные и непроизводные предлоги;

− понять, чем производные предлоги отличаются от непроизводных;

− научиться находить предлоги в тексте и отличать их от других частей речи.



5. Лексическая работа.

− Рассмотрите задание № 2 на карте - путеводителе. Я предлагаю вам толкования слова производный из разных словарей. Сформулируйте сами, что обозначает слово производный (опрос по группам).

Производный – это

  • образованный от другого, проистекший из чего-то другого 

(«Толковый словарь» Сергея Ивановича Ожегова).

  •  произведенный от чего-л. другого

(«Толковый словарь русского языка» Татьяны Фёдоровны Ефремовой).

  • произведенный, образованный от чего-л. другого

(Малый Академический словарь)

- Что же обозначает слово производный?

- Ребята, как вы думаете, те предлоги, которые вы легко определили в предложениях, - производные или нет? Назовите еще непроизводные предлоги.

Молодцы! Вы их хорошо знаете и быстро находите в предложениях. Теперь поработаем с производными предлогами.


6. Работа с таблицей (задания 3).

– Мы с вами определили, что производные – это образованные от чего-либо. Поскольку речь идет о части речи – предлог, он образуется от других частей речи. Давайте посмотрим, от каких? Для этого поработаем с примерами из задания 3. В правой колонке у вас записаны предлоги, а в левой - слова, от которых они образовались. Читаем примеры из левой колонки, задаем вопрос к выделенному слову, определяем часть речи.


Другие части речи

Предлоги

Положить деньги на счёт в банке.


Узнать насчёт книги

Узнать (насчет чего?) насчет книги


Ходить вокруг да около.

Дом около леса

Дом (около чего?) леса

Ходить вокруг дома

Ходить (вокруг чего?) дома

Он пел, не смотря в ноты.

Выполнить несмотря на трудности

Выполнить (несмотря на что?) на трудности


- Ребята из 1 группы, от какой части речи может быть образован предлог? Все согласны? 2 группа, от какой еще части речи? 3 группа?

Итак, поработав с таблицей, какие выводы Вы можете сделать? (производные предлоги похожи на самостоятельные части речи, они образованы, произведены от существительных, наречий, деепричастий; они сами участвуют в вопросе). (Слайд 6)

Теперь мы можем подняться на еще одну ступеньку и ответить на вопрос № 6: Какие предлоги относятся к производным, а какие – к непроизводным? Ответьте!

(Производные предлоги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, а непроизводные предлоги не образованы от самостоятельной части речи, они всегда относились к этой части речи!)

(открыли новую ступеньку)

7. Первичное закрепление.

Игра «Кто быстрее нарядит елочку»

(Ёлочки с названиями частей речи прикреплены на доску, игрушки размещены по классу) (динамическая пауза)

- Закрепим полученные знания. В преддверии Нового года поупражняемся в украшении елок и проведем игру «Кто быстрее нарядит елочку». Прошу выйти по одному представителю от каждого ряда и выбрать ёлочку. Что обозначают написанные на них слова? (Перед нами части речи, от которых могут быть образованы производные предлоги). Ваша задача: выбрать из предложенных украшений те предлоги, которые могут быть образованы от вашей части речи, и прикрепить их к елочке.

Предлоги для задания: в течение, в заключение, с целью, возле, напротив, позади, начиная с, включая, не считая, для, по, от.

Давайте проверим. Каждая группа по очереди показывает свою елочку и объясняет свой выбор. Ребята из других групп, проверяйте товарищей (проверка).

От существительного: в течение, в заключение, с целью;

От наречия: возле, напротив, позади;

От деепричастия: начиная с, включая, не считая.

Оцените устно работу ваших групп.

Ребята, вы обратили внимание, что у нас остались предлоги, которые мы не можем отнести к той или иной группе? Что это за предлоги? (для, по, от - непроизводные). Молодцы!

8. Работа по теме урока.

Ребята, вы уже заметили, что производные предлоги похожи на самостоятельные части речи, как близнецы. 7) Как отличить производный предлог от самостоятельной части речи?

- Вернемся в начало лестницы, к тем знаниям, которые мы уже открыли для себя. Предлог не является членом предложения, к нему нельзя задать вопрос, он сам участвует в вопросе.

А теперь давайте рассмотрим то предложение, в котором мы не нашли предлог. Сможете ли вы это сделать сейчас? (если появилось затруднение, разобрать предложение, составить цепочку вопросов, обратить внимание на то, что к слову благодаря нельзя задать вопрос, оно само участвует в вопросе).

Итак, чтобы отличить производный предлог от другой части речи надо запомнить, что: (Слайд 7)

- к предлогу нельзя поставить вопрос; т. к. он не является членом предложения.

- предлог сам участвует в вопросе;

- к предлогу можно подобрать синоним. (Производный предлог может быть заменён непроизводным или другим производным предлогом).

Земля благодаря обилию снега пропиталась влагой. (Из-за)

Творческое задание

Подберите к производным предлогам синонимичные непроизводные.

Сидеть возле костра. Предлог возле каким можно заменить? (У).

Договориться насчет поездки. Каким предлогом можно заменить? (О)

Идти вдоль улицы. (по)

Молодцы!

9. Закрепление имеющихся знаний.

1) Работа с предложениями (задание № 4).

Чтобы научиться отличать производные предлоги и самостоятельные части речи, давайте поработаем с предложениями все вместе, определим, какая перед нами часть речи. Поставьте вопросы к выделенным словам.

1 группа:

Футболист промчался мимо. (НАРЕЧИЕ) – Мы проплывали мимо домика. (ПРЕДЛОГ)

2 группа:

Саша и Таня радовались, (что делая?) благодаря родителей за прекрасные подарки. (ДЕЕПРИЧАСТИЕ) – Андрей понял (благодаря кому?) правило благодаря учителю. (ПРЕДЛОГ)

3 группа:

Ему долго пришлось идти довольно трудным путём. (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ) – Нас убедили (путем чего?) путём веских доказательств. (ПРЕДЛОГ)

Теперь мы можем ответить на 7 вопрос? Как отличить слово самостоятельной части речи и производный предлог?

10. Физкультминутка

11. Самостоятельная работа.

- Теперь давайте проверим, насколько хорошо каждый из вас усвоил тему урока. Прочитайте предложения. Выпишите номер предложения с производным предлогом, сам предлог, из какой части речи произошло. Заполните таблицу.

1) Артист вышел навстречу публике.

2) Я иду на встречу с другом

3) Сторож всю ночь ходил вокруг сада.

4) Ей хорошо было видно всё вокруг.

5) Благодаря вмешательству хирурга жизнь больного была спасена.

6) Он уходил, благодаря за оказанную помощь.

− Проверьте по эталону, как вы справились с заданием.

1. Номер предложения

2. Предлог

3. Часть речи, из которой происходит

1

навстречу

существительное

3

вокруг

наречие

5

благодаря

деепричастие


Поднимите руку, кто выполнил все верно. У кого одна ошибка? Две ошибки? Если вы выполнили все верно – молодцы! Если у вас что-то не получилось, не расстраивайтесь! У вас еще все впереди, надо лишь немного постараться.

12. Итог урока

  • Какую задачу ставили?

− узнать, что такое производные и непроизводные предлоги;

− понять, чем производные предлоги отличаются от непроизводных;

− научиться находить предлоги в тексте и отличать их от других частей речи.

  • Удалось ли решить поставленную задачу?

  • Какие получили результаты?

Знание этой темы понадобится вам для сдачи экзаменов по русскому языку в 9 и 11 классах

14. Выставление отметок с комментированием

- Ребята, я благодарю вас за хорошую, плодотворную работу. Отметки за урок получают…

15. Домашнее задание

На дом я вам задам следующее задание: найдите в произведении, которое вы сейчас проходите по литературе, 5 предложений с производными и непроизводными предлогами и запишите их.

На дополнительную оценку задание творческого характера: сочинить сказку или стихотворение по теме «Предлог».

Ребята, спасибо за урок! Надеюсь, вы сегодня много узнали, открыли для себя новые знания. Но Вы, наверное, обратили внимание, что на нашей лестнице остались неоткрытые ступени, по которым вам предстоит шагать, поднимаясь к знаниям.


13. Рефлексия

Поднимите карточку того цвета, который соответствует Вашим знаниям, полученным на уроке.

Красный шар – в этой теме для меня осталось много непонятного.

Оранжевая шар – в этой теме некоторые вопросы я не понял.

Зеленая шар – эту тему я понял очень хорошо.





Карта-навигатор для урока


Фамилия учащегося___________________________________

Тема урока __________________________________________


1 задание: Прочитайте предложения. Вставьте орфограммы, найдите предлоги и подчеркните их.

1) Капли дождя соб…рались с ветвей на ствол, укрупнялись, перескакивали на изгибах ствола и часто пог…сали в густых светло(зеленых) лишайниках, одевающих ствол.

2) На моих глазах маленькое озеро под деревом прорв…ло, поток под снегом понёсся к дорог…, ставшей теперь плотиной.

3) Земля благодаря обилию снега пр…питалась влагой.


2 задание: Сформулируйте, что обозначает слово производный.


ПРОИЗВОДНЫЙ – ЭТО

  • образованный от другого, проистекший из чего-то другого. («Толковый словарь» С. И. Ожегова).


  • произведенный от чего-л. другого. («Толковый словарь русского языка» Т. Ф. Ефремовой).


  • произведенный, образованный от чего-л. Другого (Малый Академический словарь)

3 задание: Прочитайте примеры из левой колонки, задайте вопрос к выделенному слову, определите часть речи, от которой образовался предлог.


Другие части речи


Предлоги

Положить деньги на счёт в банке.

Узнать насчёт книги.



Ходить вокруг да около.

Дом около леса.


Ходить вокруг дома.


Он пел, не смотря в ноты.

Выполнить несмотря на трудности.


4 задание: Определите, какая перед нами часть речи.

Поставьте вопросы к выделенным словам.


1 ряд: Футболист промчался мимо. (______________) - Мы проплывали мимо домика. (______________)

2 ряд: Саша и Таня радовались, благодаря родителей за прекрасные подарки. (______________) - Андрей понял правило благодаря учителю. (______________)

3 ряд: Ему долго пришлось идти довольно трудным путём. (______________) - Нас убедили путём веских доказательств. (______________)


Домашнее задание: найдите в произведении, которое вы сейчас проходите по литературе, 5 предложений с производными и непроизводными предлогами и запишите их.

На дополнительную оценку задание творческого характера: сочинить сказку или стихотворение по теме «Предлог».

Самостоятельная работа.


Фамилия учащегося___________________________________


Задание: Прочитайте предложения. Запишите в таблицу номер предложения с производным предлогом, сам предлог, из какой части речи произошел.


1) Он шёл самым трудным путём.

2) Нас убедили путём веских доказательств.

3) Сторож всю ночь ходил вокруг сада.

4) Ей хорошо было видно всё вокруг.

5) Благодаря вмешательству хирурга жизнь больного была спасена.

6) Он уходил, благодаря за оказанную помощь.


Номер предложения

Предлог

Часть речи, из которой происходит





















11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!