СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Непроизводные и производные предлоги.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для формирования представления обучающихся о  непроизводных и производных предлогах.                                                                                                                    

Задачи:  выработать умения различать производные и непроизводные предлоги; научиться правильно использовать производные и непроизводные предлоги в устной и письменной речи.

Просмотр содержимого документа
«Непроизводные и производные предлоги.»

Непроизводные и производные предлоги.


Класс: 7


Цель: создать условия для формирования представления обучающихся о непроизводных и производных предлогах.

Задачи: выработать умения различать производные и непроизводные предлоги; научиться правильно использовать производные и непроизводные предлоги в устной и письменной речи.

Планируемые результаты

Личностные:

- формировать основы саморазвития, навыки приобретения личного опыта;

- способствовать формированию навыков самостоятельной работы, поиск путей решения различных учебных задач;

Метапредметные:

- умение ставить и формулировать новые учебные задачи, развивающие познавательную деятельность учащихся;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности;

Предметные: 

- научить отличать производные и непроизводные предлоги;

- познакомить учащихся с происхождением производных предлогов;

- сформировать умение различать производные предлоги от омонимичных слов самостоятельных частей речи;

Регулятивные:

- целеполагание, планирование деятельности; 

- включение в организацию учебной деятельности;

- контроль, оценка.

Коммуникативные: 

-ориентированность на сотрудничество, взаимодействие;

- умение создавать собственное высказывание, аргументировать свой ответ.

Содержание урока:

I. Организация начала урока.

Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

II. Актуализация знаний:

  1. Устный фронтальный опрос

-Как называется раздел науки о языке, которая изучает части речи? (морфология)

-На какие группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)

-Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (Не имеют морфологических признаков, не выполняют синтаксической роли)

-Предлог – это? (Служебная часть речи, выражающая зависимость одних слов от других в предложениях и словосочетаниях)

-Какими бывают предлоги по своему строению? (простыми и составными)


III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание:

 Ребята проверим, насколько хорошо вы умеете находить предлоги в предложениях. Я предлагаю поработать с тремя предложениями (карточка 1). Вам нужно их списать, вставить орфограммы, найти предлоги и обозначить их. Даю на эту работу 3 минуты 


Из(под) забора выле..   сосе..ский кот (Т,т)имофей.

Весь день он пр..сидел у норы, подж..дая мышку.

Благодаря  забот..   своей  хозяйк..  (Т,т)имофей (не)остался голодным.

− Кто выполнил задание? Теперь  проверим, что у вас получилось. Допустили ли вы орфографические ошибки?  проверить, если есть ошибки, отработать правила).

Из-под забора вылез соседский кот Тимофей.

Весь день он просидел у норы, поджидая мышку.

Благодаря заботе своей хозяйки Тимофей не остался голодным.

− Нам нужно было найти предлоги. 1 пара где предлог в 1 предложении? 2 пара , назовите предлог во 2 предложении, в 3 предложении все вместе .

− Что вы не смогли сделать? (отвечают, что не нашли предлог в третьем предложении). Давайте поставим вопросительный знак карандашом рядом с этим предложением. А предлог здесь есть. Но где он?


- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке,

-Какие задачи поставим перед собой?


Цели урока:

−  узнать, что такое производные и непроизводные предлоги;

− понять, чем производные предлоги отличаются от непроизводных;

− научиться находить предлоги в тексте и отличать их от других частей речи.


IV. Усвоение новых знаний:

- Сформулируйте сами, что обозначает слово производный 

− Я предлагаю вам толкования слова производный


Производный - образованный, произведённый от другой, простейшей или основной величины, формы, категории.


Ребята, как вы думаете, те предлоги, которые вы легко определили в предложениях, - производные или нет? Назовите еще непроизводные предлоги.

Молодцы! Вы их хорошо знаете и быстро находите в предложениях. Теперь поработаем с производными предлогами.

Производные предлоги

Самостоятельные части речи

Вследствие погоды (из-за погоды)

сущ. В следствии по делу наметились перемены.

Вроде домика (подобно)

сущ.Слово согласуется в роде, числе, падеже

Благодаря помощи друзей (с помощью)

дееприч.Искренне благодаря за помощь

Несмотря на дождь пошли гулять (вопреки дождю)

 дееприч.Шли, не смотря себе под ноги.

Строят позади дома (позади чего?)

 нар.Стоял немного позади

Итак, каковы выводы? Дети отвечают, что производные предлоги можно заменить непроизводным предлогом или вопросом.





 Мы с вами определили, что производные – это образованные от чего-либо. Поскольку речь идет о части речи – предлог, он образуется от других частей речи. Давайте посмотрим, от каких? Для этого поработаем с примерам из карточки 2. Читаем примеры из левой колонки, задаем вопрос к выделенному слову, определяем часть речи.

Другие части речи

Предлоги

Положить деньги на счёт в банке.

Узнать насчёт книги

Ходить вокруг да около.

Дом около леса

Ходить вокруг дома

Он пел, не смотря в ноты.

Выполнить несмотря на трудности

- Итак, поработав с таблицей, какие выводы Вы можете сделать?  (производные предлоги похожи на самостоятельные части речи, они образованы, произведены от существительных, наречий, деепричастий).  Давайте проверим, верны ли наши выводы (


V. Первичная проверка усвоения знаний:


  1. Синтаксический разбор

Земля благодаря обилию снега пропиталась влагой до глубины.


2. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. На карточках напротив каждого предложения графически обозначьте, какой частью речи является выделенное слово:

НП – непроизводный предлог,

ПП – производный предлог,

С – существительное,

Н – наречие,

Д – деепричастие (


1 вариант

1. В течении наших сибирских рек часто встречаются пороги.

2. Дети гуляли в продолжение часа.

3.Сторожевые собаки смирно сидели около.

4. Замок находится на высокой горе.

5. Мальчик шёл, не смотря по сторонам.

2 вариант

1. Он уходил, благодаря за оказанную помощь.

2. Мы встретимся по окончанию фильма.

3. Сторож всю ночь ходил вокруг сада.

4. Ни одной живой души не было видно вблизи.

5. В продолжении повести появятся новые герои.


1 в.

1. С

2. ПП

3. Н

4. НП

5. Д

2 в.

1. Д

2. НП

3. ПП

4. Н

5. С


3. Цифровой диктант

1 – произ

2 часть речи

  1. В течение дня он не раз заговаривал со мной.

  2. В течении военных событий произошли резкие изменения.

  3. О судьбе героев автор обещал рассказать в продолжении романа.

  4. Ванюша в продолжение часа таскал за ней по базару корзину.

  5. Сговорившись на счет завтрашнего дня, они простились.

  6. Все доходы переведите на счет нашей бригады.

  7. Благодаря мастерству спортсменов наша команда победила.

  8. Благодаря родителей, не забудьте сказать добрые слова.

-Давайте проверим, что у вас получилось. 

Код - 12211212

4. Работа с текстом (распечатка). Давайте прочитаем текст, ваша задача – найти в нем производные предлоги и выписать их себе в тетрадь.

У моря

      (1) В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море. (2)Море прозрачное, зеленоватого цвета, а вдали лежит тёмно-синей полосой, чуть-чуть подёрнутой дымкой. (3)Красиво море на рассвете, когда из-за горизонта выплывает огненный шар.

      (4) Несмотря на хорошую погоду, берег пуст. (5) Над водой носятся белокрылые чайки. (6) Вдруг чайки улетают прочь. (7) По-видимому, их зоркие глаза заметили вдали теплоход, и они устремились к нему. (8) От огромной машины, стараясь перегнать друг друга, бегут к берегу волны, но, натолкнувшись на невидимую преграду, шипя и сердясь, оставляют на камнях пену.

      (9) В продолжение трёх недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю. (10) Впоследствии с большим удовольствием вспоминал эти прогулки по морскому берегу.   

Вопросы по тексту:

-  Определите тему текста. (О красоте моря) .

- Выпишите грамматическую основу предложения 5 (Чайки носятся)

- Во втором абзаце найдите предложение/я с деепричастным оборотом/ами.

- Выпишите номер/а предложений и деепричастные обороты. (стараясь перегнать друг друга, натолкнувшись на невидимую преграду)



VI. Рефлексия.

- Какую задачу ставили?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Какие получили результаты?

VI. Информация о домашнем задании:



  1. Выписать из художественной литературы 5 предложений с производными предлогами и 5 предложений с непроизводными предлогами.

  2. Упр.340











4. Работа с текстом (распечатка). Давайте прочитаем текст, ваша задача – найти в нем производные предлоги и выписать их себе в тетрадь.

У моря

(1) В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море. (2)Море прозрачное, зеленоватого цвета, а вдали лежит тёмно-синей полосой, чуть-чуть подёрнутой дымкой. (3)Красиво море на рассвете, когда из-за горизонта выплывает огненный шар.

(4) Несмотря на хорошую погоду, берег пуст. (5) Над водой носятся белокрылые чайки. (6) Вдруг чайки улетают прочь. (7) По-видимому, их зоркие глаза заметили вдали теплоход, и они устремились к нему. (8) От огромной машины, стараясь перегнать друг друга, бегут к берегу волны, но, натолкнувшись на невидимую преграду, шипя и сердясь, оставляют на камнях пену.

(9) В продолжение трёх недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю. (10) Впоследствии с большим удовольствием вспоминал эти прогулки по морскому берегу.




4. Работа с текстом (распечатка). Давайте прочитаем текст, ваша задача – найти в нем производные предлоги и выписать их себе в тетрадь.

У моря

(1) В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море. (2)Море прозрачное, зеленоватого цвета, а вдали лежит тёмно-синей полосой, чуть-чуть подёрнутой дымкой. (3)Красиво море на рассвете, когда из-за горизонта выплывает огненный шар.

(4) Несмотря на хорошую погоду, берег пуст. (5) Над водой носятся белокрылые чайки. (6) Вдруг чайки улетают прочь. (7) По-видимому, их зоркие глаза заметили вдали теплоход, и они устремились к нему. (8) От огромной машины, стараясь перегнать друг друга, бегут к берегу волны, но, натолкнувшись на невидимую преграду, шипя и сердясь, оставляют на камнях пену.

(9) В продолжение трёх недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю. (10) Впоследствии с большим удовольствием вспоминал эти прогулки по морскому берегу.




4. Работа с текстом (распечатка). Давайте прочитаем текст, ваша задача – найти в нем производные предлоги и выписать их себе в тетрадь.

У моря

(1) В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море. (2)Море прозрачное, зеленоватого цвета, а вдали лежит тёмно-синей полосой, чуть-чуть подёрнутой дымкой. (3)Красиво море на рассвете, когда из-за горизонта выплывает огненный шар.

(4) Несмотря на хорошую погоду, берег пуст. (5) Над водой носятся белокрылые чайки. (6) Вдруг чайки улетают прочь. (7) По-видимому, их зоркие глаза заметили вдали теплоход, и они устремились к нему. (8) От огромной машины, стараясь перегнать друг друга, бегут к берегу волны, но, натолкнувшись на невидимую преграду, шипя и сердясь, оставляют на камнях пену.

(9) В продолжение трёх недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю. (10) Впоследствии с большим удовольствием вспоминал эти прогулки по морскому берегу.


4. Работа с текстом (распечатка). Давайте прочитаем текст, ваша задача – найти в нем производные предлоги и выписать их себе в тетрадь.

У моря

(1) В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно и смотреть на море. (2)Море прозрачное, зеленоватого цвета, а вдали лежит тёмно-синей полосой, чуть-чуть подёрнутой дымкой. (3)Красиво море на рассвете, когда из-за горизонта выплывает огненный шар.

(4) Несмотря на хорошую погоду, берег пуст. (5) Над водой носятся белокрылые чайки. (6) Вдруг чайки улетают прочь. (7) По-видимому, их зоркие глаза заметили вдали теплоход, и они устремились к нему. (8) От огромной машины, стараясь перегнать друг друга, бегут к берегу волны, но, натолкнувшись на невидимую преграду, шипя и сердясь, оставляют на камнях пену.

(9) В продолжение трёх недель своего отпуска я каждое утро ходил к морю. (10) Впоследствии с большим удовольствием вспоминал эти прогулки по морскому берегу.



Карточка 1

Из(под) забора выле..   сосе..ский кот (Т,т)имофей.

Весь день он пр..сидел у норы, подж..дая мышку.

Благодаря  забот..   своей  хозяйк..  (Т,т)имофей (не)остался голодным.




Карточка 1

Из(под) забора выле..   сосе..ский кот (Т,т)имофей.

Весь день он пр..сидел у норы, подж..дая мышку.

Благодаря  забот..   своей  хозяйк..  (Т,т)имофей (не)остался голодным.





Карточка 1

Из(под) забора выле..   сосе..ский кот (Т,т)имофей.

Весь день он пр..сидел у норы, подж..дая мышку.

Благодаря  забот..   своей  хозяйк..  (Т,т)имофей (не)остался голодным.






Карточка 1

Из(под) забора выле..   сосе..ский кот (Т,т)имофей.

Весь день он пр..сидел у норы, подж..дая мышку.

Благодаря  забот..   своей  хозяйк..  (Т,т)имофей (не)остался голодным.





Карточка 1

Из(под) забора выле..   сосе..ский кот (Т,т)имофей.

Весь день он пр..сидел у норы, подж..дая мышку.

Благодаря  забот..   своей  хозяйк..  (Т,т)имофей (не)остался голодным.





Карточка 1

Из(под) забора выле..   сосе..ский кот (Т,т)имофей.

Весь день он пр..сидел у норы, подж..дая мышку.

Благодаря  забот..   своей  хозяйк..  (Т,т)имофей (не)остался голодным.





Карточка 1

Из(под) забора выле..   сосе..ский кот (Т,т)имофей.

Весь день он пр..сидел у норы, подж..дая мышку.

Благодаря  забот..   своей  хозяйк..  (Т,т)имофей (не)остался голодным.








Другие части речи

Предлоги

Положить деньги на счёт в банке.

Узнать насчёт книги

Ходить вокруг да около.

Дом около леса

Ходить вокруг дома

Он пел, не смотря в ноты.

Выполнить несмотря на трудности





Другие части речи

Предлоги

Положить деньги на счёт в банке.

Узнать насчёт книги

Ходить вокруг да около.

Дом около леса

Ходить вокруг дома

Он пел, не смотря в ноты.

Выполнить несмотря на трудности




Другие части речи

Предлоги

Положить деньги на счёт в банке.

Узнать насчёт книги

Ходить вокруг да около.

Дом около леса

Ходить вокруг дома

Он пел, не смотря в ноты.

Выполнить несмотря на трудности




Другие части речи

Предлоги

Положить деньги на счёт в банке.

Узнать насчёт книги

Ходить вокруг да около.

Дом около леса

Ходить вокруг дома

Он пел, не смотря в ноты.

Выполнить несмотря на трудности







Другие части речи

Предлоги

Положить деньги на счёт в банке.

Узнать насчёт книги

Ходить вокруг да около.

Дом около леса

Ходить вокруг дома

Он пел, не смотря в ноты.

Выполнить несмотря на трудности






Другие части речи

Предлоги

Положить деньги на счёт в банке.

Узнать насчёт книги

Ходить вокруг да около.

Дом около леса

Ходить вокруг дома

Он пел, не смотря в ноты.

Выполнить несмотря на трудности




Определите, какой частью речи являются выделенные слова. На карточках напротив каждого предложения графически обозначьте, какой частью речи является выделенное слово:


1 вариант

1. В течении наших сибирских рек часто встречаются пороги.

2. Дети гуляли в продолжение часа.

3.Сторожевые собаки смирно сидели около.

4. Замок находится на высокой горе.

5. Мальчик шёл, не смотря по сторонам.




Определите, какой частью речи являются выделенные слова. На карточках напротив каждого предложения графически обозначьте, какой частью речи является выделенное слово:

2 вариант

1. Он уходил, благодаря за оказанную помощь.

2. Мы встретимся по окончанию фильма.

3. Сторож всю ночь ходил вокруг сада.

4. Ни одной живой души не было видно вблизи.

5. В продолжении повести появятся новые герои.




Определите, какой частью речи являются выделенные слова. На карточках напротив каждого предложения графически обозначьте, какой частью речи является выделенное слово:


1 вариант

1. В течении наших сибирских рек часто встречаются пороги.

2. Дети гуляли в продолжение часа.

3.Сторожевые собаки смирно сидели около.

4. Замок находится на высокой горе.

5. Мальчик шёл, не смотря по сторонам.




Определите, какой частью речи являются выделенные слова. На карточках напротив каждого предложения графически обозначьте, какой частью речи является выделенное слово:

2 вариант

1. Он уходил, благодаря за оказанную помощь.

2. Мы встретимся по окончанию фильма.

3. Сторож всю ночь ходил вокруг сада.

4. Ни одной живой души не было видно вблизи.

5. В продолжении повести появятся новые герои.



Определите, какой частью речи являются выделенные слова. На карточках напротив каждого предложения графически обозначьте, какой частью речи является выделенное слово:


1 вариант

1. В течении наших сибирских рек часто встречаются пороги.

2. Дети гуляли в продолжение часа.

3.Сторожевые собаки смирно сидели около.

4. Замок находится на высокой горе.

5. Мальчик шёл, не смотря по сторонам.




Определите, какой частью речи являются выделенные слова. На карточках напротив каждого предложения графически обозначьте, какой частью речи является выделенное слово:

2 вариант

1. Он уходил, благодаря за оказанную помощь.

2. Мы встретимся по окончанию фильма.

3. Сторож всю ночь ходил вокруг сада.

4. Ни одной живой души не было видно вблизи.

5. В продолжении повести появятся новые герои.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!