СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Непроизводные и производные предлоги

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- познакомить учащихся с непроизводными и производными предлогами, с приёмами отграничения их от омонимичных частей речи;

- научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

- развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

- воспитывать коммуникативность, самостоятельность. (Слайд 2)

 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Лингвистическая разминка.

Правописание приставок при-, пре-, на з-, с-.

Пришкольный, преградить, притихнуть, престарый, приближаться, прибрежный,  прибить; безжалостный, сжечь, испечь, безвкусный, бесценный, рассказать, разбить, изгибаться.

 

  1. Изучение темы «Непроизводные и производные предлоги».

1) Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о производных и непроизводных предлогах. Наша с вами цель научиться правильно писать производные предлоги и отличать их от омонимичных форм. С понятиями производные и непроизводные предлоги вы уже знакомы. Само название предлогов, о которых пойдёт речь,  подсказывает их особенности.

 

- Что вы можете сказать о непроизводных предлогах?

Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались как предлоги: в, на, без, из, про, при, с, у, через и т. д. Они используются с разными падежами, имеют много значений.

 

- Что вы скажите о производных предлогах?

Производные предлоги образуются путем перехода самостоятель­ных частей речи в служебные, используются обычно с одним падежом, имеют одно или несколько значений: например, предлог в продолже­ние (часа, года) образован от существительного с предлогом (верить в продолжение сотрудничества); предлог несмотря на образован от деепричастия (Шахматист играет не смотря на доску.) и т. д.

 

     2) Приём «Верные и неверные утверждения».  (Слайд 3)

- Ребята, сейчас вы поочерёдно будете читать утверждения, записанные на доске и доказывать с помощью примеров, что эти высказывания правильные или неверные.

1.  Производными называются предлоги, кото­рые состоят из двух слов.

2.  Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3.  Все предлоги пишутся в одно слово.

4.  Правописание производных предлогов надо запомнить.

5.  В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6.  Производные предлоги омонимичны само­стоятельным частям речи.

 

 

Ответы (оформлены и распечатаны для каждого ученика в виде таблицы «Правописание предлогов»)

 

 

Правописание предлогов

1.  Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сест­ре, в школу.

2.  Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3.  Производные предлоги могут писаться в од­но слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в за­ключение, в отличие).

4.  Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфо­графическом словаре.

5.  Предлоги можно заменить другими предло­гами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на - вопре­ки; навстречу = ко, к; вместо - за; вследствие = из-за; вроде = как.

6.    Производные предлоги надо отличать от по­хожих (омонимичных) форм знаменательных час­тей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. —В следствие (во что?) по делу о пожаре подключи­лось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки. - На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. - На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка со­стоялась. — Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена про­гулки прекратились. - Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. - В течении реки. В продолжение отпуска. - В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. В заключении эксперта была дана оценка.

7. Предлог вследствие имеет причинное значе­ние; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в  течение, в продолже­ние, в заключение имеют на конце  букву е.

 

 

 

Учитель: Ребята, на столе у вас лежат отпечатанные листочки-памятки с верными утверждениями, которые мы только что рассмотрели. Давайте более подробно рассмотрим 6 и 7 пункты. Дома вы ещё раз  внимательно изучите этот материал и положите памятки  в свои накопительные папочки-помощники.

 

 

4.Изучение темы «Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи»

1) Приём «Отсроченная отгадка».

          Слово учителя.

-   Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

-  Может ли быть что-то общее между хамелео­ном и некоторыми языковыми явлениями? (звучат или пишутся одинаково, а лексическое значение разное)

   Ответить на этот вопрос нам поможет небольшое исследование.

-  Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд 4 с выделенными слова­ми.)

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В про­должение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыха­ют. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником пита­ния степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, те­перь наблюдаем распаханные площади и выруб­ленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их мож­но омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

 

- Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов:

сино­нимы, омонимы, антонимы. (Слайд 5)

 

- Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависи­мости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны - свою окраску в зависимос­ти от среды.

 

Итак, тема, которую мы сейчас рассмотрим звучит так:  «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

 

  2)  Прием «Кластер»  (Слайд 6)

Что такое омоформы, омографы и омофоны? Кирилл подготовил нам небольшое сообщение на эту тему. (Слушаем подготовленного ученика.)

-  Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.

 

 

Рой пчел — рой яму

 

Омоформы - слова раз­ных частей речи, одина­ковые по звучанию и написанию в некоторых грамматических формах

 

Новая пила — пила кофе

 

 

 

Омографы «одинаково пишутся»

 

 

Явление омонимии

ОМОНИМ «одинаковое имя»

 

Омофоны «одинаково звучат»

 

Дорога - дорога                                                                                             Мал, зато дорог - за то дерево Плачу -  до плачу                                                                                      В течение месяца - в течении реки Пугало - пугало                                                                                                             Лет до ста расти нам без старост

                                                                             

 

 

Учитель:

      - Зависит ли написание слова от его принад­лежности к той или иной части речи?

-  Как определить часть речи внешне сходных слов? (По контексту.)

Вернемся к тексту.

3) Задание. Выпишите из текста любое предло­жение со словами-хамелеонами.   Определите их как часть речи.

Найдите в тексте  предло­жение с омонимом к данному слову и запишите его.

-    Назовите предложения, в которых употреб­лены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

-    Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие - слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не оши­биться в написании названных предлогов и омо­нимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)

 

Физминутка.

5.  Отработка навыка написания производ­ных предлогов.

1) Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В те­чение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка.

2) Самостоятельная работа с карточками по вариантам.

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1.  Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

2.  Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3.    В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4.    (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

1.   (В)начале урока мы читали текст.

2.   Мы идем в поход (в)месте с родителями.

3.   (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4.   (В)течении реки наблюдалось какое-то тре­вожное спокойствие.

 

 

6. Домашнее задание.

 

  1. Работа с разноуровневыми карточками.
  2. Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.

 

7. Игровая пятиминутка.

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвис­ты называют индивидуально-авторской омони­мией. На ней строится множество шуток. Наша задача- дать юмористическое толкование пред­ложенного слова.

Например: скверные встречи - встречи в скверике, свинец, - работник свино­фермы, нелепица - пластилин низкого качества, жатва- обмен рукопожатиями, ельник - рот, тополь - пешеход, барыня - заведующая баром, стрижпарикмахер, однокашник - диетолог, сопение – дуэт.

 

Просмотр содержимого документа
«Непроизводные и производные предлоги»

Тема: Непроизводные и производные предлоги. (Слайд 1)


Цели:

- познакомить учащихся с непроизводными и производными предлогами, с приёмами отграничения их от омонимичных частей речи;

- научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

- развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

- воспитывать коммуникативность, самостоятельность. (Слайд 2)


Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Лингвистическая разминка.

Правописание приставок при-, пре-, на з-, с-.

Пришкольный, преградить, притихнуть, престарый, приближаться, прибрежный, прибить; безжалостный, сжечь, испечь, безвкусный, бесценный, рассказать, разбить, изгибаться.


  1. Изучение темы «Непроизводные и производные предлоги».

1) Слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о производных и непроизводных предлогах. Наша с вами цель научиться правильно писать производные предлоги и отличать их от омонимичных форм. С понятиями производные и непроизводные предлоги вы уже знакомы. Само название предлогов, о которых пойдёт речь, подсказывает их особенности.


- Что вы можете сказать о непроизводных предлогах?

Непроизводные предлоги не имеют аналогов в других частях речи, они и образовались как предлоги: в, на, без, из, про, при, с, у, через и т. д. Они используются с разными падежами, имеют много значений.


- Что вы скажите о производных предлогах?

Производные предлоги образуются путем перехода самостоятель­ных частей речи в служебные, используются обычно с одним падежом, имеют одно или несколько значений: например, предлог в продолже­ние (часа, года) образован от существительного с предлогом (верить в продолжение сотрудничества); предлог несмотря на образован от деепричастия (Шахматист играет не смотря на доску.) и т. д.


2) Приём «Верные и неверные утверждения». (Слайд 3)

- Ребята, сейчас вы поочерёдно будете читать утверждения, записанные на доске и доказывать с помощью примеров, что эти высказывания правильные или неверные.

  1. Производными называются предлоги, кото­рые состоят из двух слов.

  2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

  3. Все предлоги пишутся в одно слово.

  4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

  5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

  1. Производные предлоги омонимичны само­стоятельным частям речи.



Ответы (оформлены и распечатаны для каждого ученика в виде таблицы «Правописание предлогов»)



Правописание предлогов

  1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сест­ре, в школу.

  2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

  3. Производные предлоги могут писаться в од­но слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие,
    навстречу несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в за­ключение, в отличие).

  1. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфо­графическом словаре.

  2. Предлоги можно заменить другими предло­гами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на - вопре­ки; навстречу = ко, к; вместо - за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от по­хожих (омонимичных) форм знаменательных час­тей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. —В следствие (во что?) по делу о пожаре подключи­лось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки. - На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. - На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка со­стоялась. — Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена про­гулки прекратились. - Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. - В течении реки. В продолжение отпуска. - В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. В заключении эксперта была дана оценка.

7. Предлог вследствие имеет причинное значе­ние; предлоги в течение, в продолжение передают
значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолже­ние, в заключение имеют на конце букву е.




Учитель: Ребята, на столе у вас лежат отпечатанные листочки-памятки с верными утверждениями, которые мы только что рассмотрели. Давайте более подробно рассмотрим 6 и 7 пункты. Дома вы ещё раз внимательно изучите этот материал и положите памятки в свои накопительные папочки-помощники.



  1. Изучение темы «Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи»

1) Приём «Отсроченная отгадка».

Слово учителя.

- Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

- Может ли быть что-то общее между хамелео­ном и некоторыми языковыми явлениями? (звучат или пишутся одинаково, а лексическое значение разное)

Ответить на этот вопрос нам поможет небольшое исследование.

- Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд 4 с выделенными слова­ми.)

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В про­должение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыха­ют. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником пита­ния степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, те­перь наблюдаем распаханные площади и выруб­ленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их мож­но омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.


- Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов:

сино­нимы, омонимы, антонимы. (Слайд 5)


- Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависи­мости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны - свою окраску в зависимос­ти от среды.


Итак, тема, которую мы сейчас рассмотрим звучит так: «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.


2) Прием «Кластер» (Слайд 6)

Что такое омоформы, омографы и омофоны? Кирилл подготовил нам небольшое сообщение на эту тему. (Слушаем подготовленного ученика.)

- Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.


Рой пчел — рой яму

Омоформы - слова раз­ных частей речи, одина­ковые по звучанию и написанию в некоторых грамматических формах

Новая пила — пила кофе


Омографы «одинаково пишутся»


Явление омонимии

ОМОНИМ «одинаковое имя»

Омофоны «одинаково звучат»

Дорога - дорога Мал, зато дорог - за то дерево Плачу - до плачу В течение месяца - в течении реки Пугало - пугало Лет до ста расти нам без старост



Учитель:

- Зависит ли написание слова от его принад­лежности к той или иной части речи?

- Как определить часть речи внешне сходных слов? (По контексту.)

- Вернемся к тексту.

3) Задание. Выпишите из текста любое предло­жение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте предло­жение с омонимом к данному слову и запишите его.

  • Назовите предложения, в которых употреб­лены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

  • Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие - слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не оши­биться в написании названных предлогов и омо­нимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)


Физминутка.

5. Отработка навыка написания производ­ных предлогов.

1) Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В те­чение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка.

2) Самостоятельная работа с карточками по вариантам.

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

  1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

  2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

  1. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

  2. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

  1. (В)начале урока мы читали текст.

  2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.

  3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

  4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тре­вожное спокойствие.



6. Домашнее задание.


  1. Работа с разноуровневыми карточками.

  2. Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.


7. Игровая пятиминутка.

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвис­ты называют индивидуально-авторской омони­мией. На ней строится множество шуток. Наша задача- дать юмористическое толкование пред­ложенного слова.

Например: скверные встречи - встречи в скверике, свинец, - работник свино­фермы, нелепица - пластилин низкого качества, жатва- обмен рукопожатиями, ельник - рот, тополь - пешеход, барыня - заведующая баром, стрижпарикмахер, однокашник - диетолог, сопение – дуэт.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!