СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научный проект на тему: "Мир социальных сетей подростка"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Научный проект на тему: "Мир социальных сетей подростка"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия №1







Итоговый индивидуальный проект

Тема: «Мир социальных сетей подростка»









Выполнил: Воропаев Никита Сергеевич,

ученик 10 «Б» класса

Руководитель: Мартынова Екатерина Владимировна,

преподаватель математики











г. Хабаровск

2022 год



Содержание

Введение……………………………………………………………………....…..3

Глава 1. Что такое социальная сеть?................................................................4-7

  1. История создания социальных сетей……………………………….…4-5

  2. Виды социальных сетей………………………………………………..6-7

Глава 2. Влияние социальных сетей на жизнь подростка………………….8-11

  1. Два мира: реальный и виртуальный…………………………………….8

  2. Исследования, суждения и оценки…………………………………..9-10

  3. Обобщение………………………………………………………………11

Глава 3. Результаты анкетирования………………………………………..12-16

Заключение……………………………………………………………………...17

Список источников…………………………………………………………….18

Приложения……………………………………………………………….…19-21



















































Введение

21 век – век развития информационно-коммуникационных технологий. В повседневной жизни мы нередко взаимодействуем с другими людьми посредством общения в социальных сетях, мессенджерах, слушаем музыку, смотрим видео в Интернете. Такой вид обмена и обработки информации оказывает особое влияние на состояние человека, требует предельной бдительности и стоит наравне с «живым» общением.

Влияние социальных сетей на человека подвержено вниманию ученых, так как такой образ взаимодействия человека с обществом может как приносить пользу, так и негативно сказываться на психологическом портрете взрослого человека и подростка. В ходе исследовательской работы эти явления будут рассмотрены, будет представлена характеристика некоторых аспектов и выявлено возможное влияние социальных сетей на подрастающее поколение. Также будет проведено анкетирование на тему повседневного использования социальных сетей среди учащихся 10-го класса. Результаты анкетирования будут представлены в форме диаграмм с пояснениями и анализом.

Цель: изучить роль социальных сетей в современном обществе, их влияние на жизнь подростка и доказать гипотезу о том, что это влияние неоднозначно

Задачи:

1) осведомиться историей создания социальных сетей;

2) определить роль социальных сетей в жизни человека (подростка);

3) установить возможные последствия злоупотребления социальными сетями на жизнь подростка;

4) провести анкетирование среди подростков на тему использования социальных сетей в повседневной жизни;

5) сделать вывод о выполненной работе.

Глава 1: Что такое социальная сеть?

1.1 История создания социальных сетей

Термин «социальная сеть» появился задолго до появления Интернета. В 1954 году понятие социальных сетей ввел американский социолог Джеймс Барнс, подразумевая под ним разветвленные взаимосвязи отдельного человека с другими людьми. Понятие сети как системы человеческих взаимоотношений быстро набрало популярность, и во второй половине ХХ века активно использовалось для обозначения любых отношений («партнерские сети», «сеть знакомств»). С появлением интернета в 1969 году научная концепция Джеймса Барнса стала набирать популярность. Это привело к развитию социальных сетей в мировой паутине.

Большое распространение социальные сети получили в 1995 году с момента открытия американского портала «Classmates.com». Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Но официальным началом повсеместного пользования социальными сетями принято считать 2003—2004 годы, когда были запущены «LinkedIn», «MySpace» и «Facebook».

Социальная сеть – это онлайн-платформа, которая используется для общения, знакомств, создания социальных отношений между людьми, которые имеют схожие интересы или онлайн-связи, а также для развлечения и работы.

Первыми пользователями социальных сетей стали жители США и Канады старше 18 лет, которые стали активно регистрироваться на портале «Classmates.com», чтобы восстановить связь с бывшими одноклассниками, однокурсниками, сослуживцами, друзьями. Затем стали создаваться аналоги зарубежных соц. сетей в России. Так, «Classmates.com» стал прототипом современных «ВКонтакте», «Instagram», «Facebook», «Одноклассники» и т.д.

Если «LinkedIn» использовалась с целью установления/поддержания деловых контактов, то создатели «MySpace» и «Facebook» сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении, ведь, в соответствии с пирамидой Маслоу (Приложение 1), именно самовыражение является высшей потребностью человека, опережая даже признание и общение.

В социальных сетях в настоящее время можно найти всё: фильмы, музыка, новости, книги, научную информацию и др. При этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией.





























1.2. Виды социальных сетей

Проект «ВКонтакте» осуществил в 2006 г. петербургский программист Павел Дуров, соавтором стал его брат Николай. Во многом сайт копирует популярный «Facebook», хотя авторы проекта это опровергают. Сегодня портал «ВКонтакте» является одним из крупнейших в СНГ социально-сетевым ресурсом (Приложение 2, данные на январь 2021 года), на котором действует открытая регистрация и существует свыше 500 000 000 аккаунтов. На нем также действуют видео- и аудиохостинг, люди ведут свои странички и делятся информацией. Он входит в 30 самых посещаемых порталов мира.

«ТикТок» (TikTok) — видеохостинг для создания непродолжительных видео. Представительства TikTok находятся в крупнейших городах мира: Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Берлине, Токио и др. Видеоплатформа запущена летом 2018 года и на данный момент является ведущей в своей сфере развлечений. Приложение стало одним из быстрорастущих и часто скачиваемых, в нем зарегистрировано более 500 миллионов пользователей из 150 стран. По итогам 2019 года в среднем каждый месяц российские пользователи просматривали 16,25 млрд и размещали 20,83 млн видео.

Видеохостинг «YouTube» как возможность смотреть видеоролики разной направленности, публиковать собственные видео и общаться в комментариях можно рассматривать как социальную сеть только частично. При этом его огромная аудитория считает, что приложение отнюдь не является социальной сетью только потому, что в нем нет функции прямого общения пользователей. Однако, на платформе одни публикуют плоды своего творчества, а другие оценивают и могут давать собственную критику, что является признаком социальной сети.

«WhatsApp», «Telegram» и «Viber» создавались как обычные средства связи, мессенджеры. Они могут объединять несколько миллионов человек по всему миру не только в личном общении, но и групповых чатах. Группы в этих приложениях могут считаться полноценным «пабликом» с собственной рассылкой, а банальный обмен сообщениями, передача файлов, аудио- и видеозвонки являются непосредственными признаками социальных сетей.

Такие «неполноценные» социальные сети также следует брать во внимание, ведь ими также пользуются каждый день как средством общения и развлечения. Каждая из них совершенствуется и взаимосвязывается с другими, добавляются новые элементы, такие как «короткие видео» в «ВКонтакте» и «YouTube», живые изображения (GIF) и статусы в «WhatsApp» и др.





























Глава 2: Влияние социальных сетей на жизнь подростка.

2.1 Два мира: реальный и виртуальный.

Прогресс вывел современное общество на высокий уровень своего развития и многие люди (в том числе подростки) не готовы отказаться от того, что дают нам социальные сети на данном этапе. Но с другой стороны, многие научные деятели и психологи-педагоги утверждают, что социальные сети разрушают личностные отношения людей, ведя к безграмотности и затруднению общения. Следовательно, на детей и подростков социальные сети могут оказывать более сильное влияние, усложняя адаптацию в обществе, обучение, притупляя стремление к изучению нового, ссылаясь на то, что все можно найти во всемирной паутине.

Конечно, узнать значения нехороших слов подростки могут и в реальной жизни, и, возможно, это не самая большая беда. Но свободное употребление ненормативной лексики в статьях, комментариях и объявлениях пользователями социальных сетей могут сформировать у ребенка подсознательное убеждение, что такая манера общения социально приемлема. Навыки живого общения люди могут отработать только в реальной жизни, а социальные сети и активная виртуальная жизнь ставит ребенка в ситуацию, когда эти навыки не используются, и, как следствие, не развиваются и атрофируются.

При регулярном длительном пользовании социальными сетями жизнь человека делится на два мира: реальный и виртуальный, в котором он представляет себя в виде, отличающимся от настоящего, имеет техническую и социальную базу для создания своего виртуального «Я».







2.2 Исследования, суждения и оценки.

Группа исследователей, представляющих Оксфордский университет, пришли к выводу, что социальные сети практически не оказывают влияние на степень удовлетворенности подростков жизнью. К такому выводу специалисты пришли, изучив поведение 12 тысяч подростков.

Исследователи интересовались, как много времени подростки в возрасте от 10 до 17 лет проводили в социальных сетях, а также узнавали об их учебе, общении с родителями и других аспектах повседневной жизни. Как выяснилось, именно факторы, не связанные с интернетом, такие как друзья и семья, оказывали влияние на удовлетворенность подростка жизнью, в то время как от социальных сетей это ощущение зависело «менее чем на процент».

До этого ученые из Пенсильванского университета заявили, что социальные сети, как бы парадоксально это ни звучало, зачастую заставляют человека чувствовать себя одиноким, что, в свою очередь, может приводить к развитию депрессии. Специалисты подчёркивают, что в соц. сетях большинство людей склонно приукрашивать рассказы о себе, из-за чего каждый отдельно взятый человек подсознательно сравнивает свою реальную жизнь с идеализированной жизнью других.

В 2018 году специалисты, представляющие Калифорнийский университет, заявили, что злоупотребление социальными сетями в подростковом возрасте может приводить к развитию синдрома дефицита внимания и гиподинамии.

В статье на сайте https://www.surgebook.com/fixer11/blog/hvmeef2 говорится о том, что в настоящее время многим людям (в том числе подросткам) свойственно сидение дома. Поглощенные миром социальных сетей не стремятся «изучать мир не на экране, а путешествуя»; у подростков теряется интерес к учебе как к делу, от которого можно получить реальные знания, помогающие в жизни. Такой человек (кибернигилист) сам решает, что для него важно, а что нет. И нередко выбор падает на многочасовое посещение социальных сетей, которые, по его мнению, могут дать больше информации и знаний, чем реальная жизнь.

Многие считают, что большая популярность приложения «ТикТок» способствует развитию некоторой «зависимости» от него. При просмотре «ленты» у пользователя формируется определенная иллюзия выбора, контроля и управления использованием приложения. Он сам решает, сколько времени стоит уделить просмотру, как реагировать и что ему интересней.

Основная проблема заключается в том, что большинство людей, которые столкнулись с зависимостью от «ТикТока» не понимают, что в этом плохого, так как они находятся в информационном потоке коротких, разнотематических видео, которые удовлетворяют их потребности и формируют зону комфорта.

Пользователь потребляет информационный контент на протяжении долгого времени, но не может осознать, почему это происходит, что является причинами такого поведения. Дело в том, что никто не знает, какое видео будет предложено следующим, а постоянная новизна увлекает и интригует. Миллиардная корпорация инвестирует не только в рекламу и маркетинг, но и в разработку алгоритмов искусственного интеллекта, который моделирует психологический профиль зрителя и решает, что предоставить в «рекомендациях».

Человек оказывается настолько увлечен, что отказаться от приложения становится просто невозможно и нелогично, так как уже выстроен фундамент его необходимости в жизни. Зависимость от «ТикТока» становится реальностью его жизни, которую он воспринимает как определённый стандарт общества, который не подлежит сомнению, обсуждению и пересмотру.





2.3. Обобщение.

Правда, что в мире гаджетов и технологий за считанные секунды можно найти ответ на интересующий вопрос, воспользовавшись Интернетом. Однако, ничто не может заменить реальную жизнь. В процессе взросления человек получает жизненный опыт, на основе которого в дальнейшем принимает собственные решения. Большое количество информации, которое человек получает в Интернете, не запоминается. Как утверждают исследователи, люди начали использовать Интернет и социальные сети, словно внешний жесткий диск. Люди возлагают на них функцию так называемого банка памяти. «Лаборатория Касперского» провела социологическое исследование, в котором приняло участие примерно тысяча человек. Выяснилось, что более 80% опрошенных людей пользуются интернетом как дополнительной «кладовкой информации».

Конечно, может быть такое, что подросток пользуется социальными сетями не только с целью развлечения, но и подписывается на «псевдонаучные» сообщества, смотрит познавательные видео. При этом делает себе отчет о том, что не только просто листает новостную ленту, но и получает какие-то знания, которые с большой вероятностью рано или поздно забудутся. Выводом можно считать то, что память человека ухудшается, и это является одним из последствий длительного времяпрепровождения в социальных сетях.

На основе вышеизложенного можно установить, что виляние социальных сетей неоднозначно, но негативное влияние на формирование подрастающего поколения и людей в общем ощущается острее и влечет за собой более глубокие отрицательные последствия.







  1. Результаты анкетирования

В качестве реальной основы для выводов и рассуждений было проведено анкетирование среди учащихся 10-го класса (25 человек) на тему использования социальных сетей в повседневной жизни.

Анкета (приложение 3) представляет собой 5 вопросов, на каждый из которых учащиеся анонимно дали свой ответ. Опираясь на полученные данные, к каждому вопросу была составлена диаграмма, отображающая результат анкетирования.

Рисунок 1.

На диаграмме видно, что большая часть опрошенных уделяет социальным сетям более 2-х часов в сутки. При долгом зрительном контакте с экраном смартфона или компьютера его воздействие может привести человека к головным болям, головокружению и раздражительности. По мнению специалистов, школьники и студенты должны проводить за девайсами не более 2,5 часов в день. В противном случае у подростков могут развиться близорукость, психические и неврологические отклонения и нарушения опорно-двигательного аппарата. Также специалисты заявили о связи между лишним весом и временем, проведённым за электронными устройствами.

Рисунок 2.

Почти каждый из опрошенных указал, что пользуется социальными сетями с целью общения с друзьями и развлечения. Несомненно, с их помощью можно удовлетворять жажду общения, делиться собственными достижениями и событиями в жизни, заводить новые знакомства, слушать музыку, читать смешные записи и т.д.

Активность в социальных сетях, огромное количество информации, приведенной самими пользователями на собственных страничках образовывают их психологический портрет, демонстрирует какие-либо убеждения и поведение в обществе, доверчивость. При пользовании социальными сетями стоит быть бдительными, добавлять в друзья только тех людей, которым можно доверять. Следует создавать закрытый профиль, делится ограниченной информацией в постах и «сториз». Обезопасить себя от появления в ленте публикаций негативного характера и быть особенно осторожным с ложной рекламой и распространением «фейковой» информации. По отдельным статьям УК РФ «Мошенничество в Интернете» и «Злоупотребление свободой массовой информации» пользователю может грозить большой штраф или лишение свободы сроком до 15 лет.

Рисунок 3.

Большая часть опрошенных регулярно пользуются 2–3 социальными сетями. В среднем, человек проводит 40 минут в одной социальной сети в сутки. Учитывая результаты анкетирования, большая часть опрошенных проводит суммарно около 2-х часов в социальных сетях в сутки. Притом набор социальных сетей весьма разнообразен.

Можно смело предположить, что в них входит «ВКонтакте» или «Instagram» как средство общения и развлечения. «YouTube» и «TikTok» используются исключительно в развлекательных целях, а мессенджеры, такие как «WhatsApp», «Viber» и «Telegram», расцениваются только как средство связи.

На различных платформах можно делиться плодами своего творчества, публиковать записи и вести страничку группы. Из этого может следовать развитие рекламных навыков и даже получение прибыли. Под рукой пользователя оказывается «всё и сразу»: возможности разных социальных сетей доступны каждому и могут приносить реальную пользу человеку.



Рисунок 4.

Около половины опрошенных ответили, что используют частично верные данные о себе в социальных сетях.

С одной стороны, такое решение можно рассматривать как защиту от недоброжелательных пользователей и укрытие персональной информации от посторонних глаз, о чем уже говорилось. Однако, такое поведение также можно расценивать так, будто пользователь боится или стесняется выходить в социальную сеть под своим настоящим именем. Вдруг он делает что-то такое, о чем не должен узнать никто из его окружения? Вот это пугает на самом деле.

Может быть, игра имен, фамилий, возраста в социальных сетях имеет чисто развлекательный характер. Но что делать, если давний знакомый захочет найти человека с псевдонимом, зная только настоящие данные о нем? Отчасти поэтому следует указывать достоверные имена и фамилии в социальных сетях.

Рисунок 5.

Большинство считает, что социальные сети приносят им какую-либо пользу. Можно предположить, что она заключается в том, что человек посредством социальных сетей может быть в курсе каких-либо событий, моментально связаться со своим другом или знакомым, просто расслабиться после тяжелого рабочего дня. К выводу о том, что при общении в социальных сетях человек расслабляется, у него снижается уровень стресса пришли исследователи из Технологического Университета Массачусетса.

Ученые провели исследование с участием 30 студентов и обнаружили, что общение в социальных сетях доставляло им удовольствие. Во время исследования, за студентами наблюдали в трех ситуациях: при решении математических задач, при просмотре панорамных пейзажей и во время общения в социальной сети. Оказалось, что пейзажи расслабляют больше всего, а вот решение задач повышает уровень стресса. При этом, общение в социальных сетях также расслабляет и приносит немало удовольствия.

Результаты исследования подтвердили гипотезу ученых о том, что одной из причин популярности социальных сетей является их расслабляющее свойство.

Заключение

В ходе работы мы установили, что влияние социальных сетей на жизнь подростков неоднозначно, однако негативное воздействие может нести за собой серьезные последствия. Социальные сети сами по себе не являются стопроцентным злом. Возникновение «минусов» часто обусловлено человеческим фактором, поведением отдельно взятых личностей.

У социальных сетей много возможностей и преимуществ, однако не стоит злоупотреблять ими. Несомненно, они помогают нам общаться с друзьями и близкими на расстоянии, иногда могут служить своеобразным развлечением, но при неправильном использовании социальные сети оказываются коварными похитителями времени и даже формируют зависимость.

На основе проделанной работы можно установить некоторые рекомендации при использовании социальных сетей:

  • Сократить время пребывания в сети с целью сохранения свободного времени и предотвращения ухудшения телесного состояния и психологического самочувствия;

  • Быть осторожным, задумываться над тем, приносит ли социальная сеть пользу;

  • В случае «скуки» заняться поиском альтернативных способов времяпрепровождения (например, занятия спортом, чтение книг и т.п.);

  • Уделять большое внимания своей реальной жизни, проблемам и увлечениям.

У социальных сетей, безусловно, большое будущее. Их становится все больше, они открывают новые возможности, это вызывает интерес и затягивает. Однако не только подрастающее поколение, а мы все не роботы, а живые люди. Поэтому не стоит забывать, что реальную жизнь с улыбками, живым общением, чувствами, рукопожатиями и поцелуями никогда не заменит никакая даже самая популярная социальная сеть.

Список источников (Интернет-ресурсы):

1) https://www.sites.google.com/site/palovchin/istoria

2) https://portalnp.snauka.ru/2016/05/3428

3) https://author.today/post/40048

4) https://www.savkinks.ru/tiktok-zavisimost.htm#077e2f23ccf0

5)https://spark.ru/startup/plum/blog/7152/pochemu-mi-polzuemsya-sotsialnimi-setyami

6)https://www.rbc.ru/technology_and_media/05/03/2022/6223325d9a7947835d28df5d

7) https://trends.rbc.ru/trends/industry/6156fef89a7947827bf5a9b7

8) https://ru.hexlet.io/blog/posts/kak-internet-vliyaet-na-nashu-pamyat

9) https://www.surgebook.com/fixer11/blog/hvmeef2





























Приложение 1





















Приложение 2

Приложение 3



Опрос для индивидуального проекта «Мир социальных сетей подростка»

1) Сколько времени вы уделяете соц. сетям в сутки?

а) до 1 часа б) 1-2 часа в) более 2 часов

2) Для какой цели вы пользуетесь соц. сетями?

а) общение с друзьями б) новые знакомства

в) развлечение (музыка, фильмы, шутки) г) расширение кругозора знаний

д) рассказ о личных приключениях, событиях (ведение странички)

3) Сколькими соц. сетями вы активно пользуетесь?

а) 1 б) 2-3 в) более 3

4) В соц. сетях вы используете достоверные данные или псевдоним?

а) достоверные б) псевдоним в) частично

5) Как вы думаете, приносят ли вам соц. сети какую-либо пользу?

а) да б) скорее да в) скорее нет г) нет






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!