Тема урока. Н. Носов. «На горке».
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова; расширить читательский кругозор учащихся, прививать интерес к книге, к слову.
Задачи урока:
- Образовательная: знакомство с творчеством Н.Носова и его рассказом «На горке»;
- Развивающая: развивать выразительное чтение;
- Коррекционная: коррекция связной речи, уточнение и расширение словарного запаса, кругозора; развитие дыхания и артикуляционного аппарата, кругозора, внимания;
- Воспитательная: воспитание читательского интереса, аккуратности и терпения в труде.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение у ним; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно.
Оборудование: выставка книг, таблица дыхательных упражнений, ноутбук, презентация.
Раздаточный материал: текст с рассказом Н.Носова «На горке», карандаш, снежинки.
План урока.
-Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.
- А сейчас посмотрите на доску. Это написана пословица
-Прочитайте её глазами
-А теперь шёпотом
-Немного громче
-А теперь читаем громко и внятно.
Затем читаю сама, как итог.
Работа по пословице. Проверка домашнего задания.
-Когда так говорят?
-Как вы понимаете эту пословицу? (трудолюбивый человек очень полезный и ценный для других людей ну и для себя)
- Эта пословица является обобщением к пройденным нами рассказам.
-Какие произведения читали в этом разделе?
-Все эти рассказы, стихи и сказки прославляли труд и высеивали лодырей и лентяев.
-Молодцы, работали активно, домашнее задание проверили.
Вступительная беседа. Знакомство с творчеством Н.Носова.
-А теперь, ребята, обратите внимание на выставку книг. Все они написаны одним писателем.
Сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с творчеством Н.Н.Носова. Николай Николаевич Носов - детский писатель. Родился в городе Киеве в семье актера.
Он писал рассказы о детях вашего возраста. Они рождают весёлое настроение и заставляют задуматься о своём поведении. Учат детей быть честными, находчивыми, учат дружить и трудиться.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Но однажды он сочинил для сына и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям очень понравились эти рассказы, и с этого времени он стал писать рассказы для детей и о детях Все эти рассказы собраны в этих книгах.
-Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазёры, изобретатели. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса», «Бобик в гостях у Барбоса» и другие. А какие рассказы Н.Н.Носова читали вы?
Постановка учебной задачи.
- Одна из книг писателя так и называется «На горке». (показ картинки и название рассказа на слайде)
- С этим замечательным рассказом мы познакомимся сегодня на уроке чтения. А заодно будем совершенствовать навыки чтения, беглость, выразительность, осознанность. Развивать свою речь на уроке, обогащать словарный запас.
Словарная работа.
- Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением Н. Носова « На горке», давайте прочитаем слова, которые встретятся в тексте. Значение этих слов вам может быть непонятным. Разберём их.
- Ребята, а что такое горка в нашем случае?
( Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. В нашем случае это куча снега). С горки можно кататься на санках, ледянках.
Поработаем над чтением трудных слов и толкованием их значения.
- Для правильности и скорости чтения читаем плавно, по слогам, а затем целым словом.
Д. - Сгре-ба-ли сгребали (Сгребать — собирать в одно место)
У. –Как можно другим словом сказать «сгребали».
Д. – Собирали.
Д. - Сва-ли-ва-ли сваливали (Сваливать — заставлять падать ударом, толчком)
Д. - Тру-дя-тся трудятся (Трудиться — целенаправленно заниматься какой-либо деятельностью, требующей усилий)
У. - А какое слово противоположное этому слову?
Д. – Ленятся.
Д. - Скольз-ка-я скользкая (Скользкий — имеющий гладкую поверхность на которой трудно удержаться, устоять)
Д. - На-пор-тил напортил (испортить, сломать).
Д. - Чет-ве-рень-ки четвереньки.
У. - Как вы думаете, что значит « на четвереньках»?
Четвереньки - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги. Опуститься на четвереньки. На четвереньках стоять, ходить.
Д. - Двор-ниц-ка-я дворницкая.
У. - Что, по вашему мнению, называется «дворницкой»? От слова дворник ( Дво?рник — человек, который следит и поддерживает чистоту и порядок во дворе домов и на улице)
Дворницкая – комната для дворника, где он хранит лопаты, мётла, вёдра, песок в ящике)
- Молодцы! Вы теперь знаете и понимаете значение новых слов.
У. - Ребята, а вы любите бывать на горке?
-Почему?
-Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
(Предположения детей).
У. - Давайте послушаем рассказ Н.Н. Носова «На горке»
(использование аудиозаписи рассказа)
У. - Понравился ли вам рассказ?
-Какое настроение он у вас вызвал?
У.- Среди ваших друзей есть ребята похожие на Котьку?
- Очень хорошо, что вы такие дружные.
Физкультминутка.
-Покажите движения ребят, которые строили горку.
-Покажите, как Котька посыпал её песком.
-Покажите мимикой, как удивились ребята, когда увидели, что горка в песке?
Артикуляционная гимнастика.
Дыхательные упражнения
-Подготовим наше дыхание для чтения
Итог: Хорошо! Все выполняли с желанием.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
У.- Перечитаем рассказ в полголоса, запоминаем, о чём читаем, не торопимся.
Потому, что я приготовила для вас вопросы по тексту.
- У каждого задание индивидуальные (подхожу, помогаю)
Физминутка для глаз на слайде
- Перед началом упражнений прикройте глаза ладошками, почувствуйте тепло рук. Откройте глаза, расслабьтесь
- Сядьте прямо, держите голову ровно
- За движущимися предметами на слайде следите только глазами
- Если предмет вращается, делайте глазами круговые движения
Продолжение темы урока.
-Посмотрите на слайд. Следите глазками за предметом.
- Долго ли строили ребята горку? (прочитайте, где об этом сказано в тексте)
-Что они делали, чтобы получилась горка? (прочитайте)
- Назовите героя рассказа?
-Что вы можете о нём сказать?
-Как оценил горку Котька? (прочитайте)
-А для ребят это хорошо, что горка скользкая? (да, санки будут быстро катиться)
-Прочитайте, как взбирался на горку Котька?
-Прочитайте, что придумал Котька, чтобы взобраться на горку.
- Прочитайте, как ребята оценили работу Котьки? ( прочитайте)
-Найдите и прочитайте, как починили ребята горку)
-Понравилось ли Котьке работать с ребятами?
-Что он сделал, чтобы на горку легче было взбираться?
- Чему учит нас рассказ? (трудиться и играть всем вместе, быть дружными)
- Молодцы! Вы очень старались. Хорошо читали текст, отвечали на мои вопросы, были активными.
Выборочное чтение.
У.- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Составим картинки по порядку.
У. – У нас получился картинный план.
-По этому плану легче пересказывать рассказ.
У.- Давайте найдите в тексте и прочитайте ту часть из рассказа, которая изображена на первой картинке.
У.- А ко второй картинке, какой отрывок подходит?
У. - Найдите часть в тексте, которая относится к третьей картинке.
У. -Хорошо! Молодцы, рассказ вы поняли, и смогли правильно ответить на все мои вопросы.
Подведение итогов.
-Подведём итоги:
У.- С творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке?
-Чему научил нас рассказ Н. Носова «На горке»? (быть дружными, беречь труд других людей, и самому трудиться)
- Кому из вас захотелось прочитать ещё какие-нибудь рассказы Н. Носова?
-Все эти книги и многие другие книги этого автора есть в городской библиотеке.
Домашнее задание: прочитать любой рассказ Н.Н.Носова.
Рефлексия.
- Перед вами лежит снежинка, возьмите её.
У. - Поставьте на ней в середине отметку, которую вы бы себе поставили за этот урок. А сейчас мы построим с вами свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.
Выставление отметок.
- Ребята нам приготовили стихи о книге. Послушаем их.
«Одна книга тысячу людей учит!».
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего
Книга нам про все расскажет,
Книга нам про всё покажет,
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьется.
Если книгу прочитаешь,
Много нового узнаешь.
В одиночестве, в покое,
Дремлют книжные герои.
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам , друзья, и карты в руки
Пусть герои оживут!
Давайте знакомые книги откроем,
И снова пройдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.
Просмотр содержимого документа
«Н. Носов. «На горке».»
Учитель начальных классов
МБОУ «Кировская СОШ»
Сидоренко Татьяна Александровна
Тема урока. Н. Носов. «На горке».
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве Н.Н.Носова; расширить читательский кругозор учащихся, прививать интерес к книге, к слову.
Задачи урока:
Образовательная: знакомство с творчеством Н.Носова и его рассказом «На горке»;
Развивающая: развивать выразительное чтение;
Коррекционная: коррекция связной речи, уточнение и расширение словарного запаса, кругозора; развитие дыхания и артикуляционного аппарата, кругозора, внимания;
Воспитательная: воспитание читательского интереса, аккуратности и терпения в труде.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение у ним; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно.
Оборудование: выставка книг, таблица дыхательных упражнений, ноутбук, презентация.
Раздаточный материал: текст с рассказом Н.Носова «На горке», карандаш, снежинки.
План урока.
-Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.
- А сейчас посмотрите на доску. Это написана пословица
Трудолюбие - это клад.
-Прочитайте её глазами
-А теперь шёпотом
-Немного громче
-А теперь читаем громко и внятно.
Затем читаю сама, как итог.
Работа по пословице. Проверка домашнего задания.
-Когда так говорят?
-Как вы понимаете эту пословицу? (трудолюбивый человек очень полезный и ценный для других людей ну и для себя)
- Эта пословица является обобщением к пройденным нами рассказам.
-Какие произведения читали в этом разделе?
-Все эти рассказы, стихи и сказки прославляли труд и высеивали лодырей и лентяев.
-Молодцы, работали активно, домашнее задание проверили.
Вступительная беседа. Знакомство с творчеством Н.Носова.
-А теперь, ребята, обратите внимание на выставку книг. Все они написаны одним писателем.
Сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с творчеством Н.Н.Носова. Николай Николаевич Носов - детский писатель. Родился в городе Киеве в семье актера.
Он писал рассказы о детях вашего возраста. Они рождают весёлое настроение и заставляют задуматься о своём поведении. Учат детей быть честными, находчивыми, учат дружить и трудиться.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Но однажды он сочинил для сына и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям очень понравились эти рассказы, и с этого времени он стал писать рассказы для детей и о детях Все эти рассказы собраны в этих книгах.
-Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазёры, изобретатели. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса», «Бобик в гостях у Барбоса» и другие. А какие рассказы Н.Н.Носова читали вы?
Постановка учебной задачи.
- Одна из книг писателя так и называется «На горке». (показ картинки и название рассказа на слайде)
- С этим замечательным рассказом мы познакомимся сегодня на уроке чтения. А заодно будем совершенствовать навыки чтения, беглость, выразительность, осознанность. Развивать свою речь на уроке, обогащать словарный запас.
Словарная работа.
- Прежде чем мы начнем знакомиться с произведением Н. Носова « На горке», давайте прочитаем слова, которые встретятся в тексте. Значение этих слов вам может быть непонятным. Разберём их.
- Ребята, а что такое горка в нашем случае?
( Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. В нашем случае это куча снега). С горки можно кататься на санках, ледянках.
Поработаем над чтением трудных слов и толкованием их значения.
- Для правильности и скорости чтения читаем плавно, по слогам, а затем целым словом.
Д. - Сгре-ба-ли сгребали (Сгребать — собирать в одно место)
У. –Как можно другим словом сказать «сгребали».
Д. – Собирали.
Д. - Сва-ли-ва-ли сваливали (Сваливать — заставлять падать ударом, толчком)
Д. - Тру-дя-тся трудятся (Трудиться — целенаправленно заниматься какой-либо деятельностью, требующей усилий)
У. - А какое слово противоположное этому слову?
Д. – Ленятся.
Д. - Скольз-ка-я скользкая (Скользкий — имеющий гладкую поверхность на которой трудно удержаться, устоять)
Д. - На-пор-тил напортил (испортить, сломать).
Д. - Чет-ве-рень-ки четвереньки.
У. - Как вы думаете, что значит « на четвереньках»?
Четвереньки - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги. Опуститься на четвереньки. На четвереньках стоять, ходить.
Д. - Двор-ниц-ка-я дворницкая.
У. - Что, по вашему мнению, называется «дворницкой»? От слова дворник ( Дво́рник — человек, который следит и поддерживает чистоту и порядок во дворе домов и на улице)
Дворницкая – комната для дворника, где он хранит лопаты, мётла, вёдра, песок в ящике)
- Молодцы! Вы теперь знаете и понимаете значение новых слов.
У. - Ребята, а вы любите бывать на горке?
-Почему?
-Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
(Предположения детей).
У. - Давайте послушаем рассказ Н.Н. Носова «На горке»
(использование аудиозаписи рассказа)
У. - Понравился ли вам рассказ?
-Какое настроение он у вас вызвал?
У.- Среди ваших друзей есть ребята похожие на Котьку?
- Очень хорошо, что вы такие дружные.
Физкультминутка.
-Покажите движения ребят, которые строили горку.
-Покажите, как Котька посыпал её песком.
-Покажите мимикой, как удивились ребята, когда увидели, что горка в песке?
Артикуляционная гимнастика.
Дыхательные упражнения
-Подготовим наше дыхание для чтения
Итог: Хорошо! Все выполняли с желанием.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
У.- Перечитаем рассказ в полголоса, запоминаем, о чём читаем, не торопимся.
Потому, что я приготовила для вас вопросы по тексту.
- У каждого задание индивидуальные (подхожу, помогаю)
Физминутка для глаз на слайде
Перед началом упражнений прикройте глаза ладошками, почувствуйте тепло рук. Откройте глаза, расслабьтесь
Сядьте прямо, держите голову ровно
За движущимися предметами на слайде следите только глазами
Если предмет вращается, делайте глазами круговые движения
Продолжение темы урока.
-Посмотрите на слайд. Следите глазками за предметом.
- Долго ли строили ребята горку? (прочитайте, где об этом сказано в тексте)
-Что они делали, чтобы получилась горка? (прочитайте)
- Назовите героя рассказа?
-Что вы можете о нём сказать?
-Как оценил горку Котька? (прочитайте)
-А для ребят это хорошо, что горка скользкая? (да, санки будут быстро катиться)
-Прочитайте, как взбирался на горку Котька?
-Прочитайте, что придумал Котька, чтобы взобраться на горку.
- Прочитайте, как ребята оценили работу Котьки? ( прочитайте)
-Найдите и прочитайте, как починили ребята горку)
-Понравилось ли Котьке работать с ребятами?
-Что он сделал, чтобы на горку легче было взбираться?
- Чему учит нас рассказ? (трудиться и играть всем вместе, быть дружными)
- Молодцы! Вы очень старались. Хорошо читали текст, отвечали на мои вопросы, были активными.
Выборочное чтение.
У.- Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их. Составим картинки по порядку.
У. – У нас получился картинный план.
-По этому плану легче пересказывать рассказ.
У.- Давайте найдите в тексте и прочитайте ту часть из рассказа, которая изображена на первой картинке.
У.- А ко второй картинке, какой отрывок подходит?
У. - Найдите часть в тексте, которая относится к третьей картинке.
У. -Хорошо! Молодцы, рассказ вы поняли, и смогли правильно ответить на все мои вопросы.
Подведение итогов.
-Подведём итоги:
У.- С творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке?
-Чему научил нас рассказ Н. Носова «На горке»? (быть дружными, беречь труд других людей, и самому трудиться)
- Кому из вас захотелось прочитать ещё какие-нибудь рассказы Н. Носова?
-Все эти книги и многие другие книги этого автора есть в городской библиотеке.
Домашнее задание: прочитать любой рассказ Н.Н.Носова.
Рефлексия.
- Перед вами лежит снежинка, возьмите её.
У. - Поставьте на ней в середине отметку, которую вы бы себе поставили за этот урок. А сейчас мы построим с вами свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на доску.
Выставление отметок.
- Ребята нам приготовили стихи о книге. Послушаем их.
«Одна книга тысячу людей учит!».
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего
Книга нам про все расскажет,
Книга нам про всё покажет,
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьется.
Если книгу прочитаешь,
Много нового узнаешь.
В одиночестве, в покое,
Дремлют книжные герои.
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам , друзья, и карты в руки
Пусть герои оживут!
Давайте знакомые книги откроем,
И снова пройдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, узнать, подружиться.