СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н.Н.Носов На горке. конспект урока по итературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  открытого урока по литературному чтению  во 2 классе

ТЕМА:  Н. Носов «На горке».

ТИП УРОКА: комбинированный

ЦЕЛЬ: продолжить знакомить учащихся с биографией и творчеством

Н. Н. Носова и познакомить с новым произведением «На горке».

Просмотр содержимого документа
«Н.Н.Носов На горке. конспект урока по итературному чтению»

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе


ТЕМА: Н. Носов «На горке».


ТИП УРОКА: комбинированный


ЦЕЛЬ: продолжить знакомить учащихся с биографией и творчеством

Н. Н. Носова и познакомить с новым произведением «На горке».

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить учащихся с содержанием рассказа.

2. учить анализировать художественное произведение

3.Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

4. давать характеристику действиям и поступкам героев;

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Литературное чтение» 2 часть, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, презентация, аудиозапись рассказа, снежинки для рефлексии, дидактические материалы с заданиями

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

* работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы.

Регулятивные УУД:
• выполнение принятой учебной задачи ; адекватное восприятие оценки учителя и товарищей; планирование своих действий;

Коммуникативные УУД:
• взаимодействие с окружающими, умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражение своих мыслей , оказание поддержки друг другу и эффективное сотрудничество как с учителем, так и со сверстниками;

Личностные УУД: 
•умение высказывать свое мнение о знании моральных норм поведения, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.











Ход урока.

1. Организационный момент.

Дидактическая задача: подготовка учащихся к работе на уроке

1)Мотивация учебной деятельности. (Создание эмоционального настроя)


Этап, метод

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Орг.момент

Словесный метод: слово учителя.




Мотивационный


Словесный метод: ответы на вопросы, подведение к теме.











мин













мин




















  • Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

- Начинаем урок литературного чтения. Я вижу, что все к уроку готовы, настроение у всех хорошее. Молодцы!


Перемена быстро пролетела,

Нужно браться нам за дело!

Слушать вам надо внимательно,

Работать вам надо старательно,

Побольше нового узнать

И получить отметку «пять»!


Итак, начнём урок с приветствия. Повернитесь друг к другу, и улыбнитесь. Посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь и улыбнитесь. Посмотрите на меня.

Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.


На партах для вас приготовлены материалы для оценивания своей работы на уроке. Это снежинки.

  1. Речевая разминка. (Формирование навыков владения дыханием, развитие органов артикуляционного аппарата)

Чтобы грамотно и выразительно читать, проведём дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе.

  • Дыхательная гимнастика

Проведем дыхательную гимнастику и подготовим голос к работе:

* вдох носом, выдох через рот;

* нюхаем цветок;

* тушим свечу.

  • Отработка дикции

Ло – ло – ло - вновь на улице тепло.

Ра-ра-ра – во дворе стоит гора.

Ре-ре-ре – сидит Котька на горе.

– Прочитайте конец 1-го предложения с вопросительной интонацией.

– Конец 2 предложения прочитайте с восклицательной интонацией.
– Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.
– А теперь прочтите ее громко и быстро.


Приветствуют учителя, гостей, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок






(Весёлым, доброжелательным).





СЛАЙД 1




Текст читают с разной интонацией



Личностные УУД:

-установить личностный смысл учебной деятельности на анном уроке





2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Дидактическая задача: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания


Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД


5

мин


-Какое было Д/з?

-Дома вам нужно было прочитать рассказ “Живая шляпа” нарисовать иллюстрацию к рассказу

Ребята, а вы внимательно читали рассказ? А мы сейчас это и проверим.

На ваших столах есть листочек с тестом, а Выполнение теста выбрать правильный ответ

Тест

1. Как звали котёнка?

а) Мурзик;

б) Васька;

в)Матроскин.

2. Что делал котёнок в начале рассказа?

а) Сидел на полу возле комода и ловил мух;

б) Спал на диване;

в) Играл с мальчиками.

3. Как звали мальчиков – героев рассказа?

а) Иван Иванович и Степан Степанович;
б) Толя и Коля;
в) Володя и Вадик.

4. Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

а) Огурцы;
б) Картофель;
в) Помидоры.

5. Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы?

а) Володя

б) Вадик


Молодцы! С домашним заданием вы справились неплохо. А сейчас каждый оценит своего соседа по парте выполнение домашней работы в оценочном листе при помощи снежинок.


Участвуют в диалоге с учителем, выполняют тестовое задание на знание содержания рассказа Н. Носова «Живая шляпа», организуют самопроверку и оценивание своей тестовой работы, пересказывают рассказ по цепочке, используя план рассказа, оценивают выполнение домашнего задания в целом




Работа в парах, взаимопроверка




Ключ к тесту: (слайд 2)





Предметные УУД:

- умение пересказывать прочитанное по заданному плану;

- умение отвечать на вопросы по содержанию текста


Коммуникативные УУД


- умение слушать и вступать в диалог;

-умения сотрудничать с учителем и сверстниками


Познавательные УУД:

- умение найти и выделить необходимую информацию;

- умение оценить результат деятельности;

- умение адекватно передавать содержание текста






















3. Подготовка к первичному восприятию текста. Сообщение ТЕМЫ и задач урока.

Дидактическая задача: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся


Этап, метод

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Постановка учебной задачи.

Словесный метод: слово учителя.



Практический метод: анализ правила, ответы на вопросы.






Практический метод: выполнение упражнения.




3

мин

















мин







мин





мин




мин






мин


- Представьте, что в нашем классе открылся музей писателя. Нас мы рассматриваем витрину с различными предметами. Они должны помочь нам больше узнать о писателе.

(Слайд с изображением фотоаппарата, плёнкой, Кассета с мультфильмами, Орден Красной Звезды )

Как вы думаете, почему в музее находится фотоаппарат?

Николай Николаевич закончил Московский институт кинематографии.

Что же в музее делает пленка?

Наверное он 20 лет проработал в кино.

Как вы думаете, почему этот предмет тут находится?

– Носов был не только писателем, но и режиссёром. По его произведениям были сняты мультфильмы и фильмы для детей.

Кто знает, что это такое?

И как писатель может быть с этим связан?

-Участник Великой Отечественной войны. Во время Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы.

Его произведения не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многом задуматься. Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Надо учиться  видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, по доброму относиться к шуткам. Читая рассказы его, читатели познают понятия, как честность, долг, дружба, совесть, смелость, умение побороть смех.

- Внимание! Важное задание:

Прежде чем к нему приступить. Давайте вспомним, как мы работаем в группах.

Зачеркните все буквы П и Е. Прочитайте слово.

- Догадайлись, кто это? (Носов)

ПППЕЕНЕЕППОПППЕСЕЕОЕЕВППППППЕППП

- Почему именно он? (Мы читаем его рассказы)

- Разгадайте анаграмму и узнаете тему урока (Анаграмма -слово или словосочетание, образованное путём перестановки букв, составляющих другое слово (или словосочетание).

ан рокег (На горке)

-С какими произведениями этого автора мы с вами уже знакомы? (Затейники, Живая шляпа).

  • Скажите ТЕМУ сегодняшнего урока?

Н.Н.Носов «На горке»

Назовите, пожалуйста, цель которую Я ставлю перед собой сегодня на уроке? (Познакомить Вас с содержанием рассказа произведением Н.Н.Носова.)

  • А Ваша ЦЕЛЬ какова будет? (Познакомиться с рассказом произведением Н.Н.Носова.)

  • Пожалуйста, скажите , а что от нас требуется , сегодня на уроке


1. Учить делить текст на части, составлять план, находить главную мысль, подробно излагать прочитанное.

2. Развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание.

3.Воспитывать трудолюбие и уважение к чужому труду.

4. учить анализировать художественное произведение,

5. внимательно относиться к художественному слову,

6. определять основную мысль,

7. давать характеристику действиям и поступкам героев;

способствовать развитию у обучающихся внимания

  • Что нам поможет достичь всего этого? (книги, иллюстрации

МОЛОДЦЫ! Достаточно







Рассматривать экспонаты музея, высказывать свои предположения.



Выставка книг



Разгадывают анаграмму



Формулируют тему, цель и задачи.


Высказывают своё мнение


Слайд 3
















Фронтальная работа







Познавательные УУД:

-умение фиксировать проблему;





- Умение анализировать, доказывать свою точку зрения;




Коммуникативные УУД:

- умение слушать, строить понятные для собеседника высказывания;






Регулятивные УУД:

- умение принимать учебную задачу












4. Проверка первичного восприятия текста.

Дидактическая задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное освоение учащимися содержания художественного произведения (аудио)

Этап, метод

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Решение частных задач


мин










мин


Подготовка к первичному восприятию текста

Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает про слово всё. Книга эта «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА».   Слайд.
– Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?
«Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча чего-нибудь».

– А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для красивой посуды.

– Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую неделю после пасхальной. 
– Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.


- Как вы думаете, про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)

-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?(Снег, лопата, вода, терпение, умение)

- Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы , терпения и времени. Одному человеку с такой работой не справиться.

-Ребята, а вы любите бывать на горке?

- Почему?

- Предположите, о чем будет этот рассказ?

-А сейчас мы послушаем это произведение, и вы скажите, к какому виду литературного жанра оно относится. И верны ли ваши предположения по поводу содержания. (АУДИО)

Я вас спрашивала ,о чем будет это произведение, СОВПАЛИ ваши предположения?

Проверка первичного восприятия текста

– Кому понравился рассказ?
– Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

-Ваше предположение оказалось верным?

-Как вы думаете, к какому жанру оно относится?

- Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья) СЛОВАРНАЯ РАБОТА

– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте, и разберём не понятные для нас слова:Поэтому я вам прелагаю упражнение, «Мямлики и Шустрики»

– Читаем по слогам (как Мямлики), а затем целыми словами (как Шустрики) приготовились

СГРЕ-БА-ЛИ   –    СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ  – СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ   –   ТРУДЯТСЯ  (Подберите слово с противоположным значением: ленятся)
СКОЛЬЗ- КА-Я   –    СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ    –    ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)
ДВОР-НИЦ-КА-Я  – ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице  учебника)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ  – ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ –  ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
НА-ПОР-ТИЛ      –     НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)

Дворницкая – помещение для дворника, работника, поддерживающего порядок и чистоту на улице.

На четвереньках - поза, в которой человек стоит, одновременно опираясь на обе руки и ноги 

Напортил - подберите к нему слово близкое по значению - сломал

Воспринимают на слух художественный текст, следят, определяют смысл произведения.





Определяют вид жанра, доказывают своё мнение

















СЛОВАРЬ

Обьясняют смысл непонятных слов, лексическое значение некоторых слов находят в словаре


Слайд 4


Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.




































5. Физкультминутка. Дидактическая задача:

Снять утомление и статическое напряжение, повысить работоспособность учащихся

Этап, метод

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Физминутка



1

мин


С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме .( дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения руками, словно ловят снежинки)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги. (Потягивания – руки в стороны)

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги. (ходьба на месте. Колени высоко поднимаются).

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик. (прыжки на месте)

Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте)

И к себе приходим дом. (дети садятся.)

Выполнять движения

Личностные: осуществляют профилактику утомления.

Регулятивные УУД:

- умения действовать по внутреннему плану


Гимнастика для глаз ( перед чтением)

  1. Ребенок следит за движением  своего указательного пальца (влево, вправо, вверх, вниз).

  2. Крепко зажмуривает глаза, затем открывает. Повторить 5 – 7 раз.

  3. Затем быстро моргать в течение 20-30 секунд.

  4. Затем закрывает веки, массирует их с помощью лёгких круговых движений пальца.

  5. Стоя смотрит на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближает палец,























6. Вторичное восприятие произведения, анализ содержания, выборочное чтение,

Дидактическая задача: организовать работу по адекватному осмыслению содержания и основной мысли текста и делению его на логические части

Этап, метод

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД


8

мин


Вторичное восприятие произведения, анализ, выборочное чтение

-А сейчас мы прочитаем рассказ и ответим на вопрос, какую ошибку совершил Котька и почему?

-Читаем по «цепочке», «За автором»

-Какую ошибку совершил Котька и почему?

- А что делал Котька, когда ребята трудились?

-Почему же он не вышел? (не хотел трудиться, но хотел кататься)

-Какой он? (хитрый)

- Что произошло, когда ребята ушли обедать?

- Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

- А зачем он посыпал горку песком? (он не мог на нее взобраться)

- Что из этого вышло? Прочитайте.

-Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда?

(поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).

- Котька сразу согласился это сделать? (нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

- Понравилось ли Котьке работать?

- Подтвердите словами из текста

- Как вы думаете, изменился ли Котька? (да, он стал лучше).

- Кто помог ему стать лучше? (его товарищи)

1) Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

1. Поспешишь – людей насмешишь.

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

- Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его товарищи, которые работали вместе с ним.

- Закройте глаза и представте, что прошёл год. Каким стал Котька? (Ответы детей)

2)Исследовательская работа

ЦЕЛЬ: Поиск информации. Проанализировав источники информации, сделать вывод и ответить на поставленный вопрос.

-А вы знаете, ребята, что Н.Н.Носова некоторые называли «хмурым ворчуном». Как вы думаете, почему? Видимо, они просто не читали его книг. А большинство называют его волшебником и добрым другом ребят. И действительно, герои Н.Носова непоседы, которые не могут усидеть на месте и попадают во всякие истории. Они изобретательны, фантазёры, что-то расследуют и строят предположения.

Итак, у вас есть возможность провести собственное расследование.

- Что нам для этого потребуется?

-Нам потребуются инструменты для нашего расследования. На столах у вас лежат произведения Н.Н.Носова. Как вы думаете, для чего? (ответы детей) Верно. Рассказы Н.Н.Носова послужат нам инструментами для расследования. Вам нужно будет проанализировать предложенную литературу и выяснить, кто является главными героями рассказов Н.Н.Носова? Книг много, поэтому, ребята, очень важно учиться работать с большим количеством информации.

Название рассказа

Главные герои

1



2

…..



ВОПРОС: Кто является главными героями рассказов Н.Носова:

ВЫВОД:


-Действительно, в рассказах основными героями являются мальчишки. Ребята веселые, смешные, задорные.

-А как автор относится к своим героям? Можно сказать, что он смеется над ними?

- (Нет, он любит героев, а смеется над чертами характера, особенностями: незнание, лень, трусость, неумение)

3) Работа с текстом. Выборочное чтение.

- Откройте учебник на стр. 60-63. Сейчас от вас потребуется хорошее знание текста, внимательность и сноровка.

- Я буду предлагать вам синквейн.

Вы должны будете сказать, о каком отрывке рассказа идёт речь, найти его в тексте и прочитать. 1) Ребята

Дружные, трудолюбивые

Трудились, строили, поливали

Хорошо работать дружно

Молодцы!

  1. Котька

Сообразительный, смешной

Схватил, посыпал, взобрался

Думал, думал и придумал

Фантазёр

  1. Котька

Трудолюбивый, смекалистый

Понравилось, проделал, взбираться

Котька всё правильно сделал

Изобретатель

  1. Котька

Смешной, недогадливый

Полез, упал, поднялся

Нелегко по льду подниматься

Сложная ситуация

  1. Котька

Хитрый, обманщик

Смотрел, выскочил, подъехал

Не работал, а кататься пошёл

Хитрец

  1. Котька

Смешной, глупый

Скачусь, оттолкнулся, лежит

По песку коньки не едут

Глупая ситуация

  1. Ребята

Разгневанные, справедливые

Прибежали, возмущались, посоветовали

Нам сегодня кататься надо!

Нетерпеливые

Выразительно читают по цепочке, следят



Дети читают текст по цепочке, следят за чтением товарищей, участвуют в диалоге по содержанию прочитанного, выполняют задания по поиску информации в тексте, читают отрывки из текста по ролям, озаглавливают логические части текста в соответствии с сюжетными картинками учебника, сравнивают и



Рассказывают о героях, отражая собственное отношение к ним, доказывают свои ответы словами текста


объясняют смысл пословиц








Работа в группах)


Познавательные УУД:

- умение правильно и чётко построить ответ на вопрос

- умение свободно выражать своё мнение

-умение слушать и следить, воспринимать текст на слух

-умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

- умение ориентироваться в тексте

-умение проводить анализ объектов с целью выделения существенных признаков



Коммуникативные УУД:


-умение налаживать продуктивное сотрудничество и взаимодействие со сверстниками

















Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа нерифмованного стихотворения. Работа над созданием синквейна является одним из эффективных методов развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.



  1. Рефлексия учебной деятельности. Дидактическая задача: организовать анализ и оценивание учебной деятельности на уроке, зафиксировать неразрешенные затруднения.


Этап, метод

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Итоги урока.

Рефлексия

Словесный метод: ответы на вопросы.

2

мин


РЕФЛЕКСИЯ.

-С каким произведением мы познакомились?

-С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Выберите правильное высказывание на слайде подтверждающее главную мысль рассказа.


1. Развеселить читателей.

2. Подшутить, посмеяться над ребятами.

3.Показать, что не нужно бояться признавать и исправлять свои ошибки.

- Чему же научила Котьку да и вас, ребята, история с горкой и песком?

--Наш урок подходит к концу, и я надеюсь, что вы ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

Домашнее задание. С. 54-58, читать выразительно.


Итог нашего урока

.Продолжите фразу

1.Я научился…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4.Больше всего мне понравилось…

5.Я понял, что…

-А сейчас мы с вами построим свою горку из снежинок .

Хотелось бы вам пожелать:

Читайте книги Н.Н.Носова,

Постигайте мудрость героев,

Познавайте тайну Н.Н.Носова




Урок окончен. Спасибо за урок!


Отвечают на вопросы, подводят итоги.


контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности)






самооценку

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.














1. Тест

1. Как звали котёнка?

а) Мурзик;

б) Васька;

в)Матроскин.


2. Что делал котёнок в начале рассказа?

а) Сидел на полу возле комода и ловил мух;

б) Спал на диване;

в) Играл с мальчиками.


3. Как звали мальчиков – героев рассказа?

а) Иван Иванович и Степан Степанович;
б) Толя и Коля;
в) Володя и Вадик.

4. Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

а) Огурцы;
б) Картофель;
в) Помидоры.

5. Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы?


а) Володя

б) Вадик



2. Шифровка

ПППППППЕЕЕЕЕППНЕЕППЕЕППОППЕПЕСЕППЕОЕЕВППППЕЕЕППЕПП


3. Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:


1. Поспешишь – людей насмешишь.

2. Семь раз отмерь, а один отрежь.

3. Умел ошибиться, умей и поправиться.

4.

Название рассказа

Главные герои

1



2



3



4




ВОПРОС: Кто является главными героями рассказов Н.Носова?

ВЫВОД:




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!