СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Морфемика и словообразование

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Морфемный состав слова Понятие морфемы как значимой части слова. Состав слова.

Просмотр содержимого документа
«Морфемика и словообразование»

Севастопольское государственное бюджетное образовательное училище

профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»




«СОГЛАСОВАНО»

протокол методической цикловой комиссии

от ______________20__г №___

Председатель МЦК

__________________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной работе

________________Полстянко Н.Н.

«_____» _______________ 20 г.











Методическая разработка

теоретического занятия

По теме «Морфемный состав слова»

по дисциплине «Русский язык»

для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

1курс




Прокопенко Ольга Владимировна













2016

Пояснительная записка


Методическая разработка предназначена для преподавателей медицинских училищ и колледжей для проведения практического занятия по теме «Морфемный состав слова» по учебной дисциплине «Русский язык» для специальности 34.02.01 «Сестринское дело» 1курс

Методической целью практического занятия является формирование профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности в рамках темы данного практического занятия.

Методическая разработка содержит информацию об основных этапах, методах и формах обучения, методах контроля знаний, необходимых для изучения данной темы. Кроме того, добавлены приложения, с помощью которых осуществляется контроль исходного уровня знаний, закрепление изученного материала, указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы. Имеются эталоны ответов.





























ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ


Тема: Особенности словообразования.

Актуальность темы: Освоение материала способствует формированию общих компетенций:

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.


Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль;

  • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно - реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.


Учебные цели занятия:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;

  • самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса;

  • расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей;

  • развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Воспитательные цели:

  • Развивать чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий.

  • Акцентировать внимание на важности получения всеобъемлющей информации о пациенте с целью постановки правильного диагноза и выбора оптимальной тактики ведения пациента.

Развивающие цели:

  • Повышение мотивации к учебе.

  • Развитие устойчивого интереса к дисциплине, активация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.


Тип занятия: комбинированный

Время проведения: 90 мин

Формирование общих компетенций:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.


Междисциплинарные связи:


Дисциплина ПМ

Морфемный состав слова

ПМ.01. Диагностическая деятельность

Литература



ПМ.07.Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра

История


ПМ.02.Лечебная деятельность и все последующие ПМ 03.-ПМ. 06

Философия

Обществознание

Социология








Внутридисциплинарные связи:

Систематизация знаний по русскому языку; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.


Оснащение занятия:

  1. Методическое: методическая разработка практического занятия, учебник, раздаточный материал.

  2. Техническое: интерактивная доска


Организационно-деятельностная структура занятия

п\п

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

Материалы методического обучения: контроля наглядности, инструкции

Время в мин.

1

Подготовительный этап

1. Организация занятия:

- проверка внешнего вида, заполнение журнала


2. Постановка учебных целей и мотивация занятия








3.Актуализация опорных знаний.

Контроль исходного уровня знаний, навыков, умений:

терминологическая разминка по таблице-глоссарию

(устно, фронтально)

Проверяют готовность рабочего места к практическому занятию, настраиваются на успешную работу.

Принятие и осмысление целей и задач занятия, сосредоточение внимания.





Установление правильности и полноты выполнения домашнего задания (объясняют терминологию генетики).

Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих


Организует работу по определению целей урока, обращает внимание на актуальность темы.

Организует повторение и проверку знаний и умений по теме через выполнение заданий.


Аппаратное обеспечение:

Раздаточный материал


Учебники



Тесты контроля исходного уровня знаний

1-3





15-20 (5%)

2

Основной этап

Понятие морфемы как значимой части слова. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы.


Систематизируют знания, выполняя задания практического занятия.

Индивидуальная работа -

записывают в тетради структурно-логическую схему занятия;


Усваивают новую информацию.








Методы формирования умений:

Организует деятельность учащихся по включению знаний в целостную систему.

Актуализирует опорные знания.

Фиксирует

выводы.


Выявления понимания и полноты выполнения задания, оценка результатов.


Работа по инструкциям к практическому занятию











Обучающие ситуационные задачи


60-80%

3

Заключительный этап

1.Контроль и коррекция уровня умений и навыков.

- Тестовый контроль конечного уровня знаний

2. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

2. Подведение итогов занятия


Соотнесение результатов деятельности с поставленной целью и задачами, осуществление самооценки.

Обеспечение контроля усвоения знаний.

Оценка результатов занятия. Выставление итоговой оценки за занятие.


Тесты конечного уровня знаний.

Методические указания к самостоятельной работе


Домашнее задание




20%



Конспект (прилагается)

Материалы активизации студентов

Актуализация опорных знаний по вопросам:

  1. Понятие морфемы как значимой части слова.

  2. Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы.

Материалы самоподготовки студентов по теме занятия.

Русский язык. Учебник. Антонова Е.С.

Воителева Т.М. Москва, Издательский центр

«Академия», 2014г-380 стр.

Русский язык. Сборник упражнений. Воителева Т.М. Москва, Издательский центр

«Академия», 2014г-223 стр.


Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная

п/п

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1

Русский язык. Учебник.

Антонова Е.С.

Воителева Т.М.

Москва, Издательский центр

«Академия», 2014г-380 стр.

2

Русский язык. Сборник упражнений.

Воителева Т.М.

Москва, Издательский центр

«Академия», 2014г-223 стр.

3

Русский язык. Методические рекомендации.

Воителева Т.М

Москва, Издательский центр

«Академия», 2014г-191 стр.




Интернет – ресурсы:

  1. http://gramota.ru – справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

  2. http://slovari.gramota.ru - онлайновые словари портала. Словари для всех. – разделы информационно-справочного портала Грамота.ру

  3. http://www.gramma.ru/RUS/ - справочный раздел «Русский язык» портала Грамма.ру.

  4. http://www.slovari.ru - ссылки на электронные словари, энциклопедии, библиотеки и лингвистические ресурсы.

  5. http://www.slovari.ru - ссылки на электронные словари, энциклопедии, библиотеки и лингвистические ресурсы.
































Ход занятия:

Способы образования слов в русском языке

    В русском языке существуют следующие способы образования слов:

  • неморфологический – переход слов из одной части речи в другую: Дежурный учитель остановил нас на перемене (прилагательное). – Мы подошли к дежурному I существительное);

  • морфологический:

  • приставочный (развеселый – веселый);

  • суффиксальный (красноватый – красный);

  • приставочно-суффиксальный (втайне – тайна);

  • бессуффиксный (синь – синий);

  • сложение (газопровод).

    Сложными называются слова, имеющие в своем составе два корня. Они образуются:

  • сложением целых слов (диван-кровать);

  • сложением части слова и целого слова (турфирма);

  • сложением основ с помощью соединительных гласных -О (-Е) (пешеход, железобетон).

    Среди сложных слов выделяются сложносокращенные – аббревиатуры, которые образуются:

  • сложением начальных звуков (вуз);

  • сложением начальных букв (МГУ);

  • сложением слогов или частей слов (полпред);

  • смешанным способом (главк).

Упражнение № 4

    Выполните словообразовательный разбор данных слов. Укажите способы образования слов.

    Изгнанник, коренастый, ТЮЗ планировать, пре¬лестный, пиротехник, присоединение, родственник, сосредоточенный, невнимательный.

Упражнение 5

    Составьте словообразовательные цепочки к данным словам.

    Живой – оживленный

    Карман – прикарманить

    Здоровый – выздороветь

    Народ – обнародовать

    Упрямый – заупрямиться

    Память – беспамятство

    Зависть – позавидовать

    Твердый – затвердеть

    Дым – продымленный

    Жестокий – ожесточение

Упражнение № 6

 Восстановите недостающие слова в словообразовательных цепочках.

    Брат – ___________ – братственный

    Боль – болеть – _____ – болезненный

    Медленный – __________ – медлительный

    Гнев – _____– разгневаться

    Говор – говорить – ________ – разговорчивость

    Единый – _____– единственно

Упражнение № 7

    Образуйте сложные слова из данных словосочетаний. Укажите способ сложения.


    Жестокое сердце, железная дорога, древняя Русь, естественные науки, строительство машин, бледное лицо, плановый и экономический вопрос, длинные ноги, сорок граду сов, строить корабли, профессиональный союз, тысяча верст


    Различайте слова, образованные путем сложения (морфологический способ, садовод) и слияния (неморфологический способ, малопригодный).

Упражнение № 8

    Распределите в два столбика слова образованные путем сложения и слияния.


    Вечнозеленый, белоснежный, птицеферма, малопригодный, нижеподписавшийся, стенгазета, труднопроходимый, АТС.

Словообразование. Орфография

Чередующиеся гласные в корне


    В русском языке существуют корни с чередованием гласных е//и (замереть – замирать, протереть – протирать и т. п.), а//о (излагать – изложить, кланяться – поклониться и т. п.), а(я)//им или а(я)//ин (снять – снимать, начать – начинать и т. п.).

    Выбор нужного в каждом конкретном случае варианта корня определяется четырьмя факторами: ударением; суффиксом, употребляемым после корня; качеством последнего согласного в корне; значением.


    1. Гласная выбирается в зависимости от ударения:

    ГОР – ГАР

    А пишется под ударением, О – в безударном положении

    загорелый – загар 

    исключение: выгарки

    (остатки сгоревшего)

    ЗОР – ЗАР 

    О пишется под ударением, А – в безударном положении

    зóри – заря

    исключение: зарево

    КЛОН – КЛАН 

    под ударением пишется и А, и О, в безударном положении только О

    поклон – кланяться 

    наклониться 

    ТВОР – ТВАР 

    под ударением пишется и А, и О, в безударном положении только О

    затвор – тварь,

    творить 

    исключение: утварь


    2. Гласная выбирается в зависимости от наличия или отсутствия суффикса А после корня: 

    КОС – КАС(а) коснуться – касаться 

    ЛОЖ – ЛАГ(а) положить – полагать 

    БЕР – БИР(а) соберу – собирать 

    БЛЕСТ – БЛИСТ(а) блестеть – блистать 

    ДЕР – ДИР(а) раздеру – раздирать 

    ПЕР – ПИР(а) запереть – запирать

    ТЕР – ТИР(а) стереть – стирать 

    МЕР – МИР(а) умереть – умирать 

    СТЕЛ – СТИЛ(а) расстелить – расстилать 

    ЖЕГ – ЖИГ(а) поджег – поджигать 

    НЯ – НИМ(а) принять – принимать 

    ЧА – ЧИН(а) начать – начинать 

    ЧЕТ – ЧИТ(а) прочесть – прочитать

    исключение: сочетание, сочетать

    3. Гласная выбирается в зависимости от последнего согласного в корне:

    РОС – РАСТ (РАЩ) 

    росли – растут – наращение 

    (исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, на вырост)

    СКОЧ – СКАК

    выскочить – скакать

    исключение: скачок; н. ф. скакать – скачу

    4. Гласная выбирается в зависимости от значения:

    МОК – МАК 

    МАК – значение «погружать в жидкость»: макать хлеб в молоко; МОК – значение «пропускать жидкость, становиться                        влажным»: сапоги промокают; замочить белье

    РАВН – РОВН

    РАВН – значение «равный, одинаковый»: сравнить, уравнять в правах; РОВН – значение «ровный, гладкий»:     выровненный участок, уровень

    исключение: равнина, равняться, равнение

    Запомните: в корнях -ПЛАВ- – -ПЛОВ- в безударном положении пишется А: плавать, поплавок, плавник (исключение: пловец, пловчиха). В слове плывун пишется Ы в соответствии с произношением.

Упражнение № 9

    Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.

    Прик...снуться к двери, пол...жить на стол, зам...рать от восторга, несг...раемый ящик, свет з...рницы, точность изложения, оз...ренный молнией, широкая р...внина, выр...вненная дорога, бл...стеть на солнце, соб...раться в дорогу, откл...нение в сторону, изл...гать факты, выр...щенный плод, вск...чить на ходу, нар...стающий шум, накл...ниться к земле, соприк...саться с огнем, высказанное предпол...жение, изб...рательная кампания, прятаться в зар...слях, выск...чить из кустов, прил...гать усилия, непром...каемый плащ, ур...внять в правах, бл...стящий оратор, борьба за р...вноправие, прекл...нение перед авторитетом, неук...снительное исполнение.




Контрольная работа по теме: «Морфемика и словообразование»



  1. О каких терминах идет речь?

  1. — раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

  2. – это минимальная значимая часть слова.

  3. — единственная обязательная часть слова.

  4. — словообразовательная морфема, стоящая перед корнем.

  5. — словообразовательная морфема, стоящая после корня.

  6.  — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования, управления или связи подлежащего со сказуемым 

  7. — это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова.


2. Привеите примеры слов образованных данными способами:

  1. 1)  приставочный
    2)  суффиксальный 
    3)  приставочно-суффиксальный 
    4) бессуфиксный
    5)  сложение целых слов 
    6)  сложение основ с помощью соединительных гласных
    7) сложение начальной части слова с целым словом
    8) сложение с одновременны присоединением суффикса 
    9) Аббревиация
    10) Усечение основы производящего слова 
    11) образование слов из словосочетаний

  1. 3.  Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.

  1. 1. Дважды

  2. 2. Досуха

  3. 3. Ежедневно

  4. 4. Засветло

  5. 5. Изредка

  6. 6. Искренне

  7. 7. Летом

  8. 8. Мельком

  9. 9. Молодецки

  10. 10. Молчком

  11. 11. Навсегда

  12. 12. Налегке

  13. 13. Наповал

  14. 14. Нараспашку

  15. 15. Некстати

  16. 16. Ненамного

  17. 17. Ночью

  18. 18. Однажды

  19. 19. Отныне

  20. 20. Певуче

  21. 21. Пешком

  22. 22. По-английски

  23. 23. По-видимому

  24. 24. По-волчьи

  25. 25. По-зимнему

  26. 26. Ползком

  27. 27. По-лисьи

  28. 28. По-мужски

  29. 29. По-нашему

  30. 30. Поныне

  31. 31. Поодиночке

  32. 32. По-прежнему

  33. 33. Послезавтра

  34. 34. По-хозяйски

  35. 35. Сбоку

  36. 36. Справа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!