СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг качества образовательного процесса в школе как условие непрерывного образования педагога

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

в статье рассматривается необходимость ведения мониторинговых исследований в образовательном учреждении с целью решения проблем преемственности обучения и профилирования, а также для повышения профессионального мастерства педагогов

Просмотр содержимого документа
«мониторинг качества образовательного процесса в школе как условие непрерывного образования педагога»

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГА

Рубцова Ирина Алексеевна,
к.п.н., руководитель центра мониторинга
качества образования МОУ "Лицей № 7"
г.о. Электросталь, e-mail: [email protected];

Орлова Розалия Борисовна,
директор МОУ "Лицей № 7"
г.о. Электросталь, e-mail: [email protected]

Аннотация: в статье рассматривается актуальность непрерывного образования педагогов в условиях внедрения в практику школы ФГОС нового поколения, а также пути решения проблемы непрерывного образования педагогов посредством ведения мониторинговых исследований качества образовательного процесса.

Ключевые слова: непрерывное образование, мониторинг качества образовательного процесса, ФГОС нового поколения.






MONITORING OF EDUCATIONAL PROCESS QUALITY AT SCHOOL
AS A CONDITION OF PEDAGOGICAL LIFE-LONG EDUCATION

Rubtsova Irina Alexeevna,
Ph. D. (Pedagogics), head of the centre
for monitoring of educational process quality,
lyceum №7 Electrostal, e-mail: [email protected]

Orlova Rozalia Borisovna,
Director of lyceum №7
Electrostal, e-mail: [email protected]

Annotation: this article shows topicality of pedagogical life-long education in conditions of practical school application the State educational standards of new generation and also ways of solution the problem of pedagogical life-long education by the instrumentality of running the monitoring research of educational process quality.

Keywords: life-long education, monitoring of educational process quality, the State educational standards of new generation.









...Качество системы образования не может быть
выше качества работающих в ней учителей.

Барбер, М. Муршед «Как добиться стабильно
высокого качества обучения в школах».

В современном мире человек сталкивается с насущной необходимостью совершен­ствования, дополнения, а порой приобретения новых знаний и умений в соответствии с изме­няющимися профессиональными интересами, общественными запросами, стремительно расширяющимся информационным фоном. Число обучающих этапов возрастает вплоть до ставшей классической формулы - образование через всю жизнь. Под непрерывным образованием понимается «стадийный и целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение её духовного мира» [4, с.364]. В таких условиях становится необходимым формирование и развитие междисциплинарного знания, раскрытие его глубокого потенциала. В рамках школьного образования междисциплинарность проявляется в формировании так называемых универсальных учебных действий (УУД), способствующих применению знаний в нестандартных условиях, принятию оптимальных решений.

Стремительные изменения во всех сферах общественной жизни требуют существенных изменений и от школы. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 2013 года, а также Федеральные государственные стандарты второго поколения определяют перспективы развития школьного обучения: усилия школы должны быть направлены на создание условий для социализации и самореализации каждого ребенка в результате освоения им не только необходимого и достаточного объема знаний, но и овладения приемами деятельности [7, с.4].

На современном этапе реформирования системы образования возникает необходимость в пересмотре и качественном изменении деятельности педагога. Поскольку профессиональная деятельность современного педагога связана с решением многочисленных исследовательских задач, в которых суммируются требования к его личностным качествам и профессиональной компетентности, особенно значимо умение ставить перед собой цели и добиваться их достижения, разрешать сложные противоречивые ситуации, являющиеся естественной составной частью современной педагогической деятельности [2, с.3]. Насущной потребностью становится обучение педагогов универсальным способам действий. Наблюдается тенденция к совершенствованию способности к самооценке, самостоятельности, самоорганизации и самореализации педагога.

Существенным образом изменяется и администрирование в образовательном учреждении. Для эффективного управления учебным процессом необходимо знать, что является критериями его успешности и чем вызваны возникающие проблемы, а также отслеживать динамику по этим критериям, анализировать результаты и корректировать управленческий стиль.

МОУ «Лицей № 7» г.о. Электросталь сотрудничает с кафедрой технологий и профессионального образования АСОУ и с января 2014 года стал пилотной площадкой АСОУ по теме «Разработка критериального аппарата мониторинга качества знаний учащихся, позволяющего своевременно корректировать организацию учебного процесса на разных ступенях обучения».

Педагогический коллектив МОУ «Лицей № 7» г.о. Электросталь принял решение совершенствовать профессиональное мастерство посредством модернизации системы мониторинга качества образовательного процесса в лицее. Предпосылками принятия такого решения послужили выявленные в ходе анализа эффективности учебно-воспитательного процесса лицея проблемы.

Проблема № 1. В профессиональную жизнь педагогов входит понятие «универсальные учебные действия» - ключевой термин для понимания современных требований к результативности образовательного процесса, складывающийся из комплекса показателей. В соответствии с требованиями ФГОС планируемые и метапредметные, и личностные результаты подлежат формированию и отслеживанию, а метапредметные – ещё и оценке. Однако универсальных измерительных инструментов не существует [1, с.4]. Учащиеся 3-х классов МОУ «Лицей № 7» г.о. Электросталь являются участниками эксперимента РАО по формированию УУД в начальной школе в рамках внедрения ФГОС нового поколения. Однако проведение диагностических работ не выявляет динамики индивидуальных образовательных достижений учащихся, не соотносит достигнутый результат с целями, которые ставит учитель на разных этапах обучения. Констатирующий характер проводимой диагностики актуализирует необходимость ведения мониторинга с целью выработки критериального аппарата исследований, своевременной коррекции сформированности УУД, соотнесения цели и результата, повышения уровня педагогического мастерства педагогов.

Проблема № 2. При переходе из начальной ступени обучения в среднюю школу, а также при переходе в 7 класс ежегодно наблюдается снижение показателей обученности учащихся, что связано не только с проблемами адаптации к новым условиям обучения и следствием введения новых предметов (алгебра и геометрия, физика, химия), но и с недостаточной сформированностью метапредметных умений, умений переноса знаний из одной предметной области в другую, а также с недостаточным осознанием 5-ти и 7-микласниками целей обучения в основной школе.

Проблема № 3. На этапе профилирования (в МОУ «Лицей № 7» раннее профилирование начинается с 8 класса) учитель не обладает достаточной базой данных индивидуального прогресса учащихся, что вызывает трудности при ведении консультаций с родителями и учащимися относительно дальнейших целей обучения и выработки индивидуальных образовательных траекторий. Как показывает анализ практики, даже те, кто определился с выбором профиля (самостоятельно или с помощью родителей и друзей) и остался верен ему на момент поступления в вуз, в течение первых двух лет обучения в вузе сталкиваются с необходимостью перепрофилирования, вплоть до неоднократной смены профессии [5, с.223].

Таким образом, на разных ступенях обучения наблюдается необходимость отслеживания индивидуальных достижений (как предметных, так и метапредметных) учащихся в соответствии с целями, поставленными педагогами на разных этапах обучения.

Мониторинг представляет собой «постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям» [4, с.325]. Применительно к педагогическому процессу, это «система контролирующих и диагностирующих мероприятий процесса обучения, обусловленных целеполаганием и предусматривающих контроль динамики уровня усвоения учащимися учебного материала и его корректировку» [6, с. 32].

Мониторинг индивидуальных образовательных достижений учащихся - часть общего мониторинга качества знаний, который, в свою очередь, является составляющей мониторинга качества образования в МОУ. Поэтому мониторинг индивидуального прогресса учащихся производится параллельно с мониторингом условий и процесса обучения, в котором важнейшую роль играет профессиональный уровень педагога. Результат педагогической деятельности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, способности педагога к восприятию и реализации новых программ развития, работоспособности педагога, его стремления к самообразованию, владения современными педагогическими технологиями, способности и потребности диссеминации опыта в рамках профессиональных сообществ. Осознание педагогами этого факта, а также нахождение в условиях регулярного отслеживания результатов образовательной деятельности способствует повышению уровня самообразования и взаимообразования педагогов.

Актуальным становится обучение педагогов и учащихся основам эффективного целеполагания. Психологические исследования оптимальных характеристик целей на этапе их формулирования определяют требования к образовательно-воспитательным целям: конкретность, достижимость, напряженность, способствующая активности познавательной деятельности учащихся, учет их возрастных и индивидуальных особенностей [2, с.4].

Включение педагогического коллектива в мониторинговую деятельность подразумевает овладение педагогами следующими методиками:

  1. на этапе планирования и организации УВП (прогностическом этапе):

  • определения направленности профессиональной деятельности, работоспособности и творчества;

  • эффективного целеполагания на уроке и во внеурочной деятельности;

  • многомерной шкалированной экспертизы урока;

  • работы с критериальным аппаратом мониторинговых исследований;

  1. на контрольно- диагностическом этапе:

  • анализа и трактовки материалов;

  • оформления выводов, постановки задач, направленных на корректировку и развитие образовательного процесса;

  • разработки форм анализа количественных и качественных показателей деятельности учащихся.

Совершенствование модели мониторинга индивидуальных образовательных достижений учащихся МОУ «Лицей № 7» должно способствовать повышению профессионального мастерства педагогов и, как следствие, повышению качества знаний учащихся, а также разработке (во взаимосвязи с родителями) индивидуальных образовательных траекторий на этапе профилирования.

С философской точки зрения, образование – «развитие жизненного опыта человека; … это построение и развитие человеком своего образа окружающего мира и образа своего места, своей роли в этом мире» [3, с.206]. Мониторинговые исследования способствуют определению педагогами своего места и роли в образовательном процессе, что, в свою очередь, способствует повышению комфортности условий обучения и повышению качества образования в целом.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г.,Беглова Т.В Методические рекомендации к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать». Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий / под ред. М.Р.Битяновой, С.Г.Яковлевой. - Самара: Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2013. - 96 с.

  2. Гумерова Н.Л. Целеполагание как базовый компонент в структуре профессиональной компетентности будущего учителя // Образование и педагогика / Институт теории и истории педагогики Российской Академии образования .- М., 2006.

  3. Новиков А.М. Основания педагогики / Пособие для авторов учебников и преподавателей. - М.: Эгвес, 2010. - 208 с.

  4. Педагогика. Большая современная энциклопедия / автор-составитель Е.С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2005. – 718 с.

  5. Рубцова И.А. Профильное обучение: основания, проблемы и условия реализации в практике / И. А. Рубцова / / Народное образование. – 2011. - № 9. – С.221 – 226.

  6. Шишов С.Е., Кальней В.А., Гирба Е.Ю. Мониторинг качества образовательного процесса в школе: Монография. – М: Инфра-М, 2013, - 206 с.

  7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!