СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правовой турнир позволяет расширить и углубить знания учащихся 9 класса правовых основ и тщательно подготовиться к ОГЭ. Турнир носит состязательный характер, оценку результатов выносят ученики старших классов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по обществознанию»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №151 с углублённым изучением отдельных предметов»

Кировского района г. Казани







МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ


Историко – политико - правовой турнир

для обучающихся 9-х классов


«Час права»














Учитель

истории и обществознания

МБОУ СОШ № 151

Тимофеева Н.В.



Казань 2016 г.


ХОД ТУРНИРА.




1.Приветствие команд.


2.Конкурс эмблем.


3.Конкурс «Разминка».


4.Конкурс «Блиц».


5.Конкурс . «ПРАВО И ЖИЗНЬ»


6.Конкурс . «И В ШУТКУ И ВСЕРЬЁЗ»


7.Конкурс . «КИНО И ПРАВО».


8.Конкурс «ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ».


9.Конкурс «ПРАВОВОЕ ЛОТО»


10. Конкурс . «ЗАКОНЧИ ФРАЗУ».


11 Подведение итогов .

























Ничто так плохо не знаем,

как то, то что каждый должен

знать: закон

(Оноре де Бальзак)

Вступительное слово учителя

1. ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД.

Каждая команда в произвольной форме готовит приветствие


2.КОНКУРС ЭМБЛЕМ.

Каждая команда предоставляет членам жюри свои эмблемы, отражающие тему правового турнира и специфические отличия команды


3. Р А З М И Н К А .

Каждой команде предлагается по 4 вопроса. На обдумывание – по 15 секунд. Жюри оценивает точность ответов. Наивысший балл –2.


1 команда

1.Что такое право?

2.Назовите Основной закон государства.

3.Что такое декларация?

4.Назовите международный документ.

2 команда

1.Что такое мораль?

2.Назовите международную организацию, выступающую за реализацию прав человека.

3.Что такое конвенция?

4.Что такое гражданство?


4. «БЛИЦ»

Жюри оценивает правильный каждый ответ в 1 балл. Время 1 мин.

Внимание на экран ( на экране появляются вопросы, а затем правильные ответы ).

(вопросы под артикулами «А» и «Б» капитаны выбирают артикул)

Та команда которая имеет большее количество баллов имеет право выбрать артикул первой.

Каждая команда за 1 минуту должна дать наибольшее количество правильных ответов.

«А»

1. Когда принята действующая Конституция РФ? (12 декабря 1993г)

2. Из каких 2-х палат состоит российский парламент?( Верхняя – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума)

3. Народное правление, осуществляемое народом и для народа (республика)

4 Национально-государственное устройство России? ( Федерация)

5. Политическая организация, борющаяся за власть или участие в её осуществлении (Политическая партия)

6.Полномочный представитель населения в органах центральной или местной власти.(депутат)

7.Когда была принята Всеобщая декларация прав человека? (1948г.)

8. Какова периодичность выборов депутатов в Государственную Думу? (1 раз в 5лет)

9. Пацифисты выступают … (против войны)

10. В 1860 г. возникла организация, которая в последствии стала называться Международным комитетом …(Красного Креста)

11. Носитель суверенитета и единственный источник власти. ( Многонациональный народ РФ)

«Б»

1. Что такое референдум? (Всенародное голосование)

2. Как называется парламент в РФ? (Федеральное Собрание)

3. Основной институт политической системы общества. (государство)

4. Соглашение на основе взаимных уступок. (договор)

5. Какова периодичность выборов президента в РФ? (1 раз в 6 лет)

6. Человек, уважающий мнение других, терпимый человек. (Толерантный)

7. Международный правовой акт, закрепляющий права и свободы человеческих существ от рождения и до 18 лет (Конвенция о правах ребёнка)

8. Выражение воли народа в Конституции это… (преамбула)

9. Вторая глава Конституции РФ начинается со статьи № …(17)

10.Три ветви власти – это…( Законодательная , Исполнительная , Судебная)

11 .Кто является гарантом Конституции РФ? ( Президент РФ)


5. «ПРАВО И ЖИЗНЬ» Решение правовых задач

У каждой команды по 3 проблемы

Время 5 мин , по 5 баллов за каждый ответ

Проблема 1 команды

1.Семнадцатилетний работник Сидоров, проработав в организации 3 месяца, подал заявление о предоставлении ему очередного отпуска. Начальник отдела, ссылаясь на то, что очередной отпуск может быть предоставлен только по истечении шести месяцев непрерывной работы в организации, отказал ему в просьбе.

Правомерны ли действия начальника?

Решение: Действия начальника неправомерны, так как согласно трудовому законодательству отпуск за первый год работы несовершеннолетнему работнику может быть предоставлен до истечения шести месяцев непрерывной работы. Использовать свой отпуск молодые работники могут в удобное для них время.

2. Безработные С. и К. выпили в подъезде дома по бутылке вина. Затем оба вышли на улицу, ругались, кричали и приставали к прохожим.

Какие правонарушения они совершили. Нормы какой отрасли права были нарушены?

Решение: Хулиганство, административное право.

3. Подросток опоздав на работу, вбегает в цех. Начальник ему делает замечание. Подросток огрызается: «Ну, подумаешь. Все равно ничего не будет!»

Прав ли подросток?

Решение: Нет. Ст.135 КЗОТ гласит, что за нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие взыскания: 1)замечание; 2)выговор; 3)строгий выговор; 4)увольнение.


Проблема 2 команды

1. 16-летний подросток пришёл устраиваться на работу. С ним составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.

Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?

Решение: Да. Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены Трудовым Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста. Статья 20 ТК.

2. Ученик школы, которому исполнилось 16 лет, будучи в нетрезвом состоянии, на танцевальной площадке приставал к девушкам, требовал, чтобы они с ним танцевали. Получив отказ, оскорбил их нецензурной бранью.

Можно ли привлечь этого школьника к административной ответственности? Решение: Поведение школьника попадает под определение «мелкое хулиганство» и рассматривается законом как административный проступок, что влечет административную ответственность, которая наступает с 16 лет.)

3. Двенадцатилетний Олег хвастается перед другом: «Мне всего 12лет, а я уже зарабатываю деньги, имею карманные деньги. И друг мой Леша тоже предпринимательской деятельность занимается, немалый доход имеет. Только не ленись!».

Имеют ли право Олег 12-ти лет и Алексей 17-ти лет заниматься предпринимательской деятельностью?

Решение: С согласия родителей подросток с 16-ти лет может заниматься предпринимательской деятельностью. При этом родители не несут за него ответственности.

Ст 27 ГК. Дети с 6 до 14 лет самостоятельно могут совершать мелкие бытовые сделки (без денег). Все остальное за них совершают родители и отвечают за сделки детей. Ст 28. ГК).


6 «И В ШУТКУ И ВСЕРЬЁЗ» Анализ «мультяшных» персонажей

Определите, какие правонарушения в отношении несовершеннолетних допущены в следующих ситуациях.

Каждой команде предлагаются фрагменты мультфильмов. Ответьте на два вопроса:

Время 1 мин по 2 балл за каждый ответ

- О каких правах человека идет речь в таких сказках как:

1 команда

  • «Колобок» (Право на жизнь и личную неприкосновенность).

  • «Сказка о попе и работнике его Баллде». (Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду).

  • «Айболит» (Право на охрану здоровья и медицинскую помощь).

  • Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» .(Право на свободу и личную неприкосновенность).


2 команда

  • Русская народная сказка «Три медведя».(Право на неприкосновенность частной жизни).

  • С.Маршак «Почта» (Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается).

  • Г.-Х.Андерсен. «Гадкий утенок». (Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства).

  • «Дюймовочка» .(Материнство и детство, находятся под защитой).

- Из какой сказки этот фрагмент?

- Какие правонарушения в отношении несовершеннолетних были допущены?



1 команда – фрагмент мультфильма «12 месяцев»

2 команда – фрагмент мультфильма « Бременские музыканты»

1 команда – фрагмент мультфильма «Аленький цветочек»

2 команда – фрагмент мультфильма «Буратино»


7. «КИНО И ПРАВО» Конкурс капитанов.

Капитанам команд задаются вопросы.

За каждый правильный ответ-1 балл Время 1 мин.

Если не отвечает , право ответа переходит к другой команде

  1. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером.

( Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля»)

2. Герои данного фильма совершают дерзкий побег из тюрьмы, не предполагая, что он спланирован органами милиции для оперативного розыска украденного золотого шлема. Руководитель побега очень похож на главаря преступной группы.

(«Джентельмены удачи»)

1. Герой данного фильма- изобретатель. В домашних условиях создаёт машину времени. Убирая стены, он позволяет проникнуть правонарушителю не только в чужую квартиру, но и в 16 век. («Иван Васильевич меняет профессию»)

2. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил: «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!»

(«Кавказская пленница»)


Вопросы для группы поддержки (по 1баллу)

1.Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий.

( Сорока)

2.Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного.

( Буратино)


8. «ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ»

С какими событиями связаны эти даты?

Обе команды выполняют задание

Время 5 мин ответ по 2 балла за каждый правильный ответ

1. Конституция США. - 1787г.

2.Конституция РСФСР -1918г.

3. Создание ООН - 1945г.

4. Принятие членами ООН Всеобщей декларации прав человека.- 1948 г.

5. Международный Билль о правах человека - 1966 г.

6. Конвенция о правах ребенка. - 1989г.

7. Конституция РТ - 6 ноября 1992 г.

8. Введение принципа политического плюрализма в России – 17 октября 1905г.

9. Уголовный кодекс РФ утверждён и действует с … - 1997 г.

10. Женевская конвенция о защите жертв войны- 1949г.

9. «ПРАВОВОЕ ЛОТО» Соедините термин и его объяснение.

Ответ по 1 баллу- время 5 мин

1.Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным. (Эмансипация)

2.Выбор на лицо, участвовавшее в судебном разбирательстве и выносящее решение о виновности или невиновности лица, объявляемого в совершении преступления. (Присяжный заседатель).

3.Независимость и самостоятельность государства во внешней политики.

(Суверенитет).

4.Терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции. (Толерантность)

5.Население до14 лет. (Малолетние)

6. Население от 14 до18 лет. (Несовершеннолетние)

7. Конституционный закон – (Основной)

8. Лицо обратившееся в суд с заявлением о нарушении его прав (Истец)

9. Человек без гражданства. (Апатрид)

10. Представитель судебной ветви власти, представляющий обвинительную сторону в суде (Прокурор)


9. «ЗАКОНЧИ ФРАЗУ».

Командам предлагаются незаконченные пословицы, поговорки, афоризмы, высказывания известных людей. Задача — воспроизвести фразу полностью и точно. 1 балл за каждый правильный ответ.

Время -2 мин Ответ- 3балла

1. « … жизнь, не знающая ничего за порогом собственного дома, как бы она не устроилась, бедна» (Частная)

2. «Девиз … : быть, а не казаться». (гражданина)

3. «Худой мир лучше доброй…». (войны)

4. «Труд … человека». (облагораживает)

5. «Когда гремит оружие, законы…». (молчат)

6. «… - мать всех пороков» (Лень)

10. «ПРАВОВОЙ СПРАВОЧНИК»

Вопросы зачитываются для всех, знающая команда поднимает карточку для ответа Время 10 сек Ответ – 1 балл


1. До какого возраста ребенок считается ребенком? (18 лет,).

2. С какого возраста учитывается мнение ребенка в ходе судебного или административного разбирательства?(10 лет)

3. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – мать или отец? (Равенство прав родителей).

4. Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном на день рождения? (С согласия родителей).

5. Какие обязанности государства по отношению к детям сформулированы в Конвенции о правах ребенка?)(Охранять и защищать права детей).

6. На кого конкретно Конвенция о правах ребенка возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей?(На родителей).

7. На какой период составляется трудовой договор? (от 1до 3 лет)

8. Какая продолжительность рабочей недели разрешена лицам не достигшим 18 лет ? (не более 36 часов в неделю)

9. С какого момента жизни человека возникает его правоспособное состояние. (С момента рождения)

11 . ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!