СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка занятия по обществознанию "Введение. Обществознание как учебный курс"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка занятия для преподавателя обществознания. Тема "Введение. Обществознание как учебный курс"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия по обществознанию "Введение. Обществознание как учебный курс"»

Рыльский филиал ОБПОУ «КБМК»







Методическая разработка занятия для преподавателя «Введение. Обществознание как учебный курс»


Предмет «Обществознание»

Специальность 34.02.01.«Сестринское дело»



Подготовила: Литвинова О.А.-

преподаватель обществознания

Рыльского филиала ОБПОУ «КБМК»



Рассмотрена и утверждена

на заседании ЦМК ООД, ОГСЭ и ЕН

дисциплин

Протокол №_______

от_________________20 г.

Председатель ____________


2016г.


Методическая разработка занятия для преподавателя

по предмету «Обществознание»

Тема: «Введение. Обществознание как учебный курс»


Вид урока: урок – беседа

Тип урока: вводный

Технология обучения: развития критического мышления

Методы и приёмы обучения: заполнение таблицы, рассказ, составление схем, работа с учебником по нахождению и интерпретации необходимой информации, фронтальная беседа, работа в парах, рефлексия, составление синквейна, работа с текстом.

Время занятия: 90 минут.

Цель: мотивация изучения обществознания.

Задачи

Учебная:

1. Создать условия для усвоения студентами понятий «социальные науки», «предмет изучения», методы исследования;

2. Создать условия для усвоения и осознанного выделения студентами предмета и объекта изучения общественных дисциплин.

3. Создать условия для формирования умений:

- классифицировать социальные науки;

- осуществлять поиск и творческое преобразование информации;

- составлять схему, синквейн, заполнять таблицу.

Развивающая:

  1. Создать условия для совершенствования таким мыслительных операций как различение естественных, общественных и гуманитарных дисциплин;

  2. Создать условия для развития мышления, устной речи обучающихся.

Воспитывающая:

Создать условия для формирования положительного отношения к предмету «Обществознание» через развитие мотивации к учению;

Межпредметные связи:

Предметы «История», «Химия», «Биология», «Физика» ; дисциплина «Философия» – предмет изучения дисциплин.

Внутрипредметные связи:

- тема «Наука и её значение », дидактическая единица «Естественные и социально-гуманитарные науки»;

- тема «Познание», дидактическая единица «Виды человеческих знаний».

Учебно - методическое обеспечение и оснащение:

1.Учебно-методический комплекс по предмету «Обществознание».

2.Дидактический материал.

Литература:

1. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М.: Академия, 2014.

2. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учебное пособие. – М., 2014.

Хронокарта занятия

  1. Организационный этап. – 2 мин.

  2. Темополагание. Актуализация знаний и целеполагание. – 8 мин.

  3. Мотивация – 2 мин.

  4. Изучение нового материала и первичная проверка его понимания. – 43 мин.

  5. Контроль, самоконтроль и коррекция. – 15 мин.

  6. Рефлексия. Подведение итогов занятия. – 3 мин.

  7. Информация о домашнем задании. – 2 мин.


Ход занятия


Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

  1. Организационный этап – 2 минуты.


Приветствие. Знакомство. Преподаватель проверяет наличие обучающихся, знакомит их с учебным предметом «Обществознание»: объёмом учебных часов по семестрам, формами самостоятельной работы, требованиями к знаниям и умениям, видами и формами контроля знаний и критериями их оценки, литературой для студентов.

Далее преподаватель знакомит обучающихся с общим ходом занятия.

Приветствие. Знакомство. Записывают в рабочих тетрадях полученную информацию.

II. Темополагание – 3 мин.


Преподаватель просит обучающихся записать в тетради тему «Введение» и план её изучения с целью организации их деятельности.

План

  1. Науки естественные и общественные: различие и сходство.

  2. Классификация социально-гуманитарных  наук.

  3. Социальные науки. Специфика объекта изучения. Методы исследования.

  4. Значимость социального знания. Актуальность изучения обществознания при освоении специальности «Сестринское дело»

Записывают тему и план занятия в тетрадях.

Актуализация знаний и целеполагание – 5 мин.


Преподаватель, обсуждая вопрос «Обществознание как учебный курс» предлагает обучающимся вспомнить, что представляет собой учебный курс «Обществознание»; что изучали в школе на занятиях по обществознанию; какие разделы были наиболее интересны.

Вспоминают, что представляет собой учебный курс «Обществознание»; что изучали в школе на занятиях по обществознанию; какие разделы были наиболее интересны.

Отвечают устно.


Слово преподавателя: каждый день мы сталкиваемся с явлениями, которые кажутся естественными, и поэтому мы часто не подвергаем их критиче­скому анализу. Мы с вами на занятиях по обществознанию будем разъяснять основные законы экономики, сложную структуру общества, описывать, какую роль в обществе играет государство, изучать основ­ные отрасли российского права и пр.

Эти и многие другие вопросы составляют предмет изучения многих научных дисциплин — философии, социологии, полито­логии, экономики, правоведения и др. Все они могут быть объединены в общий комплекс обществознания.

Скажите, что представляет собой учебный курс «Обществознание»?

Обращение к группе с целью организации совместного целеполагания: итак мы вспомнили, что представляет собой курс «Обществознание», а как вы думаете, что мы будем изучать на первом вводном занятии?


Слушают преподавателя с тем, чтобы самостоятельно дать определение понятию «Обществознание».

Предполагаемые ответы:

Обществознание — это интегративный курс, объединяющий в себе философию, социологию, экономику, политологию, юрис­пруденцию — науки, которые изучают человека и общество с разных сторон. Обществознание - это содружество родственных дисциплин, предметом изучения которых является человек, его деятельность во всех своих проявлениях и общество в целом.








Вносят свои предложения, формулируют цели занятия.

III. Мотивационный блок – 2 мин.


Слово преподавателя о становлении общественных наук:

В античные времена социальные науки преимущественно входили в философию, так как та изучала одновременно и человека, и весь социум. Только история и правоведение частично выделялись в отдельные дисциплины.

Во времена средневековья общественные науки рассматривались в рамках теологии.

Начиная с Нового времени (с 17 века), некоторые социальные науки (культурология, политология, социология, экономика) полностью отделяются от философии. В высших учебных заведениях по этим предметам открываются факультеты и кафедры, издаются специализированные альманахи, журналы и т.п.

В начале XIX в. социально-гуманитарные науки начинают развиваться. Так, К. Марксом (1818-1883) создается экономическая теория, на основе которой несколько позднее Г. Зиммель (1858-1918) формулирует философию денег.

Конт ввёл в свою иерархию наук социологию и стал основоположником этой науки, которая бурно развивается в наши дни. Осуществляется большое количество актуальных для общества социологических исследований.

Из ранее единой научной дисциплины социология в середине XX века выделилось множество самостоятельных наук, в том числе социология медицины. Её исследования имеют своей целью изучение ролевой структуры социума (роль больного, роль медсестры и т.д.), закономерностей адаптации человека к медико-социальной среде и пр.

Вопрос: о чём говорят факты дальнейшей дифференциации общественных наук и ширившиеся исследования в данной области?


Слушают информацию преподавателя с тем, чтобы подойти к пониманию значимости общественных наук.































Высказывают своё мнение.

IV. Изучение нового материала и первичная проверка его понимания – 43 мин.

4.1.      Науки естественные и общественные: различие и сходство. – 12 мин.


СТАДИЯ ВЫЗОВА

Преподаватель предлагает подумать над следующими вопросами и записать ответы в тетрадях - левый столбик бортового журнала. Время выполнения 5 минут.

Заполняют левый столбик «Бортового журнала», отвечая на вопросы.


Вопросы группе раздаются обучающимся:

  1. В чем состоят наиболее существенные отличия общественных наук от естественных наук?

  2. Что является предметом изучения естественных наук?

  3. Приведите примеры естественных наук.

  4. Что является предметом изучения общественных наук?

  5. Приведите примеры общественных наук.

  6. Что изучают гуманитарные науки?

  7. Приведите примеры гуманитарных наук.




Преподаватель организует обобщение информации.

Бортовой журнал

Что я знаю (предполагаю)

Что я узнал нового

Вопросы:


1.В чем состоят наиболее существенные отличия общественных наук от естественных наук?


2. Приведите примеры естественных наук.


3.Что является предметом изучения естественных наук?


4. Что является предметом изучения общественных наук?


5. Приведите примеры общественных наук.


6. Что изучают гуманитарные науки?


7. Приведите примеры гуманитарных наук.


Ответы:


Студенты обмениваются информацией, и она обобщается и структурируется в тетрадях и на доске в форме кластера «Естественные, общественные и гуманитарные науки и предмет их изучения»



СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ.

На этой стадии студентам предлагается подтвердить или опровергнуть свои предположения, послушав преподавателя. Работа на этом этапе ведется индивидуально в тетрадях по заполнению правого столбика бортового журнала.



Эффективная лекция:

На современном этапе социальные науки и естественные не только противопоставляются, но имеют и точки соприкосновения. Это, например, использование математических методов исследования в философии, политологии, истории; применение знаний из области биологии, физики, астрономии с целью установить точную дату событий, произошедших в далеком прошлом.

Естественные науки изучают природу, социально-гуманитарные — общество. А какие науки изучают человека? Оказывается, и те и другие. Его биологическую природу изучают науки естественные, а социальные качества человека — общественные. Существуют науки, которые занимают промежуточное положение между естественными науками и общественными. Примером таких наук является география. Вы знаете, что физическая география изучает природу, а экономическая — общество. Такое же положение занимает и экология.
      Сказанное не отменяет того факта, что общественные науки заметно отличаются от естественных наук.
      Если естественные науки изучают природу, которая существовала и может существовать независимо от человека, то науки общественные не могут познавать общество, не изучая деятельность людей, живущих в нем, их мысли и стремления. Естественные науки изучают объективные связи между природными явлениями, а для общественных важно обнаружить не только объективные взаимозависимости между различными социальными процессами, но и мотивы людей, которые в них участвуют.
      Естественные науки дают, как правило, обобщенные теоретические знания. Они характеризуют не отдельный природный объект, а общие свойства всей совокупности однородных объектов. Социальные науки изучают не только общие признаки однородных общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого события, особенности единичного социально значимого действия, состояние общества в данной стране в определенный период, политику конкретного государственного деятеля и т. п. Подобно другим областям научных исследований, социальные науки имеют целью постижение истины, обнаружение объективных законов функционирования общества, тенденций его развития.

Примыкает к ним группа родственных дисциплин: философия, язык, искусствознание, литературоведение. Их относят к гуманитарному знанию. Эти науки изучают человека и оперируют качественными (описательно-оценочными) методами.

Слушают преподавателя и работают в тетрадях- заполняют правый столбик бортового журнала.

Бортовой журнал

Что я знаю (предполагаю)

Что я узнал нового

Вопросы:


1.В чем состоят наиболее существенные отличия общественных наук от естественных наук?


2. Приведите примеры естественных наук.


3.Что является предметом изучения естественных наук?


4. Что является предметом изучения общественных наук?


5. Приведите примеры общественных наук.


6. Что изучают гуманитарные науки?


7. Приведите примеры гуманитарных наук.


Ответы:




СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ.

Преподаватель организует обсуждение, само и взаимопроверку и корректировку результатов работы на предыдущей стадии.


Студенты на доске и в тетрадях вносят исправления в кластер (пример кластера):

4.2.Классификация социально-гуманитарных  наук – 11 мин.


Слово преподавателя: существуют различные классификации этих наук. Согласно одной из них, общественные, как и иные, науки в зависимости от их связи с практикой (или удаленности от нее) делятся на фундаментальные и прикладные. Первые выясняют объективные законы окружающего мира, а вторые решают проблемы применения этих законов для решения практических задач в производственной и социальной областях. Но граница между этими группами наук условна и подвижна.

Задание студентам: составить схему «Классификация общественных наук». Вопрос группе: «Какой признак лежит в основе этой классификации?» Запись ответа в тетрадь.

Слушают преподавателя и изображают схематично в тетрадях классификацию наук по признаку их связи с практикой.


Составляют схему «Классификация общественных наук». Отвечают на вопрос: «Какой признак лежит в основе этой классификации?» Запись ответа в тетрадь.


Пример схемы:

Социально-гуманитарные науки




прикладные

фундаментальные




СТАДИЯ ВЫЗОВА

Общепринятой является классификация, основанием которой является предмет исследования (те связи и зависимости, которые непосредственно изучает каждая наука).

Вопрос группе: какие вы знаете гуманитарные науки и что они изучают?

Отвечают на вопрос.


СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Задание обучающимся: заполните таблицу, используя учебник Важенина А.Г. с. 3 – 4 и с. 134 – 135.

Заполняют таблицу:

«Важнейшие социально-гуманитарные науки»

(пример заполнения)

Наименование

Предмет исследования

История

Наука, изучающая прошлое человеческого общества

Культурология (лат. cultu-га — возделывание, обрабатывание и гр.logos — учение, слово)

Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре

Политология (гр. polity — права гражданства, политический порядок и logos — учение,слово)

Наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом

Правоведение

Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности

Социология (гр. societas — общество и гр. logos — учение, слово)

Наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных

Философия (гр. phileo — люблю иsophia — мудрость)

Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания

Экономика (от гр. oikos — домашнее хозяйство и по-mos — правило)

Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности



РЕФЛЕКСИЯ

Преподаватель организует обсуждение, взаимопроверку и оценку результатов работы на предыдущей стадии. Студенты называют основные группы социально-гуманитарных наук, выделяемых по предмету исследования.

Обсуждают, проверяют и дают оценку результатам работы на предыдущей стадии.

Студенты называют основные группы социально-гуманитарных наук, выделяемых по предмету исследования.

    1. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования - 10 минут.


Слово преподавателя: специфика объекта изучения социальных наук заключается в том, что социальная действительность человека не имеет закономерностей, чётко выверенных формул, законов. Социальные науки изучаются в контексте того времени, в котором живет человеческое общество, по законам сегодняшнего дня.

В первую очередь они исследуют социум. Общество рассматривается как целостность, развивающаяся исторически и представляющая собой объединения людей, сложившиеся в результате совместных действий и имеющие свою систему отношений. Наличие различных групп в социуме позволяет увидеть, насколько индивиды взаимозависимы друг от друга.

Студенты записывают в тетрадях кратко

специфику объекта изучения социальных наук.


Методы исследования в социальных науках

Этот вопрос изучается совместно со студентами, в ходе выполнения задания «Собери мозаику» преподаватель раздает таблицу, объясняет правила работы с ней.

Методы исследования


Определение понятий

Опрос

Метод сбора информации со слов опрашиваемого (в социологии респондент)

Наблюдение

Целенаправленный процесс восприятия определенных событий и их регистрация

Эксперимент

(с лат. «опыт», «проба») попытка сделать, предпринять что-нибудь новое, ранее не испытанное

Измерение

Определение какой-нибудь мерой (обществоведы используют процентные измерения) величину определённой категории.


Студенты в тетрадях выполняют задание «Собери мозаику»: заполняют левый столбик таблицы, прочитав определение понятия в правом столбике.

Методы исследования

Определение понятий


Метод сбора информации со слов опрашиваемого (в социологии респондент)


Целенаправленный процесс восприятия определенных событий и их регистрация


(с лат. «опыт», «проба») попытка сделать, предпринять что-нибудь новое, ранее не испытанное


Определение какой-нибудь мерой (обществоведы используют процентные измерения) величину определённой категории.



Слово преподавателя: изучая исторические документы, исследователь занимается наблюдением. Однако наблюдение носит косвенный характер, так как изучается, как правило, то, что уже не существует, что кануло в вечность: условия, в которых развивались события, люди, которые принимали в них участие и даже целые цивилизации. Наблюдение ведется за свидетельствами отдельных участников событий, которые не выбирали момент этих событий, свое место в них и часто видели далеко не самое важное в этих исторических явлениях.

Вопрос: для чего историку необходимо историческое наблюдение?

Студенты слушают и отвечают на вопрос.

Примерный ответ: изучение разнообразных источников, историческое наблюдение через источники позволяет нарисовать более объективную картину, в полном объеме представить исторический факт и его своеобразные черты.







Отвечают на вопрос.

4.4. Значимость социального знания. Актуальность изучения обществознания при освоении специальности «Сестринское дело» – 10 мин.


Слово преподавателя:

Человек — существо общественное. Он не может жить вне сообщества себе подобных.

Но жизнь в обществе — это еще и ответственность. Жить в об­ществе и быть свободным от общества нельзя, — сказал одни из мудрецов. Действительно, мы подчиняемся нормам морали, традициям, принятым в среде нашего общения. Как граждане мы должны следовать установленным государством правовым нормам. В этом и заключается значимость социального знания.

Наступающая эпоха – время, когда в системе научного и практического знания лидерство будет переходить к социальным наукам. Знания в области социальных наук необходимы сегодня всем. Человек, живущий в современном, быстро меняющемся мире, не может обойтись без знаний об особенностях деловой коммуникации, структуре и развитии мировых систем, знаниях о принципах организации экономики и политической борьбы, о своих гражданских правах, и пр.

Обществоведческие знания необходимы в будущей профессиональной деятельности среднего медицинского работника, ведь здравоохранение, как социальный институт взаимосвязано с другими социальными институтами и выполняет многие социальные функции, например медицинской социализации и социального контроля.

Вопрос группе: Почему необходимо изучать такие науки как история, обществознание, философия, психология, социология?

Студенты слушают и формулируют ответ на вопрос.

Примерный ответ: эти науки дают знания о человеческом обществе, сущности человека и помогают ему адаптироваться в современном мире.

V. Контроль, самоконтроль и коррекция– 15 минут.


Задание №1: сформулировать несколько вопросов(не менее 5) по теме занятия и записать в тетради, а потом обменяться вопросами с товарищем по парте и проверить правильность его ответов.

Задание №2:

На примере процесса социализации (усвоения личностью ценностей и культурных образцов, выработанных обществом) подумайте, что и какими методами будет изучать социолог, а что историк.

Студенты выполняют задания: составляют вопросы и готовят ответы. Затем проверяют степень освоения учебного материала по этим вопросам у товарища по парте, проверяют правильность его ответов.



Предполагаемый ответ: в центре внимания социолога будут те факторы (общественные институты, социальные группы), под влиянием которых в современном обществе осуществляется процесс социализации. Социолог рассмотрит роль семьи, образования, влияние групп сверстников, средств массовой информации в обретении личностью ценностей и норм. Метод-социологический опрос, анкетирование.

Историку будут интересны реальные процессы социализации в конкретном обществе определенной исторической эпохи. Он будет искать ответы на такие, к примеру, вопросы: какие ценности прививали ребенку в западноевропейской крестьянской семье XVIII в.? Чему и как учили детей в российской дореволюционной гимназии? и т. п.
Один из методов: изучение исторических источников.

VI. Итоговая рефлексия. Подведение итогов занятия. – 3 минуты.

Предлагаю обучающимся вспомнить, что нового они узнали на занятии. Изменилось ли их мнение о важности изучения предмета «Обществознание».

Анализируют, что они усвоили на занятии, что узнали нового, в чём изменилось их мнения.


Задание группе: составьте синквейн к понятию «Обществознание».

Слово преподавателя: это «стихотворение», состоящие из пяти строк. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.

Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Составляют синквейн к понятию обществознание.


Пример синквейна к понятию «Обществознание»

Обществознание
Обобщённое, важное.
Объединяет, обучает, развивает.
Предмет, изучающий общество в целом.
Урок.


VII. Информация о домашнем задании – 2 минуты.


Инструктаж и разъяснения его выполнению.

Прочитайте предисловие в учебнике «Обществознание», автор Важенин А.Г. и конспект занятия и перескажите его основное содержание.

Записывают домашнее задание в тетради. Задают уточняющие вопросы.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!