СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока обществознания и информатики по теме «Трудовые правоотношения»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка предназначена для учителей обществознания и информатики, работающих по любому УМК. В ней представлена подробная разработка интегрированного урока обществознания и информатики в 9 классе (ФГОС) по теме «Трудовые правоотношения», описана методика проведения урока с использованием технологии проблемного диалога, а также виды деятельности учителя и учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания и информатики по теме «Трудовые правоотношения»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 8

городского округа города Райчихинска Амурской области








Методическая разработка урока обществознания и информатики

по теме «Трудовые правоотношения»

9 класс


Авторы:

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Токарева Ольга Владимировна,

учитель информатики высшей квалификационной категории

Косенко Регина Владимировна









Райчихинск, 2017 год

Оглавление

1. Пояснительная записка………………………………….

2.Технологическая карта урока …………………………...

3. Приложения………………………………………………

4. Продукты урока…………………………………………..



  1. Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для учителей обществознания и информатики, работающих по любому УМК. В ней представлена подробная разработка интегрированного урока обществознания и информатики в 9 классе (ФГОС) по теме «Трудовые правоотношения», описана методика проведения урока с использованием технологии проблемного диалога, а также виды деятельности учителя и учащихся.

Урок изучения нового материала состоит из постановки учебной проблемы и поиска ее решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем подводящего диалога. Подводящий к знанию диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками.

Урок ориентирован на формирование у учащихся не только предметных, но и метапредметных, личностных результатов: умения учиться, навыков самостоятельной работы, умения логически мыслить, сравнивать, делать выводы, находить правильные решения, а также коммуникативные, рефлексивные умения.

Использование технологии проблемного диалога на уроке способствует эффективной организации познавательной деятельности обучающихся, дает возможность организации процесса познания, самостоятельной деятельности учащихся, способствует овладению учащимися важнейшими общеучебными способами работы:

  • планированию учебной деятельности;

  • организации своей учебной деятельности;

  • восприятия информации и мыслительной деятельности;

  • оценки и осмысления результатов своих действий.

Для организации учебной деятельности учащихся используются: метод проектов, мини-исследование, ситуация-проблема, ситуация-тренинг, действия по алгоритму.

Формы организации урока: фронтальная, групповая, работа в парах. На протяжении всего урока работает «Статцентр», где двое учеников, работая в паре, анализируют статистические данные опроса одноклассников и гостей урока. До начала урока одна из учениц проводит мини-исследование, опрашивая гостей по предстоящей теме урока «Трудовые правоотношения».

Предложенные учебные ситуации погружают учащихся в деятельность, ученики выступают в роли ее активного субъекта, а учителя в роли организаторов коммуникации.

Учителя моделируют для обучающихся затруднения в осуществляемой деятельности. Возникающая потребность в преодолении затруднений выводит учеников в рефлексию. Таким образом, каждый ученик включен в мыслительную, оценочную деятельность на протяжении всего урока.















  1. Технологическая карта урока

Учебные предметы: обществознание, информатика.

Класс: 9 (ФГОС).

Авторы УМК:

обществознание: Боголюбов Л.Н. Обществознание 9 класс. ФГОС.

информатика: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика . 9 класс. ФГОС.

Тема урока: «Трудовые правоотношения».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Средства обучения: компьютер учителя, компьютер для работы группы «Статград», компьютеры для работы в парах, мультимедийный проектор, презентация с видеофрагментами, таблицы с утверждениями, трудовой кодекс, конституция, пакет документов, необходимых для заключения трудового договора, глоссарий (неполный, для возможного заполнения пропусков самими учащимися), предметы, демонстрирующие труд и отдых (швабра и ласты), инструкции по выполнению практической работы «Построение диаграмм в MS Excel», ватманы, маркеры.

Цель урока: создать условия для открытия и первичного закрепления учащимися и отработки навыков построения диаграмм в MS Excel.

Задачи:

  • обеспечить условия для формирования метапредметных результатов: регулятивных УУД: умения формулировать цель урока, планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию;

  • познавательных УУД: умения выделять проблему, находить и обосновывать пути решения проблемы, выявлять закономерности, сравнивать, обобщать знания в виде электронных таблиц и диаграмм, составлять алгоритм действий;

  • коммуникативных УУД: умение участвовать в продуктивном учебном диалоге, строить монологические высказывания; умения использовать средства ИКТ для получения и передачи информации.

  • обеспечить условия для формирования личностных УУД: умения определять личностные качества, необходимые в данной работе, выполнять саморегулирование;

  • создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.


Деятельность учителей

Деятельность учащихся

Личностные и метапредметные результаты

До начала урока учащиеся в парах работают с утверждениями (Приложение 1), одна из учениц по проводит мини-исследование «Социологический опрос среди гостей» (Приложение 2).

1. Создание благоприятной атмосферы на уроке. Мотивация учащихся.

Приветствуют учащихся и гостей урока.

Учитель обществознания мотивирует учащихся к учению.

- Ребята, чтобы вам легко было оценить свою деятельность на уроке, объективно поставить отметку за урок, посмотреть на ход урока со стороны и следить за этапами урока, предлагаю работать на «Рабочих листах».

Смотри Приложение 5 «Рабочий лист».

Приветствуют учителя.

Занимают места за партами.







Учащиеся подписывают рабочие листы.

Умение выполнять саморегулирование.


Мотивация к учению.


Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

2. Постановка темы урока. Мотивация учащихся.

Учитель обществознания предлагает обратить внимание на экран.

- Перед вами иллюстрации из учебника истории:

  • первобытные охотники

  • строители пирамид

  • первые мануфактуры

  • современные строители

Мы явно видим с вами временные различия, но во всех картинах есть нечто общее. Что?

Учащимся предлагается вспомнить, что такое труд, какую роль он играет в жизни человека. Предлагается вспомнить пословицы, поговорки и сказки о труде.

Учитель информатики:

- Ребята, я предлагаю вам прослушать и обсудить притчу.

Рассказывают притчу.

«Однажды прохожий увидел, как группа людей несет тяжелые камни. Подошел он к одно­му из них и спросил: «Что ты делаешь?»
- Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой.
С этим же вопросом, путник обратился ко вто­рому и получил ответ:
- Деньги зарабатываю.
А третий на этот же вопрос ответил:
- Строю Шартрский собор!»
Учащимся предлагается ответить на вопросы:

- О чем эта притча? Как вы ее понимаете?

- Какое отношение она имеет к  сегодняшнему  занятия? 
На экране слайд - Шартрский собор (строительство1194—1260 годы) -  католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр (Франция). Является одним из шедевров готической архитектуры.

В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО

- Правильно, мы будем говорить о труде, но не просто о труде, а о трудовых правоотношениях. Итак, тема нашего урока «Трудовые правоотношения». Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Участвуют в беседе.

Делается совместный вывод – люди заняты коллективным трудом, где каждый выполняет свою трудовую задачу, тем самым, способствуя достижению общей цели.









Вспоминают пословицы, поговорки и сказки о труде.











Учащиеся высказывают своё мнение, приходят к выводу, что у каждого своя цель при выполнении какой-либо работы.

- Наверное, тема нашего сегодняшнего урока будет касаться понятия «труд».


Развитие мотивов и интересов познавательной деятельности.












Умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.








Умение формулировать проблему.


Умение контролировать и оценивать свои действия.

3. Целеполагание. Планирование деятельности.

Учитель обществознания просит определить и сформулировать цели урока в рабочем листе.

- Подумайте и скажите, какова цель урока.

Просит составить план действий по достижению цели урока.

- Как можно сегодня поработать, чтобы достичь цели урока?

Задает вопрос:

- Какие качества вам помогут достичь цели урока?

- Желаю вам проявить данные качества и достичь цели урока.

Ответы учащихся:

Формулируются цели в рабочем листе:

- отработка навыков построения диаграмм в MS Excel.


Ответы учащихся:

-Ответственность.

- Внимание.

- Дисциплинированность и т.д.

Умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать задачи в учебе, планировать пути достижения цели.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.


Смыслообразование.

Умение выполнять личностный моральный выбор.

4. Актуализация знаний.

Учитель обществознания

- Понятие труд нам знакомо, да и с понятием трудового права вы уже знакомы. Формулируется понятие трудовое право.

Трудовые отношения в нашей стране регулируются …………………………………..


Двое учеников «Статцентра» работают в паре, обрабатывая статистические данные предварительного опроса учащихся и гостей урока. Результаты опросов (Приложения 3, 4) оформляются в таблицах MS Excel.

Учащиеся отвечают на вопросы самостоятельно, записывая ответы в рабочих листах.

Посредством фронтальной обратной связи показывают свое согласие или несогласие с ответом, контролируют правильность ответов одноклассников.



Умение контролировать и оценивать свои действия.


5. Изучение нового материала

Учитель обществознания подводит итог этапа урока. Обращает внимание учащихся на пакет документов к уроку, глоссарий (Приложение 7).

-Я думаю, что теперь вы готовы к изучению новой темы.

- Давайте познакомимся со статьей 37 Конституции РФ (Приложение 6) (текст на партах) и определим принципы труда в РФ


- У меня в руках предметы! Выберите себе комплект: Трудовой договор (пакет документов для заключения трудового договора), время труда и отдыха (швабра и ласты), права работника и работодателя (трудовой кодекс, деньги).



Учитель предлагает учащимся работу в группах над созданием мини-проекта:


1 гр. определяет условия заключения трудового договора.

2 гр. определяет продолжительность рабочего времени и времени отдыха.

3 гр. заполняет таблицу.


Учащиеся слушают и отвечают на вопросы учителя, вступают в диалог, делают записи в рабочих листах.


Работают со статьёй 37 Конституции РФ и делают вывод:

Труд должен быть

Свободен

Безопасен

Доброволен

Оплачиваем

Право на отдых

Право на разрешение споров

Учащиеся, работая в группах, создают мини-проекты, отражая результат работы на ватманах:

1 гр. - условия заключения трудового договора.

2 гр. - определяет продолжительность рабочего времени и времени отдыха.

3 гр. – таблица:


Работник

Линии сравнения

Работодатель

Право иметь


Работа, рабочее место

Обязанность предоставить

Обязанность выполнять

Исполнение трудовых функций работником

Право использовать

Право получать


Зарплата

Обязанность выплачивать

Обязанность соблюдать

Дисциплина труда

Право требовать

Право иметь


Отдых

Обязанность предоставить

Обязанность соблюдать

Беречь имущество

Право требовать


Владение устной и письменной речью.



Умение ориентироваться в системе знаний и осознавать необходимость нового знания.


Умение выполнять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение (индуктивное), выдвигать гипотезу.




Умение добывать новые знания из наблюдения.


Умение работать в малых группах.

Умение понимать другие позиции.


Умение организовывать учебное сотрудничество.

Умение выполнять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи.


Умение контролировать и оценивать свои действия.


6. Первичное закрепление изученного материала.

Учитель информатики организует работу по первичному закреплению полученных знаний.

- Молодцы, вы хорошо поработали в группах, а сейчас я предлагаю вам внимательно просмотреть небольшой видеофрагмент «Незаконное увольнение».

- Какие нарушения норм трудового права были допущены?

Слушает ответы учащихся. Предлагает досмотреть видеофрагмент до конца.

- На поставленный вопрос нам поможет ответить продолжение видеоролика.

- Итак, ребята, после нескольких этапов работы у вас сформировались представления о нормах трудового права, и я предлагаю вам ещё раз поработать в парах с утверждениями, которые вы получили до начала урока.


Учитель обществознания:

- Ребята а вы любите сказки? Вспомните сказки посвященные труду?

Я решила напомнить вам несколько фрагментов из сказки Золушка! Найдите в сказки нарушение трудовых прав несовершеннолетней Золушки!





Учитель информатики просит «Статцентр» вывести на экран результаты работы с утверждениями.

- Внимание, перед вами результаты работы с утверждениями. Занесите данные в электронные таблицы и постройте по этим данным диаграммы, которые бы наглядно представили результаты вашей работы на уроке (Приложение 7).


Просмотр видеофрагмента о незаконном увольнении.





Учащиеся класса взаимодействуют во фронтальном режиме, отвечают на вопрос, контролируют правильность ответов одноклассников.



Работают в парах с утверждениями, с которыми работали до начала урока (Приложение 1).


Статцентр обрабатывает результаты.




Просмотр и обсуждение фрагментов сказки «Золушка».








Выводят данные в виде таблицы, в которой отражены результаты работы учащихся с утверждениями до начала урока и в конце урока, среди гостей – количество правильных и неправильных ответов.

Учащиеся, работая в парах, вносят данные в электронные таблицы и по полученным таблицам строят диаграммы, работая по инструкции (Приложение 8). Передают готовые диаграммы по сети в «Статцентр».







Владение устной и речью, умение доносить свою позицию до других.




Умение работать в малых группах.




Умение обрабатывать статистические данные в MS Excel.


Умение выполнять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение (индуктивное), выдвигать гипотезу.

Владение устной речью, умение доносить свою позицию до других.

Умение работать в малых группах.




Умение обрабатывать статистические данные в MS Excel.




8. Итог урока. Рефлексия.

Учитель обществознания организует беседу. Задает вопросы для рефлексии.

-Какова тема урока?

-Какая цель урока?

-Достигли цели урока?

-Что узнали нового?

Учитель информатики

- О чём свидетельствуют диаграммы? Проанализируйте представленные результаты.

- Молодцы, вы отлично справились с заданием.








А сейчас наш центр статистики представит результаты социологического опроса среди гостей урока.

Учителя благодарят учащихся за работу на уроке.

Объявляют окончание урока.

Отвечают на вопросы учителя.






«Статцентр» выводит на экран полученные от учащихся диаграммы.

Учащиеся отмечают, что анализ диаграмм показывает, что на конец урока знания учащихся по теме «Трудовые правоотношения» стали глубже, так как на диаграммах отчетливо видно увеличение количества правильных ответов на конец урока.

Оценивают деятельность класса, свою деятельность на уроке.

Анализируют с помощью диаграмм результаты социологического опроса.

Умение выполнять анализ, синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключение (индуктивное).

Владение устной речью, умение доносить свою позицию до других.





Умение выполнять рефлексию, оценку процесса и результатов деятельности.

4. Приложения

Приложение 1

НАЧАЛО УРОКА/ОКОНЧАНИЕ УРОКА

Если Вы согласны с утверждение поставьте знак «+»,

если не согласны « - ».

Утверждение

Ваш ответ

+/-

1

Трудовой договор заключается только на определенный срок.

 

2

Заключать трудовой договор можно лишь с лицами, достигшими 16 лет.

 

3

Дети до 14 лет не имеют права работать без разрешения родителей.

 

4

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

 

5

Для работников в возрасте до 18 лет предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени.

 

6

Перерывы в течение рабочего дня относятся к видам времени отдыха.

 

7

Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 32 дня.

 





Приложение 2

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ГОСТЕЙ

Утверждение

Ответы

(0-неправильно, 1- правильно)

1

Трудовой договор заключается только на определенный срок.


 


2

Заключать трудовой договор можно лишь с лицами, достигшими 16 лет.

 


3

Дети до 14 лет не имеют права работать без разрешения родителей.



 


4

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.


 


5

Для работников в возрасте до 18 лет предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени.

 


6

Перерывы в течение рабочего дня относятся к видам времени отдыха.

 


7

Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 32 дня.


 






Приложение 3

КЛЮЧ

Утверждение

Кол-во правильных ответов на конец урока

1

Трудовой договор заключается только на определенный срок.

 -

2

Заключать трудовой договор можно лишь с лицами, достигшими 16 лет.

 +

3

Дети до 14 лет не имеют права работать без разрешения родителей.

4

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

 +

5

Для работников в возрасте до 18 лет предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени.

 +

6

Перерывы в течение рабочего дня относятся к видам времени отдыха.

 +

7

Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 32 дня.

 -





Приложение 4

ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Утверждение

Кол-во правильных ответов на начало урока

Кол-во правильных ответов на конец урока

1

Трудовой договор заключается только на определенный срок.


 

 

2

Заключать трудовой договор можно лишь с лицами, достигшими 16 лет.

 

 

3

Дети до 14 лет не имеют права работать без разрешения родителей.



 

 

4

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.


 

 

5

Для работников в возрасте до 18 лет предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени.

 

 

6

Перерывы в течение рабочего дня относятся к видам времени отдыха.

 

 

7

Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 32 дня.


 

 

Итоги занесите в таблицу Excel «Утверждения».



Приложение 5

Рабочий лист

Тема : Право на труд. Трудовые правоотношения.

Цель урока: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. Укажите основные принципы использования труда в соответствии со статьей ______________ Конституции РФ:

  1. __________________________

  2. __________________________

  3. __________________________

  4. __________________________

  5. __________________________



  1. З

    Источники трудового права

    аполните схему:









Таблица

Работник

Линии сравнения

Работодатель

Право иметь


Работа, рабочее место

Обязанность предоставить

Обязанность выполнять

Исполнение трудовых функций работником

Право использовать

Право получать


Зарплата

Обязанность выплачивать

Обязанность соблюдать

Дисциплина труда

Право требовать

Право иметь


Отдых

Обязанность предоставить

Обязанность соблюдать

Беречь имущество

Право требовать




Приложение 6

Трудовой кодекс РФ

Статья 15 Трудовые отношения – отношения , основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определённой специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.


Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда

Статья 57. Содержание трудового договора

В трудовом договоре указываются:

фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор.

Существенными условиями трудового договора являются:

место работы

дата начала работы;

наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации.

права и обязанности работника;

права и обязанности работодателя;

характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации);

условия оплаты труда

виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

Статья 63. Позволяет заключать договор лишь с лицами, достигшими 16 лет. С теми, кто моложе, подписать трудовой договор можно лишь при условии, что они уже закончили обучение в школе. Допускается применение труда лиц, достигших 14 лет.Обязательными условиями для заключения трудового договора с данной категорией являются: письменное согласие одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства; работа не должна мешать учебе; работа должна быть легкой и не причинять вреда здоровью подростка.



Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

Статья 66. Трудовая книжка

Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае, если работа в этой организации является для работника основной.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе


Статья 91 устанавливает нормальную продолжительность рабочей недели — 40 часов.

Статья 92. Для сотрудников моложе 18 лет установлена сокращенная рабочая неделя, а именно:

для работников младше 16 лет — не более 24 часов;

· для работников от 16 до 18 лет — не более 36 часов;

· для работников младше 16 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении — не более 12 ч.

· для работников от 16 до 18 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении, не более 18 ч.

Статья 94 устанавливает для несовершеннолетних еще и максимально допустимую продолжительность ежедневной работы (смены):

• для работников в возрасте от 15 до 16 лет — не более 5 часовдля работников в возрасте от 16 до 18 лет — не более 7 часовдля учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет — не более 2,5 часа;

• для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования,совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от 16 до 18 лет — не более 3,5 часа.

Статья 176 Работникам, обучающимся в вечерних (сменных )общеобразовательных учреждениях, в период учебного года устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на один рабочий день или на соответствующее количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня в течение недели). Работникам за вред освобождения от работы выплачивается 50% среднего заработка: основному месту работы, но не ниже минимального размера оплат труда

Статья 265 ...несовершеннолетние не могут быть заняты на: подземных работах; работах, которые могут причинить вред их здоровью м нравственному развитию (например, в игорном бизнесе, в ночных кабаре и клубах, а также в перевозке, производстве и торговле спиртными напитками или табачными изделиями); тяжелых работах; работах с вредными или опасными условиями труда.

Статья 96 ...запрещается: привлекать несовершеннолетних к сверхурочным работам; вызывать в ночную смену и в выходные дни; рабочая смена работника моложе 18 лет должна начинаться не раньше 6 часов утра и заканчиваться не позднее 22 часов.

Работники моложе 18 лет не могут направляться в служебные командировки. Это ограничение распространяется и на служебные командировки в той же местности, когда работник имеет возможность ежедневно возвращаться домой.



Приложение 7

ГЛОССАРИЙ



Приложение 8

ИНСТРУКЦИЯ

  1. На рабочем столе найдите файл «Утверждения» (документ Excel).

  2. Внесите данные – количество правильных ответов на начало и на конец урока со слайда.

  3. Постройте линейчатую диаграмму по полученным данным. Для этого:

- выделите диапазон ячеек С1: D7;

- в главном меню найдите Вставка →Диаграммы → Линейчатая;

- в Макеты диаграмм выберите подходящий для Вас макет (с подписями данных и названием диаграммы, назовите диаграмму «Утверждения»);

- кликнув на область диаграммы, вызовите контекстное меню, нажав правую кнопку мыши и выберете Переместить диаграмму;

- в появившемся окне выбрать На отдельном листе и нажать ok.

4. Сохраните файл на Рабочем столе для этого:

Файл → Сохранить как → Рабочий стол → Саша и Маша (назовите файл своими именами).

5. Сохраненный файл отправьте на компьютер «СТАТЦЕНТР».










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!