СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенствовать навык работы с текстом. Уметь определять основную мысль и тип речи. Повторение ранее полученных знаний.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 7 классе»

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе

«Подготовка к ВПР. Работа с текстом».

Цели урока:

Обучающая: совершенствовать навык работы с текстом; умение определять основную мысль и тип речи.отвечать на поставленный вопрос.

Повторение ранее полученных знаний.
Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Добрый день!

Урок я хочу начать словами:

 Как хочется жить не печалясь,

Друг другу улыбки даря,

Чтоб все на планете встречались,

Во имя любви и добра.

-Давайте улыбнемся друг другу, ведь добрая улыбка поднимает настроение и располагает к дружескому общению. А общение на сегодняшнем уроке, надеюсь, будет полезным и интересным.

II. Вступительное слово учителя. Мотивация деятельности.

Сегодня покажем нашим гостям, как мы готовились к ВПР. Оценивать свою работу на уроке вы будете сами. У каждого тексты с заданиями и лист самооценки, за правильное выполнение заданий вы будете ставить плюсы, неправильные – минус.

Давайте запишем тему урока «Подготовка к ВПР. Работа с текстом».

Цели урока:

–Научиться находить верный ответ на поставленный вопрос.

–Уметь определять основную мысль текста.

– Повторить знания о типах речи и уметь определять их в указанной части текста.


Начнём наш урок с лингвистической разминки.

Лингвистическая разминка.

Узнай часть речи.

1) Назовите предложения, в которых выделенные слова являются предлогами. Задание 3 ВПР.

1) Несколько раз (в)течени.. ночи гроза уходила в море и снова возвращалась.
2) (На)встречу выбежало много людей и собак.
3) Одним из увлекательных занятий мальчиков было стоять (по)среди двора, наблюдая за волшебным искусством паяльщика.
4) (В)последстви.. из рассказов бабушки я узнал, что мать приехала как раз в те дни, когда её братья делили имущество.1 и 3 предложения.

Докажите, что это предлоги. Связывает слова уходила в течение ночи, стоять посреди двора. Можно заменить другими предлогами: за ночь, стоять во дворе.

Можно предлоги убрать из предложения? (нет). Попробуйте. А наречия? (можно). Прочитайте без них, понятен смысл предложения? (да).

Как пишутся производные предлоги?

2) Назовите предложения, в которых выделенные слова являются союзами. Задание 4 ВПР

1) И велел государь, что(бы) вёз блоху особый курьер.
2) На прилавке находилась корзина, а так(же) стояли банки с сахарной пудрой.
3) Тучи ползли по небу так(же) медленно и скучно, как и раньше.
4) Всё, на что(бы) они ни обратили взоры, — всё сводилось к еде.

Как определили, что это союзы? Чтобы связывает простые предложения в составе сложного. Бы нельзя убрать из предложения. Также можно заменить союзом и, связывает простые предложения в составе сложного, же нельзя убрать. В 3 предложении же частица, можно переставить на другое место, смысл предложения не изменится, бы-частица, можно переставить на другое место.

3) Поставьте знак ударения в следующих словах. Задание 5 ВПР

Завидно, торты, сливовый, балуясь.Зави́дно, то́рты, сли́вовый, балу́ясь.

4)Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

Начав заниматься музыкой, у меня появилось много интересных знакомых.

Анализируя стихотворный текст, помните об особенности поэтической речи.

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.

Начав заниматься музыкой, я приобрёл много интересных знакомых. (этот деепричастный оборот правильно употреблять только в том предложении, где подлежащее «Я»)
Узкая дорожка была покрыта снегом, проваливающимся под ногами.

ИЛИ

Начав заниматься музыкой, я приобрёл много интересных знакомых.
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся под ногами снегом.


5) Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. Задание 7 ВПР

1) Дача стоявшая в берёзовом лесочке казалась необитаемой.

2) С грустью глядели они на поросшие мхом остатки водосточных труб.

3) Висевшая боком ставня на окне была сорвана.

4) Друзьям хотелось узнать тайну связанную с этим домом.

Пояснение.

1. Друзьям хотелось узнать тайну, связанную с этим домом.

2. Причастный оборот находится после определяемого слова и завершает предложение.

6)Выпишите предложение, в котором необходимо поставить ДВЕ запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. Задание 8 ВПР

1) Предчувствуя неприятную встречу Каштанка вошла в комнату.

2) Лежавший на старом матрасике кот вдруг увидел Каштанку.

3) Дружище лучше тебе без оглядки бежать отсюда поджав хвост.

4) Собака испугалась и бросилась к коту зашипевшему ещё сильнее.

Пояснение.

1. Дружище, лучше тебе без оглядки бежать отсюда, поджав хвост.

2. Это предложение с обращением и деепричастным оборотом


Физминутка.



Основная часть нашего урока

Работа с текстом.

Перед вами Текст.

Выразительное чтение текста.

Текст

(1)Этим летом мне довелось ехать в поезде вместе с мальчиком лет двенадцати и его мамой. (2)Он сидел, уткнувшись в книгу, и увлечённо читал «Тараса Бульбу» Гоголя. – (3)Мой сын прямо-таки глотает книги, – сказала женщина. – (4)В отличие от многих его сверстников, он очень начитанный.

(5)Я поинтересовалась, книги каких авторов он читал, и паренёк вытащил из рюкзака блокнот с длинным списком произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей. (6)Я обрадовалась: значит, и среди современных подростков встречаются книгочеи!

– (7)Мы в классе соревнуемся, кто за лето больше книг прочтёт, – сообщил он. – (8)Я в прошлом году был первым.

(9)У меня на коленях лежал томик Льва Николаевича Толстого, раскрытый на страницах повести «Хаджи-Мурат», и я углубилась в чтение.

– (10)А вы за сколько минут страницу прочитываете? – вдруг услышала я голос паренька.

– (11)Не заметила... не считала!

– (12)А я заметил: пока вы пятнадцать страниц прочитали, я уже двадцать три успел!

– (13)Да зачем ты торопишься? (14)Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, иначе пропустишь что-нибудь важное.

– (15)Важное-то я не пропущу, – ответил он самоуверенно. – (16)Я только описания природы пропускаю, всякие там облака, цветочки-лепесточки.

(17)Поезд уже подходил к станции, а мне так хотелось поговорить с юным попутчиком. (18)«А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, – хотела я сказать ему. – (19)Из книги берёшь самую малость, только цепочку событий. (20)А книга готова дать тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк...» (21)И пока мне думалось, что этих слов он вовсе не поймёт, пока я сердилась сама на себя, решая, как бы мне растревожить этого самоуверенного мальчишку, поезд стал замедлять ход.

(22)Мать мальчика, обращаясь ко мне, восхищённо сказала:

– Вы только взгляните! (23)Он уже проглотил книгу!

(24)И тут я, наверное, обидела её. – (25)Вы заблуждаетесь,– ответила я. – (26)Он вовсе не умеет читать.

(По Э. Цюрупе)


Определите и запишите основную мысль текста.

Основная мысль текста.

Если читать книгу вдумчиво, ничего не пропуская, то она даст тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит понимать даже то, что содержится между строк.

ИЛИ

Умение читать заключается не в быстром «проглатывании» книги, а в понимании прочитанного и скрытого между строк.

Как определить основную мысль текста?

Основная мысль текста – это его вывод, жизненный урок. Для того, чтобы определить основную мысль текста нужно ответить на вопрос чему учит текст? С какой целью автор написал текст?

  • Очень внимательно прочитайте текст, не торопитесь, постарайтесь понять его содержание.

  • Определите для себя, о чём текст (то есть назовите ТЕМУ текста).

  • Подумайте, над какими вопросами размышляет автор, что его волнует (определите проблему или проблемы текста).

  • Только после этого попытайтесь понять, а для чего вообще автор написал это произведение, поднял эти важные проблемы, что он хотел донести до читателя, какую мысль? Это и будет основная мысль, которую вам нужно записать в ответе.

  • Ответ не должен быть большим, основную мысль можно изложить в одном- двух предложениях.


Определите, какой тип речи представлен в предложениях 18–20 текста. Запишите ответ. Рассуждение.

Назовите типы речи. Как мы их определяем?

Какое первое впечатление произвёл мальчик на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.

Сначала мальчик произвёл на автора впечатление начитанного человека, который интересуется и классикой, и современной литературой;

выписанные из текста ключевые слова и словосочетания, подтверждающие ответ, например:уткнувшись в книгу; увлечённо читал; глотает книги; очень начитанный; длинный список произведений; книгочей.

Определите и запишите лексическое значение слова «заблуждаться» из предложения 25. Заблуждаться – иметь ошибочное, неправильное мнение.

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4–5, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову. паренёк – мальчик.

Объясните значение пословицы Не на пользу читать, коли вершки хватать, запишите Ваше объяснение. (3 группа)

Данная пословица означает: чтение не пойдёт на пользу, если оно будет поверхностным, если читатель не будет стремиться к осмыслению прочитанного.

Определите значения просторечных слов, замените стилистически нейтральными, общеупотребительными.

Богатей - богач, теперича - теперь, манатки – пожитки, вещи, тутошний - здешний, небось- вероятно, пожалуй, умаяться – устать переутомиться, выбиться из сил, сызмала – с малых лет, с малолетства, смотаться –уйти, исчезнуть, шибко -быстро, сдрейфить -испугаться, расфуфыриться –одеться пышно, нарядно.

Домашняя работа

Стр.161 упр.391

IX. Подведение итогов урока.

Какую цель мы ставили перед собой? Достигли её?



Текст


(1)Этим летом мне довелось ехать в поезде вместе с мальчиком лет двенадцати и его мамой. (2)Он сидел, уткнувшись в книгу, и увлечённо читал «Тараса Бульбу» Гоголя. – (3)Мой сын прямо-таки глотает книги, – сказала женщина. – (4)В отличие от многих его сверстников, он очень начитанный.

(5)Я поинтересовалась, книги каких авторов он читал, и паренёк вытащил из рюкзака блокнот с длинным списком произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей. (6)Я обрадовалась: значит, и среди современных подростков встречаются книгочеи!

– (7)Мы в классе соревнуемся, кто за лето больше книг прочтёт, – сообщил он. – (8)Я в прошлом году был первым.

(9)У меня на коленях лежал томик Льва Николаевича Толстого, раскрытый на страницах повести «Хаджи-Мурат», и я углубилась в чтение.

– (10)А вы за сколько минут страницу прочитываете? – вдруг услышала я голос паренька.

– (11)Не заметила... не считала!

– (12)А я заметил: пока вы пятнадцать страниц прочитали, я уже двадцать три успел!

– (13)Да зачем ты торопишься? (14)Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, иначе пропустишь что-нибудь важное.

– (15)Важное-то я не пропущу, – ответил он самоуверенно. – (16)Я только описания природы пропускаю, всякие там облака, цветочки-лепесточки.

(17)Поезд уже подходил к станции, а мне так хотелось поговорить с юным попутчиком. (18)«А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, – хотела я сказать ему. – (19)Из книги берёшь самую малость, только цепочку событий. (20)А книга готова дать тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк...» (21)И пока мне думалось, что этих слов он вовсе не поймёт, пока я сердилась сама на себя, решая, как бы мне растревожить этого самоуверенного мальчишку, поезд стал замедлять ход.

(22)Мать мальчика, обращаясь ко мне, восхищённо сказала:

– Вы только взгляните! (23)Он уже проглотил книгу!

(24)И тут я, наверное, обидела её. – (25)Вы заблуждаетесь,– ответила я. – (26)Он вовсе не умеет читать.

(По Э. Цюрупе)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!