СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе для участия в краевом конкурсе «Мультимедийный урок 2015», посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 6 классе»

Методическая разработка

урока русского языка в 6 классе

для участия в краевом конкурсе «Мультимедийный урок 2015», посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне


Номинация «Лучшая разработка в общеобразовательном учреждении по предметам гуманитарного цикла (русский язык, иностранные языки, литература, общественные науки, музыка, МХК, ИЗО), посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне»


Автор учитель МОБУ гимназии № 16 г. Сочи

Гопп Антонина Анатольевна


Тема: Употребление причастий и деепричастий в речи.

Переход причастий в прилагательные.


Цели:


обучающая: обобщить знания учеников по темам «Причастие и деепричастие»; изучить роль причастий и деепричастий в устной и письменной речи; совершенствовать умения и навыки, связанные с нахождением причастий и деепричастий в тексте, изучить случаи перехода причастий в прилагательные; повторить правописание причастий и деепричастий;


развивающая: развивать умения правильно употреблять причастия и деепричастия в речи, способствовать развитию навыков самостоятельной работы; способствовать обогащению словарного запаса; расширению кругозора учащихся на примере текстов, посвященных Великой Отечественной войне;

воспитательная: воспитывать интерес к истории, формировать знания о событиях Великой Отечественной войны, способствовать патриотическому воспитанию учеников, развить чувство национальной гордости за великий подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны, воспитывать внимание к слову, интерес к изучению русского языка.


Оборудование:


компьютер, мультимедийный проектор, презентация в программе Microsoft Power Point, карточки с заданиями, раздаточный материал (открытки ко Дню Победы, сделанные учениками старших классов), учебник русского языка для 6 класса под редакцией М.М. Разумовской, С.И. Львова, В.И. Капиноса и др., 2014 года издания.


Тип урока: комбинированный.



Ход урока.


  1. Организационный момент (слайд 1).

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Скоро мы будем отмечать великий праздник – День Победы.

А знаете ли Вы, сколько лет прошло уже с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война? (Ответы учеников).

Правильно. 9 мая 2015 года мы будем праздновать 70-летие Дня Победы над фашистской Германией. Это праздник «со слезами на глазах», потому что победа досталась очень высокой ценой.

И мы не должны забывать тех, кто отдал жизнь за великую победу, за то, чтобы мы с вами сегодня жили и не знали, что такое горе от потери родных и близких, чтобы над нами было мирное небо.

И сегодняшний урок мы посвятим именно этой знаменательной дате.


  1. Сообщение темы и цели урока (слайд 2).


  1. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос по темам «Причастие», «Деепричастие», «Стили речи».

  • Что такое причастие?

  • Что такое деепричастие?

  • Какие стили речи выделяют в русском языке?

  • Как вы думаете, в текстах каких стилей речи чаще всего употребляются причастия и деепричастия?


  1. Практическая работа.

  1. «Арт-подготовка».

Объяснительный диктант (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).

Артиллерия, солдат, эшелон, ветеран, канонада, оккупировать, офицер, гарнизон, генерал, командир, приказ, контратака, патриот, обелиск, лейтенант, госпиталь, подвиг.

Объясните значения слов. Составьте с некоторыми из слов по 2 предложения (устно).

  1. «Атака» (слайд 3).

Определение роли причастий и деепричастий в речи (ученики работают в тетрадях).

- Прочитайте стихотворение Алексея Суркова «Утро Победы». Выпишите, распределив в 3 столбика, причастия, деепричастия и прилагательные. Причастия и деепричастия разберите по составу.


Утро Победы
Где трава от росы и от крови сырая,
Где зрачки пулеметов свирепо глядят,
В полный рост, над окопом переднего края,
Поднялся победитель-солдат.

Сердце билось о ребра прерывисто, часто.
Тишина... Тишина... Не во сне - наяву.
И сказал пехотинец: «Отмаялись! Баста!» -
И приметил подснежник во рву.

И в душе, тосковавшей по свету и ласке,
Ожил радости прежней певучий поток.
И нагнулся солдат и к простреленной каске
Осторожно приладил цветок.

Снова ожили в памяти были живые:
Подмосковье в снегах и в огне Сталинград.
За четыре немыслимых года впервые,
Как ребенок, заплакал солдат.

Так стоял пехотинец, смеясь и рыдая,
Сапогом попирая колючий плетень.
За плечами пылала заря молодая,
Предвещая солнечный день.
1945г.


- Проверьте себя (слайд 4).

Причастия

Деепричастия

Прилагательные

тосковавшей

простреленной


смеясь

рыдая

попирая

предвещая


сырая

полный

переднего

прежней

певучий

живые

немыслимых

колючий

молодая

солнечный


- Давайте определим роль этих слов в данном стихотворении и речи вообще.


- Какова роль прилагательных?

Называют постоянные, не изменяющиеся во времени признаки предметов. Придают речи выразительность. Помогают полнее раскрыть отличительные признаки предмета.


- Какова роль причастий?

Соединяя в себе черты прилагательного и глагола, причастия образно характеризуют предмет и представляют его признак в динамике, развитии.


- Как вы думаете, деепричастия имеют изобразительную роль?

Да, деепричастия, обозначая добавочное действие, одновременно характеризуют действие основное, придают речи особую живость, наглядность, делают описание ярким, динамичным.

Причастия и деепричастия, а также обороты с ними, помогают более ёмко и точно изобразить действие, описать предметы, чем предложения с однородными членами или сложноподчинённые предложения.


  1. «Ближний бой».

Работа с учебником.

    1. Переход причастий в прилагательные.

Прочитать и обсудить раздел «Возьмите на заметку» (стр. 219).


    1. Упражнение на определение прямого и переносного значения причастий (ученики работают в тетрадях).


Распределить словосочетания в 2 столбика: с причастием (в прямом значении) и с прилагательным (в переносном значении). Составить предложения на военную тематику со словосочетаниями с причастиями.


Вызывающий вид, вызывающий огонь на себя, рассеянный человек, рассеянные по полю снаряды, потухший взгляд, потухший огонь.


    1. Упражнение 535, стр. 219 (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).


  1. «Затишье» (психологическая разгрузка) (слайд 5).

Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!


Нынче — у нас передышка,

Завтра вернемся к боям,

Что ж твоей песни не слышно,

Друг наш, походный баян?


Просмотр видеоклипа на песню «После боя» («Только на фронте») (музыка А. Я. Лепина, слова В. И. Лебедева - Кумача) в исполнении Е.Б.Флакса.


  1. «Разведка боем».

Ученики работают по карточкам.

Задание: вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть причастия и деепричастия как члены предложения (см. приложение 1).


  1. Заключение (слайд 6).

Долгих четыре года продолжалась Великая Отечественная война.

9 мая 1945 года прогремел победный, долгожданный салют.

Война не уходит бесследно, она в памяти людей, последствия ее – раны душевные и телесные – напоминают о страшных годах до сих пор. Мы с вами ещё имеем возможность поговорить с ветеранами, пожать руку тем, кто был защитником нашего Отечества, страдал и за наше благополучие, за наше будущее. Но эти люди уходят…

И ваши дети будут читать о Великой Отечественной войне в книгах, в учебниках, уже не имея возможности увидеть тех, кто выполнил свой Великий воинский долг. Уважайте свое время, уважайте свою историю, уважайте ветеранов! Не забудьте поздравить их с праздником – Днём Победы!

Для этого ученики старших классов подготовили открытки и дарят их вам (см. приложение 2).


  1. Подведение итогов.


  1. Домашнее задание (слайд 7).


Из произведений на тему Великой Отечественной войны выписать по 5 предложений с причастиями и деепричастиями. Выполнить морфемный разбор причастий и деепричастий. Выполнить морфологический разбор одного причастия и одного деепричастия.


Приложение 1.


Карточка 1.

Была самая с…редина глухой осе…ей ночи. В л…су было очень сыро и холодно. Из ч…рных л…сных болот, завале…ых мелкими к…ричневыми листьями, поднимался густой туман.

Луна ст…яла над головой. Она св…тила очень сильно, однако ее свет с трудом пробивал туман. Лу…ый свет ст…ял подле деревьев косыми, дли…ыми тесинами, в которых, в…лшебно изменяясь, плыли космы болотных испарений.

Лес был смеша…ый. То в полосе лу…ого света оказывался непроницаемо ч…рный силуэт гр…мадной ели, похожий на многоэтажный терем; то вдруг в отдалении появлялась белая колоннада б…рез; то на пр…галине, на фоне белого, лу…ого неба, распавшегося на куски, как простокваша, тонко рисовались голые ветки осин, уныло окруже…ые радужным сиянием.

В общем, это было красиво той древней, дивной крас…той, которая всегда так много говорит русскому сер…цу и заставляет воображение рисовать сказочные картины…

Но меньше всего в этот глухой, мертвый час думали о красоте полесской ч…щи три солдата, возвращавшиеся с разведки.

Больше суток провели они в тылу у немцев, выполняя боевое задание.

Р…бота была трудная, очень опасная. Почти все время проб…рались ползком. Один раз часа три подряд пришлось неподвижно прол…жать в болоте – в х…лодной, вонючей грязи, накрывшись плащ-палатками, сверху засыпанными ж…лтыми листьями. (Валентин Катаев «Сын полка»).


Карточка 2.


«Как хорошо, что мне удалось привезти им эти письма перед самым наступлением!» — думала она, глядя на посв…тлевшие лица людей.

Все пр…двинулись к огню и почти засл…нили его. Каждый читал по-своему: один — нахмурив брови, другой — чуть улыбаясь и п…качивая головой, третий — взв…лнованно перебирая странички, заглядывая в к…нец и опять возвращ…ясь к началу.

Как любила Гуля каждого из этих людей! Как много с ними она переж…ла! Сейчас, во время чтения писем, они к…зались ей не взрослыми людьми, а мальчиками, которые с жадным вниманием рассматривают дгожда…ые подарки. А ведь почти все они гораздо старше её. Вот Иван Антонович Плотников. Мужестве…ый в бою, он так прост и сердечен с товарищами! Чем-то он даже напоминает ей отца, хотя ничуть не похож на него. Ах, милый отец! Что-то он делает сейчас в Москве? Он, по своему обыкновению, поз…но л…жится спать и, верно, сейчас ещё не спит.

И Гуля с необыкнове…ой ясностью представила себе лицо отца, удивлё…ое и взволнова…ое её неожида…ым появлением. Он снял свои очки в ш…рокой оправе и глядит на неё напряжённо, чуть прищурясь…

А что делает сейчас мама? Милая, дорогая моя мамочка! Сидит, верно, за столом, освещё…ым маленькой лампой, и пишет письмо своим тонким, убористым почерком, поглядывая время от врем…ни в тёмный угол, где спит в своей кроватке Ёжик.

И Гуля словно увидела вновь мамины с…деющие волосы, её тёплые серые глаза, услышала её грудной, всегда взволнова…ый голос. (Елена Ильина «Четвёртая высота»).



Приложение 2.






8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!