СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока русского языка "Наречие как часть речи", 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая методическая разработка урока русского языка "Наречие как часть речи", 7 класс составлена в соответствии ФГОС основного общего образования, построена по технологии критического мышления через чтение и письмо. Методическая разрабока предназначена учителям русского языка общеобразовательных школ.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка "Наречие как часть речи", 7 класс»

Методическая разработка урока русского языка по теме «Наречие как часть речи», 7 класс.

Учитель: Актуганова Людмила Алексеевна

Предмет: Русский язык

Класс: 7

Учебник: Т.А. Ладыженская и др.

Тема урока: Наречие как часть речи

Цели деятельности педагога: показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; развивать умение находить наречия в тексте; определять их синтаксическую роль в предложении, в тексте для «живописания действий».

Тип урока: комбинированный

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать значение наречия, вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении; уметь находить наречия в тексте, группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным, к другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду, формирование осознанного, уважительного отношения к теме памяти.

Технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.


Ход урока.

Стадия 1. Вызов.

1. Орг. момент.

- Здравствуйте, ребята!

К уроку готовы?

Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

2. Определение темы урока.

- Есть такое выражение: до последней капли крови. Как вы понимаете значение этого выражения? (Жертвовать всем, отдавая всё, не жалея жизни).

- Имена каких героев, защищавших нашу родину не жалея своей жизни вы можете назвать?

- Замените этот фразеологизм одним словом: насмерть.

- К какой части речи относится это слово?

- Сегодня нам предстоит узнать много нового об этой части речи? Как оформим тему нашего урока? Как бы вы сформулировали цель урока?

Запись темы урока в тетради.

- Ребята, к нам в гости пожаловал сам Господин Наречие.

Выступление ученика в роли Господина Наречия.

- Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - Наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.

Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни я называюсь “приглаголие”. Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.

- Спасибо, господин Наречие.

- О каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа господина Наречие?

Предлагаю проверить сведения о наречии с помощью таблицы «Верите ли вы, что…». Поставьте любой значок в той колонке, где, по вашему мнению, находится правильный ответ.


Верите ли вы, что…

да

нет


1

Наречие – служебная часть речи


+

2

Наречие обозначает признак действия

+



3

Наречие, примыкая к глаголу, поясняет, уточняет его, придает ему четкость

+


4

Наречие изменяется по лицам и числам


+

5

Наречие не спрягается, не склоняется, это неизменяемая часть речи

+


6

Наречие отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как?

+


7

Наречие может отвечать на вопрос: какой?



+

8

В предложении является обстоятельством

+



9

Может быть и определением

+


10

Подчеркивается волнистой линией


+

Взаимопроверка работ.

- Какие неверные утверждения вы обнаружили?

Учитывая правильные ответы, составьте кластер «Наречие».

Стадия 2. Осмысление содержания.

- Скажу вам по секрету, что господин Наречие дал неисчерпывающую информацию о себе. Дополнительную информацию вы получите, прочитав прилежно материал учебника. (стр. 91-92). Используйте при этом пометки на полях (прием «Инсерт»).

Сделайте пометки на полях:

«+» - если считаете, что это вам известно;

«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;

«v» - если то, что прочитали, является новым;

«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.

Вопросы к классу:

1.Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?

2. Что нового вы узнали из материала учебника?

(Присоединяется к причастиям, деепричастиям, может сочетаться с прилагательными, существительными, наречием и др.)

Задание 1. Запишите предложение и сделайте синтаксический разбор. Обратите внимание, каким членом предложения является наречие.

- Алексей, еле переводя дыхание и судорожно глотая воздух, поднял глаза кверху.

Наречие – часть речи с непростым характером, но обойтись без нее невозможно.

Рассмотрим текст. Это отрывок из повести Б. Полевого «Повесть о настояшем человеке». Она рассказывает о необычайной биографии, характере, мужестве, силе духа советского офицера Алексея Мересьева.

- Знакомы ли вы с этой книгой? (Сообщение учащегося)

Задание 2. Выпишите из текста словосочетания с наречиями, определите главное слово в словосочетании.

Треснула ветка. Он оглянулся и увидел в сизых клубах частого соснячка несколько ветвей, которые вздрагивали. И почудилось Алексею, что оттуда доносился тихий, взволнованный шёпот, человеческий шёпот.

Он выхватил из-за пазухи пистолет и принуждён был взводить курок усилиями обеих рук. Когда курок щёлкнул, в сосенках точно кто-то отпрянул, и всё стихло.

«Что это - зверь, человек?» - подумал Алексей, и ему показалось, в кустах кто-то тоже вопросительно сказал: «Человек?» Показалось или действительно там, в кустах, кто-то говорит по-русски? Ну да, именно по-русски. И оттого, что говорили по-русски, он почувствовал вдруг такую сумасшедшую радость, что, совершенно не задумываясь над тем, кто там - друг или враг, издал торжествующий вопль, вскочил на ноги, всем телом рванулся вперед и тут же со стоном упал, как подрубленный, уронив в снег пистолет...

Алексей на мгновение потерял сознание, но то же ощущение близкой опасности привело его в себя. Несомненно, в сосняке скрывались люди, они наблюдали за ним и о чём-то перешёптывались.

Он приподнялся на руках, поднял со снега пистолет и, незаметно держа его у земли, стал наблюдать. Опасность вернула его из полузабытья. Сознание работало чётко. Кто они были? Может быть, лесорубы, которых немцы гоняют сюда на заготовку дров? Может, русские, такие же, как и он, пробирающиеся из немецких тылов через линию фронта к своим? Или кто-нибудь из местных крестьян? Ведь слышал же он, как кто-то отчётливо вскрикнул: «Человек?»

- К каким частям речи относится наречие? В чем его особенность?

Вывод. Наречие – неизменяемая часть речи, чаще всего примыкает к глаголу, деепричастию, обозначает признак действия.

Стадия 3. Рефлексия.

Вспомним этапы работы над темой урока:

  1. Что вспомнили? Что узнали?

Вспомнили, что было нам известно о наречии; узнали, что наречие может относиться к глаголу, тогда оно обозначает признак действия (резко встать), к прилагательному, наречию, тогда оно обозначает признак признака (довольно интересный, очень хорошо), реже другому существительному, тогда оно обозначает признак предмета (макароны по-флотски).

2. Что делали?

- сами формулировали вопросы, требующие решения; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на поставленные вопросы;

- закрепляли знания через применение их на практике.

Предлагаю составить синквейн по теме «Наречие».

Пример синквейна:

Наречие

Самостоятельная, неизменяемая

Примыкает, уточняет, поясняет

Обозначает признак действия

Часть речи.

Домашнее задание.

§ 34, упр. 222. Комментарий учителя.

Итог урока.

Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету.

Прием «Анкетирование»

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Материал урока мне был понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!