Методическая разработка урока русского языка по теме «Наречие как часть речи», 7 класс.
Учитель: Актуганова Людмила Алексеевна
Предмет: Русский язык
Класс: 7
Учебник: Т.А. Ладыженская и др.
Тема урока: Наречие как часть речи
Цели деятельности педагога: показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; развивать умение находить наречия в тексте; определять их синтаксическую роль в предложении, в тексте для «живописания действий».
Тип урока: комбинированный
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать значение наречия, вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении; уметь находить наречия в тексте, группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным, к другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.
Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду, формирование осознанного, уважительного отношения к теме памяти.
Технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Ход урока.
Стадия 1. Вызов.
1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята!
К уроку готовы?
Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
2. Определение темы урока.
- Есть такое выражение: до последней капли крови. Как вы понимаете значение этого выражения? (Жертвовать всем, отдавая всё, не жалея жизни).
- Имена каких героев, защищавших нашу родину не жалея своей жизни вы можете назвать?
- Замените этот фразеологизм одним словом: насмерть.
- К какой части речи относится это слово?
- Сегодня нам предстоит узнать много нового об этой части речи? Как оформим тему нашего урока? Как бы вы сформулировали цель урока?
Запись темы урока в тетради.
- Ребята, к нам в гости пожаловал сам Господин Наречие.
Выступление ученика в роли Господина Наречия.
- Давайте познакомимся! Я – самостоятельная часть речи - Наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением “говорить”. От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится “наглаголие”. А в латыни я называюсь “приглаголие”. Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность - неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.
- Спасибо, господин Наречие.
- О каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа господина Наречие?
Предлагаю проверить сведения о наречии с помощью таблицы «Верите ли вы, что…». Поставьте любой значок в той колонке, где, по вашему мнению, находится правильный ответ.
| Верите ли вы, что… | да | нет |
1 | Наречие – служебная часть речи | | + |
2 | Наречие обозначает признак действия | + | |
3 | Наречие, примыкая к глаголу, поясняет, уточняет его, придает ему четкость | + | |
4 | Наречие изменяется по лицам и числам | | + |
5 | Наречие не спрягается, не склоняется, это неизменяемая часть речи | + | |
6 | Наречие отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? | + | |
7 | Наречие может отвечать на вопрос: какой? | | + |
8 | В предложении является обстоятельством | + | |
9 | Может быть и определением | + | |
10 | Подчеркивается волнистой линией | | + |
Взаимопроверка работ.
- Какие неверные утверждения вы обнаружили?
Учитывая правильные ответы, составьте кластер «Наречие».
Стадия 2. Осмысление содержания.
- Скажу вам по секрету, что господин Наречие дал неисчерпывающую информацию о себе. Дополнительную информацию вы получите, прочитав прилежно материал учебника. (стр. 91-92). Используйте при этом пометки на полях (прием «Инсерт»).
Сделайте пометки на полях:
«+» - если считаете, что это вам известно;
«-» - если считаете, что это противоречит тем знаниям, которые у вас есть;
«v» - если то, что прочитали, является новым;
«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.
Вопросы к классу:
1.Что из того, что вы прочитали, было уже знакомо?
2. Что нового вы узнали из материала учебника?
(Присоединяется к причастиям, деепричастиям, может сочетаться с прилагательными, существительными, наречием и др.)
Задание 1. Запишите предложение и сделайте синтаксический разбор. Обратите внимание, каким членом предложения является наречие.
- Алексей, еле переводя дыхание и судорожно глотая воздух, поднял глаза кверху.
Наречие – часть речи с непростым характером, но обойтись без нее невозможно.
Рассмотрим текст. Это отрывок из повести Б. Полевого «Повесть о настояшем человеке». Она рассказывает о необычайной биографии, характере, мужестве, силе духа советского офицера Алексея Мересьева.
- Знакомы ли вы с этой книгой? (Сообщение учащегося)
Задание 2. Выпишите из текста словосочетания с наречиями, определите главное слово в словосочетании.
Треснула ветка. Он оглянулся и увидел в сизых клубах частого соснячка несколько ветвей, которые вздрагивали. И почудилось Алексею, что оттуда доносился тихий, взволнованный шёпот, человеческий шёпот.
Он выхватил из-за пазухи пистолет и принуждён был взводить курок усилиями обеих рук. Когда курок щёлкнул, в сосенках точно кто-то отпрянул, и всё стихло.
«Что это - зверь, человек?» - подумал Алексей, и ему показалось, в кустах кто-то тоже вопросительно сказал: «Человек?» Показалось или действительно там, в кустах, кто-то говорит по-русски? Ну да, именно по-русски. И оттого, что говорили по-русски, он почувствовал вдруг такую сумасшедшую радость, что, совершенно не задумываясь над тем, кто там - друг или враг, издал торжествующий вопль, вскочил на ноги, всем телом рванулся вперед и тут же со стоном упал, как подрубленный, уронив в снег пистолет...
Алексей на мгновение потерял сознание, но то же ощущение близкой опасности привело его в себя. Несомненно, в сосняке скрывались люди, они наблюдали за ним и о чём-то перешёптывались.
Он приподнялся на руках, поднял со снега пистолет и, незаметно держа его у земли, стал наблюдать. Опасность вернула его из полузабытья. Сознание работало чётко. Кто они были? Может быть, лесорубы, которых немцы гоняют сюда на заготовку дров? Может, русские, такие же, как и он, пробирающиеся из немецких тылов через линию фронта к своим? Или кто-нибудь из местных крестьян? Ведь слышал же он, как кто-то отчётливо вскрикнул: «Человек?»
- К каким частям речи относится наречие? В чем его особенность?
Вывод. Наречие – неизменяемая часть речи, чаще всего примыкает к глаголу, деепричастию, обозначает признак действия.
Стадия 3. Рефлексия.
Вспомним этапы работы над темой урока:
Что вспомнили? Что узнали?
Вспомнили, что было нам известно о наречии; узнали, что наречие может относиться к глаголу, тогда оно обозначает признак действия (резко встать), к прилагательному, наречию, тогда оно обозначает признак признака (довольно интересный, очень хорошо), реже другому существительному, тогда оно обозначает признак предмета (макароны по-флотски).
2. Что делали?
- сами формулировали вопросы, требующие решения; при помощи работы с учебником самостоятельно находили ответы на поставленные вопросы;
- закрепляли знания через применение их на практике.
Предлагаю составить синквейн по теме «Наречие».
Пример синквейна:
Наречие
Самостоятельная, неизменяемая
Примыкает, уточняет, поясняет
Обозначает признак действия
Часть речи.
Домашнее задание.
§ 34, упр. 222. Комментарий учителя.
Итог урока.
Чтобы выяснить, интересен ли был вам сегодняшний урок, предлагаю заполнить небольшую анкету.
Прием «Анкетирование»
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен.