СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка раздела учебной программы по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глава I. Древняя Русь в VIII — первой половине XII века 1 урок.  Восточные славяне и их  соседи   2 -3урок. Формирование   Древнерусского государства.

4урок . Первые киевские князья 5 урок Владимир Святославович. Принятие христианства.

6 урок Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром .

7 урок. Культура Древней Руси . Быт и нравы Древней Руси  .  

8урок. Обобщающий урок  Основные итоги развития Древнерусского общества и государства    9 урок. Урок –зачёт по главе 1

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка раздела учебной программы по истории»

МБОУ Овсянковская основная общеобразовательная школа















Методическая разработка раздела

образовательной программы

по истории России 6 класс

«Русь Древняя»











Выполнила: учитель истории

Широкова Ольга Николаевна







2014 год.











Содержание:

1.Пояснительная записка

2. Цели и задачи.

3. Психолого - педагогическое обоснование

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

5. Используемые образовательные технологии, методы, формы организации деятельности учащихся

6. Система знаний и система деятельности.

7. Календарно-тематическое планирование по разделу.

8. Разработка урока, наиболее полно представляющего специфику методики, реализуемой учителем.

9.Список литературы.














































  1. Пояснительная записка.

Глава I. Древняя Русь в VIII — первой половине XII века
1 урок. Восточные славяне и их соседи
2 -3урок. Формирование Древнерусского государства.

4урок . Первые киевские князья
5 урок Владимир Святославович. Принятие христианства.

6 урок Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром .

7 урок. Культура Древней Руси . Быт и нравы Древней Руси .

8урок. Обобщающий урок Основные итоги развития Древнерусского общества и государства
9 урок. Урок –зачёт по главе 1

Тема « Древняя Русь в VIII - первой половине ХII века» изучается в 6 классе по учебнику «История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. Общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.: Просвещение, 2011 , в первом разделе «Древняя Русь в 8- первой половине 12 века». Программа А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России 6-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений». М. : «Просвещение»,2008 г.

На данный раздел отводится 8 часов в Программе А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России 6-11 классы. Программы общеобразовательных учреждений». М. : «Просвещение»,2008 г.

Восточные славяне и их соседи-2 часа, Русь в 9- в первой половине 12 века-6 часов.

При изучение этого раздела возможна корректировка уроков следующим образом. Восточные славяне и их соседи следует изучить за один урок. Этот урок предусматривает работу с картой о расселении восточных славян, о взаимоотношениях славян с соседними народами, работа с понятиями язычество, народное ополчение, дань. Данный урок предусматривает сопровождение мультимедийной презентацией, которая позволит более наглядно, конкретно заострить внимание на основных моментах темы.

Уроки «Культура Древней Руси» и «Быт и нравы Древней Руси» можно объединить в один урок. Об повседневной жизни земледельцев и горожан учащимся следует дать индивидуальное опережающее задание.

Таким образом, к данному разделу можно добавить урок-зачёт, который предусматривает устный опрос по следующим вопросам:

1. Показать на карте территорию расселения восточных славян;

2. Причины образования Древнерусского государства;

3.Рассказ о любом из князей (деятельность);

4.Значение принятия христианства;

5.Особенности древнерусской культуры

Новизна курса состоит в том, что в нем представлены быт и нравы народа, роль православной церкви, менталитет русского народа. Раздел отличается от других курсов, тем, что в нем нет обилия терминов и понятий, чрезмерной насыщенности содержания.

В данном разделе учащиеся знакомятся со следующими темами:

Восточные славяне и их соседи.  Происхождение восточных славян. Племенные союзы, их расселение. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни людей. Верования восточных славян. Особенности управления и военной организации. 
Жители лесной полосы Восточной Европы, их занятия, образ жизни, верования. Взаимоотношения восточных славян с автохтонными племенами Восточно-европейской равнины. Формирование Тюркского и Аварского каганатов, их политические особенности, проблема влияния на восточное славянство. Хазарский каганат и восточные славяне. Волжская Булгария. Восточные славяне и Византия. Великий торговый путь из варяг в греки. 
 Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.

Первые киевские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.

Владимир Святославович. Принятие христианства.. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

 Расцвет Древнерусское государство при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Лествичная система передачи княжеской власти и ее противоречия. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Формирование древнерусской народности. 

Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Быт и нравы Древней Руси. Быт и образ жизни земледельческого населения. Быт и образ жизни горожан и земледельческого населения. Образ жизни князей и бояр. Особенности древнерусской одежды. Русские воины.

Основные итоги развития Древнерусского общества и государства.
В данном разделе учащиеся усваивают основные понятия темы, которые им будут необходимы в дальнейшем при изучении истории:

Родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество, государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монах, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.
Основные даты темы:
VI -VIII вв. - расселение славян на обширной территории Восточной Европы.
860 – нападение восточных славян на Константинополь.
988 – принятие Владимиром христианства. Крещение киевлян.
1019 – 1054 – правление Ярослава Мудрого.
Основные персоналии: 
Князь Рюрик, Аскольд, Дир, Кий, Щек, Хорив, князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга, князь Святослав, князь Владимир, князья Борис и Глеб, князь Ярослав Мудрый, Кирилл и Мефодий, Нестор, Илларион.
В данном разделе учащиеся впервые приступают к работе с историческими документами по истории России, что позволяет более подробно разобраться в историческом событии:
Чтение и комментирование отрывков из «Повести временных лет», произведений Ибн-Фадлана, Прокопия Кесарийского, «Сказания о Борисе и Глебе»,«Правды Ярослава».
Таким образом, при изучении первого раздела учащиеся получают общее представление об устройстве восточнославянского общества, знакомятся с особенностями формирования Древнерусского государства и деятельностью первых князей. Кроме этого, развивается мышление, память, целостное восприятие, умение сравнивать и анализировать.



  1. Цели и задачи

Цель: познакомить учащихся с предпосылками складывания государства у восточных славян и рассмотреть процесс становления Древнерусского государства.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи.

Задачи:

Образовательные: дать ученикам общее представление об устройстве восточнославянского общества до образования государства, познакомить с особенностями формирования Древнерусского государства и деятельностью первых киевских князей; научить извлекать информацию из различных источников знаний.

Развивающие: развивать интерес к русской истории, развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать, умение извлекать информацию из различных источников, развивать способности осмысливать изучаемые события на основе исторических знаний. формирование умения работать в группах, развивать речь через организацию монологического, диалогического и полилогического общения на уроке.

Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, воспитание чувства патриотизма, гордости за историческое прошлое своей страны, гражданской ответственности за судьбу своего народа.

Познавательная: заинтересовать учебным материалом.






























3. Психолого- педагогическое обоснование.

Материал раздела многообразен, информативен и имеет сложную структуру. Это позволяет учителю создавать ситуации и формулировать задания адаптированные к различным возможностям учащихся. Варьировать задания можно не только по степени сложности (от более простых к более сложным), но и с учетом способностей и склонностей учеников 6 класса к определенному виду деятельности (анализ, обобщение, изложение, построение логических цепочек, высказывание и отстаивание своих точек зрения и т.д.)

Основными принципами отбора содержания образования являются особенности развития детей среднего школьного возраста.

В этом возрасте у школьников развиваются средства познания другого человека, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого.

Материал требует более высокого уровня познавательной деятельности. Для теоретического мышления характерно осознание их собственных интеллектуальных операций и управление ими. Оно развивается постепенно и не в одинаковой мере у всех. Овладевая материалом, учащиеся усваивают научные понятия, классификации факторов, учатся видеть причинно-следственные связи, давать краткие характеристики и развернутое описание материала. Но не должно быть установки на запоминание материала, а должно быль и понимание материала.

Учащиеся 6 классов проявляют большой интерес к истории России как новому предмету. Причин много: предмет предполагает общение с историей России, наличие разнообразной и интересной информации о исторических событиях, субъектах, явлениях, об особенностях быта и культуры наших предков.

Возникает естественная потребность все понять, объяснить. Это качество личности необходимо использовать, но не ставить особый акцент на занимательность, иначе утратится отношение к истории как к учебному предмету.

Особенности учебной деятельности детей определяются их возрастными физиологическими и психологическими особенностями.

Для подросткового возраста характерна критичность мышления. Для учащихся данного возраста свойственна большая требовательность к сообщаемой информации:  «подросток усиленно требует доказательств». Улучшается способность к абстрактному мышлению.

Организация учебной деятельности подростков – важнейшая и сложнейшая задача. В обучении большой эффект дает внедрение проблемных задач. В основе всех действий при проблемном подходе лежит осознание отсутствия знаний для решения конкретных задач, разрешение противоречий. В современных условиях данный подход  должен реализовываться в контексте уровня достижений современной науки, задач социализации учащихся.

Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Важно также  поощрять самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения.

Особенности внимания обуславливают особо тщательный подход к отбору содержания материала при организации учебной деятельности. Для подростка большое значение будет иметь информация интересная, увлекательная, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому, часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания.

Хороший эффект дает периодическая смена видов деятельности – не только на уроке, но и при подготовке домашних заданий. Разнообразие видов работы способно стать весьма результативным  средством повышения внимания и важным способом предотвращения общей физической утомляемости,  связанной,  как и с учебной нагрузкой, так и с общим процессом кардинальной перестройки организма в период полового созревания.

Одной из возрастных особенностей младших подростков является повышенная утомляемость. В результате чего, даже обычные нагрузки приводят к переутомлению. Индивидуально-возрастное развитие характеризуется необратимостью своих процессов. На каждом новом витке развития реализуются результаты предыдущего этапа.

Информационная потребность. В развитии информационной потребности, главным является – слово. Изучение информационной потребности вскрыло ее прямую зависимость от уровня знания учеников. Чем он выше, тем настоятельней информационная потребность и тем больше школьник проявляет себя как субъект в познавательной деятельности, информационная потребность развивается при условии ощущении учеником успеха, удовлетворения результатом, преодоления трудности.

Возрастные особенности шестиклассников

Особенность, черта характера

Положительное проявление

1. Появление чувства взрослости

Стремление делать что-то значимое, социально поощряемое

2. Начало "ценностного конфликта"

Отстаивание собственного понимания взглядов на мир.

3. Новый период в нравственном развитии

Становятся значимыми ценности, выходящие за рамки его жизни (справедливость, искренность, свобода, любовь).

4. Недостаточный опыт общения


5. Развитие самооценки

Ребенок начинает ориентироваться на реальные достижения.

6. Потребность говорить о себе.


7. Учение обретает личностный смысл.

Формируется интерес к какой-либо деятельности.

8. Познавательная активность

Пик любознательности Формирование устойчивых интересов.

9. Формирование понятийного мышления

Формируется научный язык, умение логически мыслить











4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

В ходе изучения курса у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:

  • умение в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации, давать развернутые ответы на вопросы;

  • умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;

  • умение спорить и отстаивать свои взгляды;

  • умение под руководством учителя и с его помощью анализировать исторический источник;

  • умение оперировать историческими датами;

  • умение оперировать историческими терминами и понятиями;

  • умение читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

  • умение организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату.

Личностные результаты изучения истории:
-воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви, уважения к Отечеству;
-осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края;
-усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
-понимание культурного многообразия мира, толерантное отношение к другому человеку, его мнению и мировоззрению.

Метапредметные результаты изучения истории:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями(установление причинно-следственных и родовидовых связей);
-использование современных источников информации(Интернет-ресурсов, электронных носителей);
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности  в различных формах(сообщения, эссе, презентация );
-владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

Предметные результаты изучения истории:
-овладение  целостным представлением об историческом пути народов России;
-формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий;
-развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого;
-создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.




5. Используемые образовательные технологии, методы, формы организации деятельности учащихся

На выбор учителем типа урока влияет целый ряд факторов

  1. Цели.

  2. Особенности содержания учебных занятий.

  3. Уровень класса.

  4. Место урока в тематическом блоке.

  5. Объем учебного материала.

  6. Уровень активности и самостоятельности учащихся.

Методы обучения

  • Объяснительно-иллюстративный

(Сообщаю готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания)

Этот метод применим на уроках «Восточные славяне и их соседи» (Работа с картой) «Первые киевские князья» (портреты князей, иллюстрации походов)


  • Репродуктивный

( Использую для применения знаний и умений по образцу. Это задание с использованием типовых планов, инструкций.)


  • Метод проблемного изложения

( Использую для показа образца доказательного решения проблемы. Формирую проблему и вместе с обучающимися решаем ее через научное рассуждение.

Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий.

Например:

  • В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные дома, площадью до 200 кв. метров. Какие выводы могут сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?

  • В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако, люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться?


  • Частично – поисковый

( Использую для приобщения школьников к творческой деятельности с помощью проблемных или творческих заданий, способ решения которых ученикам заранее не известен.)

Этот метод применим на уроках «Владимир Святославович. Принятие христианства.» (Работа с историческими документами для ответа на вопросы о причинах принятия христианства)

  • Исследовательский

(Школьники не только решают проблему, но и определяют пути поиска знаний. Это ведет к развитию творчества, мышления, формирует интерес к предмету, помогает овладеть методами научного познания.)

  • Контроля и самоконтроля

(индивидуальный опрос, устная проверка знаний, контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль, контроль выполнения практических работ)

К этому уроку применим этот метод «Культура Древней Руси . Быт и нравы Древней Руси»


При организации обучения особое место отводится новым педагогическим технологиям

Новые педагогические технологии:

  • компьютерные технологии и метод проектов; (Культура Древней Руси)

  • технология критического мышления; ( «Владимир Святославович. Принятие христианства.»)

  • технология игрового обучения;(Инсценировка «Выбор веры» на уроке «Принятие христианства»)

  • технология проблемного обучения

  • технология здоровье сберегающего обучения (Проведение физкультминуток, смена видов деятельности на уроках)

  • технология личностно- ориентированного обучения

  • технология групповой деятельности


Применение информационных компьютерных технологий на уроках истории не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей обучающихся:

  • Повышает мотивацию обучающихся к учению;

  • Активизирует познавательную деятельность;

  • Развивает мышление и творческие способности ребенка;

  • Формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

  • Возможности учителя:

  • Подбор иллюстративного материала;

  • Создание электронных наглядных пособий (таблицы, схемы, диаграммы…);

  • Создание индивидуальных карточек;

  • Создание презентаций;

  • Размещение информации на сайте школы;

Преимущество использования ИКТ


Цели использования ИКТ на уроке истории

  1. Сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

  2. приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит;

  3. установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

  4. помочь учителю в:

    • возможности эмоционально и образно подать материал;

    • организации закрепления полученных на уроке знаний;

    • проверке знаний, умений и навыков;

    • придании оценке ученика более взвешенного и объективного характера;

    • экономии времени.


В преподавании истории необходимо применять здоровьесберегающие технологии:
а) рациональная организация труда на уроках истории (смена видов деятельности, смена преподавания, игровая разминка); 
б)соблюдение физиологических основ учебного режима(учитывается время проведения урока, утомляемость, проводятся физкультминутки, игровые моменты на  уроках истории)
в)производится гигиеническая оценка  условий урока( световой режим, проветривание класса);
г) нравственная атмосфера- дружелюбие и уважение к ученикам, уместное использование юмора, исторический экскурс;
д)психологический комфорт- уважение к чужому мнению, доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения,  тактичное исправление ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, потребностью в усвоении знаний и умений. Любая технология обладает средствами активизирующими деятельность учащихся. Ведущим способом обучения при работе с разделом становится технология проблемного обучения. Проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту объекта познания. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах обучения: при объяснении, закреплении, контроле.























6. Система знаний и система деятельности.

Знания - средство развития личности ученика.
Система знаний и система деятельности складывается с учетом принципов обучения, познавательных возможностей учащихся данного возраста, уровня абстрактного мышления, подготовки по истории.
1)Система знаний

Общенаучные знания: научные знания из исторических источников, хронология, научные тексты (адаптированные)
1-ый уровень-запоминание знаний 
2- ой уровень-применение знаний
3-й уровень-применение знаний в знакомой ситуации
4-й уровень-применение знаний в новой ситуации

Перевод учащихся с первого уровня до четвертого происходит постепенно. После объяснения приходит понимание, а потом формируются умения. Усвоение основных обязательных знаний оговорено программой.
Фундаментальные знания по предмету: выявление исторических закономерностей, причинно-следственных связей, анализа, синтеза исторических событий

Система знаний

  • Общенаучные знания (формирование всесторонне развитой личности учащегося школы, обладающего исторической культурой через познание истории России, является целью исторического образования).

  • Естественно- научные знания ( история России формировалась в потоке многогранного процесса развития человеческого общества, как часть всемирной истории и культуры человеческой цивилизации в целом)

  • Фундаментальные знания (чем глубже исторический кругозор обучающихся, тем больше у него возможностей к полному и глубокому познанию окружающей действительности через общее мировоззрение и общую культуру).

  • Знания профильного характера (изучение курса истории на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал истории как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы исторических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области).

Система деятельности.

На основе сопоставительного анализа, предложенного учителем учащихся учатся классифицировать, сравнивать, делать выводы и обобщения

Иногда сами выбирают способ изучения нового материала, самостоятельно  читая теоретический материал, разрабатывают новые проекты. В систему познавательной деятельности входят:
Познавательная деятельность (при организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании истории: игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков).

Особое же внимание следует уделять тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

1. Создание проблемных ситуаций (Инсценировка «Гости из будущего»)

2. Дидактические игры: «Найди половинку», «Составь слово», « Исторические диктанты», «Третий лишний», «Заочное путешествие».

3. Творческие работы (из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, сообщения, доклады, презентации, проекты и т.д.

4. Работа с картой (система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования познавательной деятельности учащихся на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском).


Преобразующая деятельность (современный урок направлен на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности

При работе над проектами у учеников формируются навыки самостоятельной работы, навыки работы в группе, ребята учатся работать с различными источниками информации).

Преобразующая деятельность: способы выявления противоречий, виды вопросов и методы их задавания, действия в ситуации неопределенности, способы поиска новых путей решения проблем. Например, обоснуйте выбор каждой точки зрения. Задание направлено на развитие общекультурных, ценностно-смысловых компетенций, на выбор действия в ситуации неопределенности. Проявить творчество в создании проекта, т.е. самостоятельный поиск путей решения проблемы.


Общеучебная деятельность (общеучебные компетенции нельзя свести только к знанию способа действия или приема, нужно конструирование собственной деятельности ученика. Ученик должен проявлять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это означает, что ученик способен самостоятельно выполнять известный тип задания в новых условиях, на новом учебном материале.

а) Общеучебная: составление плана по тексту параграфа, поиск дополнительной информации в Интернете, работа с дополнительной литературой по истории, анализ исторического источника, конспект части параграфа, организация  рабочего места, умение работать в группе, слушать других, задавать и отвечать на вопросы.

б) Интеллектуальная деятельность включает в себя умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, оценивать

в) Информационная деятельность: умение извлекать информацию из различных источников, умение работать с историческими источниками, с помощью  компьютерных технологий.

г) Рефлексивная деятельность: умение самостоятельно формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, оценивать результат.

д) Личностная деятельность обеспечивает ориентацию учащегося в социальных ролях, межличностных отношениях.

Самоорганизующая деятельность:
способы самостоятельной постановки целей, техника планирования, виды деятельности, самоанализ, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, осознание своего предложения. Для определения результативности работы учащегося на уроке используются личные оценочные листы.


Таким образом при изучении данного раздела программы учащиеся должны обладать следующими  знаниями и умениями:
Знаниями:
1) ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);
2) периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);
З) основных информационных источников по историческим периодам;
4) наиболее распространённых и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений и личностей прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;
Умениями:
1) извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики и пр.);
2) сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;
3) различать факты и их интерпретации, оценки; классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;
4) давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;
5) на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
6) определять и аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории России;
7) применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.

Рабочая программа

История России.

Раздел I. Возникновение и развитие Древнерусского государства

Тема I. Русь Древняя.

№ п/п

Тема урока

Основное содержание

Цель урока

Планируемый результат

Обратная связь

Дом. задание

Средства обучения

Кол-во уроков

1.

Восточные славяне и их соседи

Происхождение и расселение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.

Государства Поволжья, Кавказа, Причерноморья. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.

Сформировать у учащихся представление о происхождении, расселении, занятиями, верованиями и бытом восточных славян.

Познакомить учащихся с народами и государствами, соседствующими со славянами; охарактеризовать их хозяйственные занятия и определить их влияние на развитие славянских племён.

Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия.

Описывать жизнь и быт, верования славян.

Анализировать фрагмент исторического документа.

Понятия: подсечно-огневая система земледелия, союзы племен, бортничество, язычество, идолы, вервь, вече, народное ополчение, быт.

Кластер, устный портрет славянина, инсент, синквейн

§ 1-2, выучить основные понятия и термины. Используя Интернет ресурсы подготовить мини сочинение на тему: «Один день из жизни восточнославянского воина (земледельца, охотника и т.д.), проиллюстрировать его рисунками

Презентация (рисунки «Занятия славян», карта «Расселение восточных славян», «Русь в IX- X вв.».

Рабочий текст «Восточные славяне», исторические источники «Прокопий Кесарийский о славянах и антах», «Маврикий Стратег о славянах и антах»,

«Из сочинения арабского географа Ибн Руста о славянах. Начало X в.»

1

2-3

Формирование древнерусского государства.

Предпосылки, причины и значение образования государства у восточных славян. Два центра восточнославянской государственности – Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве.

Познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.


Показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян.

Сравнивать процесс образования государств в Европе и у восточных славян.

Пон.: государство, князь, Русь, варяги, норманнская теория, дань, полюдье, печенеги.

Устный опрос

Кроссворд

Работа с документом.

Схемы «Образование древнерусского государства»,

«Внутренняя организация Древнерусского государства»


§ 3, выучить основные понятия и термины, вопросы и задания на стр. 27. Используя иллюстрацию (с. 26), составить рассказ об объединении Новгорода и Киева под властью Олега.


Учебник (§ 3)

Рабочий лист «Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства».

Рабочий текст отрывок из «Повести временных лет»

2

4.

Первые киевские князья.

Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы князя Святослава.

Познакомить с процессом становления Древнерусского государства, характеристика системы управления, а также внутренней и внешней политики первых русских князей


Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы первых русских князей.

Систематизировать материал (составлять таблицу) о деятельности первых князей.

Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.

Готовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси и др. изображения.

Пон.: дань, полюдье, погосты, уроки. Личн.: Князья Олег, Игорь, Святослав, княгиня Ольга


Игра «Историческая эстафета»

Таблица «Деятельность первых русских князей», презентации.

§ 4

Карточки с заданиями для «Исторической эстафеты»



2

5.

Владимир Святославович. Принятие христианства.

Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

Познакомить учащихся с правлением князя Владимира, определить причины и значение принятия христианства.

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича.

Составлять характеристику Владимира Святославича

Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Давать оценку значения принятия христианства на Руси.

Пон.: Крещение, христианство, митрополит, епископ.

Личность: Владимир

Игра-путешествие в «Страну Знаний»

Сообщение «Князь Владимир»

Заполнение рабочего листа (таблицы, работа с документом)

Кластер

Тест

§ 5, выучить основные понятия и термины, составить кроссворд из новых слов.


Презентация (Игра-путешествие в «Страну Знаний»)

Рабочие листы (таблица, «Крещение киевлян»)

Карта

Учебник (§ 5)



6.

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1-й час. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав Мудрый. Внутренняя и внешняя политика. Управление государством. Международный авторитет Древней Руси.

2-й час. Хозяйственный и общественный строй Древней Руси. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Свободное и зависимое население. Появление вотчин.

Сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством.

Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.

Составлять характеристику Ярослава Мудрого.

Объяснять смысл понятий: наместник, посадник, усобицы.

Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывка из «Русской Правды».

Объяснять смысл понятий: боярин, вотчина, холоп.

Личн.: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб

Устный опрос (по карточкам, используя при ответе карту, иллюстрации; кроссворды), «историческая мозаика».

Таблица «Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого»

Работа с документами, схемой.

§ 6, выучить определения. Прочитать былину (на выбор учащегося), подготовить пересказ.


Карточки с заданиями,

Рабочие листы исторические документы «Повесть временных лет» (отрывок), «Русская Правда» (отрывок)

Схема «Социальная структура и основные категории населения»

Рабочие листы с контурной картой и кроссвордом



7.

Культура Древней Руси.

Истоки и особенности древнерусской культуры. Устное народное творчество, былинный эпос. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Быт и нравы Древней Руси.

Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Развитие городов, ремёсел и торговли. Военное дело. Жилище, одежда

Сформировать у учащихся представление о культуре Древнерусского государства.







Показать учащимся особенности быта и нравов жителей Древней Руси.

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.

Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства.

Объяснять смысл понятий: миниатюра, житие, фреска, мозаика.

Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося).

Выполнение заданий модулей: «Культура Руси», «Культура Руси. Практика» Кластер, сообщения

Выполнение заданий модуля «Культура Руси. Практика», тест, устный опрос (задание по карточке)

Заполнение таблицы «Повседневная жизнь земледельцев и горожан»

§ 7-8





повторить §§ 1-7, готовиться к уроку повторения: повторить определения после параграфов, даты, правителей.

Компьютер.

Задания:

«Отметьте предложения, которые характеризуют правление Ярослава Мудрого».

«Проведите соединительные линии в схеме «Управление государством при Ярославе Мудром»

«Соотнесите древнерусский термин и его определение».

презентации учащихся «Военное дело древних славян», «Жилище славян», «Древнерусский город», «Древнерусская одежда», предметы из школьного музея: сарафан, лапти и др.

1

8

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Древняя».

Систематизировать знания учащихся по данному материалу.

Систематизировать исторический материал о Древней Руси.

Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы.

Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древней Руси по образцу ГИА (в упрощенном варианте)

Игра «Виртуальное путешествие по музею «Древняя Русь»

Тестирование



Компьютер, мультимедийная доска, презентация «Древнерусское государство Киевская Русь», тесты.


1

9

Урок –зачёт по главе 1 «Русь Древняя».



1. Показать на карте территорию расселения восточных славян;

2. Причины образования Древнерусского государства;

3.Рассказ о любом из князей (деятельность);

4.Значение принятия христианства;

5.Особенности древнерусской культуры








Самоорганизующая деятельность (организация самостоятельной работы учащихся с различными источниками географической информации на уроках позволяет формировать учебно-познавательные компетенции на материале содержания учебного предмета географии, применение на уроках различных видов деятельности: самоанализ, самоконтроль, самооценка)




19




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!