СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока: В чем состоит сущность музыкального содержания

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока ФГОС по музыке

Образовательная программа: Программа курса музыки.

Учебник: В. В. Алеев Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак 2017 г. «Искусство. Музыка» 7 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений.

Класс: 7-й 1 четверть урок №4

Тема: «В чем состоит сущность музыкального содержания»

Продолжительность: 45 минут

Автор-составитель: Учитель музыки МБОУ Средняя общеобразовательная школа №13» МО ГО Симферополь Республики Крым Тимченко В.А.

 

Цель: продолжить знакомство с творчеством Людвига Ван Бетховена через анализ художественного образа и музыкального содержания Сонаты № 14 (Лунной);

Задачи:

образовательные: расширение знаний о композиторах-классиках, (о Л.Бетховене); совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам, содержанию музыкального произведения;

развивающие: развитие творческого мышления в процессе восприятия музыкального произведения, способности строить диалог и монологическое высказывание;

воспитывающие: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, рефлектированного отношения к предмету.

Планируемы результаты:

1. Предметные результаты:

-понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;

- знакомство с понятиями: содержание в музыке, идея и музыкальные образы.

-умение находить взаимосвязи между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;

2. Метапредметные результаты:

-проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

-применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

- умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого).

3. Личностные результаты:

-развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

-совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

Тип урока: урок открытия нового знания.

Учебно-методическое обеспечение урока:

учебник - В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак  2017г. «Искусство. Музыка», авторская презентация к уроку,

Методические рекомендации по проведению урока.

Урок разработан с использованием элементов личностно-ориентированного подхода, что предполагает самостоятельную работу учащихся по приобретению новых знаний, помогает заинтересовать их в достижении результатов.

Умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий: учитель предлагает обучающимся проблемно-творческие задания, направленные на самостоятельное раскрытие темы, темы и организует проблемную беседу, содействует самостоятельному определению целей урока и путей достижения этой цели.

При изучении данной темышироко используются экранные средства обучения (видео, презентация).

       После изучения основного материала урока проводится первичное закрепление знаний, где обучающиеся делают собственные выводы по поводу современности музыки Бетховена.

Контроль знаний проводится в виде самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (игра «Данетка»). Данный подход позволяет существенным образом повысить мотивацию и интерес к уроку. Основной акцент сделан на использование методов проблемного обучения.

Способы организации деятельности: фронтальный, парный, групповой.

Средства обучения: вербальные, звуковые, экранные.

Представленная методика проведения урока позволяет с первых минут включить учащихся в активный познавательный процесс.

Тема «В чем состоит сущность музыкального содержания»

Задачи:

1.Эмоционально воспринимать художественные образы музыкального искусства.

2.Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных произведениях.

3.Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

4.Осваивать выдающиеся образцы западноевропейской музыки (эпоха венского классицизма).

Методы: частично-поисковый (эвристический), проблемный диалог, метод художественного анализа содержания и образов музыкального произведения.

Оборудование: компьютер, проектор.

Введение

Ведущей подсистемой в 7 классе является тема «Содержание и форма в музыке», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Содержание в музыке. Музыкальный образ. Музыкальный жанр» и «Форма в музыке. Музыкальная композиция. Музыкальная драматургия». Подробно разбирается и доказывается, что и содержаниеи форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя единство художественного замысла и его воплощения.

Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается?  Что представляет собой музыкальный образ?  Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в  первой  части программы и учебника для 7 класса.

На изучение данной темы отведено 2 учебных часа. Урок, приведенный в данной методической разработке является вторым уроком изучения темы.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап – приветствие, актуализация имеющихся знаний

(4-6минут)

Учитель: Добрый день, друзья! Приветствую вас на встрече с искусством музыки!

Сегодня мы продолжим поиск ответов на вопросы о сущности музыкального содержания. Мне нравится высказывание о том, что каждый разговор о музыке - это разговор о жизни. Не о законах музыки, не о канонах музыкальной формы мы говорим с вами! Мы говорим о жизни, мы учимся, постигаем её. Мы изучаем саму жизнь! Мне бы очень хотелось, чтобы вы были с этим согласны.

Итак, что нам уже известно о музыкальном содержании?Слайд 2

Ответы учащихся:

-Определение понятия «содержание в музыке»

 

«Музыкальное содержание — это воплощенная в звучании духовная сторона музыки, рожденная композитором».

 

«Центральные понятия музыкального содержания —

 

идея (чувственно воплощённая музыкальная мысль произведения)

 

музыкальный образ (непосредственно открывающийся музыкальному чувству целостно выраженный характер, а также музыкальное запечатление чувств и душевных состояний)».

 

Учитель обращает внимание учащихся на слайд № 3.

-Ребята, на слайде три опорных вопроса, которые помогут нам вспомнить то, что мы уже знаем по теме урока. Прочитайте и ответьте на них.

1. Почему композитор Н. А. Римский – Корсаков назвал музыку «самым сложным из искусств»?

Ответы учащихся – «Потому, что музыка «не рисует видимых картин»».

Дополнение учителя: Музыка - наиболее абстрактное из искусств, она обладает важным преимуществом в передаче эмоциональных состояний и настроений, но не может своими средствами точно обозначить эти настроения - предметная конкретность ей не подвластна.

 

2. В чем заключается сложность музыкального содержания?

Ответы учащихся – «Музыка создает настроение, а мысль и образ «достраивает» слушатель».

«Музыка выражает настроение и состояние души человека, а эти понятия трудно описывать словами».

«Музыка – особый вид искусства, способный выразить настроение, чувства и состояния души человека. Эти категории трудно описывать словами. В этом заключена главная особенность содержания музыки».

3. В чем состоит отличие музыкального содержания от литературного.

Ответы учащихся –«Литературное содержание конкретно, есть сюжет, события, конкретные описания внешности героев».

«В музыкальном содержании нет конкретных образов.Отсутствует сюжет (кроме программной музыки), восприятия произведения его идеи, сюжета, героев - субъективно».

Учитель – Молодцы, ребята, мы повторили все, что нам известно и теперь готовы проверить себя в игре «Данетка». Правила игры таковы: на слайде появятся вопросы, сформулированные таким образом, что отвечать на них нужно кратко: только «да»или «нет».

Игра «Данетка»(3 минуты)Слайд 5

Вопросы:

1. Произведение искусства – это объект, обладающий эстетической ценностью, материальный продукт художественного творчества (искусства)продукт сознательной деятельности человека? 

2. Содержание в музыке – это внутренний духовный облик произведения, то, что выражает музыка?

3.Является ли произведением искусства искусно сделанный торт?

4. Музыкальный образ – это запечатление чувств и душевных состояний в музыке.

5. «Прелюдия» № 12 С. В. Рахманинова –программное произведение?

6.Компьютерные игры признаны произведениями искусства в странах Европы?

На слайде 6 демонстрируются правильные ответы

 

1.Да

2. Да

3.Нет

 4.Да

 5. Нет

 6.Нет

 

Учитель: Ребята, оцените работу соседа: 6 - 5 правильных ответов– «5»;

4 правильных ответа – «4».

II. Этап подготовки к активному усвоению знаний  - мотивация и целеполагание (4 минуты)

Учитель –Ребята, прочитайте следующие фразы и закончите их.Слайд 7

Чтобы понимать язык искусства, его нужно … изучать

Чтобы говорить на языке искусства, его нужно освоить. Начнем!

Проблемный вопрос – Что нам необходимо узнать еще о музыкальном содержании?Слайды 8-9

Учащиеся высказывают свои мнения. Учитель подводит их к выводу, о том, что теперь необходимо узнать КАК МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЯВЛЯЕТ СЕБЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ? Или, говоря иначе – в чем состоит сущность музыкального содержания?

Учитель: Как мы можем получить ответ на этот вопрос?Слайд 10

Учащиеся перечисляют: прочитать в учебнике, обратиться к специальной литературе (музыкальные словари, энциклопедии), поискать ответ в сети Интернет…

Учитель подводит учащихся к практическим методам получения информации – опыт, эксперимент, наблюдение, практика.

III. Этап открытия нового знания (15-17 минут)

Ребята, я предлагаю вам проблемно-творческое задание.Слайд 11

Задача – прослушать произведение- загадку (вы не будете знать ни его автора, ни название), попытаться ощутить и выразить в словах музыкальную идею и увидеть музыкальный образ (образы) этого произведения.

Заполните таблицу в тетради:

Вопросы

Ответы

1. В чем может выражаться идея этого произведения?

 

2. Опишите образы, возникающие у вас при прослушивании этого произведения

 

3. Каково содержание этой музыки?

 

 

Учащиеся слушают произведение-загадку (2 минуты 30 секунд)

3-5 минут отводится на заполнение таблицы.

Работа в группах по 5-6 человек. Задание – дайте свой вариант названия прозвучавшего произведения, опираясь на те образы, которые возникли у вас при прослушивании музыки. (2 минуты)

Ответы учащихся.

Учитель называет прослушанное произведение: Людвиг Ван Бетховен «Соната» № 14, известная нам, как «Лунная» III часть.

Слайд 13 Учащиеся записывают название произведения в раздел «Слушание музыки» в рабочей тетради.

Учитель рассказывает о музыкальных образах и содержании произведения.

Три образа Лунной сонаты.

Слайд 15

Пожалуй, это самое потрясающее душевное откровение Бетховена. - Соната для фортепиано № 14. В трагическую пору крушения любви и необратимого угасания слуха он рассказал здесь о себе самом, своих чувствах.

Но название «Лунная» дал сонате не сам Бетховен, а уже после его смерти немецкий поэт-романтик Людвиг Рельштаб.  Он дал его основываясь лишь на личном впечатлении от музыки её первой части.Оно «закрепилось» на многие годы и бытует по сей день. В целом же Соната № 14 –гениальное произведение, раскрывающее великую историю любви. «Лунный образ» привнесён искусственно. Его не было в замыслах автора.

А что же было в мыслях Бетховена, когда он сочинял эту музыку?

Слайд 16

Название, которое дал этой музыке сам автор в 1801 году "Соната в духе фантазии". Это означает отступление автора от классической, принятой схемы сочинения сонатной формы, привычная форма нарушена и части изменили свою последовательность. Вместо обычных «быстро-медленно-быстро», развивается соната от медленной части к более подвижной.

«Для того чтобы сделать что-то по-настоящему прекрасное, я готов нарушить любое правило», — говорил Бетховен.

Слайд 17

Бетховену около 30, Джульетта Гвиччарди- дочь графа Гвиччарди - австрийская пианистка и певица итальянского происхождения, его 16-летняя ученица - бравшая уроки музыки у Бетховена.  Могла ли она ответить на чувства своего учителя? Джульетта оказала предпочтение композитору Венцелю Галенбергу и вышла за него замуж. После этого события Бетховен уехал в имение своего друга Марии Эрдеди. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдалённой чаще, обессилевшим от голода. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Всё было сказано музыкой.

Всю бурю человеческих эмоций, которая была в душе Бетховена в то время, он передает в «Лунной сонате». Это скорбь, сомнения, ревность, обреченность, страсть, надежда, тоска, нежность и, конечно, любовь. Потеря любимой женщины, усиливающаяся глухота, рухнувшие творческие планы – все это навалилось на Бетховена. И именно поэтому соната, которую композитор начинал писать в атмосфере окрыляющего счастья и трепетной надежды, завершилась гневом и яростью.

Нет, «Лунную» рассказать нельзя; никакие слова не заменяют музыки. Они только помогают понять ее и почувствовать, подсказать ее смысл, иногда направляют воображение.Но все же попробуем проникнуть в содержание Этого шедевра мировой классики и узнать образы и идеи каждой части сонаты.

 

Слайд 18

Итак, Лунная соната написана в 3-х частях

1 часть - В центре произведения душевная драма, под действием которой настроение меняется от скорбной самопогруженности, скованной печалью размышления к бурной активности. Невероятно интенсивное гармоническое движение, обновление самой мелодии говорит об активной внутренней жизни.

2 часть - образ Джульетты - Ф. Лист назвал вторую часть сонаты «Цветком между пропастей». Музыка светлая, беззаботная, грациозная, танцевального характера. Это женский образ – Джульетты Гвиччарди. Юная девушка, нежная, мягкая, но легкомысленная и бесчувственная, так как музыка этой части, несмотря на всю красоту - строгая и холодная.

3 часть - Гнев, яростный протест, борьба, несгибаемая воля, исполинское величие. Бетховен борется  с самим с собой, своими чувствами. Он пытается забыть свою возлюбленную. Он прощает Джульетту, потому что по-прежнему любит её.

Но в истории искусства она стала одним из лучших примеров того, как из страдания может родиться прекрасное.

IV этап – первичное закрепление знаний  (3 минуты) Слайд 20

Учитель: Завершая наш разговор о Лунной сонате, я хочу вас спросить - Современна ли эта Соната?

Ответы учащихся.

Учитель резюмирует: внутренняя борьба доброго и злого начал, надежды и отчаяния, нравственных исканий, происходящих в сознании человека - эти проблемы волновали человечество в любую эпоху, и продолжают волновать сегодня. А любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства. Герои этой драмы, а также их чувства живы по сей день, благодаря этой замечательной музыке и бессмертному произведению искусства, созданного одним из величайших композиторов. Мы говорим о любви сегодня, в третьем тысячелетии, говорили о ней и тысячи лет назад, конечно, о ней будут говорить и через много-много лет.

Просмотр видеоролика – отрывок лекции Михаила Казиника «Эффект Бетховена» - 4 минуты.

V этап - Рефлексия деятельности (3 минуты)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

И – интерес - Что показалось интересным на уроке?

Т – творчество - Какая работа потребовала творческого подхода?

О – обучение - Чему научились?

Г – главное - Что принес сегодняшний урок?

 

Домашнее задание на выбор.

 

Вариант 1 Дневник музыкальных размышлений стр. 7 – подбор стихотворения, подходящего к содержанию «Лунной сонаты».

Вариант 2 Создать презентацию, клип, синквейн,  свою версию визуального ряда, под названием «Лунная соната».

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическая разработка урока соответствует содержанию программы, целям и поставленным задачам урока. Данный урок способствует формированию знаний о главных особенностях содержания и формы в музыке, предполагает расширение знаний о композиторах-классиках, (о Л.Бетховене) через анализ художественного образа и музыкального содержания Сонаты № 14 (Лунной);

Урок проводится с применением вербальных, звуковых и экранных средств обучения.

На уроке реализуются принципы: доступности, наглядности, обучения, соблюдается принцип систематичности и последовательности формировании знаний и умений учащихся по данной теме.

    Урок разработан с использованием элементов личностно-ориентированного подхода, наглядно показано осуществление принципа демократизации обучения – учащимся предоставлено право на исследовательский поиск, на догадку, на собственное альтернативное мнение.

 

 

 

 

Использованная литература.

Кириллина Л.В. Бетховен жизнь и творчество: В 2-х томах. НИЦ "Московская консерватория", 2009.

Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. - М.: Музыка, 2002

Материалы лекций о классической музыке Михаила Казиника «Эффект Бетховена».  

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока: В чем состоит сущность музыкального содержания»

Методическая разработка урока ФГОС по музыке

Образовательная программа: Программа курса музыки.

Учебник: В. В. Алеев Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак 2017 г. «Искусство. Музыка» 7 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений.

Класс: 7-й 1 четверть урок №4

Тема: «В чем состоит сущность музыкального содержания»

Продолжительность: 45 минут

Автор-составитель: Учитель музыки МБОУ Средняя общеобразовательная школа №13» МО ГО Симферополь Республики Крым Тимченко В.А.



Цель: продолжить знакомство с творчеством Людвига Ван Бетховена через анализ художественного образа и музыкального содержания Сонаты № 14 (Лунной);

Задачи:

образовательные: расширение знаний о композиторах-классиках, (о Л.Бетховене); совершенствование умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам, содержанию музыкального произведения;

развивающие: развитие творческого мышления в процессе восприятия музыкального произведения, способности строить диалог и монологическое высказывание;

воспитывающие: воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку, рефлектированного отношения к предмету.

Планируемы результаты:

1. Предметные результаты:

-понимание главных особенностей содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;

- знакомство с понятиями: содержание в музыке, идея и музыкальные образы.

-умение находить взаимосвязи между жизненными явлениями и их художественными воплощениями в образах музыкальных произведений;

2. Метапредметные результаты:

-проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;

-применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

- умение работать в команде (слушать и слышать, учитывать мнение другого).

3. Личностные результаты:

-развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

-совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

Тип урока: урок открытия нового знания.

Учебно-методическое обеспечение урока:

учебник - В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак 2017г. «Искусство. Музыка», авторская презентация к уроку,

Методические рекомендации по проведению урока.

Урок разработан с использованием элементов личностно-ориентированного подхода, что предполагает самостоятельную работу учащихся по приобретению новых знаний, помогает заинтересовать их в достижении результатов.

Умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий: учитель предлагает обучающимся проблемно-творческие задания, направленные на самостоятельное раскрытие темы, темы и организует проблемную беседу, содействует самостоятельному определению целей урока и путей достижения этой цели.

При изучении данной темышироко используются экранные средства обучения (видео, презентация).

После изучения основного материала урока проводится первичное закрепление знаний, где обучающиеся делают собственные выводы по поводу современности музыки Бетховена.

Контроль знаний проводится в виде самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (игра «Данетка»). Данный подход позволяет существенным образом повысить мотивацию и интерес к уроку. Основной акцент сделан на использование методов проблемного обучения.

Способы организации деятельности: фронтальный, парный, групповой.

Средства обучения: вербальные, звуковые, экранные.

Представленная методика проведения урока позволяет с первых минут включить учащихся в активный познавательный процесс.

Тема «В чем состоит сущность музыкального содержания»

Задачи:

1.Эмоционально воспринимать художественные образы музыкального искусства.

2.Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных произведениях.

3.Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

4.Осваивать выдающиеся образцы западноевропейской музыки (эпоха венского классицизма).

Методы: частично-поисковый (эвристический), проблемный диалог, метод художественного анализа содержания и образов музыкального произведения.

Оборудование: компьютер, проектор.

Введение

Ведущей подсистемой в 7 классе является тема «Содержание и форма в музыке», которая раскрывается в двух крупных разделах – «Содержание в музыке. Музыкальный образ. Музыкальный жанр» и «Форма в музыке. Музыкальная композиция. Музыкальная драматургия». Подробно разбирается и доказывается, что и содержаниеи форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя единство художественного замысла и его воплощения.

Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается?  Что представляет собой музыкальный образ?  Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в  первой  части программы и учебника для 7 класса.

На изучение данной темы отведено 2 учебных часа. Урок, приведенный в данной методической разработке является вторым уроком изучения темы.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап – приветствие, актуализация имеющихся знаний

(4-6минут)

Учитель: Добрый день, друзья! Приветствую вас на встрече с искусством музыки!

Сегодня мы продолжим поиск ответов на вопросы о сущности музыкального содержания. Мне нравится высказывание о том, что каждый разговор о музыке - это разговор о жизни. Не о законах музыки, не о канонах музыкальной формы мы говорим с вами! Мы говорим о жизни, мы учимся, постигаем её. Мы изучаем саму жизнь! Мне бы очень хотелось, чтобы вы были с этим согласны.

Итак, что нам уже известно о музыкальном содержании?Слайд 2

Ответы учащихся:

-Определение понятия «содержание в музыке»



«Музыкальное содержание — это воплощенная в звучании духовная сторона музыки, рожденная композитором».



«Центральные понятия музыкального содержания —



идея (чувственно воплощённая музыкальная мысль произведения)



музыкальный образ (непосредственно открывающийся музыкальному чувству целостно выраженный характер, а также музыкальное запечатление чувств и душевных состояний)».



Учитель обращает внимание учащихся на слайд № 3.

-Ребята, на слайде три опорных вопроса, которые помогут нам вспомнить то, что мы уже знаем по теме урока. Прочитайте и ответьте на них.

1. Почему композитор Н. А. Римский – Корсаков назвал музыку «самым сложным из искусств»?

Ответы учащихся – «Потому, что музыка «не рисует видимых картин»».

Дополнение учителя: Музыка - наиболее абстрактное из искусств, она обладает важным преимуществом в передаче эмоциональных состояний и настроений, но не может своими средствами точно обозначить эти настроения - предметная конкретность ей не подвластна.



2. В чем заключается сложность музыкального содержания?

Ответы учащихся – «Музыка создает настроение, а мысль и образ «достраивает» слушатель».

«Музыка выражает настроение и состояние души человека, а эти понятия трудно описывать словами».

«Музыка – особый вид искусства, способный выразить настроение, чувства и состояния души человека. Эти категории трудно описывать словами. В этом заключена главная особенность содержания музыки».

3. В чем состоит отличие музыкального содержания от литературного.

Ответы учащихся –«Литературное содержание конкретно, есть сюжет, события, конкретные описания внешности героев».

«В музыкальном содержании нет конкретных образов.Отсутствует сюжет (кроме программной музыки), восприятия произведения его идеи, сюжета, героев - субъективно».

Учитель – Молодцы, ребята, мы повторили все, что нам известно и теперь готовы проверить себя в игре «Данетка». Правила игры таковы: на слайде появятся вопросы, сформулированные таким образом, что отвечать на них нужно кратко: только «да»или «нет».

Игра «Данетка»(3 минуты)Слайд 5

Вопросы:

1. Произведение искусства – это объект, обладающий эстетической ценностью, материальный продукт художественного творчества (искусства)продукт сознательной деятельности человека?

2. Содержание в музыке – это внутренний духовный облик произведения, то, что выражает музыка?

3.Является ли произведением искусства искусно сделанный торт?

4. Музыкальный образ – это запечатление чувств и душевных состояний в музыке.

5. «Прелюдия» № 12 С. В. Рахманинова –программное произведение?

6.Компьютерные игры признаны произведениями искусства в странах Европы?

На слайде 6 демонстрируются правильные ответы

1.Да

2. Да

3.Нет

4.Да

5. Нет

6.Нет

Учитель: Ребята, оцените работу соседа: 6 - 5 правильных ответов– «5»;

4 правильных ответа – «4».

II. Этап подготовки к активному усвоению знаний - мотивация и целеполагание (4 минуты)

Учитель –Ребята, прочитайте следующие фразы и закончите их.Слайд 7

Чтобы понимать язык искусства, его нужно … изучать

Чтобы говорить на языке искусства, его нужно освоить. Начнем!

Проблемный вопрос – Что нам необходимо узнать еще о музыкальном содержании?Слайды 8-9

Учащиеся высказывают свои мнения. Учитель подводит их к выводу, о том, что теперь необходимо узнать КАК МУЗЫКАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЯВЛЯЕТ СЕБЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ? Или, говоря иначе – в чем состоит сущность музыкального содержания?

Учитель: Как мы можем получить ответ на этот вопрос?Слайд 10

Учащиеся перечисляют: прочитать в учебнике, обратиться к специальной литературе (музыкальные словари, энциклопедии), поискать ответ в сети Интернет…

Учитель подводит учащихся к практическим методам получения информации – опыт, эксперимент, наблюдение, практика.

III. Этап открытия нового знания (15-17 минут)

Ребята, я предлагаю вам проблемно-творческое задание.Слайд 11

Задача – прослушать произведение- загадку (вы не будете знать ни его автора, ни название), попытаться ощутить и выразить в словах музыкальную идею и увидеть музыкальный образ (образы) этого произведения.

Заполните таблицу в тетради:

Вопросы

Ответы

1. В чем может выражаться идея этого произведения?


2. Опишите образы, возникающие у вас при прослушивании этого произведения


3. Каково содержание этой музыки?




Учащиеся слушают произведение-загадку (2 минуты 30 секунд)

3-5 минут отводится на заполнение таблицы.

Работа в группах по 5-6 человек. Задание – дайте свой вариант названия прозвучавшего произведения, опираясь на те образы, которые возникли у вас при прослушивании музыки. (2 минуты)

Ответы учащихся.

Учитель называет прослушанное произведение: Людвиг Ван Бетховен «Соната» № 14, известная нам, как «Лунная» III часть.

Слайд 13 Учащиеся записывают название произведения в раздел «Слушание музыки» в рабочей тетради.

Учитель рассказывает о музыкальных образах и содержании произведения.

Три образа Лунной сонаты.

Слайд 15

Пожалуй, это самое потрясающее душевное откровение Бетховена. - Соната для фортепиано № 14. В трагическую пору крушения любви и необратимого угасания слуха он рассказал здесь о себе самом, своих чувствах.

Но название «Лунная» дал сонате не сам Бетховен, а уже после его смерти немецкий поэт-романтик Людвиг Рельштаб. Он дал его основываясь лишь на личном впечатлении от музыки её первой части.Оно «закрепилось» на многие годы и бытует по сей день. В целом же Соната № 14 –гениальное произведение, раскрывающее великую историю любви. «Лунный образ» привнесён искусственно. Его не было в замыслах автора.

А что же было в мыслях Бетховена, когда он сочинял эту музыку?

Слайд 16

Название, которое дал этой музыке сам автор в 1801 году "Соната в духе фантазии". Это означает отступление автора от классической, принятой схемы сочинения сонатной формы, привычная форма нарушена и части изменили свою последовательность. Вместо обычных «быстро-медленно-быстро», развивается соната от медленной части к более подвижной.

«Для того чтобы сделать что-то по-настоящему прекрасное, я готов нарушить любое правило», — говорил Бетховен.

Слайд 17

Бетховену около 30, Джульетта Гвиччарди- дочь графа Гвиччарди - австрийская пианистка и певица итальянского происхождения, его 16-летняя ученица - бравшая уроки музыки у Бетховена. Могла ли она ответить на чувства своего учителя? Джульетта оказала предпочтение композитору Венцелю Галенбергу и вышла за него замуж. После этого события Бетховен уехал в имение своего друга Марии Эрдеди. Он искал одиночества. Три дня он бродил по лесу, не возвращаясь домой. Его нашли в отдалённой чаще, обессилевшим от голода. Ни одной жалобы никто не услышал. У Бетховена не было потребности в словах. Всё было сказано музыкой.

Всю бурю человеческих эмоций, которая была в душе Бетховена в то время, он передает в «Лунной сонате». Это скорбь, сомнения, ревность, обреченность, страсть, надежда, тоска, нежность и, конечно, любовь. Потеря любимой женщины, усиливающаяся глухота, рухнувшие творческие планы – все это навалилось на Бетховена. И именно поэтому соната, которую композитор начинал писать в атмосфере окрыляющего счастья и трепетной надежды, завершилась гневом и яростью.

Нет, «Лунную» рассказать нельзя; никакие слова не заменяют музыки. Они только помогают понять ее и почувствовать, подсказать ее смысл, иногда направляют воображение.Но все же попробуем проникнуть в содержание Этого шедевра мировой классики и узнать образы и идеи каждой части сонаты.



Слайд 18

Итак, Лунная соната написана в 3-х частях

1 часть - В центре произведения душевная драма, под действием которой настроение меняется от скорбной самопогруженности, скованной печалью размышления к бурной активности. Невероятно интенсивное гармоническое движение, обновление самой мелодии говорит об активной внутренней жизни.

2 часть - образ Джульетты - Ф. Лист назвал вторую часть сонаты «Цветком между пропастей». Музыка светлая, беззаботная, грациозная, танцевального характера. Это женский образ – Джульетты Гвиччарди. Юная девушка, нежная, мягкая, но легкомысленная и бесчувственная, так как музыка этой части, несмотря на всю красоту - строгая и холодная.

3 часть - Гнев, яростный протест, борьба, несгибаемая воля, исполинское величие. Бетховен борется с самим с собой, своими чувствами. Он пытается забыть свою возлюбленную. Он прощает Джульетту, потому что по-прежнему любит её.

Но в истории искусства она стала одним из лучших примеров того, как из страдания может родиться прекрасное.

IV этап – первичное закрепление знаний (3 минуты) Слайд 20

Учитель: Завершая наш разговор о Лунной сонате, я хочу вас спросить - Современна ли эта Соната?

Ответы учащихся.

Учитель резюмирует: внутренняя борьба доброго и злого начал, надежды и отчаяния, нравственных исканий, происходящих в сознании человека - эти проблемы волновали человечество в любую эпоху, и продолжают волновать сегодня. А любовь остаётся вечной темой, вне времени и пространства. Герои этой драмы, а также их чувства живы по сей день, благодаря этой замечательной музыке и бессмертному произведению искусства, созданного одним из величайших композиторов. Мы говорим о любви сегодня, в третьем тысячелетии, говорили о ней и тысячи лет назад, конечно, о ней будут говорить и через много-много лет.

Просмотр видеоролика – отрывок лекции Михаила Казиника «Эффект Бетховена» - 4 минуты.

V этап - Рефлексия деятельности (3 минуты)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

И – интерес - Что показалось интересным на уроке?

Т – творчество - Какая работа потребовала творческого подхода?

О – обучение - Чему научились?

Г – главное - Что принес сегодняшний урок?



Домашнее задание на выбор.



Вариант 1 Дневник музыкальных размышлений стр. 7 – подбор стихотворения, подходящего к содержанию «Лунной сонаты».

Вариант 2 Создать презентацию, клип, синквейн, свою версию визуального ряда, под названием «Лунная соната».





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методическая разработка урока соответствует содержанию программы, целям и поставленным задачам урока. Данный урок способствует формированию знаний о главных особенностях содержания и формы в музыке, предполагает расширение знаний о композиторах-классиках, (о Л.Бетховене) через анализ художественного образа и музыкального содержания Сонаты № 14 (Лунной);

Урок проводится с применением вербальных, звуковых и экранных средств обучения.

На уроке реализуются принципы: доступности, наглядности, обучения, соблюдается принцип систематичности и последовательности формировании знаний и умений учащихся по данной теме.

Урок разработан с использованием элементов личностно-ориентированного подхода, наглядно показано осуществление принципа демократизации обучения – учащимся предоставлено право на исследовательский поиск, на догадку, на собственное альтернативное мнение.









Использованная литература.

Кириллина Л.В. Бетховен жизнь и творчество: В 2-х томах. НИЦ "Московская консерватория", 2009.

Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. - М.: Музыка, 2002

Материалы лекций о классической музыке Михаила Казиника «Эффект Бетховена».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!