СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка "Этапы эвристической технологии на уроках литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка "Этапы эврестической технологии на уроках литературы"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Этапы эвристической технологии на уроках литературы"»

М.Б. Алферьева, МБОУ СШ№74


ПРИМЕНЕНИЕ ЭВРЕСТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Современное инновационное образование ориентировано на выявление и развитие творческих способностей школьников и повышение интереса к процессу обучения. Одним из главных отличий от традиционного образования является переход на новую мотивационно-смысловую установку участников образовательного процесса, направленную на открытие новых знаний через поисковую деятельность. В связи с этим возникает необходимость поиска новых форм и методов обучения.

В старших классах одним из предметов, вызывающих наибольшее затруднение, является литература. Развитие грамотной устной и письменной речи всегда было необходимым условием для дальнейшего получения высшего образования, поэтому поиск наиболее оптимальных методов инновационного обучения и внедрение их в образовательный процесс является актуальным.

Эвристическое обучение (от греч. Heuriskо – нахожу, отыскиваю, открываю) – педагогическая технология, направленная на творческое саморазвитие в процессе самостоятельного поиска учащимися образовательных продуктов. Эвристическое обучение отличается от проблемного и развивающего тем, что в результате процесса поиска нового ученик конструирует собственный смысл, цели и содержание образования, процесса его организации, диагностики и осознания [3, с. 514]. Данная технология предполагает, что в результате процесса обучения ученики создают собственные образовательные продукты, где под термином «продукт» подразумеваются как духовные результаты деятельности в виде изменённых личностных качеств ученика, так и материализованные в виде текстов и творческих работ (рисунки, поделки).

Основные задачи творческой самореализации учащихся на уроках литературы, согласно технологии эвристического обучения, заключаются в следующем:

  • создание собственного образовательного «продукта» (письменных работ и иллюстраций к ним, личного отношения к художественным произведениям);

  • освоение школьного курса литературы через сопоставление с собственными результатами учебной деятельности;

  • выстраивание собственного стиля устной и письменной речи.

В традиционном обучении ученик вначале получает знания, а затем применяет их, поскольку считается, что приращение знаний возможно только после знакомства с новым материалом [5, с. 83].

Технология эвристического обучения меняет последовательность: ученик вначале применяет знания, конструируя их в исследуемой области посредством собственного образовательного потенциала, а затем полученный в результате «продукт» (сочинение) сопоставляет с помощью педагога с культурно-историческими аналогами, в результате чего происходит процесс переосмысления и усвоения нового знания. Параллельно с процессом переосмысления происходит личное приращение учащегося через его жизненный опыт, чувства, способности [1, с. 28]. Данный фактор обеспечивает продуктивное творческое обучение.

Апробация эвристической технологии на уроках литературы происходит через отражение внутренних образовательных продуктов в следующих внешних ученических продуктах:

  • литературные произведения собственного сочинение (рассказ, очерк, эссе, стихотворение);

  • исследование (творческий отчет о посещении театра, концерта; рецензия на спектакль, фильм);

  • - дидактические и автодидактические продукты (проведённый в роли учителя фрагмент урока, составленный для одноклассников, квест, ребус, опорный конспект и т.д.). [4, с. 36]

Вышеперечисленные продукты обладают субъективной для ученика новизной. Связанная с их созданием деятельность является частично-поисковой, поскольку часть информации задана изначально и усваивается репродуктивно [2, с. 70].

Технология эвристического обучения на уроках литературы включает следующие стадии:

  • Диагностика учителем уровня развития творческих способностей

  • Фиксирование внимания учащихся на объектах изучаемой темы.

  • Самостоятельное выстраивание учеником личного отношения к освоению образовательной области (темы), выработка личного отношения к данной области (теме) через ответ на вопрос.

  • Самостоятельное планирование учеником процесса исследования.

  • Демонстрация результатов исследования (творческих образовательных продуктов)

  • Коллективное обсуждение результатов исследования (творческих образовательных продуктов)

  • Знакомство посредством учителя с культурно-исторической средой, объектом исследования ученика в контексте других исследований, авторов.

  • Переосмысление и анализ результатов собственной деятельности.

  • Рефлексия.

Построение учебно-воспитательного процесса на уроках литературы с использованием эвристической технологии отличается продуктивностью, нацеленностью на процесс обучения и развитие творческих способностей учеников, что полностью отражает задачи современного инновационного образования.

Список литературы:

  1. Андреев В.И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости / В.И. Андреев. − Казань: Центр инновационных технологий, 2015. − 288 с.

  2. Гетманская Е.В. Двойная функция эвристического метода обучения / Е.В. Гетманская // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2009. − №1. – С.69-73.

  3. Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.В. Хуторской. − СПб.: Питер, 2017. – 720 с.

  4. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. − М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. − 80 с.

  5. Шабанова Т. Педагогическая психология. Учебное пособие / Т. Шабанова, А. Фоминова. – М.: Флинта, 2017. – 380 с.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!