Ахметова Нигорахон Мухитдиновна
Учитель начальных классов
общеобразовательной школы №2
Конимехского района
Навоийской области
Конспект интегрированного урока в 3-м классе:
математика + чтение по теме:
" Закрепление знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления,
вычислительных приёмов сложения и вычитания двузначных и трёхзначных чисел.
Составление формулы здоровья"
Класс: 3 «А» (28 учащихся)
nigora-ahmetova@inbox.uz
Аннотация: Краткое описание хода урока.
Данный урок математики интегрирован с уроком чтения, на котором пройдена тема: Легенда «Ученики Ибн Сино» (Из книги воспоминаний и преданий)
Главное на уроке – закрепление изученного материала по математике: поиск, открытие, отработка навыков счёта и формирование у детей знания главных составляющих здоровья. Урок состоит из 5 частей – соответственно пяти табибам, которые завещал Ибн Сино, и составляют единое целое и направлены на достижение цели и задач урока. Все задания рассчитаны на выведение формулы здоровья. После каждого этапа перед учащимися ставится выбор в пользу здоровья. Для активизации мыслительной деятельности учащихся использованы игры, метод «проблемной ситуации», подготовлены специальные индивидуальные Листки с заданиями этапов урока, использованы такие формы работы, которые позволяют развивать познавательные, вычислительные, научные, социальные, коммуникативные данные учащихся.
С помощью решения примеров, ребята самостоятельно формулируют тему урока; решают задачи, близкие к жизненной ситуации; в беседе приходят к общему выводу о здоровом образе жизни.
Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний.
Тема: повторение и закрепление знаний табличных случаев умножения и деления, вычислительных приёмов сложения и вычитания двузначных и трёхзначных чисел. Составление формулы «ЗДОРОВЬЯ» по завету Ибн Сино.
Задача: Формирование устойчивых знаний и правил поведения для укрепления и сохранения здоровья.
Цели:
Образовательные: Закрепить знания табличных случаев умножения и деления, изученные приёмы сложения и вычитания двузначных и трёхзначных чисел; составные задачи;
Развивающие: Развивать логическое мышление, память, внимание, речь; развивать познавательную активность;
Воспитательные: Заботиться и оберегать своё здоровье.
Оборудование:
У учителя: портрет Ибн Сино; макет солнышка и дерева; яблоки, вырезанные из бумаги; таблицы, карточки.
У учащихся: специально подготовленные индивидуальные листы для работы.
Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная работа.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие гостей.
2. Создание благоприятного эмоционального микроклимата.
На доске макет солнышка.
Протяните руки к солнцу. Солнечные лучи обнимают, согревают нас своим теплом. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль. Оно наполнило сердце добротой и любовью.
Свет солнца в ладони возьму.
И к сердцу я приложу.
- Вот с таким теплом в наших сердцах мы и начнём наш урок.
II. Постановка цели урока.
1.У каждого ученика вместо рабочей тетради листок с заданиями этапов урока.
- Каждому числу соответствует буква. Получившиеся ответы запишите в таблицу в порядке возрастания. Соотнесите и запишите в таблицу. Какое слово получилось?
7х8 -(ь) 3х4-(о) 48:6-(о) 24:4-(д) 27:3 -(р) 18:9-(з) 7х3-(в) 9х8-(е)
Таблица 1.
Таблица 2.
Проверка:
Ответ | 2 | 6 | 8 | 9 | 12 | 21 | 56 | 72 |
Буква | з | д | о | р | о | в | ь | е |
В результате получается слово «ЗДОРОВЬЕ». (На доске дерево. В центре дерева прикрепляется слово «ЗДОРОВЬЕ». Итак, сегодня на уроке мы должны не только решать примеры и задачи, но ещё попробуем расшифровать слово “здоровье” и поговорить о правилах укрепления и сохранения здоровья, ведь оно так необходимо каждому человеку.
2. - Вспомните, ребята, по прочитанным нами легендам на уроках чтения, об одном из наших великих предков, который оставил нам 5 лучших табибов(лекарей) по рассказу.
Подготовленный ученик рассказывает:
- Родился он в сентябре 960-го года в небольшом селении Афшана близ Бухары. Он усиленно изучал математику, физику, логику, законоведение, астрономию, философию, географию и многое другое. Написал более 450 трудов, из них до нас дошли около 240. Он оставил огромное наследие: книги по медицине, логике, физике, математике и другим наукам. Прославился благодаря своим трудам по
философии и медицине. Главным медицинским трудом, принёсшим ему многовековую славу во всём культурном мире, является «Канон врачебной науки». Другое его латинизированное имя – Авиценна.
- Это Ибн Сино.
- Правильно, ребята, Это великий лекарь Абу Али аль Хусейн ибн Абдуллах ибн Сино! (Выставляется портрет Ибн Сино)
Согласно одной из версий, само слово «медицина» произошло от двух слов: «мадад» и «сина», т. е. медицина – это метод Сина (излечение по способу Сины).
- Итак, какие табибы нам были завещаны Ибн Синой. Назовите их.
Дети отвечают:
- Это чистота, диета, физкультура, природные данные и хорошее настроение.
III. Устный счёт.
1. Игра «Верно – неверно» ( дети отмечают правильное высказывание).
В прямоугольнике все углы прямые?
В любом прямоугольнике все стороны равны?
У квадрата все углы прямые?
Число 40 не делится на 8?
100 – самое маленькое трёхзначное число?
999 – самое большое трёхзначное число?
Если 9 увеличить на 3, получится 21? Таблица 3.
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
верно | ч | о | с | я | о | т | к |
неверно | п | и | р | т | д | о | а |
- Назовите один из лучших табибов. (Чистота)
2. Решите задачу.
Чтобы дать микробам бой,
Моем руки мы с тобой.
Мочалку, щетку, мыло я купил –
950сумов за это заплатил.
За мыло и мочалку
Мне 620 сумов не жалко.
А сколько стоит щетка,
Помогите сосчитать,
Тогда вы претендуете на «5». (130)
-Устный счёт мы закончили. Посмотрим, какое нам ещё нужно принять решение?(За этапом урока – два яблока с подписями) .
См. приложение
Соблюдай чистоту! Чистота не главное!
-Каков ваш выбор?
-Что нам нужно для здоровья? Этот плод мы повесим на дерево.
На доске макет дерева. Вызванный ученик вешает на дерево выбранное яблоко с надписью Соблюдай чистоту!
-Почему вы сделали этот выбор? (Нужно содержать в чистоте своё тело, одежду, дом, школу. А ещё надо беречь чистоту своей души. Не пачкать её «грязными» делами и мыслями.)
IV. Работа по теме урока
1. Работа в листах, один ученик у доски. Арифметический диктант.
увеличь число 6 на 2 сотни;
на сколько число 870 больше числа 1?
чему равно уменьшаемое, если разность равна 160, а вычитаемое - 40?
первое слагаемое 650, второе - 6. Чему равна сумма?
во сколько раз число 4 меньше числа 100?
В результате получаем ряд чисел: прочитайте и запомните ряд чисел:
206 869 200 656 25
Проверка
- Какое число можно назвать лишним? (25)
- Из оставшихся чисел? (869-нечётное)
- Что обозначают эти числа?
2. В теле человека насчитывается 206 костей, 656 мышц, причём 200 мышц используются при ходьбе. В данный момент вы сидите, а ваши мышцы
отдыхают? Не все. У кого мышцы сильные и крепкие, сразу видно по вашей осанке.
- Как выглядит человек с хорошей осанкой? Прямая спина, расправленные плечи, поднятая голова. Значение осанки не ограничивается внешним видом. Если у человека нарушена осанка, это влияет на его здоровье. Очень часто нарушается осанка, когда неправильно сидят за партой. Проверьте, как вы сидите.
- Хорошее здоровье никогда не будет у того, у кого слабые мышцы. Главный враг мышц - неподвижность, а лучший их друг – движение, физкультура.
- Что бы посоветовал Ибн Сино ученикам, часто пропускающих уроки по болезням?
- Делать каждый день зарядку, закаляться, заниматься физкультурой.
V. Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку. Ходьба на месте.
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, Ходьба.
Руки поднимать, Руки вверх.
Приседать и вставать, Приседание 4–6 раз.
Прыгать и скакать. 10 прыжков.
- Итак, следующий ваш выбор?
Дети подчёркивают в своих листах выбранную фразу:
Физкультура – не обязательна! Делай каждый день зарядку!
(слово ФИЗКУЛЬТУРА вывешивается на дерево ЗДОРОВЬЯ).
-Какое постоянное поручение выполняют дежурные класса? (Проветривают класс)
3. Почему же необходимо проветривание?
Всю свою жизнь человек дышит - вдыхает и выдыхает воздух. Причём при дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. Воздух должен быть чистым, т.е. кислорода должно быть больше, чем углекислого газа. Для этого необходимо проветривание.
VI. Решение задач.
1. Для нашего класса - для 28 человек на один урок требуется 56 кг чистого воздуха. Давайте рассчитаем, сколько требуется чистого воздуха на этот урок для всех здесь присутствующих.
28 ч. - 56 кг
... ч. - ? кг
Ученик определяет тип задачи:
Задача составная, на приведение к единице; первым действием мы должны узнать, сколько чистого воздуха на урок требуется одному человеку; вторым действием мы узнаем, сколько чистого воздуха потребуется для .... человек. Ученик на доске записывает решение.
Проверка - если верно - дети аплодируют.
2. Выполняя любую работу - физическую, умственную - вы тратите энергию. За каждый урок и за каждую перемену вы тратите 80 ккал.
Сегодня у вас 5 уроков и 4 перемены. Давайте посчитаем общее количество затраченной вами энергии.
На доске даётся модель краткой записи к условию задачи (см. Таблица 4).
Таблица 4.
Уроки | 80 | | 80 | | 80 | | 80 | | 80 |
Перемены | | 80 | | 80 | | 80 | | 80 | |
Дети решают задачу самостоятельно. Проверка: проводится обмен листами в парах.
Ответ: 720 ккал.
- Чем же вы можете восполнить потраченную вами энергию? - питанием, едой.
3. Давайте высчитаем калорийность сегодняшнего обеда (см. Таблица 5).
Меню на понедельник
Обед | (кал) |
Салат из свежих овощей | 80 |
Бульон куриный с гренками | 196 |
Кура отварная | 152 |
Капуста тушёная | 176 |
Компот клюквенный | 105 |
Хлеб ржаной | 93 |
Детям предлагается по рядам вычислить калорийность, причём первые парты исключают из рациона салат, второй - суп, третий - котлету, а четвёртый - считает весь обед полностью.
Дети вычисляют, записывая числа в столбик.
- Итак, этот этап урока мы выполнили. Посмотрим, какое ещё нам нужно принять решение?( Дети подчёркивают нужную фразу)
Я выбираю здоровое питание Я выбираю богатое сладостями питание
- Почему мы выбрали здоровое питание?
- Какое питание можно считать здоровым?
(Разнообразное, богатое витаминами и фруктами, регулярное, без спешки)
Вывод: только здоровое питание, разнообразное, богатое витаминами, содержащее достаточное количество белков, жиров и углеводов, является одной из основ здорового образа жизни.
- Какого табиба, по завету Ибн Сино, мы соотнесём с правильным питанием?
- Диета.
- Ваш выбор?
(слово ДИЕТА выставляется к слову ЗДОРОВЬЕ).
4. Как вы понимаете слова Ибн Сино «природные данные человека»? (Наследственность, питание, отсутствие вредных привычек).
-Очень часто люди проявляют свои способности от природных данных. Как вы думаете, есть ли у вас способности к математике? Давайте проверим.
5. Игра «Кто быстрее решит примеры?» См. Рисунок 1
Дети решают самостоятельно. Первые 3 ученика, поднявшие руку, проверяются учителем. Поощряются.
- Что надо делать, если вы проявляете способности к каким- либо предметам? ( Надо развивать их)
- Следующий ваш выбор?
Природные данные надо развивать!
Природные данные развивать не обязательно!
6. Переходим к выбору в пользу здоровья. Рисунок 2
- Что выберем из предложенных высказываний?
Своя рубашка Хорошее настроение
ближе к телу жизни продолжение
-Почему выбрали хорошее настроение? (жизнерадостный человек быстрее справляется с трудностями, а значит, помогает нашему здоровью)
- Какие причины могут влиять на настроение? (кто-то сказал обидные слова, стыдно, плохое самочувствие) Можно ли исправить настроение? (хорошими мыслями, уверенностью в себе, улыбка – залог хорошего настроения)
- Покажите, с каким настроением вы закончили урок!
VII. Итог урока. Оценивание.
-Сегодня на уроке мы повторяли вычислительные приёмы с трёхзначными числами, решали задачи. Расшифровали слово “здоровье”, размышляли над тем, как беречь своё здоровье. Здоровый образ жизни - это ... (выбор на дереве решений) Какие выводы вы для себя сегодня сделали?
Вывод: Соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье и воспитывает волю и характер человека.
Я вам хочу напомнить, что правила сохранения и укрепления здоровья только тому приносят настоящую пользу, кто следует им не от случая к случаю, а постоянно, кто живёт по этим правилам. Сохраните на память свои листочки, повесьте их на видном месте, помните и следуйте заветам Ибн Сино!
VIII. Домашнее задание: С. 142, №758,759.
- Желаю вам крепкого здоровья, отличных оценок, бодрости и хорошего настроения. Будьте здоровы!
Использованные ресурсы:
Идея урока взята с http://festival.1september.ru/articles/410347/
http://doc4web.ru/matematika/konspekt-uroka-matematiki-s-ispolzovaniem-zdorovesberegayuschih-.html
http://islam.kz/ru/articles/istoriya-i-biografiya/velikii-ibn-sina-korol-meditsiny-23/#gsc.tab=0
https://www.google.com/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad