Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа по курсу « Решаем задачи по математики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
Формирование качеств мышления;
Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
Развитие мышления,внимания,памяти
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
1. умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
2. умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
3. умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью контрпримеров неверные утверждения;
4. умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
5. применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
6. умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Коммуникативные: планировать общие способы решения; обмениваться знаниями между группами; формировать навыки учебного сотрудничества; формировать коммуникативные действия; слушать других, критично относиться к своему мнению; воспринимать текст с учетом поставленной задачи.
Регулятивные: корректировать свою деятельность; осознавать уровень и качество усвоения материала; формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствия; обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план работы; формировать целевые установки учебной деятельности.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения; уметь строить рассуждения; уметь выделять существенную информацию из текста; ориентироваться на разнообразие способов решения.
Предметне результаты:
овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы.
переводить условия задачи на математический язык;
использовать методы работы с простейшими математическими моделями;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
решать текстовые задачи алгебраическим методом;
вычислять площади, периметры, объемы простейших геомвладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
приобретение опыта измерения длин отрезков, величин углов, вычисления площадей и объёмов; понимание идеи измерение длин площадей, объёмов;
знакомство с идеями равенства фигур, симметрии; умение распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
умение проводить несложные практические расчёты (включающие вычисления с процентами, выполнение необходимых измерений, использование прикидки и оценки);
использование букв для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений; умение оперировать понятием «буквенное выражение», осуществлять элементарную деятельность, связанную с понятием «уравнение»;
выполнение стандартных процедур на координатной плоскости;
понимание и использование информации, представленной в форме таблиц, столбчатой и круговой диаграммы;
умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
вычислительные навыки: умение применять вычислительные навыки при решении практических задач, бытовых, кулинарных и других расчетах.
геометрические навыки: умение рассчитать площадь, периметр при решении практических задач на составление сметы на ремонт помещений, задачи связанные с дизайном.
. анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
решать задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор;
извлекать необходимую информацию из текста, осуществлять самоконтроль;
извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным;
выполнять сбор информации в несложных случаях, представлять информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ;
строить речевые конструкции;
изображать геометрические фигура с помощью инструментов и от руки, на клетчатой бумаге, вычислять площади фигур, уметь выполнять расчеты по ремонту квартиры, комнаты, участка земли и др.;
выполнять вычисления с реальными данными;
проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты.
етрических фигур (тел) по формулам;
понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.
В результате изучения курса учащиеся научатся:
Применять теорию в решении задач.
Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы.
Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.
Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.
Анализировать полученную информацию.
Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
Иллюстрировать некоторые вопросы примерами.
Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.
Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
Решать числовые и геометрические головоломки.
Планировать свою работу; последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения; фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи.
Содержание программы.
Анализ информации, представленной в таблице (2ч).
Анализ реальных числовых данных, представленных в таблицах.
Решение задач на выбор оптимального варианта (2ч)
Задачи и оптимальный выбор. Задачи с выборкой целочисленных решений. Особенности методики решения задач на оптимальный выбор и выборкой целочисленных решений. Задачи решаемые с помощью графов. Задачи решаемы с конца.
Анализ диаграмм.(1ч)
Анализ реальных данных, представленных на диаграммах
Анализ графиков (1ч)
Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач.
Решение задач на соответствие по графикам и диаграммам. (1ч)
Решение задач на соответствие между величинами и их возможными значениями.(1ч)
Задачи на движение, движение по воде, совместное движение.(2ч)
Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени. Движение тел в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу.
Решение задач на деление с остатком (1ч)
Задачи на деление с остатком, правила округления.
Решение задач на совместную работу(2ч)
Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу, составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модел
Решение задач на проценты (2ч)
Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы и т.д.) Повторяют типы задач на проценты
Решение задач на сплавы и смеси (2ч)
Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля»), и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и её значение для составления математической модели.
или объёма сплава, смеси, раствора («всего»), концентрация вещества.процентное содержание вещества, количество вещества
Решение задач на отношения и пропорции. (2ч)
Несложные практические расчетные задачи; задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; Вспоминают правила составления пропорций, обратную и прямо пропорциональную зависимость величин, решают задачи
Выражение величин из формул. (2ч)
Различные формулы Вспоминают правила выражения одной величины через другую, выражают величины
Решение задач с помощью уравнений.(2ч)
Анализ задач, составление уравнений Вводят неизвестную переменную, составляют уравнения, находят неизвестные
Решение задач с помощью систем уравнений.(2ч)
Анализ задач, составление систем уравнений Вводят неизвестные переменные, составляют систему уравнений, решают задачи
Практические задачи на теорему Пифагора.(2ч)
Описание реальных ситуации на языке геометрии, исследование построенных моделей с использованием геометрических понятий и теорем, практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин. Решают задачи, используя теорему Пифагора
Практические задачи с подобными треугольниками.(2ч)
Решают практические задачи на подобие треугольников, используя коэффициент подобия
Вычисление длин, площадей, объемов. (2ч)
Использование основных единиц длины, площади, объема; выражение более крупных единиц через более мелкие и наоборот. Вспоминают единицы длины, площади, объема, формулы нахождения периметра, площади и объема геометрических фигур
Некоторые приемы решения систем уравнений второй степени.(1ч)
Сложение и умножение вероятностей.(2ч)
Теория вероятности. Комбинаторные задачи.
3.Формы организации и виды деятельности.
Оценивание достижений обучающихся во внеурочной деятельности должно отличаться от привычной системы оценивания на уроках. Можно выделить следующие формы организации и виды деятельности:
-сообщения и доклады (мини);
-защита проектов;
-результаты математических викторин, конкурсов;
-творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
-различные упражнения в устной и письменной форме.
Также возможно проведение рефлексии самими учащимися.
Темы для исследовательской и творческой деятельности учащихся
Задачи из повседневной жизни
Задачи практической направленности
Нужны ли проценты в жизни?
Старинные задачи
Задачи о здоровье
Предлагаемые темы условны.
Учащиеся могут конкретизировать формулировку темы, выбрать свою.
Работа может быть оформлена в виде презентации, кроссворда, сообщения, рисунка или плаката.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока с указанием этнокультурных особенностей Республики Башкортостан | Кол-во уроков | Дата проведения | Примечание |
План | Факт |
1 | Анализ информации, представленной в таблице | 1 | 05.09. | | |
2 | Анализ информации, представленной в таблице | 1 | 12.09. | | |
3 | Решение задач на выбор оптимального варианта | 1 | 19.09. | | |
4 | Решение задач на выбор оптимального варианта | 1 | 26.09. | | |
5 | Анализ диаграмм | 1 | 03.10. | | |
6 | Анализ графиков | 1 | 10.10. | | |
7 | Решение задач на соответствие по графикам и диаграммам | 1 | 17.10. | | |
8 | Решение задач на соответствие между величинами и их возможными значениями | 1 | 24.10. | | |
9 | Задачи на движение, движение по воде, совместное движение | 1 | 07.11. | | |
10 | Задачи на движение, движение по воде, совместное движение | 1 | 14.11. | | |
11 | Решение задач на деление с остатком | 1 | 21.11. | | |
12 | Решение задач на совместную работу | 1 | 28.11. | | |
13 | Решение задач на совместную работу | 1 | 05.12. | | |
14 | Решение задач на проценты | 1 | 12.12. | | |
15 | Решение задач на проценты | 1 | 19.12. | | |
16 | Решение задач на сплавы и смеси | 1 | 26.12. | | |
17 | Решение задач на сплавы и смеси | 1 | 16.01. | | |
18 | Решение задач на отношения и пропорции | 1 | 23.01. | | |
19 | Решение задач на отношения и пропорции | 1 | 30.01. | | |
20 | Выражение величин из формул | 1 | 06.02. | | |
21 | Выражение величин из формул | 1 | 13.02. | | |
22 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | 20.02. | | |
23 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | 27.02. | | |
24 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | 05.03. | | |
25 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 | 12.03. | | |
26 | Практические задачи на теорему Пифагора | 1 | 19.03. | | |
27 | Практические задачи на теорему Пифагора | 1 | 02.04. | | |
28 | Практические задачи с подобными треугольниками | 1 | 09.04. | | |
29 | Практические задачи с подобными треугольниками | 1 | 16.04. | | |
30 | Вычисление длин, площадей, объемов | 1 | 23.04. | | |
31 | Вычисление длин, площадей, объемов | 1 | 30.04. | | |
32 | Некоторые приемы решения систем уравнений второй мтепени | 1 | 07.05. | | |
33 | Сложение и умножение вероятности | 1 | 14.05. | | |
34 | Сложение и умножение вероятности | 1 | 21.05. | | |