СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Математическое моделирование"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация-это дополнение к мастер-классу по теме метод математического моделирования при решении задач, на уроках математики и  не только.

Просмотр содержимого документа
«"Математическое моделирование"»

Математическое моделирование Учитель математики МБОУ г.Пушкино «СОШ № 12» Жуковская Ирина Викторовна

Математическое моделирование

Учитель математики МБОУ г.Пушкино «СОШ № 12»

Жуковская Ирина Викторовна

Математическое моделирование применяется в: - традиционных областях- физика, химия, биология. - новых областях и дисциплинах- технические, экологические и экономические системы. - социальных процессах.

Математическое моделирование применяется в:

  • - традиционных областях- физика, химия, биология.
  • - новых областях и дисциплинах- технические, экологические и экономические системы.
  • - социальных процессах.

В чем разница между понятиями способ и метод?

В чем разница между понятиями способ и метод?

Способ- это практические шаги, ведущие к цели Метод- это не только практические шаги, но и теоретическое обоснование этих шагов. (т.е. совокупность применения способов)
  • Способ- это практические шаги, ведущие к цели
  • Метод- это не только практические шаги, но и теоретическое обоснование этих шагов. (т.е. совокупность применения способов)

Виды математических моделей Образно – графические (схемы, диаграммы, чертеже и др.) Знаковые (формулы, выражения и др.) Смешанные (таблицы)

Виды математических моделей

  • Образно – графические (схемы, диаграммы, чертеже и др.)
  • Знаковые (формулы, выражения и др.)
  • Смешанные (таблицы)
Этапы математического моделирования Первый этап- это математизация информации, т.е. перевод данных в математические величины Второй этап- установление и описание функциональной зависимости между величинами Третий этап- составление собственно математической задачи, её обоснование и решение Четвертый- интерпретация полученных результатов. Сначала в математических терминах, а затем в контексте реальной ситуации Пятый этап- составление обобщенной модели с заменой числовых данных на буквенные.

Этапы математического моделирования

  • Первый этап- это математизация информации, т.е. перевод данных в математические величины
  • Второй этап- установление и описание функциональной зависимости между величинами
  • Третий этап- составление собственно математической задачи, её обоснование и решение
  • Четвертый- интерпретация полученных результатов. Сначала в математических терминах, а затем в контексте реальной ситуации
  • Пятый этап- составление обобщенной модели с заменой числовых данных на буквенные.
Задача № 1. Решение задачи 1 В двух вазах 17 яблок, причем во второй на 3 больше, чем в первой. Сколько яблок в каждой вазе? Составляем математическую модель. От яблок мы переходим к числам. Т.к. нам неизвестно количество яблок 1.  х– количество яблок в первой вазе. Х+3 – количество яблок во второй вазе. Тогда всего яблок:  х + (х+3)=17. (Вот мы и построили математическую модель). Решим это уравнение: 2х=14 Х=7 тогда  х+3=7+3=10. Мы решили модель.. Ответ:7, 10 .

Задача № 1.

Решение задачи 1

  • В двух вазах 17 яблок, причем во второй на 3 больше, чем в первой. Сколько яблок в каждой вазе?
  • Составляем математическую модель. От яблок мы переходим к числам.
  • Т.к. нам неизвестно количество яблок

1.  х– количество яблок в первой вазе.

Х+3 – количество яблок во второй вазе.

Тогда всего яблок:  х + (х+3)=17.

(Вот мы и построили математическую модель). Решим это уравнение:

2х=14

Х=7

тогда  х+3=7+3=10.

Мы решили модель..

Ответ:7, 10 .

Задача № 2 Решение задачи 2 Понятия: расстояние, движение, два поезда, время, встреча. Связь между понятиями: расстояние=1200 км, движение навстречу, время первого 20 ч, время второго 30 ч, скорости неизвестны, скорость равна расстоянию деленному на время. Из двух городов, расстояние между которыми 1200 км, вышли одновременно навстречу друг другу два поезда. Один из них может пройти это расстояние за 20 ч, другой — за 30 ч. Через сколько часов поезда встретятся?

Задача № 2

Решение задачи 2

  • Понятия: расстояние, движение, два поезда, время, встреча.
  • Связь между понятиями: расстояние=1200 км, движение навстречу, время первого 20 ч, время второго 30 ч, скорости неизвестны, скорость равна расстоянию деленному на время.
  • Из двух городов, расстояние между которыми 1200 км, вышли одновременно навстречу друг другу два поезда. Один из них может пройти это расстояние за 20 ч, другой — за 30 ч. Через сколько часов поезда встретятся?
Скорость Время I —? 20 ч II — ? Расстояние 30 ч 1200 км 1200 км 1200 : (1200:20+ 1200:30)= 1200 : (60+40)=1200:100= 12 часов время встречи. Ответ: Через 12 часов поезда встретятся Составим модель общего вида. S : (S : t₁ +S : t₂)

Скорость

Время

I —?

20 ч

II — ?

Расстояние

30 ч

1200 км

1200 км

  • 1200 : (1200:20+ 1200:30)=
  • 1200 : (60+40)=1200:100= 12 часов время встречи.
  • Ответ: Через 12 часов поезда встретятся
  • Составим модель общего вида.
  • S : (S : t₁ +S : t₂)
Метод математического моделирования применяется на уроках : Химии, Физики, Географии, Биологии, Обществознания .

Метод математического моделирования применяется на уроках :

  • Химии,
  • Физики,
  • Географии,
  • Биологии,
  • Обществознания .
География Задача 2 Вычислите среднегодовую температуру воздуха по следующим данным. Задача 1 Годовой сток W- это количество воды, протекающее в одном русле за год. Определяется по формуле: W=QT, где Q- средний расход воды за расчетный период. Т- число секунд в расчетный период. Определите годовой сток (водный) реки Белая по следующим данным: ширина русла – 1000 м, расход воды – 20000 м³/с, твердый сток 0,5 т/с, скорость воды – 7 м/с, бассейн – до 3 млн.км³ месяц темп Январь -13 Февр. месяц март -11  Июль темп +20 -5 Август Апр. +18 Сент. +4 Май +12 +11 июнь Октяб. Нояб. +4 +16 -4 Декаб. -10

География

  • Задача 2

Вычислите среднегодовую температуру воздуха по следующим данным.

  • Задача 1

Годовой сток W- это количество воды, протекающее в одном русле за год.

Определяется по формуле: W=QT, где Q- средний расход воды за расчетный период.

Т- число секунд в расчетный период.

Определите годовой сток (водный) реки Белая по следующим данным: ширина русла – 1000 м, расход воды – 20000 м³/с, твердый сток 0,5 т/с, скорость воды – 7 м/с, бассейн – до 3 млн.км³

месяц

темп

Январь

-13

Февр.

месяц

март

-11

Июль

темп

+20

-5

Август

Апр.

+18

Сент.

+4

Май

+12

+11

июнь

Октяб.

Нояб.

+4

+16

-4

Декаб.

-10

Решение задачи 1 Решение задачи 2    1.Понятия: годовой сток, ширина русла, расход воды, твердый сток, скорость воды, бассейн. 2.Связь между понятиями: W-годовой сток- количество воды, протекающее в одном русле за год.  Т- число секунд в расчетном периоде,  Средняя температура = Q- средний расход воды за расчетный период. 3. W=QT   4. Определим количество секунд в 1 году Ср.темп = 1 ч= 3600сек, 1 сутки = 86400 сек   1 год =31536000 сек W = 31536000 сек ٠  20000 м³/с  W=630,7 км³ Ответ: 630,7 км³ = = = 3,5°   Ответ: средняя температура равна 3,5°

Решение задачи 1

Решение задачи 2

  •  

1.Понятия: годовой сток, ширина русла, расход воды, твердый сток, скорость воды, бассейн.

2.Связь между понятиями: W-годовой сток- количество воды, протекающее в одном русле за год.

Т- число секунд в расчетном периоде,

Средняя температура =

Q- средний расход воды за расчетный период.

3. W=QT

 

4. Определим количество секунд в 1 году

Ср.темп =

1 ч= 3600сек, 1 сутки = 86400 сек

1 год =31536000 сек

W = 31536000 сек ٠ 20000 м³/с

W=630,7 км³ Ответ: 630,7 км³

= = = 3,5°

 

  • Ответ: средняя температура равна 3,5°
Биология. Алексей ехал на дачу на велосипеде со скоростью 13 км/ч - 2 часа. Используя данные таблиц 1 и 2, ответьте на вопросы. 1)  Каковы энергозатраты Алексея на поездку? 2)  В местном кафе он заказал бутерброд с ветчиной и жареный картофель. Какое напиток может заказать Алексей, чтобы количество калорий в его пище не превысило затраты на поездку.  

Биология.

  • Алексей ехал на дачу на велосипеде со скоростью 13 км/ч - 2 часа. Используя данные таблиц 1 и 2, ответьте на вопросы.
  • 1)  Каковы энергозатраты Алексея на поездку?
  • 2)  В местном кафе он заказал бутерброд с ветчиной и жареный картофель. Какое напиток может заказать Алексей, чтобы количество калорий в его пище не превысило затраты на поездку.
  •  
Энергетическая и пищевая ценность продуктов (таб 1)   Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Бутерброд с мясом Белки (г) 425 Бутерброд с курицей 355 Жиры (г) 39 Бутерброд с ветчиной 380 Жареный картофель 13 33 Углеводы (г) 15 41 19 225 Омлет с ветчиной 42 18 3 Салат овощной 350 35 12 Салат с курицей 60 21 29 14 3 250 Мороженое шоколадное 35 0 Вафельный рожок 14 325 Лимонад 135 10 6 12 11 Апельсиновый сок 15 3 170 Чай без сахара 50 225 0 4 0 Чай с сахаром (две чайные ложки) 0 2 22 0 42 0 68 35 0 0 0 0 14

Энергетическая и пищевая ценность продуктов (таб 1)

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Бутерброд с мясом

Белки (г)

425

Бутерброд с курицей

355

Жиры (г)

39

Бутерброд с ветчиной

380

Жареный картофель

13

33

Углеводы (г)

15

41

19

225

Омлет с ветчиной

42

18

3

Салат овощной

350

35

12

Салат с курицей

60

21

29

14

3

250

Мороженое шоколадное

35

0

Вафельный рожок

14

325

Лимонад

135

10

6

12

11

Апельсиновый сок

15

3

170

Чай без сахара

50

225

0

4

0

Чай с сахаром (две чайные ложки)

0

2

22

0

42

0

68

35

0

0

0

0

14

Энергозатраты при различных видах  физической активности . Таблица 2 Виды физической активности Энергетическая стоимость Прогулка - 5 км/ч; езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука; 4,5 ккал/мин Прогулка - 5,5 км/ч; гребля на байдарке езда на велосипеде - 13 км/ч; 5,5 ккал/мин Ритмическая гимнастика; Роликовые коньки - 15 км/ч; 6,5 ккал/мин прогулка - 6,5 км/ч; настольный теннис езда на велосипеде - 16 км/ч; 7,5 ккал/мин прогулка - 8 км/ч; Бег трусцой; 9,5 ккал/мин езда на велосипеде - 19 км/ч; каноэ - 6,5 км/ч; езда на велосипеде - 17,5 км/ч; бадминтон - соревнования; энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой верховая езда - быстрая рысь большой теннис - одиночный разряд; лёгкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

Энергозатраты при различных видах физической активности . Таблица 2

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

гребля на байдарке

езда на велосипеде - 13 км/ч;

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

Роликовые коньки - 15 км/ч;

6,5 ккал/мин

прогулка - 6,5 км/ч;

настольный теннис

езда на велосипеде - 16 км/ч;

7,5 ккал/мин

прогулка - 8 км/ч;

Бег трусцой;

9,5 ккал/мин

езда на велосипеде - 19 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале; ига в водное поло; колка дров; хоккей с шайбой

верховая езда - быстрая рысь

большой теннис - одиночный разряд;

лёгкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

1Понятия: 2.Связь между понятиями Езда на велосипеде, скорость, энергозатраты, калорийность, заказ в кафе, напиток Скорость езды на велосипеде – 13 км/ч, время езды – 2 часа. 3.Составление математической модели и решение ее 4 Интерпритация результатов Заказ: бутерброд с ветчиной и жареный картофель, заказать напиток, калорийность не выше энергозатраты. Энергозатраты (ищем информацию в таблице № 2, нам подходит вторая строка)  13 км/ч - 5,5 ккал/мин, 5.Составление обобщенной модели 660 ккал энергозатраты При заказе любого напитка кроме чая без сахара калорийность будет превышать энергозатраты. t· 60 · Энергетическая стоимость (энергозатраты) Ответ: чай без сахара.  1 ч= 60 мин энергозатраты – (Эс₁ +Эс₂) - разница 2 · 60 · 5,5 = 660 ккал Определим калорийность заказа Бутерброд с ветчиной – 380 ккал, Жареный картофель – 225 ккал 380 + 225 = 605 ккал 660 – 605 = 55 ккал возможная калорийность напитка (смотрим таблицу 1) Нам подходит только чай без сахара = 0 ккал.

1Понятия:

2.Связь между понятиями

Езда на велосипеде, скорость, энергозатраты, калорийность, заказ в кафе, напиток

Скорость езды на велосипеде – 13 км/ч, время езды – 2 часа.

3.Составление математической модели и решение ее

4 Интерпритация результатов

Заказ: бутерброд с ветчиной и жареный картофель, заказать напиток, калорийность не выше энергозатраты.

  • Энергозатраты (ищем информацию в таблице № 2, нам подходит вторая строка)

13 км/ч - 5,5 ккал/мин,

5.Составление обобщенной модели

  • 660 ккал энергозатраты
  • При заказе любого напитка кроме чая без сахара калорийность будет превышать энергозатраты.

t· 60 · Энергетическая стоимость (энергозатраты)

Ответ: чай без сахара.

1 ч= 60 мин

энергозатраты – (Эс₁ +Эс₂) - разница

2 · 60 · 5,5 = 660 ккал

  • Определим калорийность заказа

Бутерброд с ветчиной – 380 ккал,

Жареный картофель – 225 ккал

380 + 225 = 605 ккал

660 – 605 = 55 ккал возможная калорийность напитка

(смотрим таблицу 1)

Нам подходит только чай без сахара = 0 ккал.

Обществознание В странах Z и Y учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?».   Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

Обществознание

В странах Z и Y учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что Вы думаете об уплате налогов?».

  Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

Задача 2 . 15−летней Александре Е. на день рождение родители подарили 5 тысяч рублей. Александра решила отложить подаренные средства и накопить на новый смартфон. По совету отца она обратилась в банк X для открытия там вклада (депозита). С какого возраста в России разрешено самостоятельно вносить денежные средства в кредитные организации и распоряжаться ими? Что необходимо учесть Александре при выборе банка и предлагаемых им услуг, чтобы наиболее рационально разместить свои денежные средства.

Задача 2 .

  • 15−летней Александре Е. на день рождение родители подарили 5 тысяч рублей. Александра решила отложить подаренные средства и накопить на новый смартфон. По совету отца она обратилась в банк X для открытия там вклада (депозита). С какого возраста в России разрешено самостоятельно вносить денежные средства в кредитные организации и распоряжаться ими? Что необходимо учесть Александре при выборе банка и предлагаемых им услуг, чтобы наиболее рационально разместить свои денежные средства.
Открывайте для себя что-то новое, делитесь этими знаниями с ребятами. И тогда, и у нас, и у наших учеников, все получится.  Спасибо за внимание.

Открывайте для себя что-то новое, делитесь этими знаниями с ребятами.

И тогда, и у нас, и у наших учеников, все получится.

Спасибо за внимание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!