СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Математическая грамотность как компонент функциональной грамотности.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В концепции по математике исследования PISA-2021 ключевой составляющей понятия «математическая грамотность» является математическое рассуждение. Способность рассуждать логически и убедительно формулировать аргументы – это навык, который приобретает все большее значение в современном мире. В концепции по математике исследования PISA-2021 ключевой составляющей понятия «математическая грамотность» является математическое рассуждение. Способность рассуждать логически и убедительно формулировать аргументы – это навык, который приобретает все большее значение в современном мире.

Просмотр содержимого документа
«Математическая грамотность как компонент функциональной грамотности.»

МАОУ «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2» Математическая грамотность  как компонент функциональной грамотности. Учителя математики Королева Е.И. 2022г.

МАОУ «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2»

Математическая грамотность

как компонент функциональной грамотности.

Учителя математики

Королева Е.И.

2022г.

В концепции по математике исследования PISA-2021 ключевой составляющей понятия «математическая грамотность» является математическое рассуждение. Способность рассуждать логически и  убедительно формулировать аргументы – это навык, который приобретает  все большее значение в современном мире.
  • В концепции по математике исследования PISA-2021 ключевой составляющей понятия «математическая грамотность» является математическое рассуждение. Способность рассуждать логически и убедительно формулировать аргументы – это навык, который приобретает все большее значение в современном мире.
Математика – это наука о четко  определенных объектах и понятиях, которые можно анализировать и трансформировать различными способами, используя математическое рассуждение для получения выводов. В рамках изучения математики учащиеся узнают о том, что, используя правильные рассуждения и предположения, они могут получить результаты, которые заслуживают доверия.
  • Математика – это наука о четко определенных объектах и понятиях, которые можно анализировать и трансформировать различными способами, используя математическое рассуждение для получения выводов. В рамках изучения математики учащиеся узнают о том, что, используя правильные рассуждения и предположения, они могут получить результаты, которые заслуживают доверия.
В целом концепция описывает взаимоотношения между математическим рассуждением и тремя процессами цикла по решению задачи (формулирование, применение, интерпретация и оценивание).  В рамках данной концепции математическое содержание разделено по четырем категориям:  - количество;  - неопределенность и данные;  - изменение и зависимости;  - пространство и форма.
  • В целом концепция описывает взаимоотношения между математическим рассуждением и тремя процессами цикла по решению задачи (формулирование, применение, интерпретация и оценивание). В рамках данной концепции математическое содержание разделено по четырем категориям: - количество; - неопределенность и данные; - изменение и зависимости; - пространство и форма.
 Кроме этого, в концепцию по математике были добавлены восемь навыков XXI века:  - критическое мышление;  - креативность;  -исследование и изучение;  - саморегуляция, инициативность и настойчивость;  - использование информации;  - системное мышление;  -коммуникация;  - рефлексия.
  • Кроме этого, в концепцию по математике были добавлены восемь навыков XXI века: - критическое мышление; - креативность; -исследование и изучение; - саморегуляция, инициативность и настойчивость; - использование информации; - системное мышление; -коммуникация; - рефлексия.
Задания для исследования математической грамотности – компетентностно-ориентированные задания – имеют название, описание ситуации, часто картинку, схему и несколько вопросов разного уровня сложности. Простые вопросы требуют краткого ответа, вопросы посложнее – развернутого ответа с решением или объяснением. Часто вопросы не предполагают единственного верного ответа.
  • Задания для исследования математической грамотности – компетентностно-ориентированные задания – имеют название, описание ситуации, часто картинку, схему и несколько вопросов разного уровня сложности. Простые вопросы требуют краткого ответа, вопросы посложнее – развернутого ответа с решением или объяснением. Часто вопросы не предполагают единственного верного ответа.
 В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению на уроках  математики. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными:   определять главное и второстепенное в тексте задачи;   сопоставлять данные по тексту, соотнести их характеристики;   уметь формулировать вопросы по данным задачи (текста);   составлять задачи по схеме (рисунку), используя частичные данные;   вычленять новую информацию из текста и сформировать ее главную мысль по отношению к тексту;   развивать механизм формирования научной речи, умение грамотно  выражать свои мысли;   формировать навыки работы с готовой информацией, работать по  алгоритму (схеме) из одного источника информации.  Учащиеся 5-6 классов могут соответствовать 1-2 уровню функциональной грамотности.

В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению на уроках математики. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными: определять главное и второстепенное в тексте задачи; сопоставлять данные по тексту, соотнести их характеристики; уметь формулировать вопросы по данным задачи (текста); составлять задачи по схеме (рисунку), используя частичные данные; вычленять новую информацию из текста и сформировать ее главную мысль по отношению к тексту; развивать механизм формирования научной речи, умение грамотно выражать свои мысли; формировать навыки работы с готовой информацией, работать по алгоритму (схеме) из одного источника информации.

Учащиеся 5-6 классов могут соответствовать 1-2 уровню функциональной грамотности.

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
  • http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

https://knmc.centerstart.ru/funkcionalnaya-gramotnost

https://knmc.centerstart.ru/funkcionalnaya-gramotnost

В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью  продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание  уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям  усложняются:   развивать умение графической культуры, работы со свойствами функции,  диаграммами и графиками; умение читать свойства функций по графикам,  формулировать признаки и их чтение;   развивать умение геометрической грамотности, понимание свойств  геометрических фигур, анализировать данные задач;   формировать умение пространственного воображения;   формировать умение работы с таблицами, соотносить данные по тексту;   формировать умение работы с научно-популярными текстами, находить в  них новую информацию и анализировать ее, умение работать с кейсами в  группах;   формировать умение интерпретировать знания, полученные из нескольких источников, строить свои рассуждения, опираясь на полученные знания.
  • В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются: развивать умение графической культуры, работы со свойствами функции, диаграммами и графиками; умение читать свойства функций по графикам, формулировать признаки и их чтение; развивать умение геометрической грамотности, понимание свойств геометрических фигур, анализировать данные задач; формировать умение пространственного воображения; формировать умение работы с таблицами, соотносить данные по тексту; формировать умение работы с научно-популярными текстами, находить в них новую информацию и анализировать ее, умение работать с кейсами в группах; формировать умение интерпретировать знания, полученные из нескольких источников, строить свои рассуждения, опираясь на полученные знания.
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

 В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки данных навыков. Они могут достичь уровней 3-5 функциональной грамотности, продолжая выбранную деятельность:   демонстрировать навыки четко описывать предлагаемую структуру задания, работать по схеме (алгоритму), добавляя условия некоторых ограничений;   уметь разбирать более сложные ситуации по конкретным алгоритмам;   демонстрировать умения аргументировать свои высказывания, выстраивать рассуждения по теме задания, приводить доводы и задавать вопросы оппонентам.
  • В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки данных навыков. Они могут достичь уровней 3-5 функциональной грамотности, продолжая выбранную деятельность: демонстрировать навыки четко описывать предлагаемую структуру задания, работать по схеме (алгоритму), добавляя условия некоторых ограничений; уметь разбирать более сложные ситуации по конкретным алгоритмам; демонстрировать умения аргументировать свои высказывания, выстраивать рассуждения по теме задания, приводить доводы и задавать вопросы оппонентам.
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Учащиеся 9-10 классов совершенствуют навыки функциональной грамотности, соответствуя 6-7 ее уровням:   демонстрировать навыки разрабатывать сложные модели реальных ситуаций, умение работать с кейсами в группах;   уметь аргументировано высказывать свои суждения, составлять задания по тексту, задавать вопросы оппонентам;   уметь работать со сложными научными текстами, выделять из них основную идею и применять знания на практике.
  • Учащиеся 9-10 классов совершенствуют навыки функциональной грамотности, соответствуя 6-7 ее уровням: демонстрировать навыки разрабатывать сложные модели реальных ситуаций, умение работать с кейсами в группах; уметь аргументировано высказывать свои суждения, составлять задания по тексту, задавать вопросы оппонентам; уметь работать со сложными научными текстами, выделять из них основную идею и применять знания на практике.
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/

Наша задача сегодня через содержание материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня математической грамотности. Ориентиром для нас является стандарт основного общего образования.    Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны: распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики; формулировать проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические знания и методы математического моделирования; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;  формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.

Наша задача сегодня через содержание материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня математической грамотности. Ориентиром для нас является стандарт основного общего образования.

   Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

  • распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
  • формулировать проблемы на языке математики;
  • решать проблемы, используя математические знания и методы математического моделирования;
  • анализировать использованные методы решения;
  • интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
  • формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.
Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через решение задач. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей. 1. Работа над решенной задачей. 2. Решение задач разными способами. 3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование: а) с помощью отрезков. б) с помощью чертежа. в) с помощью таблицы 4. Разбивка текста задачи на значимые части. 5. Решение задач с недостающими или лишними данными. 6. Самостоятельное составление задач учениками. 7. Изменение вопроса задачи. 8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного). 9. Закончить решение задачи. 10. Составление аналогичной задачи с измененными данными. 11. Составление и решение обратных задач.

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через решение задач. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей.

1. Работа над решенной задачей.

2. Решение задач разными способами.

3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:

а) с помощью отрезков.

б) с помощью чертежа.

в) с помощью таблицы

4. Разбивка текста задачи на значимые части.

5. Решение задач с недостающими или лишними данными.

6. Самостоятельное составление задач учениками.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).

9. Закончить решение задачи.

10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

11. Составление и решение обратных задач.

Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц. Занимательный материал помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, память, поддерживает интерес к предмету.
  • Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц. Занимательный материал помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, память, поддерживает интерес к предмету.
Каждый хороший урок эффективен тогда, когда теория закрепляется практикой. Вы познакомились с теоретическим материалом, пришло время заняться выполнением практических заданий. Мы попытаемся представить различные задания в виде нестандартных заданий, направленных на формирование и развитие математической грамотности. Главным критерием выбора перечисленных заданий являлась их доступность для детей определённого возраста.  

Каждый хороший урок эффективен тогда, когда теория закрепляется практикой. Вы познакомились с теоретическим материалом, пришло время заняться выполнением практических заданий.

Мы попытаемся представить различные задания в виде нестандартных заданий, направленных на формирование и развитие математической грамотности. Главным критерием выбора перечисленных заданий являлась их доступность для детей определённого возраста.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!