Просмотр содержимого документа
«Математическая грамотность как компонент функциональной грамотности.»
МАОУ «Светлинская средняя общеобразовательная школа №2»
Математическая грамотность
как компонент функциональной грамотности.
Учителя математики
Королева Е.И.
2022г.
- В концепции по математике исследования PISA-2021 ключевой составляющей понятия «математическая грамотность» является математическое рассуждение. Способность рассуждать логически и убедительно формулировать аргументы – это навык, который приобретает все большее значение в современном мире.
- Математика – это наука о четко определенных объектах и понятиях, которые можно анализировать и трансформировать различными способами, используя математическое рассуждение для получения выводов. В рамках изучения математики учащиеся узнают о том, что, используя правильные рассуждения и предположения, они могут получить результаты, которые заслуживают доверия.
- В целом концепция описывает взаимоотношения между математическим рассуждением и тремя процессами цикла по решению задачи (формулирование, применение, интерпретация и оценивание). В рамках данной концепции математическое содержание разделено по четырем категориям: - количество; - неопределенность и данные; - изменение и зависимости; - пространство и форма.
- Кроме этого, в концепцию по математике были добавлены восемь навыков XXI века: - критическое мышление; - креативность; -исследование и изучение; - саморегуляция, инициативность и настойчивость; - использование информации; - системное мышление; -коммуникация; - рефлексия.
- Задания для исследования математической грамотности – компетентностно-ориентированные задания – имеют название, описание ситуации, часто картинку, схему и несколько вопросов разного уровня сложности. Простые вопросы требуют краткого ответа, вопросы посложнее – развернутого ответа с решением или объяснением. Часто вопросы не предполагают единственного верного ответа.
В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению на уроках математики. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными: определять главное и второстепенное в тексте задачи; сопоставлять данные по тексту, соотнести их характеристики; уметь формулировать вопросы по данным задачи (текста); составлять задачи по схеме (рисунку), используя частичные данные; вычленять новую информацию из текста и сформировать ее главную мысль по отношению к тексту; развивать механизм формирования научной речи, умение грамотно выражать свои мысли; формировать навыки работы с готовой информацией, работать по алгоритму (схеме) из одного источника информации.
Учащиеся 5-6 классов могут соответствовать 1-2 уровню функциональной грамотности.
- http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
https://knmc.centerstart.ru/funkcionalnaya-gramotnost
- В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются: развивать умение графической культуры, работы со свойствами функции, диаграммами и графиками; умение читать свойства функций по графикам, формулировать признаки и их чтение; развивать умение геометрической грамотности, понимание свойств геометрических фигур, анализировать данные задач; формировать умение пространственного воображения; формировать умение работы с таблицами, соотносить данные по тексту; формировать умение работы с научно-популярными текстами, находить в них новую информацию и анализировать ее, умение работать с кейсами в группах; формировать умение интерпретировать знания, полученные из нескольких источников, строить свои рассуждения, опираясь на полученные знания.
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
- В 8 классе учащиеся продолжают работу по отработки данных навыков. Они могут достичь уровней 3-5 функциональной грамотности, продолжая выбранную деятельность: демонстрировать навыки четко описывать предлагаемую структуру задания, работать по схеме (алгоритму), добавляя условия некоторых ограничений; уметь разбирать более сложные ситуации по конкретным алгоритмам; демонстрировать умения аргументировать свои высказывания, выстраивать рассуждения по теме задания, приводить доводы и задавать вопросы оппонентам.
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
- Учащиеся 9-10 классов совершенствуют навыки функциональной грамотности, соответствуя 6-7 ее уровням: демонстрировать навыки разрабатывать сложные модели реальных ситуаций, умение работать с кейсами в группах; уметь аргументировано высказывать свои суждения, составлять задания по тексту, задавать вопросы оппонентам; уметь работать со сложными научными текстами, выделять из них основную идею и применять знания на практике.
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
Наша задача сегодня через содержание материала, через построение урока найти то направление, которое приведет к достижению хорошего уровня математической грамотности. Ориентиром для нас является стандарт основного общего образования.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;
- формулировать проблемы на языке математики;
- решать проблемы, используя математические знания и методы математического моделирования;
- анализировать использованные методы решения;
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать окончательные результаты решения поставленной проблемы.
Формирование математической грамотности школьников на уроках математики возможно через решение задач. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения разных форм работы над задачей.
1. Работа над решенной задачей.
2. Решение задач разными способами.
3. Представление ситуации, описанной в задачи и её моделирование:
а) с помощью отрезков.
б) с помощью чертежа.
в) с помощью таблицы
4. Разбивка текста задачи на значимые части.
5. Решение задач с недостающими или лишними данными.
6. Самостоятельное составление задач учениками.
7. Изменение вопроса задачи.
8. Выбор решения из двух предложенных (верного и неверного).
9. Закончить решение задачи.
10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
11. Составление и решение обратных задач.
- Математическая грамотность включает в себя навыки поиска и интерпретации математической информации. Информация может быть представлена в виде рисунков, цифр, математических символов, формул, диаграмм, карт, таблиц. Занимательный материал помогает активизировать мыслительные процессы, развивает познавательную активность, наблюдательность, память, поддерживает интерес к предмету.
Каждый хороший урок эффективен тогда, когда теория закрепляется практикой. Вы познакомились с теоретическим материалом, пришло время заняться выполнением практических заданий.
Мы попытаемся представить различные задания в виде нестандартных заданий, направленных на формирование и развитие математической грамотности. Главным критерием выбора перечисленных заданий являлась их доступность для детей определённого возраста.