СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности формирования и оценки глобальных компетенций обучающихся как компонентов функциональной грамотности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Проекте Министерства просвещения РФ "Мониторинг формирования функциональной грамотности" представлено 6 составляющих функциональной грамотности:

  1. Читательская
  2. Математическая
  3. Естественно-научная
  4. Финансовая
  5. Глобальные компетенции
  6. Креативное мышление

Просмотр содержимого документа
«Особенности формирования и оценки глобальных компетенций обучающихся как компонентов функциональной грамотности»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Чапаевка

Ершовского района Саратовской области»

















ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ















Подготовила:

Исаева А.Р.

















с. Чапаевка, 2022


В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться.

Элвин Тоффлер


В Проекте Министерства просвещения РФ "Мониторинг формирования функциональной грамотности" представлено 6 составляющих функциональной грамотности:

  1. Читательская

  2. Математическая

  3. Естественно-научная

  4. Финансовая

  5. Глобальные компетенции

  6. Креативное мышление


Глобальная компетентность (глобальные компетенции) -

• компонент функциональной грамотности,

• одна из ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме

Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы?

Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Что такое глобальные компетенции?

Глобальные компетенции – это целостно интегрированный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.

Глобальные компетенции:

• В какой степени выпускники школы готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное разнообразие в условиях глобализации?

• Как учащиеся воспринимают явления глобального характера, понимают и критически анализируют глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур?

• Какие подходы к образованию в области разнообразия культур, взаимодействия культур и глобализации используются в школе?

• Какие подходы используются в школе при обучении детей - представителей разных культур; как формируются глобальные компетенции в этих условиях?

• Какие подходы используются для организации совместной работы учащихся-представителей разных культур?

• Как школа справляется с проблемами гендерных различий и стереотипов?

Зачем нам глобальные компетенции? Чтобы жить в гармонии в многонациональных (мультикультурных) сообществах.

В 2018 году в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений, учащихся PISA впервые была проведена оценка глобальных компетенций 15-летних школьников. Посмотрите на слайд.

Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений.

Как именно мы можем формировать глобальные компетенции?

В первую очередь наша задача- это коммуникация. Чтобы сплотить коллектив, настроить их на совместную работу, перед началом урока, предлагают задавать детям такие вопросы, чтобы заинтересовать детей, вопросы, которые выходят за рамки предмета: - Можешь ли ты назвать двух взрослых из твоего окружения, которые всегда в тебя верят? (очень хорошо, если они назовут учителя, который всегда рядом, поможет в трудную минуту. Это очень важно) - Чему ты учишься и почему это важно? Формулировка таких вопросов выходит за рамки предметов. Т.е неконкретно для чего тебе математика или французский язык, а детям дается обширный вопрос. - Как у тебя дела с учебой? Это уже самооценка учащегося. Кто-то критически отнесется, кто-то реально будет завышать свои способности. -Каковы твои ближайшие цели и шаги? Сегодня ученик и учитель выступают в роли двух партнеров. Поэтому учитель перестает быть оратором и источником информации, как это было раньше. Он затевает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и разработать критерии для оценки. А ученик, в свою очередь становится соратником, коллегой. Он ищет информацию, оценивает результат. Почему вопрос «Формирование и развитие глобальных компетенций» очень важный на сегодня? Наша задача, как педагогов подготовить учащихся к быстроменяющемуся миру.

Дидактические единицы для оценивания ГК

  • Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе)

  • Здоровье как ценность

  • Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой)

  • Права человека как ценность

  • Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребенка)

Во многом формирование глобальных компетенций обусловлено укладом и традициями школы, уходом от формализма при проведении мероприятий. Педагоги должны обладать умением "раскручивать" програмный материал в проектную деятельность и организовывать в нетрадиционной форме диспуты, споры (в спорах рождается истина и умение выслушать оппонента, воспринимать с уважением иную точку зрения). Особенно это можно использовать на уроках обществознания, истории, МХК, литературы. Благоприятная почва при организации работы краеведческих направлений. Организовывать тренинги, отходить от массовости и ценить качество. Если раскручивать проект, то раскручивать его до состояния Отлично!


Давайте рассмотрим примеры проектов.

Проект «Народы России»

Каждый год осенью в одной российской школе собирается множество гостей. Они получают приглашение на конференцию и концерт. Так ученики 5–9-ых классов подводят итоги работы над проектом «Народы России». Каждый класс создаёт экспозицию музея, посвящённого истории одного из народов, рассказывает о его выдающихся людях, готовит презентацию о народных традициях. На заключительном концерте школьники представляют народные песни и танцы, устраивают уголок национальной кухни. В проекте могут участвовать учителя, и родители Официальный интернет-сайт школы регулярно информирует о событиях проекта. Вот каким было первое сообщение в этом году: «В нашей школе учатся представители 22 народов России.

Цель проекта «Народы России» – узнать, как можно больше о народах нашей страны и поделиться этими знаниями. Наш проект – путь к пониманию культуры, традиций многонациональной Родины. Он воспитывает уважение ко всем народам и учит нас жить в единстве и дружбе»

1. Определите цели проекта «Народы России», основываясь на информацию из текста. Из приведенных ниже суждений выберите те, которые являются ЦЕЛЬЮ проекта. Поставьте «√» в каждой строке. ДА НЕТ

  • Показать гостям школу

  • Узнать историю и обычаи народов России

  • Приветствовать гостей школы на заключительном концерте

  • Распространять знания о песнях, танцах, национальной кухне народов России

Вывод: Формирование ГК направлено на достижение метопредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование ГК не заканчивается на уровне ООО, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!