Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Чапаевка
Ершовского района Саратовской области»
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Подготовила:
Исаева А.Р.
с. Чапаевка, 2022
В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться.
Элвин Тоффлер
В Проекте Министерства просвещения РФ "Мониторинг формирования функциональной грамотности" представлено 6 составляющих функциональной грамотности:
Читательская
Математическая
Естественно-научная
Финансовая
Глобальные компетенции
Креативное мышление
Глобальная компетентность (глобальные компетенции) -
• компонент функциональной грамотности,
• одна из ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме
Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы?
Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Что такое глобальные компетенции?
Глобальные компетенции – это целостно интегрированный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.
Глобальные компетенции:
• В какой степени выпускники школы готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное разнообразие в условиях глобализации?
• Как учащиеся воспринимают явления глобального характера, понимают и критически анализируют глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур?
• Какие подходы к образованию в области разнообразия культур, взаимодействия культур и глобализации используются в школе?
• Какие подходы используются в школе при обучении детей - представителей разных культур; как формируются глобальные компетенции в этих условиях?
• Какие подходы используются для организации совместной работы учащихся-представителей разных культур?
• Как школа справляется с проблемами гендерных различий и стереотипов?
Зачем нам глобальные компетенции? Чтобы жить в гармонии в многонациональных (мультикультурных) сообществах.
В 2018 году в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений, учащихся PISA впервые была проведена оценка глобальных компетенций 15-летних школьников. Посмотрите на слайд.
Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений.
Как именно мы можем формировать глобальные компетенции?
В первую очередь наша задача- это коммуникация. Чтобы сплотить коллектив, настроить их на совместную работу, перед началом урока, предлагают задавать детям такие вопросы, чтобы заинтересовать детей, вопросы, которые выходят за рамки предмета: - Можешь ли ты назвать двух взрослых из твоего окружения, которые всегда в тебя верят? (очень хорошо, если они назовут учителя, который всегда рядом, поможет в трудную минуту. Это очень важно) - Чему ты учишься и почему это важно? Формулировка таких вопросов выходит за рамки предметов. Т.е неконкретно для чего тебе математика или французский язык, а детям дается обширный вопрос. - Как у тебя дела с учебой? Это уже самооценка учащегося. Кто-то критически отнесется, кто-то реально будет завышать свои способности. -Каковы твои ближайшие цели и шаги? Сегодня ученик и учитель выступают в роли двух партнеров. Поэтому учитель перестает быть оратором и источником информации, как это было раньше. Он затевает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и разработать критерии для оценки. А ученик, в свою очередь становится соратником, коллегой. Он ищет информацию, оценивает результат. Почему вопрос «Формирование и развитие глобальных компетенций» очень важный на сегодня? Наша задача, как педагогов подготовить учащихся к быстроменяющемуся миру.
Дидактические единицы для оценивания ГК
Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе)
Здоровье как ценность
Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой)
Права человека как ценность
Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребенка)
Во многом формирование глобальных компетенций обусловлено укладом и традициями школы, уходом от формализма при проведении мероприятий. Педагоги должны обладать умением "раскручивать" програмный материал в проектную деятельность и организовывать в нетрадиционной форме диспуты, споры (в спорах рождается истина и умение выслушать оппонента, воспринимать с уважением иную точку зрения). Особенно это можно использовать на уроках обществознания, истории, МХК, литературы. Благоприятная почва при организации работы краеведческих направлений. Организовывать тренинги, отходить от массовости и ценить качество. Если раскручивать проект, то раскручивать его до состояния Отлично!
Давайте рассмотрим примеры проектов.
Проект «Народы России»
Каждый год осенью в одной российской школе собирается множество гостей. Они получают приглашение на конференцию и концерт. Так ученики 5–9-ых классов подводят итоги работы над проектом «Народы России». Каждый класс создаёт экспозицию музея, посвящённого истории одного из народов, рассказывает о его выдающихся людях, готовит презентацию о народных традициях. На заключительном концерте школьники представляют народные песни и танцы, устраивают уголок национальной кухни. В проекте могут участвовать учителя, и родители Официальный интернет-сайт школы регулярно информирует о событиях проекта. Вот каким было первое сообщение в этом году: «В нашей школе учатся представители 22 народов России.
Цель проекта «Народы России» – узнать, как можно больше о народах нашей страны и поделиться этими знаниями. Наш проект – путь к пониманию культуры, традиций многонациональной Родины. Он воспитывает уважение ко всем народам и учит нас жить в единстве и дружбе»
1. Определите цели проекта «Народы России», основываясь на информацию из текста. Из приведенных ниже суждений выберите те, которые являются ЦЕЛЬЮ проекта. Поставьте «√» в каждой строке. ДА НЕТ
Показать гостям школу
Узнать историю и обычаи народов России
Приветствовать гостей школы на заключительном концерте
Распространять знания о песнях, танцах, национальной кухне народов России
Вывод: Формирование ГК направлено на достижение метопредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование ГК не заканчивается на уровне ООО, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.