СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация внеурочной деятельности по развитию математической грамотности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Слайд 1. Добрый день, коллеги! Время не стоит на месте. Время не стоит на месте. Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении    всей жизни».  Американский писатель Элберт Хабборт сказал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

Сегодня много говорят о формировании функциональной грамотности учащихся, всячески призывают нас учителей акцентировать внимание на этом вопросе в своей работе. Для учителей начальных классов этот вопрос наиболее актуален, так как основы функциональной грамотности закладываются у детей в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам учебной и внеурочной деятельности. Ведь современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире.

Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС НОО, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

 Исходя из этого на первый план выходит функциональная грамотность, так как «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.

Слайд 2. Всем известно, что предмет «Математика» играет важную роль в развитии функционально грамотной личности в начальной школе. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и основных компетенций. Учебный предмет предполагает формирование математического мышления, арифметических счётных навыков, основ геометрии, математической аргументации, моделирования, формирование навыка самостоятельного расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковыми средствами, практических умений ориентироваться во времени и пространстве, умений решать задачи, связанные с жизненными ситуациями, а также формирование ИКТ-компетенций ученика.

 Таким образом, функциональная математическая грамотность – способность человека

распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

• формировать эти проблемы на языке математики;

 • решать эти проблемы, используя математические факты и методы;

• анализировать и использовать математические методы решения;

• интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

• формулировать и записывать результаты решения.

         Термин «функциональная математическая грамотность», предполагает способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

То есть, это не просто выполнение математических и геометрических операций на уроке

В связи с этим, при обучении в начальной школе математике и естественнонаучным предметам учителя должны в процессе выполнения упражнений, решения задач связывать их с жизнью, а в этом помогает мне внеурочная деятельность.

  Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Но на мой взгляд, наиболее продуктивно происходит это в свободное от обучения время. А школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «Я».

На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

В нашей школе в рамках программы ФГОС НОО ведется активная работа в области внеурочной деятельности младших школьников. В своем выступлении, опираясь на личный опыт и опыт моих коллег, я хочу рассказать, как можно развивать математическую грамотность через занятия внеурочной деятельности.

Слайд 6. Я начинаю с простейшего – в первом классе с графических диктантов. В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев». Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума.

Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся не только на умении красиво и аккуратно писать, но и логически мыслить. Развивается пространственное и абстрактное мышление. Закрепляется умение считать. Повышается внимание и сосредоточенность. Появляется стимул доводить начатое до конца.

На занятиях ребята сначала выполняют под мою диктовку графический рисунок, а затем дополнительно можно его заштриховать, дорисовать элементы фигуры или просто закрашивают.

        Во время перемен, либо на тематических классных часах использую математические игры, ребусы, математические головоломки, занимательные задачи, логические задачи, математические загадки. Логические задачи сейчас очень популярны, и они должны входить в развитие и образование детей с самых ранних лет. Этим мы развиваем у обучающихся умение анализировать и обобщать данные, искать возможные пути решения, формировать стратегию, проверять данные на достоверность.

Так же наши дети активно занимаются внеурочной работой по математике на таких платформах как учи. ру., яндекс учебник, где достаточно хорошо представлены разнообразные, интересные задания.

Слайд 7. Решение геометрических задач, связанных с жизнью.

 

Слайд 9-10. Решение геометрических задач, связанных с жизнью.

Слайд 11-15. Решая такие задачи, дети не только учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы, но и осознают необходимость и важность математических знаний в повседневной жизни.Поэтому использование учителем таких курсов внеурочной деятельности, является не только желаемым, но даже необходимым элементом формирования математической грамотности.

Слайд 16. Рекомендации формированию математической грамотности — одного из важнейших компонентов функциональной грамотности в начальной школе:

Слайд 17. В целом хочется сказать, что все новое – это хорошо забытое старое. В своей работе я использую пособия, которые направлены не только на формирование читательской грамотности, но и учат детей выполнять задания с использованием символических текстов, на преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами. Они включают в себя систему интеллектуально-развивающих занятий, обеспечивающие формирование познавательных результатов, а именно формирование

            ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ.

В заключение хочу отметить, что медики предлагают гипотезу, что математика продлевает жизнь, давая возможность на долгие годы сохранять ум свежим, а человека работоспособным, энергичным. И моя задача, как учителя - убедить в этом учеников.

Просмотр содержимого документа
«Организация внеурочной деятельности по развитию математической грамотности младших школьников»

Организация внеурочной деятельности по развитию математической грамотности младших школьников

Организация внеурочной деятельности по развитию математической грамотности младших школьников

Один  из  компонентов функциональной  грамотности  – математическая  грамотность,  которая  позволяет  человеку  использовать математические  знания  на  практике  и  на  их основе  уметь  описывать  и  объяснять  явления, прогнозировать  их  развитие. Для  обучающихся  начальной  школы мир  чисел  –  нечто  совершенно  новое  и абстрактное.  Именно  поэтому  учителям  важно показать,  что  эти  знания  будут  нужны  не  в далѐком  будущем,  а  здесь  и  сейчас.

Один из компонентов функциональной грамотности – математическая грамотность, которая позволяет человеку использовать

математические знания на практике и на их основе уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие.

Для обучающихся начальной школы мир чисел – нечто совершенно новое и абстрактное. Именно поэтому учителям важно показать, что эти знания будут нужны не в далѐком будущем, а здесь и сейчас.

Инструменты  по формированию  математической  грамотности школьников: Технология  проектов Проблемное  обучение учатся  ориентироваться  в разнообразных  ситуациях,  работать  в различных коллективах проблемные  задания  на  уроках,  позволяют  развивать  находчивость, сообразительность,  способность  к  нестандартным  решениям, возможность  находить  применение  уже  имеющимся  знаниям  и Работы  с  символическим преобразование  информации,  работа  с  диаграммами,  таблицами, Игровых  технологии умениям текстом Моделирование  заданий ребусы,  кроссворды,  ролевые  игры чертежами представление  ситуаций  задачи  и  ее  моделирование  с  помощью рисунка,  отрезка,  чертежа

Инструменты по

формированию математической грамотности

школьников:

Технология проектов

Проблемное обучение

учатся ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах

проблемные задания на уроках, позволяют развивать находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, возможность находить применение уже имеющимся знаниям и

Работы с символическим

преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами,

Игровых технологии

умениям

текстом

Моделирование заданий

ребусы, кроссворды, ролевые игры

чертежами

представление ситуаций задачи и ее моделирование с помощью

рисунка, отрезка, чертежа

 Функциональная  математическая  грамотность  включает  в  себя  три  уровня математической  компетентности: 2  уровень установление  связей, интеграцию  материала, ориентирование, математические  рассуждения, обобщения,  интуиции,  больше творчества  и самостоятельности;  в нестандартных  ситуациях, интерпретацию 3  уровень рассматривает  более сложные  задания,  решение которых  предусматривает выделение  и  формулировку проблемы,  построение математической  модели, обобщения,  интерпретацию. 1  уровень включает  в  себя воспроизведение математических  фактов, методов,  выполнение стандартных  процедур, алгоритмов,  работу  с формулами,  вычисления

Функциональная математическая грамотность включает в себя три уровня математической компетентности:

2 уровень

установление связей, интеграцию материала, ориентирование,

математические рассуждения, обобщения, интуиции, больше творчества и

самостоятельности; в

нестандартных ситуациях, интерпретацию

3 уровень

рассматривает более

сложные задания, решение которых предусматривает выделение и формулировку проблемы, построение

математической модели, обобщения, интерпретацию.

1 уровень

включает в себя

воспроизведение

математических фактов, методов, выполнение

стандартных процедур, алгоритмов, работу с

формулами, вычисления

Задачи  на  формирование  математической грамотности  младших  школьников  учителя применяют  на  этапах  –  изучение  нового материала,  закрепление  полученных  знаний . Эти  задания  на  понимание  учеником необходимости  математических  знаний  для решения  учебных  и  жизненных  задач;  это задачи  профориентационной  направленности, где  предлагается  помочь  домохозяйке, повару- кондитеру,  продавцу,  и  т.д.,  оценка разнообразных  учебных  ситуаци (контекстов),  которые  требуют  применения математических  знаний,  умений.

Задачи на формирование математической грамотности младших школьников учителя применяют на этапах изучение нового

материала, закрепление полученных знаний .

Эти задания на понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; это

задачи профориентационной направленности, где предлагается помочь домохозяйке, повару- кондитеру, продавцу, и т.д., оценка разнообразных учебных ситуаци

(контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.

Графический диктант Математические ребусы

Графический диктант

Математические ребусы

Решение геометрических  задач, связанных  с  жизнью

Решение геометрических задач, связанных с жизнью

Самые  сложные  задания -  на владение  математическими фактами, использование  математического языка  для  решения  учебных  задач, построения  математических  суждений,  на  примере  семейно- практического  содержания  (ремонт квартиры,  семейные  расходы)

Самые сложные задания - на владение математическими фактами, использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно- практического содержания (ремонт квартиры, семейные расходы)

Решая  такие  задачи,  дети  не  только  учатся выявлять  математические  закономерности  и  отношения, выполнять  посильное  обобщение, делать выводы, но  и  осознают  необходимость  и  важность  математических  знаний  в повседневной  жизни. Поэтому  использование  учителем  таких  курсов  внеурочной деятельности,  является  не  только  желаемым,  но  даже  необходимым элементом  формирования  математической  грамотности.

Решая такие задачи, дети не только учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы,

но и осознают необходимость и важность математических знаний в

повседневной жизни.

Поэтому использование учителем таких курсов внеурочной

деятельности, является не только желаемым, но даже необходимым элементом формирования математической грамотности.

Задача  МГ  «Аптека.  Выгодная  покупка» В  гoрoде  рабoтают  три  разных  аптеки.  Бабушка  отправила  внука  Диму  в  11 часов  утра  за  лекарствами  от  простудных  и  инфекционно- воспалительных  заболеваний  в аптеку.  В  пятницу  в  аптеках  действуют  скидки.  Бабушка  дала  Диме  с  собой  700  рублей  и список  необходимых  лекарств:  ацетилсалициловая  кислота,  парацетамол,  ибуклин,  ринза, терафлю  (смотри  таблицу  цен).  Как  ты  думаешь,  в  какой  аптеке  Дима  сделает  выгoдную покупку?  (цены  на  лекарства  в  таблице  даны  уже  со  скидкой) Хватит  ли  оставшихся  денег  на  покупку  витаминов  «Аскорбиновая  кислота» (драже),  которые  продаются  в  этих  аптеках  по  цене  30  рублей  и  на  сколько  штук? № Название аптек 1 2 «Миницен» 0%  скидка «Твоя  аптека» (скидка  –  5  %) Парацетамол Ацетилсалициловая  кислота 3 4 «Социальная  аптека» (скидка  –  10  %) 45  рублей Ибуклин 40  рублей Ринза 45  рублей 50  рублей 5 145  рублей 140  рублей 48  рублей 140  рублей 53  рубля ТераФлю Итого: 137  рублей 146  рублей 295  рублей 147  рублей 300рублей 310  рублей

Задача МГ «Аптека. Выгодная покупка»

В гoрoде рабoтают три разных аптеки. Бабушка отправила внука Диму в 11 часов утра за лекарствами от простудных и инфекционно- воспалительных заболеваний в аптеку. В пятницу в аптеках действуют скидки. Бабушка дала Диме с собой 700 рублей и список необходимых лекарств: ацетилсалициловая кислота, парацетамол, ибуклин, ринза, терафлю (смотри таблицу цен). Как ты думаешь, в какой аптеке Дима сделает выгoдную покупку? (цены на лекарства в таблице даны уже со скидкой)

Хватит ли оставшихся денег на покупку витаминов «Аскорбиновая кислота» (драже), которые продаются в этих аптеках по цене 30 рублей и на сколько штук?

Название аптек

1

2

«Миницен» 0% скидка

«Твоя аптека» (скидка 5 %)

Парацетамол

Ацетилсалициловая кислота

3

4

«Социальная аптека» (скидка 10 %)

45 рублей

Ибуклин

40 рублей

Ринза

45 рублей

50 рублей

5

145 рублей

140 рублей

48 рублей

140 рублей

53 рубля

ТераФлю

Итого:

137 рублей

146 рублей

295 рублей

147 рублей

300рублей

310 рублей

Данная  работа  учит  младших школьников  работать  с информацией,  без  чего  в наше время  не  обойтись. 1.  Таблицы  содержат  данные (сведения  о скорости, времени,верные  и  неверные высказывания,  площади  стран, и  др.),  которые ученику  нужно использовать  при  выполнении задания.  Дети  должны  уметь найти  информацию, классифицировать  еѐ, расположить  по  уменьшению, возрастанию  данные.

Данная работа учит младших

школьников работать с информацией, без чего в наше

время не обойтись.

1. Таблицы содержат данные (сведения о скорости, времени,верные и неверные

высказывания, площади стран, и др.), которые ученику нужно использовать при выполнении задания. Дети должны уметь

найти информацию,

классифицировать еѐ, расположить по уменьшению, возрастанию данные.

2.  На  занятиях  обучающиеся  узнают  о  том,  что  одной  из  самых эффективных  форм  подачи,  хранения  и  систематизации информации  могут  выступать  различные  схемы,  графики  и диаграммы. Практическую  значимость  имеет  работа  со  схемами и представленной  в  них информацией.

2. На занятиях обучающиеся узнают о том, что одной из самых

эффективных форм подачи, хранения и систематизации информации могут выступать различные схемы, графики и диаграммы.

Практическую значимость имеет работа со схемами и представленной в них информацией.

Дети  должны  научиться  находить  конкретную информацию  по  схеме, графику  или  диаграмме.  Также учатся  использовать  календарь  и  часы.

Дети должны научиться находить конкретную информацию по схеме, графику или диаграмме. Также

учатся использовать календарь и часы.

рекомендаций  по формированию  математической  грамотности — одного  из  важнейших  компонентов функциональной  грамотности  в  начальной школе: Объяснять  математические понятия  с  помощью предметных  действий Играть  в математические  игры Давать жизненные  задания Подключать  родителей Использовать цифровые  платформы

рекомендаций по

формированию математической грамотности одного из важнейших компонентов функциональной грамотности в начальной школе:

Объяснять математические

понятия с помощью предметных действий

Играть в математические игры

Давать

жизненные задания

Подключать родителей

Использовать

цифровые платформы

В  целом  хочется  сказать,  что  все  новое –  это  хорошо  забытое старое. В своей работе я использую пособия, которые направлены  не  только  на формирование  читательской  грамотности,  но  и  учат  детей  выполнять задания  с  использованием  символических  текстов,  на преобразование  информации,  работа  с  диаграммами,  таблицами, чертежами. Они включают  в  себя  систему интеллектуально- развивающих  занятий,  обеспечивающие формирование  познавательных  результатов,  а  именно  формирование  ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ  ГРАМОТНОСТИ .

В целом хочется сказать, что все новое – это хорошо забытое старое. В своей работе я использую пособия, которые направлены не только на формирование читательской грамотности, но и учат детей выполнять задания с использованием символических текстов, на преобразование информации, работа с диаграммами, таблицами, чертежами. Они включают в себя систему интеллектуально- развивающих занятий, обеспечивающие формирование познавательных результатов, а именно формирование

ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ .

Спасибо  за  внимание !

Спасибо за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!