СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность.Кружок "Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения1. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят учащимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность.Кружок "Занимательная математика"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

классных руководителей и воспитателей

Протокол № 1

от 26.08.2014 г.

Руководитель МО

___З.П. Илюхина


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____Н.К. Смирнова

27.08.2014г.


ПРИНЯТО

на заседании Педагогического совета

МБОУ «СОШ № 18»

(протокол

от 28.08.2014г. № 1)


УТВЕРЖДЕНО

Приказом

МБОУ «СОШ № 18»

от 28.08.2014 г. № 307.

Директор МБОУ

«СОШ № 18»

______М.Г. Сафарова






города Череповца Вологодской области


Рабочая программа

внеурочной деятельности

кружка «Занимательная математика»

для 1а – 4а классов

Срок реализации программы:

сентябрь 2014 – май 2018



Составитель:

Белянкина Вера Александровна,

учитель начальных классов



Кружок «Занимательная математика»

Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1-4 классов (далее Программа) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» (далее Учреждение) составлена на основании следующих документов:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 06.10.2009 №373

  3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682).

  4. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).

  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).

  6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

  7. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

  8. Программа воспитания и социализации учащихся (основное общее образование).

Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Это может быть кружок «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.

Предлагаемый кружок предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения1. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят учащимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание кружка «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.


1. Общая характеристика кружка.

Кружок «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Кружок «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.


2. Место кружка в учебном плане.

Программа рассчитана в первом классе на 33 часа, с 2 по 4 класс на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.


3. Описание ценностных ориентиров содержания кружка.

Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:

– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; – освоение эвристических приемов рассуждений;

– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
1 класс:

Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений: 

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). 


Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. 

  • Проговаривать последовательность действий . 

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. 


Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. 

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений. 

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии. 


2 класс

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

  • собеседования (индивидуальное и групповое),

  • опросников,

  • тестирования,

  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.


3 класс:

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты (формирование УУД)

Регулятивные УУД

  • Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться планировать учебную деятельность.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Познавательные УУД

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Коммуникативные УУД

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

4 класс:


Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности

любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты (формирование УУД)

Регулятивные УУД

  • Определять цель деятельности самостоятельно.

  • Учиться планировать учебную деятельность.

  • Учиться проверять и оценивать работу.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

  • Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Познавательные УУД

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками, примерами на сложение, вычитание, деление, умножение.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Коммуникативные УУД

  • Включаться в групповую и командную работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.


5. Содержание курса.

Первый год обучения ставит цель- научить ориентироваться в таких понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз», проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.

Второй год обучения ставит цели - дополнить и расширить знания учащихся, полученные ранее.

Третий год обучения ставит целью - сформировать у учащихся основные базовые понятия, такие как: «точка», «линия», «отрезок», «луч», «углы», «треугольники», «четырехугольники», научить сравнивать, анализировать, выработать умение правильно пользоваться карандашом и линейкой.

Программой предусмотрено знакомить с буквенной символикой, научить применять формулы при решении геометрических задач: привить навыки пользования циркулем, транспортиром.

Четвертый год ставит цели знакомить учащихся с задачами на движение, более сложными уравнениями, письменными и усными приемами сложения, вычитания, деления, умножения, определять площади геометрических фигур, с применением формул; познакомить с геометрическими телами.

Формирование основных понятий

Алгоритм. Задача. Способ решения задачи.

Точка. Линия. Общее понятие. Прямая линия. Луч. Отрезок. Длина отрезка. Знакомьтесь – линейка. Сравнение длин отрезков (накладывание, глазомер, измерение). Кривая линия. Сходство и различие.

Углы.

Луч. Угол. Вершина угла. Перпендикуляр. Прямой угол. Угольник. Прямой, острый, тупой углы. Развернутый угол. Виды углов (сравнение, рисование углов).

Треугольники.

Треугольник. Вершины. Стороны. Прямоугольный треугольник. Тупоугольный треугольник. Остроугольный треугольник. Равносторонний треугольник. Составление из треугольников других геометрических фигур.

Четырехугольники.

Четырехугольники. Вершины. Стороны. Диагонали. Квадрат. Построение квадратов и его диагоналей на линованной и нелинованной бумаге. Прямоугольник. Построение прямоугольников и его диагоналей. Виды четырехугольников. Сходство и различие.

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.

Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Форма организации обучения – работа с конструкторами

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный»

конструктор.

ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».

Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»






































6. Тематическое планирование. 1 класс.

Дата

Тема занятия

Содержание занятия

Характеристика деятельности учащихся

1


Математика – это интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).

Осознавать значимость математики для личного развития; наблюдение над объектами природы, знакомство с наукой «математика»

2


Танграм: древняя

китайская

головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

Составление головоломок, приобретение способов работы с ними, работа в парах.

3


Путешествие точки.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

Наблюдение над объектами природы, преобразованием фигур. Приобретают понятия «симметрия», «перенос», «поворот», «подобие». Составление аппликации из плоских геометрических фигур.

4


Игры с кубиками.

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.


5


Танграм: древняя

китайская

головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.


6


Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Оценивать правильность составления числовой последовательности;

Сравнивать различные способы вычислений, выбирать удобный;

Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения;


7


Праздник числа 10 Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число».

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.


8


Конструирование многоугольников из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Находить в окружающем мире предметы, дающие представление о некоторых геометрических фигурах;

Составлять собственные задачи-головоломки, задачи-ребусы;


9


Игра-соревнование «Веселая логика»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

Познавательно- развлекательные игры. Составление и решение математических задач, головоломок, ребусов и т. п.

10 -11


Математическая головоломка

Подсчет числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль

Находить в окружающем мире предметы, дающие представление о некоторых геометрических фигурах;

Составлять собственные задачи-головоломки, задачи-ребусы;

12


Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Наблюдение над объектами природы, преобразованием фигур. Приобретают понятия «симметрия», «перенос», «поворот», «подобие». Составление аппликации из плоских геометрических фигур.

13


Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Вычитание в пределах 10».

Решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, разгадывать ребусы, головоломки;


14


«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

Находить в окружающем мире предметы, дающие представление о некоторых геометрических фигурах;

Составлять собственные задачи-головоломки, задачи-ребусы;

15


Задачи-смекалки.

Задачи с некорректными данными.

Задачи, допускающие несколько способов решения.

Решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, разгадывать ребусы, головоломки;


16


Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»6


17


Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20».

Составление схем, диаграмм. Составление загадок, требующих математического решения.

18-19


Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

составление загадок, требующих математического решения

20


Математическая карусель.

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».

Познавательно- развлекательные игры. Составление и решение математических задач, головоломок, ребусов и т. п.

21


Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

Составлять собственные задачи-головоломки, задачи-ребусы;

22


Игра в магазин. Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 20.

Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания.

23


Конструирование фигур из деталей танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

Познавательно- развлекательные игры. Составление и решение математических задач, головоломок, ребусов и т. п.

24


Игры с кубиками.

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго – числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль.

Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания.

25-26


Математическое путешествие.

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.

1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий –

вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам

записываются в таблицу.

1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11

2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т.д.

Познавательно- развлекательные игры. Составление и решение математических задач, головоломок, ребусов и т. п.

27-28


Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

Работа с играми на совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

29


Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания.

Работа с играми на совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Составление математических головоломок.

30


Математическая карусель.

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

31


Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

32-33


Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20».

Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания.











































Календарно-тематическое планирование за 2 класс


Дата

Тема занятия


1

01.09

Математика – это интересно. Занимательные задачи.

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).

2

08.09

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

3

15.09

Конструирование многоугольников из деталей танграма.

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы

4

22.09

Путешествие точки.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

5

29.09

Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

6-7

06.10

13.10

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

8

20.10

Игра «Задуманное число», «Отдай число»

Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта

9-10

10.11

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

11-12

17.11

24.11

Задачи-смекалки.

Задачи с некорректными данными.

Задачи, допускающие несколько способов решения.

13-14

01.12

08.12


Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре»6

15

15.12

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

16-17

22.12

12.01

Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

18

19.01

Урок-игра «Путешествие в страну чисел»

Примеры и задачи с числами, ребусы с числами, кроссворды. Знакомство с историей чисел.

19

26.01

Старинные меры измерений. Длина. Измерения (локоть, сажень, пядь, ладонь) Игра «Самый, самый…»

Знакомство со старинными мерами измерения локоть, сажень, пядь, ладонь. Решение логических задач.

20-21

02.02

09.02

Ребусы, принципы их составления. Математические забавы. Решение и составление ребусов.

Учить детей разгадывать математические ребусы и уметь их составлять. Попробовать составить и разгадать ребусы одноклассников.

22

16.02


Математическая карусель.

Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».

23-24

01.03

15.03

Мир логических задач.

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

25

22.03

Математическое путешествие.

Сложение и вычитание в пределах 100. Вычисления в группах.

1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий –

умножает 3, Ответы к раундам записываются в таблицу.

26

05.04

Игра в магазин. Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 100.

27-28

12.04

19.04

Математическая газета. (Сбор информации, оформление газеты)

Показать детям примеры математических газет, продумать свою газету, её цель и задачи. Изготовить математическую газету.

29-30

26.04

10.05

Математические игры

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. Математические игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиком»

31

17.05

Игра-соревнование «Веселая логика»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 100). Числа от 1 до 100 расположены в таблице не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

32-33

24.05

26.05


Конструирование фигур из деталей танграма

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

34

27.05

Математический КВН

Применение знаний полученных за год обучения. Подведение итогов детьми.














































Календарно-тематическое планирование за 3 класс


Дата

Тема

Характеристика деятельности учащихся

1

06.09

Удивительная снежинка

Знакомство с содержанием занятий. Работать в группах. Увидеть закономерности в узорах. Составлять геометрические узоры. Симметрия.

2

13.09

Крестики-нолики


Устно считать и решать задачки в стихах. Работать в парах. Составлять свои примеры для устного счёта в пределах 100

3

20.09

Я рисую!

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» (по алгоритму). Самостоятельная работа. Проверка работы.

4

27.09

Решение занимательных задач в стихах.

Работать в группах: инсценировать загадки, решать весёлые задачки в стихах

5

04.10

Учимся отгадывать ребусы.

Разгадывание простейших ребусов. Работать в группах: составлять свои ребусы

6

11.10

Математические игры

Работать в парах и группах. Решать нестандартные занимательные задачи

7

18.10

Математические игры

Работать в парах и группах. Решать нестандартные занимательные задачи

8

25.10

«Умею думать»

Работать самостоятельно: составлять рисунки из геометрических фигур

9

08.11

«Умею думать»

Работать самостоятельно: считать заданные примеры, а затем составлять рисунки в цвете (раскрашивать)

10

15.11

«Смотрю, вижу, замечаю»

Работать в парах. Решать задачи с неполными данными, лишними и нереальными данными. Задачи на внимание

11

22.11

«Смотрю, вижу, замечаю»

Работать в парах. Решать задачи с неполными данными, лишними и нереальными данными. Загадки- смекалки.

12

29.11

«Спичечный» конструктор

Работать в парах. Составлять конструкции по заданному образцу. Составлять собственные конструкции

13

06.12

«Подумаю, отвечу, докажу»

Самостоятельно решать задачи с одинаковыми числами

14

13.12

«Подумаю, отвечу, докажу»

Работать в группах. Конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

15

20.12


Загадки- смекалки.

Работать в группах. Составлять загадки, требующие математического решения

16

27.12

Загадки- смекалки.

Работать в группах. Составлять загадки, требующие математического решения

17

17.01


Математическое соревнование «Веселый счёт»

Работать в группах. КВН «Веселый счёт»

18

24.01


Математическое соревнование «Веселый счёт»

Работать в группах. КВН «Веселый счёт»

19

31.01

«Я внимательный, наблюдательный»

Работать в группах. Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстанавливать примеры: поиск цифры, которая скрыта.

20

07.02

«Я внимательный, наблюдательный»

Работать в группах. Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстанавливать примеры: поиск цифры, которая скрыта.

21

14.02


Нестандартные задачи. Числовые головоломки

Решать задачи на установление причинно-следственных отношений. Работать в группах и парах. Решать и составлять ребусы, содержащие числа. Заполнять числовой кроссворд (судоку).

22

21.02


Нестандартные задачи. Числовые головоломки

Решать задачи на установление причинно-следственных отношений. Работать в группах и парах. Решать и составлять ребусы, содержащие числа. Заполнять числовой кроссворд (судоку).

23

28.02


Математические горки.

Решать задачи на преобразование неравенств, уравнения.

24

07.03


Игра «У кого какая цифра»

Творческая работа. Математические головоломки

25

14.03


Весёлая геометрия

Работать в группах и парах. Решать задачи, формирующие геометрическую наблюдательность

26

21.03


Весёлая геометрия

Работать в группах и парах. Решать задачи, формирующие геометрическую наблюдательность

27

04.04


Математические

игры

Работать в группах и парах. Строить «математические» пирамиды: Табличное умножение и деление.

28

11.04


Математические

игры

Работать в группах и парах. Строить «математические» пирамиды: Табличное умножение и деление.

29

18.04


Задачи-смекалки.

Работать в группах и парах. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

30

25.04


Задачи-смекалки.

Работать в группах и парах. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

31

02.05


Математические игры

«Я - ученик! Я всё могу!»

Работать в группах и парах. Сложение и вычитание в пределах 1000. Вычисления в группах. Работать в парах. Математические головоломки. Занимательные задачи.

32

16.05


Числовые головоломки

Работать в группах и парах. Решать и составлять ребусы, содержащие числа. Заполнять числовой кроссворд (судоку).

33

23.05


Математическое

путешествие.

Работать в группах и парах. Строить «математические» пирамиды: Изученные приемы сложения, вычитания, умножения, деления.

34

30.05

Математическое

путешествие.

Работать в группах и парах. Строить «математические» пирамиды: Изученные приемы сложения, вычитания, умножения, деления.



































Календарно-тематическое планирование за 4 класс


Дата

Тема

Характеристика деятельности учащихся

1

 

Любителям математики. Турнир смекалистых

Решение нестандартных задач.

2

 

Волшебный круг.

Работа в группах и парах. Занимательные и развивающие задания с использованием круга.

3

 

Правила сравнения. Сравнение дробей

Учатся сравнивать дроби, определять меньшую и большую из дробей.

4,5,6


Игры с числами. Решение задач на нахождение части числа, числа по его части.

Решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, разгадывать ребусы, головоломки;

7

 

Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа.

Работать в группах и парах с многозначными числами. Вычисления в группах. Математические головоломки.

8-9


 

 

Отважный путешественник. Решение задач на нахождение скорости, времени и расстояния.   

Работа в парах по решению задач на движение несколькими способами. Решение задач со скоростью сближения и скоростью отдаления. Самопроверка учащихся.

10

 

Магические квадраты. Нахождение площади фигур.

Работа с играми, тренажёрами на развитие внимания.

Работа с играми на совершенствование воображения. Составление математических головоломок.

11

 

Волшебный квадрат. Нахождение объёма фигур

12

 

Игры на развитие наблюдательности. Прикидка суммы и разности при работе с многозначными числами.

Работать в группах. Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстанавливать примеры: поиск цифры, которая скрыта.

13

 

Игры на развитие наблюдательности.

14-15

 

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности.

16

 

Поиск альтернативных способов действий. Арифметические действия с круглыми числами.

Считать и решать примеры в несколько действий. Работать в парах. Составлять свои примеры для устного счёта в пределах 1000.

17

 

Закрепление способности комбинировать. Решение сложных уравнений

Решение в парах уравнений на нахождение неизвестного делимого и делителя.

18

 

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности

Работать в группах и парах. Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

19

 

Задачи – тесты. Блиц - турнир.

20

 

Составление алгоритмов и применение их на практике при решении  примеров.

Работа в группах по составлению алгоритма. Проверка составленных алгоритмов детьми. Решение примеров в парах по алгоритму. Самопроверка.

21

 

Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров.

Считать и решать примеры в несколько действий. Работать в парах. Составлять свои примеры для устного счёта в пределах 1000. Объяснять и решать письменные приемы умножения и деления.Решение и составление зада изученных видов.

22

 

Выделение признаков. Сходство и различие в письменном умножении на однозначное и двузначное число.

23

 

Математический КВН « Решай, смекай, отгадывай»

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. Математическая игра КВН. Умение работать с головоломками.

24

 

Математические головоломки

25

 

Блиц – турнир. Задачи – тесты.


26

 

Придумывание по аналогии. Решение задач и составление обратных задач к данным.

Решение заданий повышенной трудности. Преобразование неравенств, схематическое изображение задач.

27

 

Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни.

28

 

Развиваем воображение. Составление задач на нахождение среднего арифметического числа

Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения.

29

 

Волшебный круг. Составление круговых диаграмм. Решение задач с использованием круговых диаграмм.


30

 

Путешествие по числовому лучу. Координаты  на числовом луче.

 

Находить в окружающем мире предметы, дающие представление о некоторых геометрических фигурах. Составлять собственные задачи-головоломки, задачи-ребусы. Игра в парах.

31

 

Игра «морской бой». Координаты точек на плоскости.

 

32

 

Логическая игра «Молодцы и хитрецы»

33

 

Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах»

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Формулировка личной оценки, аргументация своего мнения в сочинении.

34

 

Сочинение «Место математики в моей жизни»



7. Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

1. Формирование универсальных учебных действий


У учащихся будут сформированы следующие УУД:

 Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;  умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.

Познавательные -  операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.

Коммуникативные -  потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.


Ученик получит возможность  для формирования универсальных учебных действий:

Личностные результаты - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Регулятивные результаты - умение контролировать свою деятельность по результату,

 умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные результаты - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта,  умение устанавливать аналогии на предметном материале.

Коммуникативные результаты - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к  процессу сотрудничества; умение слушать собеседника.

 2. Предметные результаты

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса


Учащийся научится:

- понимать как люди учились считать;

- из истории линейки, нуля, математических знаков;

- работать с пословицами, в которых встречаются числа;

- выполнять интересные приёмы устного счёта.

Учащийся получит возможность научиться:

- находить суммы ряда чисел;

- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;

- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;

- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.

Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса

Учащийся научится:

- понимать нумерацию древних римлян;

-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;

-выделять простейшие математические софизмы;

- пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;

- понимать некоторые секреты математических фокусов.


Учащийся получит возможность научиться:

- использовать интересные приёмы устного счёта;

- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;

- находить периметр и площадь составных фигур.

Требования к результатам обучения учащихся 3 класса

Учащийся научится:

- различать имена и высказывания великих математиков;

- работать с числами – великанами;

- пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;

- понимать «секреты» некоторых математических фокусов.

Учащийся получит возможность научиться:

-преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;

- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;

- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;

- находить периметр, площадь и объём окружающих предметов;

- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.

Требования к результатам обучения учащихся 4 класса

Учащийся научится:

- проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур

- конструировать предметы из геометрических фигур.

- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

Учащийся получит возможность научиться:

- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.

- решать задачи на противоречия.

- анализировать проблемные ситуаций во многоходовых


Способы проверки результативности занятий являются: 

  • выпуск книг-самоделок собственных логических заданий

  • подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе

  • участие в интеллектуальных играх и марафонах.

Формами подведения итогов реализации программ могут быть - конкурсы знатоков, викторины, интеллектуальные марафоны, КВНы, олимпиады.

















    1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. "Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011 - 223 с

  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

  3. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008

  4. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011

5. Холодова О.А. Юным умницам и умникам: задания по развитию познавательных способностей: методическое пособие. -Росткнига,











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!