СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирования математической грамотности у детей с ОВЗ, как компонента функциональной грамотности»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирования математической грамотности у детей с ОВЗ, как компонента  функциональной грамотности»

Просмотр содержимого документа
«Формирования математической грамотности у детей с ОВЗ, как компонента функциональной грамотности»»

Формирования математической грамотности у детей с ОВЗ,

как компонента функциональной грамотности»

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,

т.к. мало таких, которые бы, научившись копировать,

умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» 

Л.Н.Толстой.

Притча «Чайная церемония»

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.

Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник» – добавил второй.

- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник» – подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика.

– Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

В этой притче речь идет о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком о «функциональной грамотности школьников». Исходя из основной идеи образования, функциональная грамотность представляет собой достижение уровня знаний, умений и навыков, необходимого для формирования и осуществления осмысленной деятельности учащихся, позволяющей адекватно совершать действия.

Одной из составляющих функциональной грамотности является математическая грамотность.

Функциональная математическая грамотность -способность учащегося использовать математические знания, приобретенные им за время обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного и практико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешной социализации в обществе.

Обучить функциональной математической грамотности учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования — это значит дать им такой уровень развития навыков, который обеспечит комфортные (социально приемлемые) взаимоотношения личности с партнерами по социуму, несмотря на разницу в психофизическом развитии.

Как же формируется математическая грамотность у учащихся с ОВЗ?

У учащихся с ОВЗ при изучении этого предмета возникают серьезные проблемы, связанные с тем, что объем знаний по математике минимален, приемы общеурочной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно. Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Это не позволяет им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории школьников. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.

При подборе содержания занятий для школьников с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Перед детьми нужно ставить следующие задачи:

  • Формировать приёмы умственной деятельности, творческого и вариативного мышления, математических представлений с учётом их индивидуальных особенностей через дифференцированный подход в организованной и совместной деятельности.

  • Развивать способность к счетным операциям.

  • Развивать умения понимать значение математических терминов и инструкций.

  • Развивать способности к речевому опосредованию математических действий и умения использовать их на занятиях, продуктивной деятельности, в быту.

Задания для учащихся по формированию

функциональной математической грамотности.

Задачи практического содержания

«Десятичные дроби. Арифметические действия с десятичными дробями»

1.Оплата коммунальных услуг

Виды услуг

Единицы услуги

Тариф

Наём

С кв.м.

0,80 руб.

Холодная вода

С чел. в месяц/

20 руб.

Горячая вода

С чел. в месяц/

32 руб.

Канализация

С чел. в месяц/

7 руб.

Отопление

С кв.м.

8,92 руб.

Вывоз ТБО

С чел. в месяц

6,05 руб.

Лифт

С чел. в месяц

52,11 руб.

Уборка подъезда

С кв.м.

0,20 руб.

Содержание двора

С кв.м.

0,53 руб.

Текущий ремонт ж/здания

С кв.м.

0,92 руб.

Обслуживание мусоропровода

С кв.м.

0,26 руб.

Текущий ремонт внутридомных сантехсетей

С кв.м.

0,95 руб.

ТеТекущий ремонт внвнутридомного цецентрального отопления

С кв.м.

0,66 руб.

Управление жилым фондом

С кв.м.

0,35 руб.

Капитальный ремонт жилых зданий

С кв.м.

1,05 руб.

За телефон-160,50 руб. в месяц.

Электроэнергия-1,06 за кВт ч

Социальные нормативы за холодную воду-4,41 куб.м. на одного человека в месяц.

Социальные нормативы за горячую воду-3,19 куб.м. на одного человека в месяц.

За освещение мест общего пользования -7 кВт с каждого человека в месяц.

Расчеты по электроэнергии

1. Показание счетчика на 31.12-1601, через месяц на 31.01-1709.Сколько нужно заплатить за электроэнергию?

2. Предыдущее показание счетчика-6077,последнее показание-6205. Сколько нужно заплатить за электроэнергию?

Расчет платежей за коммунальные услуги

  1. В семье 2 человека, сколько стоит оплата в месяц за горячую воду, если не установлен счетчик горячей воды? Сколько стоит оплата, если в семье3,4,5 человек?

  2. В семье 3 человека. В квартире установлены счетчики. Показания следующие:

Показания СХВ

Показания СГВ

предыдущее

последующее

предыдущее

последующее

3.160

4.970

6.546

9.856

Рассчитать оплату за холодную и горячую воду попоказаниям счетчиков. Имеет ли значение при расчете , сколько в квартире прописано людей?

  1. Семья из трех человек живет в квартире общей площадью 32 кв. м. Сколько стоит оплата за отопление. Изменится ли оплата за отопление, если в семье станет на1 человека больше?

Налоги

  1. Семья из 4 человек живет в приватизированной квартире, в приватизации участвовало четверо. Сколько всего денег уходит из бюджета семьи на оплату налога на квартиру, если доля налога на одного члена семьи на квартиру составляет 49,44 рубля?

«Проценты»

1.Каждый член профсоюза платит ежемесячно 1% профсоюзные взносы от заработка. Сколько платит в профсоюз работник, если получает 60000 руб.

2. Сбербанк дает ссуду под 22% годовых. Сколько это составляет в рублях, если взять кредит 300000 рублей?

3. «Какую воду вы пьете?». Такой вопрос был задан 100 человекам. Каждый выбрал один из четырех предложенных вариантов ответа:

  1. Минеральная и питьевая- 14чел.

  2. Минеральная-19 чел.

  3. Питьевая -57 чел.

  4. Не имеет значения-10 чел.

Определите, какой процент от числа всех ответов составляют данные опроса. Использую полученные результаты, проиллюстрируйте условие задачи с помощью круговой диаграммы.

«Геометрическая»

На карте показан путь Лены от дома до школы. Лена

измерила длину каждого участка и подписала его.

  1. Используя рисунок, определите, длину пути (м), если масштаб 1 см:10000 см.

  2. Определите, сколько необходимо закупить пленки для гидроизоляции садовой дорожки, изображенной на рисунке, если её ширина везде одинакова.

  1. Найдите периметр прямоугольного участка земли, площадь, которого равна 800 м 2 и одна сторона в 2 раза больше другой. Ответ дайте в метрах.

Расположите номера длин отрезков в порядке

Возрастания.

А) Придумайте и задайте вопросы своему однокласснику.

Какие выводы можно сделать по итогам решения задачи?


«Схемы и диаграммы»

Дорожный знак, изображённый на рисунке, называется

«Ограничение высоты». Его устанавливают перед мостами,

тоннелями и прочими сооружениями, чтобы запретить проезд

транспортного средства, габариты которого (с грузом или без

груза) превышает установленную высоту.

Какому из данных транспортных средств этот знак запрещает

проезд?

В ответе укажите номер правильного варианта.

1) молоковозу высотой 3770 мм

2) пожарному автомобилю высотой 3400 мм

3) автотопливо заправщику высотой 2900 мм

4) автоцистерне высотой 3350 мм

Система оценивания


Задача •

В семье Воробьевых приближался день рождения дочери Ирины. Ирина учится в 3 классе. Она планировала пригласить на день рождения своих подружек. Вместе с мамой они стали решать вопрос о праздничном угощении. Мама предложила испечь торт. Дочь в свою очередь предложила маме купить уже готовый торт в магазине. Но мама не согласилась с ее предложением, так как посчитала, что такой вариант будет менее выгодным для семейного бюджета. Чтобы угощения хватило на всех, для праздничного стола необходим торт весом в 1 кг. Для решения проблемы определи стоимость каждого продукта, необходимого для приготовления торта, используя справочную информацию. Запиши расчеты стоимости продуктов в таблицу


Оформление таблицы

Сравнение

Решение задачи

3 балла, если ученик правильно расписал в таблице все предложенные суммы из расчетов (сливочное масло 35 руб.; яйца 8 руб.; молоко 7 руб.; мука 28 руб.; сгущенное молоко 35 руб.). 2 балла, если ученик допустил 1 ошибку. 1 балл, если ученик допустил 2-3 ошибки. 0 баллов, если ученик допустил более 3-х ошибок

1 балла, если ученик сделал верный вывод о том, что домашний торт печь выгоднее, он будет дешевле покупного. 0 баллов, если ученик дает любые другие ответы

1 балла, если ученик правильно высчитал стоимость запланированных покупок (113руб.) 0 баллов – если ученик высчитал неправильно

Оформление таблицы (для детей с ОВЗ)

Сравнение

Решение задачи

3 балла, если ученик правильно расписал в таблице все предложенные суммы из расчетов (сливочное масло 35 руб.; яйца 8 руб.; молоко 7 руб.; мука 28 руб.; сгущенное молоко 35 руб.). 2 балла, если ученик допустил 1-2 ошибки. 1 балл, если ученик допустил 3-4 ошибки. 0 баллов, если ученик допустил более 5-и ошибок

1 балла, если ученик сделал верный вывод о том, что домашний торт печь выгоднее, он будет дешевле покупного. 0 баллов, если ученик дает любые другие ответы.

1 балла, если ученик правильно высчитал стоимость запланированных покупок (113руб.) 0 баллов – если ученик высчитал неправильно


Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, формирует и развивает функциональную математическую грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!