СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое занятие "Слово. Предложение. Текст".

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью занятия является повторение и закрепление пройденного материала по теме "Слово. Предложение. Текст". Дети закрепляют понятия "устная и письменная речь", учатся членить речевой поток на смысловые отрезки, языковые единицы речи, развивают навыки языкового анализа и синтеза. 

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие "Слово. Предложение. Текст".»

Тема занятия: "Слово. Предложение. Текст".

Цель: повторить и закрепить пройденный материал по теме «Слово. Предложение. Текст».

Задачи: 

образовательные:

  • закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст»;

  • учить членить речевой поток на смысловые отрезки, языковые единицы речи.

коррекционно-развивающие:

  • развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов;

  • развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки;

  • формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания.

воспитательные:

  • воспитывать умение слушать себя и окружающих;

  •  воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы и развитие интереса к различной подаче учебного материала.

Оборудование: напечатанные заданиями для детей, на каждого ребёнка конверты с графическими схемами.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

- Здравствуйте, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

II. Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнение «Лопаточка»

2. Упражнение «Трубочка»

3. Упражнение «Вкусное варенье»

4. Упражнение «Маляр»

5. Упражнение «Качели»

- Чтобы красиво говорить, нужно уметь и правильно дышать, давайте выполним упражнения. Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики становятся круглыми (на счёт «раз»). Выдохнули – животики стали маленькими (на счёт «два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.


III. Постановка цели.

- Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)

- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

- Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)

- Какой письменной или устной  речью является работа которую вы выполняете на уроках в рабочих тетрадях?

- Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной?


IV. Составление предложений по картинке (игра "Четвёртый лишний") (демонстрируются картинки с изображением примет осени и одна картинка с изображением лета):

- Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения:

слайд 1: Листья опадают.

слайд 2: Часто идут дожди.

слайд 3: Птицы улетают на юг.

слайд 4: Люди загорают на пляже.

слайд 5: Дети пошли в школу.

- Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (слайд 4) (Люди загорают на пляже.) Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.) Правильно, молодцы!

V. Составление графических схем предложений.

- Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)

- Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)

- Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)

- Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

- Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)

- Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)

- Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)

- Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)

- Составьте графические схемы этих  предложений.

VI. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья».

- Ребята, давайте поиграем с пальчиками:

Ветер по лесу летал,               (Плавные, волнообразные

Ветер листики считал:                       движения ладонями.)

Вот дубовый,                                 (Загибают по одному пальчику

Вот кленовый                                         на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.  (Спокойно укладывают ладони на стол)


VII. Каллиграфическая минутка

Записываем составленный текст в тетрадь.


VIII. Определение границ предложений в тексте.

Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения (слайд 6).

Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.


IX. Развитие смысловой догадки (кроссворд).

- Ребята, последнее задание, разгадай кроссворд. Ключевое слово “осень”

1. В осеннее время года всегда бывает…(непогода) 2. Если листья падают, летят, явление это – (листопад) 3. Нет его проворней в свете, потому что это (ветер) 4. Нет, это не дым и не обман. Над рекой стоит (туман) 5. С неба пришёл, в землю ушёл.

- Посмотрите на следующий слайд (слайд 7), проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд.

X. Итог

- Отметить детей, которые активно работали на занятии.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!