Тема занятия: "Слово. Предложение. Текст".
Цель: повторить и закрепить пройденный материал по теме «Слово. Предложение. Текст».
Задачи:
образовательные:
закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст»;
учить членить речевой поток на смысловые отрезки, языковые единицы речи.
коррекционно-развивающие:
развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов;
развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки;
формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания.
воспитательные:
воспитывать умение слушать себя и окружающих;
воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы и развитие интереса к различной подаче учебного материала.
Оборудование: напечатанные заданиями для детей, на каждого ребёнка конверты с графическими схемами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Каждый день – всегда, везде,
На уроке и в игре
Смело, чётко говорим,
И красиво все сидим.
- Здравствуйте, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.
II. Артикуляционная гимнастика.
1. Упражнение «Лопаточка»
2. Упражнение «Трубочка»
3. Упражнение «Вкусное варенье»
4. Упражнение «Маляр»
5. Упражнение «Качели»
- Чтобы красиво говорить, нужно уметь и правильно дышать, давайте выполним упражнения. Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните – животики становятся круглыми (на счёт «раз»). Выдохнули – животики стали маленькими (на счёт «два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз.
III. Постановка цели.
- Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)
- Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
- Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)
- Какой письменной или устной речью является работа которую вы выполняете на уроках в рабочих тетрадях?
- Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать. Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной?
IV. Составление предложений по картинке (игра "Четвёртый лишний") (демонстрируются картинки с изображением примет осени и одна картинка с изображением лета):
- Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения:
слайд 1: Листья опадают.
слайд 2: Часто идут дожди.
слайд 3: Птицы улетают на юг.
слайд 4: Люди загорают на пляже.
слайд 5: Дети пошли в школу.
- Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (слайд 4) (Люди загорают на пляже.) Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.) Правильно, молодцы!
V. Составление графических схем предложений.
- Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)
- Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)
- Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)
- Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)
- Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)
- Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)
- Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)
- Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)
- Составьте графические схемы этих предложений.
VI. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья».
- Ребята, давайте поиграем с пальчиками:
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные
Ветер листики считал: движения ладонями.)
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику
Вот кленовый на обеих руках.)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол)
VII. Каллиграфическая минутка
Записываем составленный текст в тетрадь.
VIII. Определение границ предложений в тексте.
Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения (слайд 6).
Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.
IX. Развитие смысловой догадки (кроссворд).
- Ребята, последнее задание, разгадай кроссворд. Ключевое слово “осень”
1. В осеннее время года всегда бывает…(непогода) 2. Если листья падают, летят, явление это – (листопад) 3. Нет его проворней в свете, потому что это (ветер) 4. Нет, это не дым и не обман. Над рекой стоит (туман) 5. С неба пришёл, в землю ушёл.
- Посмотрите на следующий слайд (слайд 7), проверьте, правильно ли вы разгадали кроссворд.
X. Итог
- Отметить детей, которые активно работали на занятии.