СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект группового логопедического занятия для 5-го класса «Анализ и синтез разных речевых единиц»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Логопедическая: развитие анализа и синтеза на уровне слова, предложения, текста.
  • Лексическая: уточнение и расширение словаря по теме «Профессии».
  • Грамматическая: закрепление понятия «имя существительное».
  • Коррекционно-развивающая: развитие зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, мелкой моторики, процессов анализа, синтеза, запоминания; совершенствование навыка самоконтроля.

Просмотр содержимого документа
«Конспект группового логопедического занятия для 5-го класса «Анализ и синтез разных речевых единиц»»

Конспект группового логопедического занятия для 5-го класса

«Анализ и синтез разных речевых единиц»



Цели урока:

  • Логопедическая: развитие анализа и синтеза на уровне слова, предложения, текста.

  • Лексическая: уточнение и расширение словаря по теме «Профессии».

  • Грамматическая: закрепление понятия «имя существительное».

  • Коррекционно-развивающая: развитие зрительного и слухового восприятия, пространственных представлений, мелкой моторики, процессов анализа, синтеза, запоминания; совершенствование навыка самоконтроля.

Оборудование:

  1. Презентация «Профессии».

  2. Индивидуальные карточки с изображением по клеткам контура инструментов.

  3. Индивидуальные карточки с пословицей.

  4. Индивидуальные карточки с текстом (стихотворение).

  5. Индивидуальные карточки со сканвордом.

  6. Картинки «Девочка Смешинка», «Смайлики настроения».

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Беседа (число, месяц, день недели, название занятия, какой урок по счёту).

2. Создание положительного настроя: учитель вывешивает на доску картинку с изображением лица улыбающейся девочки Смешинки, просит определить настроение девочки, поставить перед собой зеркало и улыбнуться так же, как Смешинка, желает сохранять хорошее настроение, а в конце занятия самим определить своё самочувствие и показать его, выбрав на доске изображение смайлика.

II. Разминка.

1. Кинезиологическое упражнение «Ухо-нос».

Левой рукой взять кончик носа, правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью наоборот».

2. Психогимнастическое упражнение «Считалочка-бормоталочка».

Повторить за логопедом фразу: «Все профессии важны, все профессии нужны» несколько раз. В первый раз произносим вслух всю фразу, кроме п оследнего слова; последнее слово произносим «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. Во второй раз произносим вслух фразу, заменяя хлопками два последних слова и т. д.

Все – профессии – важны – все – профессии – нужны.

Все – профессии – важны – все – профессии – хлопок.

Все – профессии – важны – все – хлопок – хлопок.

В се – профессии – важны – хлопок – хлопок – хлопок.

Все – профессии – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

Все – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

Хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок – хлопок.

III. Закрепление лексического материала.

1. Работа с презентацией «Профессии».

а) Рассмотреть слайд и сказать, что перепутал художник (какой предмет кому должен принадлежать: ракетка – спортсмену, автомат – солдату, мастерок – строителю, шприц – врачу, мел – учителю).

б) Повторить названия предметов (ракетка, автомат, мастерок, шприц, мел).

в) Рассказать, какие инструменты или орудия труда необходимы для работы: швее, столяру, повару, бухгалтеру и т.д.

2. Упражнение «Отгадай слово».

Логопед произносит ряд звуков. Учащиеся должны запомнить каждый 2-ой звук, соединить их в слово. (б п а о ф в ы а л р)

3. Задание «Нарисуй по клеткам».

На листе бумаги в клетку нарисовать точно по клеткам инструменты: пилу, молоток, топор, гаечный ключ по образцу правой рукой. Выполнить штриховку каждого предмета левой рукой в разном направлении по инструкции учителя.

4. Выяснение обобщающего понятия.

Логопед.

– Так о чём мы будем рассказывать, выполнять задания? (о профессиях)

IV. Объявление темы урока.

Логопед. На занятии мы будем определять место звуков в словах, отгадывать по звукам и буквам слова, составлять предложения.

V. Упражнения для коррекции и развития процессов анализа и синтеза слов; совершенствование техники чтения.

1. Звуки, буквы, слова.

а) Логопед называет слово (название профессии или инструмента). Даёт задание: назвать определённый по счёту звук в слове.

б) Прочитать на доске названия профессий (порядок букв в словах нарушен).

(Доярка, рабочий, повар, строитель, музыкант).

Определить, в каком слове звук [я] стоит перед звуком [р]; звук [ы] после звука [з]; звук [в] между звуками [о] и [а].

в) Найти эти слова в сканворде (на карточке).

г) Отгадать название инструмента по цифрам и буквам на доске.

Например: 4 8 1 9 2 5 3 7 6 н у т а о и р к б

Логопед называет цифры (3, 8, 6, 9, 4, 2, 7), учащиеся запоминают соответствующие буквы, соединяют устно в слово (рубанок).

VI. Закрепление программного грамматического материала.

1. Логопед.

К какой части речи относятся слова, которые отгадывали в заданиях?

Вспомнить помогут слоги на доске.

тви но су тельщес е

Правильно, это – существительное.

2. Вспомнить определение имени существительного.

3. Выяснить, что в заданиях использовались имена существительные, которые обозначают людей, вещи.

VII. Физкультурная минутка.

Эй, ребята, что вы спите?!
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все в веселый круг!

Под веселые напевы,
Повернемся вправо, влево

Руки вверх! Руки вниз!
В верх! И снова поклонись!

Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!

Топни левой ногой!
Влево шаг! И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу.
Левую дай другу руку.
Шаг – назад и два – вперед!
Вправо, влево поворот!

Покружимся, повернемся,
Снова за руки возьмемся.

VIII. Упражнения для коррекции и развития процессов анализа и синтеза предложения, текста.

1. Работа с предложением.

а) На карточке в напечатанной фразе вычеркнуть все встречающиеся слова – название материала, из которого изготавливают швейные изделия (платья, блузки, рубашки)?

(шёлк); соединить оставшиеся части в слова, прочитать пословицу о труде.

б) Записать пословицу в тетрадь по памяти, проверить написание (открыть на доске).

Дело мастера боится.

в) Найти в пословице и назвать существительные (дело, мастер), их значение.

2. Работа с текстом.

а) Раздать карточки со стихотворением учащимся.

Логопед: «Я прочту стихотворение, а вы запомните, о какой оно профессии, какие инструменты упоминаются». (О столяре; рубанок, топор, молоток).

Логопед медленно читает стихотворение во второй раз; учащиеся карандашом на карточке вставляют в словах все пропущенные гласные буквы (в первом четверостишии), некоторые пропущенные согласные буквы (во втором четверостишии). Затем учащиеся вслух читают стихотворение.

б) Сосчитать количество предложений в тексте; найти и прочитать третье предложение. Прочитать по цепочке каждое слово в предложении; прочитать по цепочке предложение через слово; причитать по цепочке каждое слово предложения в обратном направлении (от последней буквы к первой; например: столяр – рялотс т. д.)

в) Прочитать это предложение еще раз «про себя»; забираются карточки; записать его в тетрадь по памяти. Раздать карточки, проверить написание.

г) Найти в стихотворении и назвать существительные, определить их значение (люди, вещи), выделить в тексте (сущ.).

Бежит рубанок по доске,
Как будто лодка по реке.




У столяра топор в руке, 
Доска подогнана к доске.
Столяр доволен, он поёт,
И в руки молоток берёт.
Доска сколочена с доской,
И новый стол уже готов.

Итог занятия.

1.Какие задания выполняли со словами предложениями, текстом?

2. О чём были все задания? (о профессиях)

3. Какую часть речи повторили? (существительное)

4. Проанализировать и оценить работу на занятии каждого ученика.

5. Выбрать смайлик, соответствующий вашему настроению.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!