СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Любовь к природе - что это значит?»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует программе. Учебник «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХКУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ». Модуль «Основы светской этики» автор Н.Ф. Виноградова (ч.2)  

На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный, АМО (синквейн, закончи предложение).

Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, работа в тетради.

Просмотр содержимого документа
««Любовь к природе - что это значит?»»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 29»





Регистрационный номер работы








«Лучшая методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ).


Тема: «Любовь к природе - что это значит?»


Возраст детей: 10 – 11 лет

Срок реализации: 1 год







Разработчик: Мезенцева Алевтина Викторовна,

учитель начальных классов










2024 г.

Курс «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (ОРКСЭ) модуль «Основы светской этики». 4 класс.

Аннотация к уроку:

Урок соответствует программе. Учебник «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХКУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ». Модуль «Основы светской этики» автор Н.Ф. Виноградова (ч.2)

Тема урока: «Любовь к природе – что это значит?».

Тип урока: комбинированный.

На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный, АМО (синквейн, закончи предложение).

Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, работа в тетради.

 Цели урока:

-  изучить понятие «Любовь к природе»

- определить значимость природы для человека

- сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.

- осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания.

Задачи:

способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек - часть природы;

- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;

- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;

- способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;

- воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

Планируемые результаты:

-  достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

 Личностные результаты:

- формирование чувства восхищения природой родного края, гордости за свою Родину

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- умение формулировать понятия, назвать правила взаимосвязи природы и жизни человека; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

Метапредметные результаты:

- адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

- знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: знание правил

Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка.

Оборудование: учебник по ОРКСЭ / Н. Ф. Виноградова «Основы светской этики» 4 класс, часть вторая, тетради, карточки с пословицами, ключ к расшифровке слов, презентация, картинки, ноутбук, аудиозапись песни «С чего начинается Родина», аудиозапись очерка М. Пришвина «Моя Родина», книга о Ревде.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

-Дружно за руки возьмемся                                         

 И друг другу улыбнемся. 

Всем, всем добрый день   

И работать нам не лень.

- Садитесь, пожалуйста.

- Ребята, мы - единое целое. От работы каждого из нас зависит общее дело, его результативность.

II. Актуализация знаний и постановка темы урока.

- Послушайте отрывок песни. (песня «С чего начинается Родина?»)

-О чём будем говорить? (О Родине)

-Что такое Родина? (на слайде)

«РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.»

- Ребята! На столах у вас лежат листочки с зашифрованными словами. Нам необходимо их расшифровать. Это можно сделать по буквам алфавита. (Приложение 1) Работа в группах

1 ряд: 18 16 5 10 15 1 -

2 ряд: 17 1 20 18 10 16 20 -

3 ряд: 17 18 10 18 16 5 1 -

4 ряд: 13 32 2 16 3 30 -

- Что получилось?

= РОДИНА – ПАТРИОТ –ПРИРОДА - ЛЮБОВЬ

- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)

- Как вы понимаете значение слова «Патриот»? (на слайде)

- Кого вы можете назвать патриотом?

«ПАТРИОТ – ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЛЮБИТ СВОЁ ОТЕЧЕСТВО, ПРЕДАН СВОЕМУ НАРОДУ, ГОТОВ НА ЖЕРТВЫ И ПОДВИГИ ВО ИМЯ ИНТЕРЕСОВ СВОЕЙ РОДИНЫ.»

- Давайте попробуем, ответить на вопросы и подумаем над темой нашего урока. 

- Когда я на природе, то… (любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.)

- Любуясь красотами природы, я испытываю …(радость, счастье, наслаждение, гордость, любовь)

- Что же на уроке мы попробуем изучить? (Любовь к природе)

- Но, поскольку тема эта очень непростая, давайте для темы урока выберем вопрос: «Любовь к природе – что это значит?»

- Какие задачи поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)

- Вспомните, что включает в себя такое нравственное понятие как «ЛЮБОВЬ»

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.

III. Изучение нового материала.

1.- Подумайте, почему для своего очерка известный писатель, ценитель и знаток природы, Михаил Михайлович Пришвин выбрал название «Моя Родина»? (аудиозапись очерка)

2. Работа с учебником – с. 60

- К кому обращается автор в этой части? (К нам, к детям, к читателям)

- Как он к вам обращается? (Молодые друзья).

- Как он называет Вас? (хозяевами природы)

- С чем сравнивает автор природу? (кладовая)

- Но у Пришвина не просто кладовая, а КЛАДОВАЯ СОЛНЦА. Получается, что Солнце – хозяин этой кладовой? Почему?

- Именно солнце – источник тепла и света, источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.

(Кладовая солнца – это вся природа).

- Всё, чем богата природа, автор называет ВЕЛИКИМИ СОКРОВИЩАМИ ЖИЗНИ.

- Но сколько бы ни было сокровищ, если их использовать неразумно, чрезмерно, то они рано или поздно закончатся. Что же нужно делать, чтоб этого не произошло? (беречь, охранять эти сокровища, использовать разумно).

- Как автор относится к Родине? Пришвин был очень наблюдательным человеком, любил и изучал природу, любил свою Родину.

– Какие строки этого произведения самые главные?

- Охранять природу - значит охранять Родину.

- Эти слова являются главными, главная мысль этого рассказа.

3. Работа в тетради

- Дополните в рабочей тетради вывод.

Природа – часть родины. Любить и беречь природу – значит быть патриотом своей Родины.

IV Физминутка.

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мышки прячутся во ржи.

Как увидеть их, скажи?

В норке прячется полёвка.

Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)

V Самостоятельная творческая работа.

1.Интервью с учениками.

- Что вы считаете Родиной? (Россия, Ревда, Свердловская область)

- Как вы думаете, с изучения чего должен начинать человек, истинно любящий свою Родину? (с изучения природы родного края)

2. Работа в группах.

- А теперь давайте поработаем в группах.

Объект нашей работы – Природа родного края.

Цель - Как относиться к природе?

1 группа (Работа с учебником. С. 63 – 66)

- Прочитать, как нужно относиться к природе, чтобы сохранить природу для потомков?

- Какие правила нужно соблюдать?

Стр. 65 5 заповедей Заповедника.

2 группа. (Работа с источниками).

Интернет.

Просмотреть презентацию, выписать названия охраняемых зон Свердловской области. Рассказать о парке «Оленьи ручьи».

3 группа – стр. 66 – Оценить высказывания. С какими из них мы можем согласиться? Почему?

4 группа – учебник – с. 67 -69 выбрать рассказ, обсудить.

Главная мысль – человек – часть природы, должен беречь природу, так как это – часть родины

VI Закрепление. (на доске)

- Подводя итог, мы составим с вами синквейн. Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам. (Приложение 2)

- Какое правило мы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь?

Любовь к природе – это любовь к родному краю. Учась любить природу, мы учимся быть патриотами своей родины.

VII Домашнее задание.

1. Стр. 70 вывод, составить и записать в тетрадь пословицы.

2. А для творческих детей я предлагаю такие задания. (на листочках)

  • Для тех, кто любит фотографировать, принести фотографии на тему "Природа моей Родины".

  • Для тех, кто любит сочинять, написать небольшой рассказ на тему "Природа – это наш дом".

  • А тем детям, которые любят знать больше других ребят, найти интересные факты о сегодняшней жизни нашего края.

VIII Рефлексия.

- Закончите предложения:

Урок мне….

Я узнал….

Мне понравилось….

Было интересно….

Было сложно ….

X Итог урока.

-Завершить урок хочется пожеланием всем добра, радости стихотворением о Родине.

Холмы, перелески, луга и поля —

Родная, зелёная наша земля.

Земля, где я сделал свой первый шажок,

Где вышел когда-то к развилке дорог.

И понял, что это раздолье полей —

Частица великой Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)

-Спасибо всем за урок! За вашу добросовестную и плодотворную работу!

























Приложение 1.





Ключ к расшифровке слов



Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя

18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

















Приложение 2.




Правила составления синквейна:


1) Одно сущ., главное понятие темы. (Природа)

2) Два прил., описание темы (Щедрая, богатая)

3) Три глагола, суть событий (открывать, показывать, охранять)

4) Фраза, предложение. Главная мысль, отношение автора.

(Охранять природу – значит охранять родину!)

5) Одно сущ., синоним темы. (Родина.)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!