Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 29»
Регистрационный номер работы
«Лучшая методическая разработка по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКиСЭ).
Тема: «Любовь к природе - что это значит?»
Возраст детей: 10 – 11 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Мезенцева Алевтина Викторовна,
учитель начальных классов
2024 г.
Курс «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» (ОРКСЭ) модуль «Основы светской этики». 4 класс.
Аннотация к уроку:
Урок соответствует программе. Учебник «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХКУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ». Модуль «Основы светской этики» автор Н.Ф. Виноградова (ч.2)
Тема урока: «Любовь к природе – что это значит?».
Тип урока: комбинированный.
На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный, АМО (синквейн, закончи предложение).
Формы организации познавательной деятельности: работа в группах, индивидуальная, фронтальная, работа с учебником, работа в тетради.
Цели урока:
- изучить понятие «Любовь к природе»
- определить значимость природы для человека
- сформировать умение применять принципы общения, начало экологической культуры, подразумевающей сформированное экологическое сознание, экологически ориентированное поведение и деятельность в природе, природоохранное отношение, научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.
- осознавать взаимосвязь природы и жизни человека, аргументировать свои высказывания.
Задачи:
- способствовать формированию понимания ребёнком того, что Земля – наш общий дом, а человек - часть природы;
- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения; развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;
- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;
- способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;
- воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
Планируемые результаты:
- достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
- формирование чувства восхищения природой родного края, гордости за свою Родину
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- умение формулировать понятия, назвать правила взаимосвязи природы и жизни человека; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.
Метапредметные результаты:
- адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
- знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: знание правил
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка.
Оборудование: учебник по ОРКСЭ / Н. Ф. Виноградова «Основы светской этики» 4 класс, часть вторая, тетради, карточки с пословицами, ключ к расшифровке слов, презентация, картинки, ноутбук, аудиозапись песни «С чего начинается Родина», аудиозапись очерка М. Пришвина «Моя Родина», книга о Ревде.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
-Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
- Садитесь, пожалуйста.
- Ребята, мы - единое целое. От работы каждого из нас зависит общее дело, его результативность.
II. Актуализация знаний и постановка темы урока.
- Послушайте отрывок песни. (песня «С чего начинается Родина?»)
-О чём будем говорить? (О Родине)
-Что такое Родина? (на слайде)
«РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.»
- Ребята! На столах у вас лежат листочки с зашифрованными словами. Нам необходимо их расшифровать. Это можно сделать по буквам алфавита. (Приложение 1) Работа в группах
1 ряд: 18 16 5 10 15 1 -
2 ряд: 17 1 20 18 10 16 20 -
3 ряд: 17 18 10 18 16 5 1 -
4 ряд: 13 32 2 16 3 30 -
- Что получилось?
= РОДИНА – ПАТРИОТ –ПРИРОДА - ЛЮБОВЬ
- Что вы представляете себе, когда слышите слово Родина? (бескрайние просторы, красоту и многообразие родного края, дом, поле, лес, ….)
- Как вы понимаете значение слова «Патриот»? (на слайде)
- Кого вы можете назвать патриотом?
«ПАТРИОТ – ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЛЮБИТ СВОЁ ОТЕЧЕСТВО, ПРЕДАН СВОЕМУ НАРОДУ, ГОТОВ НА ЖЕРТВЫ И ПОДВИГИ ВО ИМЯ ИНТЕРЕСОВ СВОЕЙ РОДИНЫ.»
- Давайте попробуем, ответить на вопросы и подумаем над темой нашего урока.
- Когда я на природе, то… (любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.)
- Любуясь красотами природы, я испытываю …(радость, счастье, наслаждение, гордость, любовь)
- Что же на уроке мы попробуем изучить? (Любовь к природе)
- Но, поскольку тема эта очень непростая, давайте для темы урока выберем вопрос: «Любовь к природе – что это значит?»
- Какие задачи поставите перед собой на уроке? (Ответы детей)
- Вспомните, что включает в себя такое нравственное понятие как «ЛЮБОВЬ»
Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею.
III. Изучение нового материала.
1.- Подумайте, почему для своего очерка известный писатель, ценитель и знаток природы, Михаил Михайлович Пришвин выбрал название «Моя Родина»? (аудиозапись очерка)
2. Работа с учебником – с. 60
- К кому обращается автор в этой части? (К нам, к детям, к читателям)
- Как он к вам обращается? (Молодые друзья).
- Как он называет Вас? (хозяевами природы)
- С чем сравнивает автор природу? (кладовая)
- Но у Пришвина не просто кладовая, а КЛАДОВАЯ СОЛНЦА. Получается, что Солнце – хозяин этой кладовой? Почему?
- Именно солнце – источник тепла и света, источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.
(Кладовая солнца – это вся природа).
- Всё, чем богата природа, автор называет ВЕЛИКИМИ СОКРОВИЩАМИ ЖИЗНИ.
- Но сколько бы ни было сокровищ, если их использовать неразумно, чрезмерно, то они рано или поздно закончатся. Что же нужно делать, чтоб этого не произошло? (беречь, охранять эти сокровища, использовать разумно).
- Как автор относится к Родине? Пришвин был очень наблюдательным человеком, любил и изучал природу, любил свою Родину.
– Какие строки этого произведения самые главные?
- Охранять природу - значит охранять Родину.
- Эти слова являются главными, главная мысль этого рассказа.
3. Работа в тетради
- Дополните в рабочей тетради вывод.
Природа – часть родины. Любить и беречь природу – значит быть патриотом своей Родины.
IV Физминутка.
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мышки прячутся во ржи.
Как увидеть их, скажи?
В норке прячется полёвка.
Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)
V Самостоятельная творческая работа.
1.Интервью с учениками.
- Что вы считаете Родиной? (Россия, Ревда, Свердловская область)
- Как вы думаете, с изучения чего должен начинать человек, истинно любящий свою Родину? (с изучения природы родного края)
2. Работа в группах.
- А теперь давайте поработаем в группах.
Объект нашей работы – Природа родного края.
Цель - Как относиться к природе?
1 группа (Работа с учебником. С. 63 – 66)
- Прочитать, как нужно относиться к природе, чтобы сохранить природу для потомков?
- Какие правила нужно соблюдать?
Стр. 65 5 заповедей Заповедника.
2 группа. (Работа с источниками).
Интернет.
Просмотреть презентацию, выписать названия охраняемых зон Свердловской области. Рассказать о парке «Оленьи ручьи».
3 группа – стр. 66 – Оценить высказывания. С какими из них мы можем согласиться? Почему?
4 группа – учебник – с. 67 -69 выбрать рассказ, обсудить.
Главная мысль – человек – часть природы, должен беречь природу, так как это – часть родины
VI Закрепление. (на доске)
- Подводя итог, мы составим с вами синквейн. Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам. (Приложение 2)
- Какое правило мы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь?
Любовь к природе – это любовь к родному краю. Учась любить природу, мы учимся быть патриотами своей родины.
VII Домашнее задание.
1. Стр. 70 вывод, составить и записать в тетрадь пословицы.
2. А для творческих детей я предлагаю такие задания. (на листочках)
Для тех, кто любит фотографировать, принести фотографии на тему "Природа моей Родины".
Для тех, кто любит сочинять, написать небольшой рассказ на тему "Природа – это наш дом".
А тем детям, которые любят знать больше других ребят, найти интересные факты о сегодняшней жизни нашего края.
VIII Рефлексия.
- Закончите предложения:
Урок мне….
Я узнал….
Мне понравилось….
Было интересно….
Было сложно ….
X Итог урока.
-Завершить урок хочется пожеланием всем добра, радости стихотворением о Родине.
Холмы, перелески, луга и поля —
Родная, зелёная наша земля.
Земля, где я сделал свой первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог.
И понял, что это раздолье полей —
Частица великой Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)
-Спасибо всем за урок! За вашу добросовестную и плодотворную работу!
Приложение 1.
Ключ к расшифровке слов
Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя
18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
Приложение 2.
Правила составления синквейна:
1) Одно сущ., главное понятие темы. (Природа)
2) Два прил., описание темы (Щедрая, богатая)
3) Три глагола, суть событий (открывать, показывать, охранять)
4) Фраза, предложение. Главная мысль, отношение автора.
(Охранять природу – значит охранять родину!)
5) Одно сущ., синоним темы. (Родина.)