Для старшего дошкольного возраста
Составители: воспитатель Грязнова О. Г.
музыкальный руководитель Полянская О. Н.
2023г.
Содержание:
- Актуальность проекта
- Список литературы
- Приложение
Тип проекта: познавательно-исследовательский
Вид проекта: среднесрочный (13. 03. – 14. 04. )
Участники проекта: воспитатель, музыкальный руководитель, дети, родители.
Актуальность:
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить и укрепить знания детей о сезонных изменениях в природе в весенний период, и применения приобретённых знаний с творческим подходом в практической изобразительной деятельности, развивать при этом познавательные, коммуникативные и творческие способности детей. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов в рамках данного проекта способствует установлению благоприятного климата в детском коллективе, расширению кругозора детей и взрослых, наполняет их творческой энергией, помогает в организации сотрудничества семьи и образовательного учреждения.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать элементарными знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. Приобретенные в детстве умения видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов. Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями формирует у детей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга. Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.
Обоснование проблемы
У детей недостаточно сформированы знания о весенних изменениях в живой и неживой природе.
Цель:
Расширение представлений детей о весне, как о времени года, развитие умения самостоятельно находить признаки весны, воспитание радостного, заботливого отношение детей к пробуждающейся природе.
Задачи:
- Расширить и углубить знания детей о жизни птиц и животных, сезонных изменениях в природе в весенний период.
- Отразить наблюдения и полученные знания в различных видах деятельности (изобразительной, игровой, познавательной, художественно - эстетической).
- Способствовать развитию познавательной активности, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей и коммуникативных навыков.
- Воспитывать у детей умение любоваться весенней природой, чувствовать её красоту, способствовать воспитанию бережного отношения к ней.
- Приобщать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
- Развивать интерес к художественной и познавательной литературе.
- Знакомить детей с музыкальными произведениями о весне.
Ожидаемые результаты:
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
- Расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе в весенний период.
- Осуществление в группе воспитательно-образовательного процесса по обозначенной теме.
- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами, песнями, играми, хороводами на весеннюю тему.
- Развитие продуктивной деятельности детей.
- Плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги, лепке).
- Развитие детского творчества.
- Чтение наизусть стихотворений о весне.
- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Продукт проектной деятельности:
- Изготовление буклетов «Народные приметы о весне».
- Выставка рисунков «Весна идет, весне дорогу».
- Акции: «Птичья столовая», «Каждому скворцу по дворцу»
- Праздник «Дружно мы Весну встречаем»
Организационно-подготовительный этап
- Довести до детей и их родителей важность проблемы.
- Подобрать методическую, познавательную, художественную литературу. Иллюстрации, дидактический материал по данной теме.
- Подобрать материал для познавательно — исследовательской деятельности.
- Составить календарно – перспективный план НОД, бесед, дидактических игр по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе в весенний период.
Практический этап
1. Работа с детьми:
1. Художественное-эстетическое развитие.
Рисование «Ранняя весна», «Подснежники».
- Лепка «Цветок»
- Аппликация «Готовим дома - терема».
- Разучивание песен: «Пришла Весна», «Солнышкино платье», «Кукушка».
- Разучивание Танца «Весна»
2. Физическое развитие.
- П/и: «Перелет птиц», «У медведя во бору»,
- имитационные движения: «Пройди, как лисичка, медведь, волк, лягушка.»
3. Познавательное развитие.
Тематические беседы:
- «Приметы весны», «Времена года», «Как спорят зима и весна», «Комнатные растения весной»
- НОД: «Весна идет», «Комнатные растения и уход за ними», «Прогулка в поисках весны», «Перелетные птицы», «Приметы весны»
- Чтение художественной литературы:
И. Балинская «Лесовичок» (я берегу природу), В. Степанов «Времена года», О. Александрова «Загадки в стихах», «Голоса весеннего леса».
- Д/и: «Что изменилось?», «Мои первые предложения», «Опиши и назови», «Времена года», «Хорошо-плохо».
- Разучивание стихотворений о весне.
- Проведение опытов с водой, снегом, песком, воздухом.
2. Работа с родителями:
- Папка-передвижка «Весна-красна».
- Консультация «Как провести с ребёнком весенний день», «Прогулки в природу», «Как одевать ребенка весной», «Весенние забавы».
- Создание альбома «Мы и весна»
- Памятки для родителей «Опасности, которые подстерегают нас». «Осторожно! Пожар в лесу» (правила нашей безопасности на природе)
Заключительный этап.
- Викторина «Весна – красна»
- Выставка рисунков «Весна идет, весне дорогу»
- Развлечение «Дружно мы весну встречаем»
Список литературы:
- Антонова Т. В., Иванова Р.А. Формирование детского игрового общества [Текст] / М.: Просвещение, 2001. – 205 с.
- Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу [Текст] / М.: Просвещение, 2006-32с.
- Скоролупова О.А. Тематическое планирование ОП в ДОО [Текст] /М.: Творческий центр, 2016-132с.
- Тимофеева Л.Л. Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе [Текст] / СПб.: «Детство-пресс», 2011. – 528с.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей
Приложение 1
КОНСПЕКТ НОД «ВЕСНА»
Цель: формирование познания об окружающей среде, сезонных изменения в природе.
Задачи:
- закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны
- способствовать формированию интереса детей к природе
- развивать логическое мышление
Материал: книги, альбомы и иллюстрации о весне.
Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение
Самуил Маршак
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем
Стежки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся сережки.
- Когда это бывает? О каких признаках весны говорится в стихотворении? (Ответы детей)
- А какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)
Беседа с детьми о месяцах
- Что происходит в марте? (Ответы детей)
В марте становится теплее, тает снег, образуя ручейки и лужицы, в которых можно пускать бумажные кораблики. Снега еще много, но из-за потепления и дождей он липкий и лепить из него снежки легко и просто.
-Что происходит у нас в апреле? (Ответы детей)
Апрель- второй весенний месяц и середина весны. В апреле солнечных дней становится еще больше и на улице становится заметно теплее. Возвращаются домой перелетные птицы, которые зимовали в теплых краях. Свежая трава уже появляется на солнечных участках земли и радует красивым зеленым цветом, цветет верба и одуванчики, пение птиц слышно в парках и скверах.
-Ребята, а что происходит в мае? (Ответы детей)
В мае начинается цветение яблонь, вишен, слив, и, конечно, тюльпанов, черемухи и сирени. Красота кругом- свежие листочки на деревьях, кое-где слышно жужжание пчел, опыляющих цветущие фруктовые деревья.
Воспитатель. — Много вы знаете о весне. А знаете ли вы, чем весна отличается от зимы? (Ответы детей)
Игра "Я начну, а ты продолжи"
Зимой сугробы высокие, а весной.... низкие
Зима ушла, а весна.... пришла
Зимой солнце морозит, а весной.... греет
Зима холодная, а весна.... теплая
Зимой надевают шубы, а весной.... куртки.
- Молодцы дети, правильно ответили
- А сейчас немножко отдохнем и проведем
Физкультминутку.
Все проснулось ото сна, значит, к нам пришла весна.
(Потягивание)
Солнце греет все теплей, на прогулку все скорей!
(Выбрасывание пальцев рук из кулачка с одновременным разведением рук вверх, в стороны)
Справа- первые цветочки появились на лужочке.
(Правая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором)
Слева- быстрый ручеек с бугорка к реке потек.
(Левая рука отводится в сторону с фиксацией направления взором)
Мы кораблик смастерили,
(Соединить ладони перед грудью)
В ручеек пустить решили.
(Удаление сложенных ладоней вперед от себя)
Уплывай, кораблик мой, прямо к речке голубой!
(Машем ладонями, прощаясь с корабликом)
Вот как весело играть и в весенний день гулять!
(Легкие подпрыгивания на месте)
Дышит свежестью земля, подышу "весной" и я!
Проводится подвижная игра "Веснянка"
Солнышко, солнышко (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло
Побежал в саду ручей (дети бегут по кругу)
Прилетело сто грачей ("летят" по кругу)
А сугробы тают, тают (медленно приседают)
И цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх).
- Молодцы, все сегодня хорошо поработали.
-Вам понравилось? (Ответы детей) Что нового вы узнали?
КОНСПЕКТ НОД «ВЕСНА В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА»
Цель: формирование познания об окружающей среде, сезонных изменения в природе.
Ход беседы
Времена года Р. Горенбургова
Если кончились метели,
если птицы вдруг запели,
лес очнулся ото сна,
значит к нам пришла ВЕСНА.
Если солнце в синеве,
и цветы цветут в траве,
если всё теплом согрето,
значит к нам приходит ЛЕТО.
Если жёлтая листва,
если высохла трава,
если в школу детворе,
значит ОСЕНЬ на дворе.
Если холодно кругом,
если речка подо льдом,
всё в снегу: земля, дома,
значит к нам пришла ЗИМА…
- Мы продолжаем с вами изучать времена года. Подскажите, пожалуйста, какое время года следует за зимой?
Ответ детей. (Весна).
- Давайте вспомним, какие изменения происходят в природе весной?
Рассуждения детей. (Становится теплее, тает снег, вода в реках и озерах оттаивает, начинается ледоход, день постепенно становится дольше, а ночь короче и т.д.)
- А что происходит с растениями и животными в это время года? Весной пробуждаются первые растения и цветы, на деревьях появляются первые нежные листочки, впавшие зимой в спячку животные пробуждаются, возвращаются перелетные птицы, они вьют гнезда, а в лесу появляются насекомые и весь растительный и животный мир пробуждается.
- Зимние забавы и игры уступают место другим видам спорта, играм, назовите их.
Ответы детей. (бег, догонялки, катание на роликах, велосипеде и т.д.)
Физкультминутка «Что бывает весной»
- Как и у любого другого времени года, у Весны тоже три месяца, назовите их.
Ответы детей. (март, апрель, май)
- Правильно. Март — Протальник, потому что начинает таять снег и образуются первые проталины. Яркое солнце делится с нами первыми теплыми лучами! Вот и снег начинает искриться в весенних лучах, еще немного и побегут ручьи, побежит по дорогам шумная вода. Март не только первый месяц весны. До 1492 года Новый год на Руси отмечали в первый мартовский день, а древние христиане считали, что мир был сотворен 1 марта 5508 года до Рождества Христова. 21 марта наступает день весеннего равноденствия, когда день и ночь равны по своей продолжительности, а дальше начинают прирастать свет и тепло, в растениях начинается сокодвижение от корней к стеблям.
Апрель — Снегогон, потому что от теплых лучей солнца, быстро, разливаясь ручьями, тает снег. А если подойти к деревьям поближе и приглядеться к веточкам, то можно найти на них маленькие пушистые комочки. Это почки — из них скоро распустятся первые листочки. На открытых от снега участках, уже появилась зеленая травка.
Май — Травень, называется так, потому что всюду появляется трава и тянутся к солнцу молодые листья. Природа полностью отступила от зимы. От снега ничего не осталось, а вокруг зеленеет трава и на деревьях появляются первые зеленые листочки. Вернулись птицы, радуются солнцу, вьют гнезда и заливаются трелями
- Ну, а теперь немного пословиц, поговорок, примет и загадок о весне.
Старый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса -
Вот и к нам пришла... (Весна)
Весна длинным днем красна.
Весна красная, а лето страдное.
Весна на тепло щедра, да скупа на время.
Весна красна, на все пошла.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
Как не злись метелица, всё весною пахнет.
Матушка – весна всем красна.
Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.
Наряди пень в весенний день, и пень хорош будет.
Старый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса -
Вот и к нам пришла... (Весна)
Частые туманы в марте предвещают дождливое лето.
Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай.
Случившийся в марте гром — признак плодородия.
Синие облака в апреле — к теплу и дождю.
Мокрый апрель — хорошая пашня.
Май холодный — год хлебородный.
Коли в мае дождь, будет и рожь.
- Сегодня мы с вами говорили о весне, об изменениях в природе в это прекрасное время года.
КОНСПЕКТ НОД «К НАМ ПРИШЛА ВЕСНА»
Цель: Закрепление представления детей о весне и признаках наступления весны.
Задачи:
- Совершенствовать диалогическую речь. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (дни становятся длиннее, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы, возвращаются птицы);
- Научить детей внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения искусства;
- Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы, показать красоту весны. Прививать интерес к художественному слову.
Воспитатель:
- Рыхлый снег на солнце тает
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла… (Весна)
- Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
- Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна)
Воспитатель: Правильно ребята, конечно же, это весна. А как вы узнали, что в загадках говорится о весне?
Дети: Весной начинает таять снег, по земле бегут ручейки, прилетают птицы, солнце теплее греет.
Сюрпризный момент: В комнату залетает птица и приносит детям конверт.
Воспитатель: Дети, что же в этом конверте? Давайте сейчас мы посмотрим. (Воспитатель читает письмо). Нам предлагают стать помощниками весны (проводится лексическая игра «Помощники весны». Задача игры – подобрать как можно больше весенних слов. И в конверте лежит лист форматом А3, на котором нарисовано солнышко).
Воспитатель: — Нам в конверте отправили солнышко, но у нее нет лучиков. Мы будем подбирать как можно больше слов о весне. Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше подберем слов, тем больше получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет нас греть!
Воспитатель: Солнышко какое?
Дети: Теплое, жгучее, яркое, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, яркое, желтое, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее, благодатное, веселое, ликующее, нежное, приветливое, радостное.
Воспитатель: Весна какая?
Дети: Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое у нас получилось теплое и яркое солнышко. (Дети смотрят на солнышко и радуются ему).
Воспитатель: Давайте мы с вами посмотрим на картину. Что на ней нарисовано?
Дети: На картине нарисована весна, птицы прилетели, снег начинает таять.
Воспитатель: Молодцы. Эта картина художника Алексея Саврасова, называется «Грачи прилетели». Она говорит нам о весне, которая еще только начинается, о весеннем настроении. Мы видим природу, которая еще не проснулась от зимнего сна, а только пробуждающуюся. С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал зиму. И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это — весна. Весну мы узнаем по определенным признакам, стоит посмотреть внимательнее и мы видим огромную проталину с водой с правой стороны, луч солнца, освещающий картину. А еще мы видим то, что нарисовать невозможно, но можно изобразить — воздух. Картина наполнена воздухом — весенним, свежим, теплым. Ну и главная деталь, которая только подтверждает наши выводы о весне — грачи. Они облепили ветки березы, вернулись в свои старые гнезда, которые покинули осенью. Грачи — перелетные птицы, раз они прилетели, значит, весна точно началась.
Воспитатель: А теперь ребята, давайте отдохнем, проведем физкультминутку «Мишка».
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонялся взад, вперед (наклоны вперед и назад)
Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки, (наклоны вперед)
И трухлявые пеньки. (наклоны в разные стороны)
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся, (погладить себя по животу)
И на бревнышке уселся (садимся)
После окончания физкультминутки, дети садятся на стульчики перед мольбертом (на нем закреплен лист ватмана).
Воспитатель: Отдохнули? А теперь послушаем стихотворение.
Отшумели все метели
И морозы не трещат
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Весна!
Воспитатель: Ребята, весна – щедрое на радость время года. Весной необходимо любоваться красотой природы, слушать пение птиц и наслаждаться чудными майскими запахами. Спасибо за внимание!
КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ
«ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗРАСТАНИЯ РАСТЕНИЙ»
Цель: формирование умения вести поиск ответов на вопросы, упражнение в умении высказывать предположения, доказывать их, закрепление представления об особенностях произрастания растений.
Материал: картинки с изображениями растений.
Ход беседы
Вопросы:
- Какую пользу приносят растения? Как живут растения? (Зелёные растения сами себе производят питание. Они всасывают воду иминеральные соли из почвы, которые по стеблю поднимаются к листьям. В листьях под влияниемсолнечного света вода и углекислый газ из воздуха образуют сахар, который и служит пищей для растений. Из чего вырастают растения? (Большинство растений вырастают из семян. Семя лежит на земле, пока не разбухнет от дождя. Из него корень прорастает в почву, а росток пробивается наверх, к свету. Сначала растение получает всё питание из семени, но как только появляются собственные листочки, уже они кормят растение. Затем появляется бутон. Раскрывается цветок и вскоре опыляется. Вырастают новые семена, они созревают и падают на землю. Из тех, которые выживут, на следующийгод появятся новые цветы.) Как семена покидают растения? (Многие семена уносит ветром или водой. Некоторые прилипают кшкуре или лапам птиц и животных. Потом они отваливаются и падают на землю. Другие семенарастут внутри стручков, которые, созревая на солнце, лопаются и разбрасывают их вокруг.
Воспитатель вместе с детьми рассматривают картинки с изображениями растений, затем предлагает нарисовать ответ на один из вопросов, по которым велась беседа.
КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ
«НАШИ ДРУЗЬЯ — ПТИЦЫ»
Цель: формирование понятия «птицы», побуждение детей к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, доказательству своих суждений.
Материал: картины и фотографии с изображением знакомых птиц (воробей, ласточка, голубь, снегирь, волнистый попугай и т.д.).
Ход беседы
Педагог предлагает детям рассмотреть фотографии и картины с изображением птиц, а затем организует беседу по следующим вопросам:
— Что вы можете сказать о внешнем виде, месте и среде обитания птиц?
— Как птицы приспособлены для жизни на земле и в воздухе? (У них есть ноги и крылья.)
— Какое значение имеет для птиц умение летать? — Какие общие признаки присущи птицам? (Живут в воздухе и на земле; дышат воздухом; летают при помощи крыльев; прыгают, бегают, ходят при помощи лап; тело покрыто перьями; есть клюв, чтобыбрать пищу.)
Педагог предлагает детям изготовить кормушки и вынести их на участок учреждения дошкольного образования, чтобы покормить птиц.
|