СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по географии в 6 классе по теме "Мировой океан"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по географии в 6 классе "Мировой океан" проведён с применением разных форм и методов приёмов. на уроке организована работа с контурными картами.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии в 6 классе по теме "Мировой океан"»

Урок начального курса географии в 6 классе по теме «Мировой океан - основная часть гидросферы».

Камнева В.И.,

учитель географии

Павлодарского филиала

МБОУ Моисеево-Алабушской сош

Уваровского района

Тамбовской области

Тип урока: Урок освоения новых знаний.
Формы работы учащихся: Коллективная, групповая, индивидуальная.
Место урока в структуре учебного занятия: урок «Мировой океан» второй урок в теме «Гидросфера – водная оболочка Земли».
Учебные задачи: 
1.Образовательные: 
- сформировать понятия: «мировой океан», «море», «залив», «пролив».

2. Развивающие:
- формировать умения работать с учебником, картами, другими источниками знаний,
- применять имеющиеся знания на практике и в поисках решения проблемных ситуаций,
- развивать географическое мышление и устную речь; 
- развивать умение анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
3. Воспитательные:
- способствовать воспитанию чувства товарищества, умение оценивать свои знания, умения применять полученные знания в жизни, показать значимость Мирового океана для окружающей среды и человечества.
Планируемые результаты обучения: 
Предметные:
- формирование понятий: «мировой океан», «море», «залив», «пролив». Метапредметные: 
Регулятивные УУД:
- планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;
– оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
- сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; 
- проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности; 
– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;
- осуществлять итоговый контроль деятельности
Познавательные УУД:
- сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; 
- высказывать предположения;
– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;
– применять таблицы, схемы, модели для получения информации; 
– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
– анализировать результаты опытов, элементарных исследований;
- сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам– презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; 
– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
–формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу. 
Коммуникативные УУД:
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;
- находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
– составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;
– характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
– описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка
Личностные УУД:
- индетифицировать себя с мировой культурой;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность;
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
– применять правила делового сотрудничества;
– выражать положительное отношение к процессу познания:
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Необходимое техническое оборудование: Карта океанов, карты атласа, рабочая тетрадь, учебники, презентация.

Ведущие понятия: Мировой океан,

океан (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый),

море внутреннее,

море окраинное,

залив,

пролив.

Географическая номенклатура:

Тихий океан,

Индийский океан,

Атлантический океан,

Северный Ледовитый океан,

Средиземное море,

Черное море,

Балтийское море,

Красное море,

Баренцево море,

Берингово море,

Карское море,

Бенгальский залив,

Мексиканский залив,

Гвинейский залив,

Берингов пролив,

пролив Дрейка,

Магелланов пролив,

Гибралтарский пролив.

1.Организация на урок
- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас. Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня у нас с вами получится очень интересный урок.

Беседа с классом по вопросам:

-Что такое гидросфера?

-Каково строение гидросферы? (Анализ рис.140)

-Что такое мировой круговорот воды в природе? (Анализ рис.141)

Каково значение гидросферы в жизни Земли?
2. Мотивация. 
Перед вами лежат ракушки. Поднесите их к ушку и послушайте. Что вы услышите? (Дети отвечают, что услышали шум прибоя, моря.) Как вы думаете, а почему я вам сегодня на урок принесла ракушки? Может быть, что уникальность нашей планеты в том, что большая ее часть это вода? (Дети выдвигают гипотезы, обосновывают их). Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по нашей планете с целью подтвердить или опровергнуть это предположение. Группа путешественников-викингов 6 класса Павлодарского филиала на судне «Великий Змей» будут изучать Мировой океан и его части.

Тема: 
« Мировой океан и его части»
Как вы считаете, какова цель нашего урока?
Цель: углубить и развить знания о Мировом океане и его составных частях.
3. Осмысление учебных задач, изучение нового материала.
1.Дайте определение Мирового океана? (Ответ дети находят в учебнике. Мировой океан – это совокупность всех океанов) 
2. Назовите составные части Мирового океана. (Ответ находят в учебнике и на картах: 4 океана, моря, заливы, проливы).
Учитель в процессе ответа учеников дает небольшую справку:
Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось.
3. Назовите океаны и покажите их на карте. (Тихий, Индийский, Северный Ледовитый, Атлантический (ученики показывают на карте)

4. Сравните океаны по площади. (Дети отвечают, что все океаны различны по площади.)
Учитель в процессе ответа учеников дает справку об океанах:
Тихий океан- 179,7 млн.кв.км,
Атлантический - 93,4 млн.кв.км,
Индийский – 74,9 млн.кв.км,
Северный Ледовитый- 13,1 млн.кв.км.

ТИХИЙ – занимает 50% площади Мирового океана, что составляет – 178,6 млн.кв.км. Объем воды – 710,4 млн.куб.км, средняя глубина – 3984 м, максимальная глубина – 11022 м (Марианский желоб). Пресекается экватором почти посередине, расположен между материками Евразия и Австралия на западе, Северная и Южная Америка на востоке и Антарктида на юге. Имеет овальные очертания, наиболее широк в районе тропиков. Второе его название – Великий океан. Тихий океан самый глубокий и самый бурный из всех океанов. Тихим его назвал Магеллан, так как во время его кругосветного плавания сильных штормов не было.

АТЛАНТИЧЕСКИЙ - площадь – 91,4 млн.кв.км, что составляет 25% площади Мирового океана. Объем воды – 329,7 млн.куб.км, средняя глубина – 3332 м, максимальная глубина – 8440 м (желоб Пуэрто-Рико). Расположен большей частью в Западном полушарии, вытянут с севера на юг, расширяется в северной и южной частях, сужается в экваториальных широтах. Омывает берега Северной и Южной Америки, Евразии, Африки, Антарктиды. На юге соединяется с Тихим и Индийским океанами, на севере с Северным Ледовитым океаном. Происхождение его названия таково. Когда корабли древних греков, двигаясь на запад, выходили в океан и тогда их взорам открывались бескрайние водные просторы. Греки считали, что океан окружает землю со всех сторон. В нем начинались реки, и в него же стекали все воды с Земли. Из океана восходили и погружались в него Солнце, Луна, все звезды. На крайнем западе обитал титан Атлант, который держал на плечах небесный свод. По имени этого титана все водное пространство к западу от Европы и стали называть Атлантическим океаном.

ИНДИЙСКИЙ – занимает 21% Мирового океана, или 75,8 млн.кв.км, объем воды – 282,7 млн.куб.км, средняя глубина – 3897 м, максимальная глубина – 11022 м (Зондский желоб). Большая часть расположена в Южном полушарии. На западе омывает берега Африки, на севере – Евразии, на востоке – Австралии, на юге – Антарктиды. Сообщается с Атлантическим и Тихим океанами на юге.

СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ - площадь – 14,6 млн.кв.км (всего 4%), объем воды – 18,1 млн.куб.км, средняя глубина – 1220 м, максимальная глубина – 5527 м (Гренландское море). Расположен в центре Арктики, почти со всех сторон окружен сушей. Омывает северные берега Евразии и Северной Америки. Большая часть его поверхности покрыта льдами. В центральной части Северного Ледовитого океана находится Северный полюс Земли. Широко соединен с Атлантическим океаном, а с Тихим океаном водообмен происходит через узкий Берингов пролив. На Руси в древние времена его называли Студеным морем.
4. Открытие новых знаний.
Море. 1.Определите, о какой части океана идет речь. 
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Море)
2.Найдите в учебнике на стр.98 определение моря. (Море – это часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа.)
3.По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) и Внутренние (Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей). Покажите на карте и определите, какое это море по местоположению: Черное море, Берингово море, Балтийское море, Аравийское море, Красное море.
Фантастическое море без берегов - Саргассово море.(Дети находят на карте, делают предположение, почему это море.)
Залив. Он у моря – как язык,
Он берега лизать привык,
И пляж в часы разлива
Он вылизал на диво. (Залив)
Найдите в учебнике на стр.98 определение залива (Залив - часть мирового океана, глубоко вдающаяся в сушу).
Пролив. Он ведет из моря в море,
Не широк – всего верста,
И в нем, как в школьном коридоре,
И шум, и звон, и теснота. (Пролив)
- Найдите в учебнике на стр.98 определение пролива. (Пролив - это узкие вытянутые участки водной поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие участки суши)
В далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив
1. Найдите его на карте.
2. Какие океаны соединяет данный пролив? (Атлантический и Тихий океаны.)
3. А какой материк и остров разделяет? (Материк Южная Америка и остров Огненная Земля (показывают на карте и отмечают на контурной карте)
4. Найдите проливы:
- пролив Дрейка
- Магелланов пролив
- Гибралтарский пролив
- Берингов пролив (показывают на карте)
Материки. В Мировом океане находятся огромные участки суши - материки.
Покажите на карте полушарий все материки Земли в порядке уменьшения их площади. (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.(показывают на карте)
5. Рефлексия.
Учитель предлагает проверить свои знания по изученной теме. 
Оцените свой ответ.
Семь правильных ответов – оценка «5»
Шесть правильных ответов – оценка «4»
Дети выполняют тест по изученной теме.

  1. Часть океана, огражденная участками суши, отличающаяся своими свойствами.

  2. Часть водоема, вдающаяся в сушу, но имеющая свободный водообмен с основной частью водоема.

  3. Узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.

  4. Водная оболочка Земли.

  5. Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый – это что такое?

  6. Большие участки суши – это что такое?

  7. Самый большой материк?

Учитель: А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн по теме сегодняшнего урока. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола. 
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. (Ученики составляют синквейн вместе с учителем)
Слово для синквейна «Океан»

6.Итог урока.

7.Выставление оценок за урок, их комментарий.

8.Домашнее задание: п.43, РТ (стр.34-36№6-13)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!