Наименование предмета, класс: география, 9 класс
Название темы: «Россия в современном мире»
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Россия на политической карте мира.
Особенности природных условий и ресурсов, влияющих на развитие экономики страны.
Экономика России на мировой арене.
Перспективы развития России.
Ход урока
Тезис: Россия –это страна с уникальным экономическим потенциалом.
Учитель: Наша страна поражает своими размерами, территорией, многообразием климата, ландшафтами и населением. В мире больше нет такой страны, которая занимала бы одну восьмую часть всей суши (более 17 миллионов кв. км). По численности населения (около 146 миллионов человек), Россия входит в десятку лидеров стран.
Россия представляет собой единственное в своем роде Евразийское государство, занимающее значительную часть территории, как Европы, так и Азии. Своеобразное размещение России открывает перед страной громадные возможности играть активную роль не только на этих двух континентах, но и в мире в целом.
Учитель: Мы с вами, ребята, уже знаем, что в ЭГП Россия занимает выгодное положение.
Вопрос: Приведите, пожалуйста, факты, доказывающие выгодность ЭГП.
Ответы учащихся:
1. Она граничит с 18 странами.
2. Омывается водами 3 океанов, в это 13 морей (Каспийское море-озеро)
3. Является связующим политическим, экономически, культурным «звеном» между Европой и Азией.
Учитель: Россия – самая северная и самая холодная страна из крупных стран мира. Полюс холода в северном полушарии зафиксирован в России – в Оймяконе. Располагается в 4-х климатических поясах (арктическом, субарктическом, УМЕРЕННОМ (большая часть страны), субтропическом).
Рельеф России разнообразен. Большая часть России это –равнины Восточно-Европейская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Западно-Сибирская равнина), входящие в «пятёрку» крупнейших равнин мира.
Размеры территории, особенности тектонического и геологического строения, рельеф, климат – определяют разнообразие природных ресурсов.
Природные ресурсы – элементы природы, которые непосредственно используются в хозяйственной деятельности людей.
Вопрос: Какими природными ресурсами богата Россия?
Россия занимает: (рассказывает ученик)
1-е место в мире по запасам горючих полезных ископаемых – природного газа (по нефти – 2-е);
1-е место в мире по запасам нерудных полезных ископаемых – алмазов, апатитов;
1-е место в мире по лесопокрытой площади.
Россия занимает 2-е место в мире по ресурсам пресной воды и гидроэнергии
А так же Россия входит в первую «пятёрку»:
по запасам каменного угля
по запасам солей;
по запасам – железных руд, урана, свинца, вольфрама, титана, золота, платины.
Вывод: Выгодное ЭГП, разнообразие природных условий и ресурсов России оказывает влияние на размещение населения, организацию хозяйства страны. Всё это является уникальным экономическим потенциалом для страны.
Экономика (хозяйство) России
Тезис: Современный мир — это три резко отличающиеся зоны: центр, периферия и полупериферия. Какое же положение в структуре мировой экономики занимает Россия?
Учитель: в России сложилась переходная рыночная экономика. Наша страна в конце 20 века пережила слом социалистической системы.
Пока экономический потенциал России востребован не в полной мере. Страна имеет огромные резервы для интенсификации своего экономического роста.
На современном этапе Россия не относится к числу мощных экономически держав: её доля в мировом ВВП равна 2,6%. Однако, Россия соперничает на равных с США как космическая держава. У России есть мировое признание в ракетостроении и освоении Космоса. В целом высокие технологии в различных отраслях российской экономики опираются на сложившиеся в последние десятилетия научные традиции и школы, которые при наличии экономического механизма вполне могут помочь стране реализовать все ее возможности.
Учитель: Вопрос: Дайте с вами вспомним определение что такое хозяйство?
Ответ учащихся: Хозяйство страны – это совокупность природных и созданных руками человека богатств, которые используются для обеспечения жизни людей и улучшения её условий, а также для развития страны.
Учитель: Чтобы вспомнить структуру хозяйства России предлагаю вам совместно со мной заполнить «кластер»?
Работа с картой атласа стр. 46. Перечислите основную структуру экспорта России и основную структуру импорта .
Учитель: Основа российского экспорта. Это сырьё, металлы. Однако, в мировой торговле возрастает доля наукоёмкой продукции, в том числе технологий, патентов и услуг. Основными потребителями нашего сырья являются: Европа, США, Китай. Япония.
Внешняя торговля Росси должна идти по следующим направлениям: оставаясь одним из крупнейших экспортёров сырья и топлива. Она должна занять достойное место на рынке наукоёмких товаров и услуг и осваивание внешнеторговых рынков.
Вывод: Россия находится в положении полупериферии. Она в целом прошла стадию индустриализации. Она имеет большой научно-технический потенциал, значительные мощности военно- промышленного комплекса, в которых разработаны новейшие технологии. Этот потенциал может быть использован. У России богатейшие природные ресурсы. В России уже сформировались отдельные ядра, экономика которых вступает в постиндустриальную стадию развития. Это Московская, Санкт- Петербургская, Новосибирская и ряд других агломераций, где формируются технопарки и технополисы.
Выполнение интерактивного задания на сайте https://learningapps.org/
Тезис: Экономическая модернизация должна обеспечить переход России от старой экономики XX века к новой экономике XXI века (её также называют умной экономикой). Главная задача новой экономики заключается в переводе России на инновационный путь развития.
Перспективы развития России
Учитель: В 1991 году прекращает свое существование Советский Союз, заканчивается холодная война, а непосредственно в самой России начинаются процессы социально-экономической и политической трансформации. Россия вступила в двадцать первый век в новом качестве - в качестве независимого, федеративного государства с рыночной экономикой.
Оценим перспективы развития Российской Федерации во второй половине 21 века:
Повышение реального уровня образования и квалификации трудовых ресурсов;
Компьютеризация процесса производства, внедрение инновационных технологий на предприятиях;
Стимулирование развития инновационных производств и продуктов;
Эффективная территориальная организация хозяйства, комплексное развитие регионов;
Поддержание баланса между сырьевыми отраслями промышленности и обрабатывающими( Дальнейшая перспектива - рациональное преобладание отраслей обрабатывающей промышленности над добывающими).
Учитель: Ребята, вы уже сейчас должны понимать, что экономическая модернизация имеет прямой выход и на социально-культурную сферу. Она приведёт к подъёму жизненного уровня – увеличению трудовых доходов, созданию новых рабочих мест, обеспечению более интересной и творческой работой, расширению возможностей профессионального роста. Что в свою очередь невозможно без качественного среднего и высшего образования, которое в наши дни становится залогом жизненного успеха, формирования нравственной культуры человека и вооружения его компетенциями инновационной деятельности.
Учитель: Подводя итог хочется сказать, что у России есть будущее. Концепция и идея нашей страны заложена в стихотворении Виктора Бокова
Откуда начинается Россия?
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
к труду,
к терпенью,
к правде,
к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней -
Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!