СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок географии в 8 классе по теме "Охрана растительного и животного мира России".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Универсальный конспект урока географии по теме "Охрана растительного и животного мира России". Подходит к любому УМК, освещающему тему особо охраняемых природных территорий России (ООПТ).

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок географии в 8 классе по теме "Охрана растительного и животного мира России".»


НИЖНЕШИБРЯЙСКИЙ ФИЛИАЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ МОИСЕЕВО-АЛАБУШСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА УВАРОВСКОГО РАЙОНА

ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ












«Охрана растительного и животного мира России»









Выполнил: Сутормин Сергей Николаевич

учитель географии

Нижнешибряйский филиал

Моисеево-Алабушской сош









с. Нижний Шибряй – 2016


Тема: «Охрана растительного и животного мира России»

(на примере заповедников).


Цели и задачи урока:

  1. Расширить и углубить знания об охраняемых территориях России и Тамбовской области на примере заповедников.


Задачи учителя:

  1. Организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную часть знаний ребята приобрели самостоятельно.

  2. Использование межпредметных связей с целью расширения и углубления знаний учащихся по данной теме.

  3. Сформировать представления о наиболее примечательных заповедниках России, познакомить с заповедником родного края – «Воронинский».


Тип урока:

Усвоение новых знаний (изучение нового материала), с элементами путешествия по особо охраняемым территориям России и Тамбовской области.


Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:

  • фронтальная;

  • индивидуальная;


Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • исследовательский.


Межпредметные связи:

  • география – история;

  • география – экология;

  • география – краеведение;

  • география – информатика.


Средства обучения:

  1. Физическая карта России.

  2. Карта «Заповедники России».

  3. Учебник: «География России. Природа. Население» – 8 кл.”

  4. Тетради.

  5. Раздаточный материал (карточки с изображениями животных).

  6. Проектор. Компьютер.

Содержание урока:


Ход урока

1. Организационный момент

  • приветствие;

  • проверить подготовку ребят к уроку.

2. Постановка цели.


Учитель: Ребята, посмотрите небольшой видеоролик.

Вопрос учителя: Какова тема нашего сегодняшнего урока? (предполагаемые ответы – Красная книга, редкие и исчезающие животные России, охрана растений и животных и т.п.)



3. Изучение нового материала.


Тема нашего урока – «Охрана растительного и животного мира России». (Учитель записывает тему урока на доске, ученики – в тетради)


Цель урока: Расширить знания об охраняемых территориях России и Тамбовской области на примере заповедников.

Существует несколько типов охраняемых природных территорий. Перед вами имеется схема, которая называется «Охраняемые природные территории». (слайд 2)


Охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, этническое, рекреационное и оздоровительное значение.


Запишите определение «охраняемые природные территории» в тетрадь. (слайд 3)



Актуализация знаний.


Вопрос учителя: Как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему? (предполагаемые ответы – после активного освоения природы, вырубки лесов, распашки степей, загрязнения рек и морей и т.п.)

В рамках сегодняшнего урока мы рассмотрим только один из видов охраняемых природных территорий – заповедники.


Заповедники – охраняемые природные территории, на которых под охраной находится весь природный комплекс. (слайд 4)


(Ученики записывают определение «заповедники» в тетрадь)


Знаете ли вы, что в заповедниках запрещены любые виды хозяйственной деятельности – охота, рубка леса, сбор ягод и т.д.


Учитель: Ребята, давайте рассмотрим расположение заповедников по территории нашей страны. На карте видно, что наибольшее скопление заповедников наблюдается в районе Кавказского хребта, Урала, Алтая и полуостровов Таймыр и Камчатка. (слайд 5)


На территории России существует 103 заповедника. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим некоторые из них.


Перед вами таблица. (слайд 6)


В ней заполнен второй столбец. Ваша задача – по материалу, предоставленному в презентации, заполнить первый столбец.


Первый заповедник, который мы с вами рассмотрим, Баргузинский. Заповедник расположен на северо-восточном берегу озера Байкал. (Учитель подходит к карте и показывает расположение данного заповедника). Основной объект охраны – баргузинский соболь. (слайд 7)


Следующий заповедник – Кавказский, который расположен вдоль Главного Кавказского хребта на территории Краснодарского края, Адыгеи и Карачаево-Черкесии. (Учитель подходит к карте и показывает расположение данного заповедника). Типичный ландшафт – горные долины, изрезанные узкими ущельями. Объекты охраны – тур и зубр. (слайд 8)


На следующем слайде вы видите описание Кроноцкого заповедника, расположенного в восточной части полуострова Камчатка. (Учитель подходит к карте и показывает расположение данного заповедника). На территории данного заповедника находится знаменитая Долина гейзеров. Охраняемые виды – снежный баран, кольчатая нерпа. (слайд 9)


Следующий заповедник – Уссурийский, расположенный юго-восточнее города Уссурийск в отрогах гор Пржевальского. (Учитель подходит к карте и показывает расположение данного заповедника). Ландшафт заповедника уникален! Это нетипичная для России природная зона, которая именуется уссурийской тайгой. Основной объект охраны хорошо вам знаком. Посмотрите на слайд и назовите его. (Ответ детей – амурский тигр). (слайд 10)


На территории нашей Тамбовской области тоже есть заповедник, который называется «Воронинский». Он расположен в долине реки Ворона на территории Инжавинского и Кирсановского районов. Заповедник относительно молодой (дата основания – 1994 год) и маленький (всего 10 320 га). Ландшафт заповедника лесостепной. (слайд 11)


Работа по заповедникам с материалами учебника, презентации и заполнение таблицы (приложение 1).

Класс делится на группы (команды). Количество групп может варьироваться в зависимости от числа присутствующих на занятии детей. На выполнение задания отводится 5 минут вместе с защитой работы.

Один ученик из каждой команды поочередно зачитывает столбец с названием заповедника.





Здоровьесберегающие технологии.

(после заполнения первого столбца таблицы)


Давайте поиграем!

Ученики хлопают в ладоши только тогда, когда я называю слова, относящиеся к данной теме. Список должен быть довольно большим, название произносить необходимо громко и внятно, но достаточно быстро. Таким образом, можно “проверить” названия растений и животных.


(во время игры на слайде изображение волка на фоне леса) (слайд 12)



СЛОВА ПО ТЕМЕ «РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР РОССИИ» (если слово относится к теме, то дети хлопают в ладоши):

-ЧЕЛЮСКИН

-НЕРПА

-УРАЛ

-ДЕЖНЁВ

-ЗУБР

-ТИГР

-ЕНИСЕЙ

-ЯЩЕРИЦА

-СОБОЛЬ

-ВУЛКАН

Работа в группах. Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы знакомы с представителями фауны Тамбовской области.


Класс делится на группы (команды). Количество групп может варьироваться в зависимости от числа присутствующих на занятии детей. На выполнение задания отводится 5 минут вместе с защитой работы.


Учитель: Ребята, перед вами карточки с изображениями представителей животного мира России. Ваша задача – выбрать изображения тех зверей и птиц, которые обитают на территории Тамбовской области.

В левой стопке у вас должны быть картинки с животными, не относящимися к Тамбовской области. Картинки с представителями животного мира нашей области собирайте в правую стопку и складывайте на край парты.

Во время выполнения задания учениками, учитель чертит на доске таблицу, в которую будут заноситься результаты.



Задание 1

Задание 2

Итого

Место

Команда 1





Команда 2





Команда 3







Учитель: Теперь давайте сверим ваши ответы. Результаты занесём в таблицу и проверим, какая из команд лучше всех справилась с первым заданием. (слайд 13)

Учитель вызывает к доске поочередно капитана каждой из команд. Капитан произносит названия животных. Учитель сверяет ответы с материалом презентации.


Учитель: во время проверки ответов каждой из команд менять содержимое правой стопки запрещено!


Как вы думаете, куда заносят исчезающие виды растений и животных? (предполагаемые ответы – в Красную книгу). (слайд 14)


В Красной книге содержатся сведения обо всех биологических видах, которые находятся под угрозой вымирания.

Красная книга есть не только для всей России, но и у каждого субъекта нашей страны (демонстрация Красной книги России и Красной книги Тамбовской области).

В конце урока любой желающий может более подробно ознакомиться с содержанием данной книги.


Учитель: Ребята, теперь вы должны выполнить второе задание оп нашим карточкам. Из картинок правой стопки вам необходимо выбрать изображения тех животных, которые занесены в Красную книгу Тамбовской области.


Учитель: Теперь давайте сверим ваши ответы. (слайд 15)


Учитель вызывает к доске поочередно капитана каждой из команд. Капитан произносит названия животных. Учитель сверяет ответы с материалом презентации.


Результаты заносятся в таблицу и подводятся результаты. Определяются победители.


4. Подведение итогов урока. (слайд 16)


Учитель задаёт вопросы по материалу сегодняшнего урока.


Вопросы:

-Что такое заповедник?

-На территории какого заповедника находится Долина Гейзеров?

-В каком заповеднике охраняется амурский тигр?

-Как называется заповедник, расположенный в Тамбовской области?

-Что такое Красная книга?

Выставление оценок: К сегодняшнему уроку вы подготовились, и я считаю, что вы поработали на «Отлично».


Рефлексия.

Ребята, давайте проведём голосование на тему «Будем охранять природу нашей страны или нет?»

Для проведения голосования учитель предлагает детям выбрать шарик (или фишку) одного из цветов. Один цвет означает «Да», другой – «Нет». Дети опускают выбранный предмет в импровизированную «урну» для голосования.


5. Домашнее задание.

П. 30, вопросы, заполнить третий столбец таблицы.






Приложение 1

Охраняемые территории России


Название


Местоположение


Типичный охраняемый вид животных



На северо-восточном берегу озера Байкал.






Вдоль Главного Кавказского хребта на территории Краснодарского края, Адыгеи и Карачаево-Черкесии.






В восточной части п-ова Камчатка.





Юго-восточнее города Уссурийск на южных отрогах гор Пржевальского





В долине реки Ворона на территории Инжавинского и Кирсановского районов.









8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!