Конспект урока географии в 8 классе
«Растительный и животный мир России»
«Любить Родину, значит знать её»
В. Г. Белинский
Цели и задачи урока:
обучающие: - Расширить и углубить представление об общих особенностях растительного и животного мира России и Калмыкии; рассмотреть типы растительности, закономерности распространения представителей флоры и фауны на территории России.
развивающие: продолжить развивать умение работать с различными источниками информации, анализировать тематические карты;
воспитательные: вызвать познавательный интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к своей стране, малой родине.
Оборудование: атлас, учебник, презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
Оргмомент.
Постановка целей и задач урока.
Изучение нового материала.
Работа в группах.
Сообщения учащихся.
Рефлексия.
7. Подведение итогов.
8. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Вводная беседа.
Здравствуйте ребята! Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова В.Г. Белинского «Любить Родину, значит знать её». Как вы понимаете смысл этих слов? (учащиеся дают объяснение, после чего переходим к обозначению темы и задач урока).
2. Цели и задачи урока:
обучающие: - Расширить и углубить представление об общих особенностях растительного и животного мира России; рассмотреть типы растительности, закономерности распространения представителей флоры и фауны на территории России.
развивающие: продолжить развивать умение работать с различными источниками информации, анализировать тематические карты;
воспитательные: вызвать познавательный интерес к предмету, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к своей стране, малой родине.
Вопрос к классу: Какую роль играют растения и животные в природе и жизни человека? (ответы учащихся)
Задание для учащихся: запишите в первую колонку таблицы «Что я знаю, что я узнал нового» все, что вам известно о животном и растительном мире России.
3. 1) В России насчитывается около 18 тыс. видов растений (из них около 500 видов деревьев) и примерно 130 тыс. видов животных (из них около 90 тыс. - насекомые).
Чем можно объяснить такое разнообразие? (вопрос учащимся, после их ответов более точная и полная формулировка)
Во-первых, физико-географическими различиями регионов (температуры, осадков, влажности, почвы, особенности рельефа).
Во-вторых, геологической историей развития территории.
В размещении растений и животных прослеживаются закономерности, обусловленные, прежде всего широтной зональностью и высотной поясностью. И растения, и животные несут в своем облике и распространении особенности, унаследованные от далекого прошлого. Из Центральной Азии к нам пришли пустынно-степные группировки растений и животных. Со стороны Аляски на Дальний Восток проникали североамериканские хвойные. Специфические особенности нашей дальневосточной флоры сочетаются с оригинальностью маньчжуро-китайской фауны. На растительный и животный мир России было велико влияние четвертичного оледенения.
2) Показ презентации, учащиеся дают опережающие ответы.
4. Работа в группах Учащимся раздаются листки с заданиями, которые они должны сделать сообща, а затем презентовать.
Задание 1.
Охарактеризуйте один из типов растительности Калмыкии по плану:
1) В какой природной зоне находится.
2) Какие климатические условия для нее характерны.
3) Какие почвы господствуют.
4) Как приспосабливаются растения к природным условиям.
5) Типичные растения.
Проверка: по 1 человеку из каждого варианта, остальные дополняют и исправляют при необходимости. По мере представления каждого типа растительности на экране появляются типичные представители.
Задание 2.
Заполните таблицу о фауне Калмыкии
Природная зона | Типичные животные | Кормовая база и приспособления животных к условиям обитания |
Степи полупустыни | | |
4. Рефлексия:
- теперь вернемся к своим таблицам «Что я знаю, что я узнал нового» и заполним вторую колонку.
- проверим, изменилось ли у вас мнение по поводу высказываний прочитанных в начале урока.
5. Подведение итогов.
6. Домашнее задание. Подготовить презентацию о растительном и животном мире Калмыкии.
Приложение 1
Охарактеризуйте один из типов растительности по плану:
1) В какой природной зоне находится.
2) Какие климатические условия для нее характерны.
3) Какие почвы господствуют.
4) Как приспосабливаются растения к природным условиям.
5) Типичные растения.
Приложение 2
Заполнить таблицу
Природная зона | Типичные животные | Кормовая база и приспособления животных к условиям обитания |
Степи полупустыни | | |