I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой на урок | Фронтальная беседа | Приветствует учащихся, просит их проверить готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку. | Наблюдение, устные ответы |
II. Этап мотивации к учебной деятельности | Фронтальная беседа. | Создание эмоционального настроя, атмосферы заинтересованности. Направление деятельности учащихся. Слово учителя. Недавно мы познакомились с произведением М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Понравилось ли оно вам? Что в нем необычного? | Делятся впечатлениями от прочитанного произведения. Самостоятельное определение целей урока: Примерно: Какая мудрость скрыта в произведении? Чему учит нас автор? | Устные ответы |
III. Этап актуализации. Осмысление 1.Конкурс на лучший цитатный план сказки были «Кладовая Солнца». | Фронтальная беседа. работа с учебником | Сегодня у нас с вами необычный урока – я выступлю в роли руководителя творческой мастерской, в которой мы вместе будем выявлять особенности творческой манеры писателя и осмысливать значения художественных деталей в сказке были. Ваша роль тоже будет необычна – вам предстоит поработать в творческих студиях. Вы сегодня будете творить, т.е. что – то создавать. Мастерская – от слова мастер, мастерить – придумывать, делать своими руками.
А сейчас давайте с вами проведём конкурс на лучший цитатный план сказки-были, который вы составили дома. «Кладовая солнца» написана не только для детей, но и для взрослых. в ней автор обращается и « к тому ребёнку, который живёт в каждом из нас до могилы». В рассказе «Друг человека» автор вводит читателей в лабораторию писателя, в процессе его творчества, будто бы произведение создаётся перед ними и при их участии. В произведении, обращённом к детям, Пришвин раскрывает перед нами большую работу автора при отборе слов, которые должны передать читателю драматический момент спасения мальчика. Все облегчённо вздыхают, когда герой рассказа Митраша произносит своё слово, нежное и сильное, способное заставить собаку Травку подойти и спасти его, хотя это могло стоить ей жизни. А сейчас давайте выразительно прочитаем фрагмент рассказа «Друг человека» от слов «…Я…почувствовал, что «образ друга» ….» до слов «И не к этому ли ведёт всё наше преобразование природы?». - Как родился сюжет «Кладовой солнца» | Слушают учителя.
Дополняют, корректируют план
Слушают учителя.
Выразительно читают фрагмент рассказа.
Отвечают на вопросы. | Устные ответы Письменная работа Устные ответы |
Физ.минутка | | Проводит релаксационные упражнения: А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете. На носки поднимись, а потом руки вниз. Раз, два, три, четыре – вот летит ракета ввысь! (1-2- стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3-4- основная стойка.) | Выполняют упражнения. | Наблюдение |
2. Конкурс на лучшего знатока художественной детали сказки-были. | Фронтальная беседа | А сейчас проведём конкурс на лучшего знатока художественной детали сказки-были. Поделитесь на две команды и получите маршрутную карту с заданиями. (время заполнения каждой карты 15 мин.) | Учащиеся делятся на команды и получают маршрутную карту с заданиями.
Маршрутная карта 1 Остановка 1. Звонкая борина -Продолжите цитату: «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными ёлочками и берёзками, осветили Звонкую борину, и могучие стволы соснового бора стояли как…..» Остановка 2. Слепая елань -Нарисуйте ёлочки-старушки, растущие в этих местах. Сделайте подписи под рисунками. «Ёлочки-старушки же как деревья в бору все одинаковые: высокие, стройные, дерево к дереву, колонна к колонне, свеча к свече. Чем старше старушка на болоте, тем кажется чуднее. То вот одна голый сук подняла, как руку, чтобы обнять тебя на ходу, а у другой палка в руке, и она ждёт тебя, чтобы хлопнуть, третья присела зачем-то, четвёртая стоя вяжет чулок, - и так все: что ни ёлочка, то непременно на что-то похожа». Остановка 3. Ягодные места -Назовите ягоду, растущую так: 1. «Та растёт, и её видишь: стебелёчек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелёные маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком…» 2. «Наклонишься взять одну, попробовать, и тянешь вместе с одной ягодинкой зелёную ниточку со многими…» Маршрутная карта 2 Остановка 1. Звонкая борина. -Продолжите цитату: «Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. синяя в глубине чёрного грудь его стала переливать из синего на зелёное. И особенно красив стал его радужный …..» Остановка 2. Слепая елань. -Переведите реплики сторожевого ворона и ворона-самки. - Дрон-тон!-крикнул сторожевой ворон… -Дрон-тон! – ответила издали на гнезде ворон-самка. Остановка 3. Большой чёрный пень. - Нарисуйте живых существ, выползших на пень, сделайте подписи под рисунками. «Но пень, чёрный и большой, ещё сохраняет тепло. На него выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящериц; четыре бабочки-лимонницы, сложив крылышки, припали усиками; большие чёрные мухи прилетели ночевать. Ядовитые змеи-гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, громадная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве». | Письменная работа |
IV. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | | Организует рефлексию учебной деятельности учащихся на уроке — Было ли интересно на уроке? — Что показалось непонятным, трудным? — На какие вопросы урока мы не смогли ответить? Подведение итогов. Выставление отметок.
Домашнее задание: 1.Индивидуальное задание: -Подготовить сообщение о символическом значении образа звезды в народной традиции. 2.Групповое задание: подготовить выставку, посвящённую жизни и творчеству Н.М. Рубцова (фотографии разных лет, памятника Н.М. Рубцову работы В. Клыкова, репродукция графического портрета Н.М. Рубцова работа В. Сергеева и т.д.) Спасибо за урок, ребята! МОЛОДЦЫ! | Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия намечаются цели дальнейшей деятельности Оценивают свою работу на уроке Записывают домашнее задание. | Устные ответы |