Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 96 с углубленным изучением английского языка»
Учитель | Ноева Елена Викторовна |
Класс | 8А, 8Б |
Предмет | литература |
Даты проведения | Апрель 2019 года |
Тема | «Книга, помогающая выжить» (по повести Е.Мурашовой «Класс коррекции»). |
Планируемые общие результаты урока | Предметные: - формировать умение анализировать художественное произведение; - умение давать характеристику героям; - понимать идейный смысл произведения. Метапредметные: коммуникативные УУД - строить монологическое высказывание, вступать в диалог. познавательные УУД - сравнивать несколько объектов, уметь извлекать информацию из прочитанного текста. регулятивные УУД - умение выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Личностные: увидеть себя субъектом общества с активной жизненной позицией. |
Деятельностные приёмы и формы работы, используемые на занятии | Формы организации учебной деятельности - индивидуальная Деятельностные приёмы: - филологическая задача (клоуз-тест и кластер). Методы работы учителя: эвристический и частично-поисковый. |
Этап урока | Деятельность учителя и учащихся (кратко) |
Ориентировочно-мотивационный этап |
1. Мотивация к учебной деятельности | Содержание деятельности учителя Приветствует детей Задает вопросы, подводит к теме урока: - Как называется книга, которую мы прочитали? Что такое класс коррекции? Есть ли в нашей школе такие классы? Какие дети там учатся? Почему их считают «другими»? Какие трудности они испытывают (могут испытывать) в реальном мире? Попробуйте продолжить предложение, сформулировав тему урока: «Класс коррекции» – книга, помогающая….». | Содержание деятельности ученика Демонстрируют готовность к уроку Слушают, отвечают, делают выводы |
2. Актуализация знаний учащихся | Содержание деятельности учителя Задает вопросы, мотивирует на составление кластера: - Почему все-таки «выжить»? - Как вы понимаете значение слова? (Остаться живыми в сложной ситуации) -Кто и что окружает этих детей? Изобразите при помощи геометрических фигур то, что окружает их (родители, школа, ученики, общество) - Как можно назвать это окружение? (Социум) | Содержание деятельности ученика Отвечают на вопросы, составляют кластер: |
3. Выявление места и причины затруднения Целеполагание, постановка проблемы. | Содержание деятельности учителя Задает вопросы, нацеливает на выполнение самостоятельной работы. - Почему в этом окружении, социуме, дети чувствуют себя лишними, неполноценными людьми, изгоями общества? - Что собой представляет реальный мир, который окружает детей? Ставит проблемный вопрос: - С какой целью автор вводит «параллельный мир»? | Содержание деятельности ученика Отвечают на вопросы, приводят доказательства и примеры из текста, составляют кластер «что такое реальный мир» Реальный мир Холод Равнодушие Болезни Несчастья Безобразие Ненависть Одиночество Слезы |
Операционно-исполнительный этап |
Поиск путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений. | Содержание деятельности учителя Задает вопросы Проблемный вопрос: - С какой целью автор вводит «параллельный мир»? Цель – проанализировать главу 7, отвечая на вопросы: Какое время года в параллельном мире? Что оно символизирует? Где оказались герои? Как Антон оценил место, в котором оказались подростки? Каким становится Юра в параллельном мире? Какие сомнения высказывает Юра относительно параллельного мира? Как перемещались Антон и Юра в параллельном мире. Составьте их путь. Что произошло, когда подростки появились в кабачке «Три ковбоя»? Всегда ли в параллельном мире творится хаос и беспорядок? Как Антон вернулся в реальный мир? | Содержание деятельности ученика «Весна как раз переходит в лето». Весна символизирует «возрождение», «обновление» На земляничной поляне. Антон сразу догадался, что это параллельный мир. Здоровым и сильным. «Нормально ходил, приседал, наклонялся». «Не уверен, что здешний мир существует всегда». Луг - кабачок «Три ковбоя» - лес. Хаос. «Из двери вырвались клубы голубого дыма…». «Да нет, — медленно сказал Юрка. — Так, пожалуй, в первый раз…». В параллельном мире появился здоровый человек и гармония нарушилась. «Юрка вздохнул и взял меня за руку. Взял так, как мамы берут за руку малышей, собираясь переходить с ними улицу.» На примере главы 7 (знакомство Антона с параллельным миром) учащиеся сопоставляют реальный мир с параллельным Параллельный мир Тепло и свет Понимание Здоровье Счастье Красота Любовь Семья Смех |
Рефлексивно-оценочный этап |
Первичное закрепление | Содержание деятельности учителя Задает вопросы, побуждая к самооценке. -Что же такое коррекция? (Исправление недостатков, неправильностей, совершенствование). - Но коррекция бывает еще и социальная. Это совокупность мероприятий, направленная на изменение (исправление) социальных субъектов. -Так что же нужно исправить, изменить самому социуму, чтобы дети чувствовали себя полноценными членами общества? - Продолжите высказывание, озвучьте получившиеся предложения, обменяйтесь мыслями. | Содержание деятельности ученика Выполняют упражнение с недостающей информацией, обмениваются мыслями. Родители должны…….(любить своих детей, заботится о них). Классный руководитель должна……….( помочь детям поверить в свои силы, поддерживать их). Завуч школы должна … (изменить свое мнение о классах коррекции и не списывать свое равнодушие на все общество). Общество должно….. (увидеть эту проблему). |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний. | Содержание деятельности учителя Задание – составить кластер – параллельный мир. Каково его значение? С помощью языка эмодзи выразите свою личную позицию по отношению к таким детям. | Содержание деятельности ученика Составление кластера. Оценивают свои возможности, выбирая картинку, можно в телефоне: Сердечко – «переживаю за таких детей, всегда готов помочь». Цветок - «могу уделять внимание по необходимости». Смайлик в черных очках - «не вижу необходимости, большой проблемы нет». |
Оценивание. | Содержание деятельности учителя - Почему же Юра не остаётся в этом мире? (Он сам отвечает на этот вопрос: «Там родители. И ещё я не уверен, что здешний мир существует всегда».) - Неужели этих детей никто не понимает, не поддерживает? (Пожалуй, только учитель географии, которому приходится убеждать завуча в том, что и эти дети остаются детьми живыми, чувствующими) - А вы согласны с этой оценкой? Подтвердите своё мнение примерами из текста. | Содержание деятельности ученика (Согласны полностью. Когда исчезла Митькина мать, оставив грудного ребёнка, то эти ребята организовали дежурство, чтобы Митька с Витькой могли учиться. А когда вдруг пропала Стеша, все мальчишки бросились её искать, даже Юра, хотя чувствовал себя очень плохо. Но поиск ребята ведут через параллельный мир, потому что в реальном царит беззаконие и произвол. Поиск одноклассницы стоил Юре жизни) |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Содержание деятельности учителя О проблемах повести. Какое место повесть занимает в современной литературе? Автор смело и откровенно рассказала о том, о чём надо не просто говорить, а кричать во весь голос: о детях, которые очень нуждаются в помощи взрослых. Чем заканчивается повесть? Почему же автор оставляет своих героев в реальном мире? Какова, по-вашему, основная мысль произведения? | Содержание деятельности ученика Коллективное обсуждение. О трудных подростках, которых по-другому называют социально запущенными; о детях с ограниченными возможностями здоровья, вынужденными оставаться один на один со своими проблемами. Повесть сильно выделяется в потоке современной отечественной литературы, потому что слишком неудобна и некрасива тема – её просто умалчивают Дети оценивают работу друг друга, обсуждают выставление оценок. |
Объяснение домашнего задания. | Содержание деятельности учителя Комментирует домашнее задание (вариант по выбору учащегося). Ответить на вопрос: «Может ли книга помочь в решении серьезных проблем общества?» Подобрать информацию о людях с ограниченными возможностями, но с безграничной силой воли, например, о паралимпийце Романе Петушкове, Нике Вуйчиче и других удивительных людях. | Содержание деятельности ученика Осуществляет индивидуальный выбор задания |