СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературе в 8 классе «Книга, помогающая выжить» (по повести Е.Мурашовой «Класс коррекции»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка технологической карты урока по литературе в 8 классе «Книга, помогающая выжить» (по повести Е.Мурашовой «Класс коррекции»)

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературе в 8 классе «Книга, помогающая выжить» (по повести Е.Мурашовой «Класс коррекции»)»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 96 с углубленным изучением английского языка»



Технологическая карта урока по литературе в 8 классе



«Книга, помогающая выжить» (по повести Е.Мурашовой «Класс коррекции»)









Составила учитель русского языка и литературы I КК



Ноева Елена Викторовна























Новосибирск

2019



Учитель

Ноева Елена Викторовна

Класс

8А, 8Б

Предмет

литература

Даты проведения

Апрель 2019 года

Тема

«Книга, помогающая выжить» (по повести Е.Мурашовой «Класс коррекции»).

Планируемые общие результаты урока

Предметные:

- формировать умение анализировать художественное произведение;

- умение давать характеристику героям;

- понимать идейный смысл произведения.

Метапредметные:

коммуникативные УУД - строить монологическое высказывание, вступать в диалог.

познавательные УУД - сравнивать несколько объектов, уметь извлекать информацию из прочитанного текста.

регулятивные УУД - умение выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Личностные: увидеть себя субъектом общества с активной жизненной позицией.

Деятельностные приёмы и формы работы, используемые на занятии

Формы организации учебной деятельности

- индивидуальная

Деятельностные приёмы:

- филологическая задача (клоуз-тест и кластер).

Методы работы учителя: эвристический и частично-поисковый.

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся (кратко)

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Мотивация к учебной деятельности

Содержание деятельности учителя

Приветствует детей

Задает вопросы, подводит к теме урока:

- Как называется книга, которую мы прочитали?

Что такое класс коррекции?

Есть ли в нашей школе такие классы?

Какие дети там учатся?

Почему их считают «другими»?

Какие трудности они испытывают (могут испытывать) в реальном мире?

Попробуйте продолжить предложение, сформулировав тему урока: «Класс коррекции» – книга, помогающая….».

Содержание деятельности ученика

Демонстрируют готовность к уроку

Слушают, отвечают, делают выводы

2. Актуализация знаний учащихся

Содержание деятельности учителя

Задает вопросы, мотивирует на составление кластера:

- Почему все-таки «выжить»?

- Как вы понимаете значение слова?

(Остаться живыми в сложной ситуации)

-Кто и что окружает этих детей? Изобразите при помощи геометрических фигур то, что окружает их (родители, школа, ученики, общество)

- Как можно назвать это окружение? (Социум)

Содержание деятельности ученика

Отвечают на вопросы, составляют кластер:

3. Выявление места и причины затруднения Целеполагание, постановка проблемы.

Содержание деятельности учителя

Задает вопросы, нацеливает на выполнение самостоятельной работы.

- Почему в этом окружении, социуме, дети чувствуют себя лишними, неполноценными людьми, изгоями общества?

- Что собой представляет реальный мир, который окружает детей?

Ставит проблемный вопрос:

- С какой целью автор вводит «параллельный мир»?

Содержание деятельности ученика

Отвечают на вопросы, приводят доказательства и примеры из текста, составляют кластер «что такое реальный мир»

Реальный мир

Холод

Равнодушие

Болезни

Несчастья

Безобразие

Ненависть

Одиночество

Слезы

  1. Операционно-исполнительный этап

Поиск путей решения проблемы. Построение проекта выхода из затруднений.

Содержание деятельности учителя

Задает вопросы

Проблемный вопрос:

- С какой целью автор вводит «параллельный мир»?

Цель – проанализировать главу 7, отвечая на вопросы:

  1. Какое время года в параллельном мире?

  2. Что оно символизирует?

  3. Где оказались герои? Как Антон оценил место, в котором оказались подростки?

  4. Каким становится Юра в параллельном мире?

  5. Какие сомнения высказывает Юра относительно параллельного мира?

  6. Как перемещались Антон и Юра в параллельном мире. Составьте их путь.

  7. Что произошло, когда подростки появились в кабачке «Три ковбоя»?

  8. Всегда ли в параллельном мире творится хаос и беспорядок?

  9. Как Антон вернулся в реальный мир?

Содержание деятельности ученика

  1. «Весна как раз переходит в лето».

  2. Весна символизирует «возрождение», «обновление»

  3. На земляничной поляне. Антон сразу догадался, что это параллельный мир.

  4. Здоровым и сильным. «Нормально ходил, приседал, наклонялся».

  5. «Не уверен, что здешний мир существует всегда».

  6. Луг - кабачок «Три ковбоя» - лес.

  7. Хаос. «Из двери вырвались клубы голубого дыма…».

  8. «Да нет, — медленно сказал Юрка. — Так, пожалуй, в первый раз…». В параллельном мире появился здоровый человек и гармония нарушилась.

  9. «Юрка вздохнул и взял меня за руку. Взял так, как мамы берут за руку малышей, собираясь переходить с ними улицу.»


На примере главы 7 (знакомство Антона с параллельным миром) учащиеся сопоставляют реальный мир с параллельным


Параллельный мир

Тепло и свет

Понимание

Здоровье

Счастье

Красота

Любовь

Семья

Смех

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Первичное закрепление

Содержание деятельности учителя

Задает вопросы, побуждая к самооценке.

-Что же такое коррекция? (Исправление недостатков, неправильностей, совершенствование).

- Но коррекция бывает еще и социальная. Это совокупность мероприятий, направленная на изменение (исправление) социальных субъектов.

-Так что же нужно исправить, изменить самому социуму, чтобы дети чувствовали себя полноценными членами общества?

- Продолжите высказывание, озвучьте получившиеся предложения, обменяйтесь мыслями.

Содержание деятельности ученика

Выполняют упражнение с недостающей информацией, обмениваются мыслями.

Родители должны…….(любить своих детей, заботится о них).

Классный руководитель должна……….( помочь детям поверить в свои силы, поддерживать их).

Завуч школы должна … (изменить свое мнение о классах коррекции и не списывать свое равнодушие на все общество).

Общество должно….. (увидеть эту проблему).

  1. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний.

Содержание деятельности учителя

Задание – составить кластер – параллельный мир. Каково его значение?


С помощью языка эмодзи выразите свою личную позицию по отношению к таким детям.


Содержание деятельности ученика

Составление кластера.




Оценивают свои возможности, выбирая картинку, можно в телефоне:

Сердечко – «переживаю за таких детей, всегда готов помочь».

Цветок - «могу уделять внимание по необходимости».

Смайлик в черных очках - «не вижу необходимости, большой проблемы нет».

  1. Оценивание.

Содержание деятельности учителя

- Почему же Юра не остаётся в этом мире? (Он сам отвечает на этот вопрос: «Там родители. И ещё я не уверен, что здешний мир существует всегда».)
- Неужели этих детей никто не понимает, не поддерживает? (Пожалуй, только учитель географии, которому приходится убеждать завуча в том, что и эти дети остаются детьми живыми, чувствующими)
- А вы согласны с этой оценкой? Подтвердите своё мнение примерами из текста.

Содержание деятельности ученика

(Согласны полностью. Когда исчезла Митькина мать, оставив грудного ребёнка, то эти ребята организовали дежурство, чтобы Митька с Витькой могли учиться. А когда вдруг пропала Стеша, все мальчишки бросились её искать, даже Юра, хотя чувствовал себя очень плохо. Но поиск ребята ведут через параллельный мир, потому что в реальном царит беззаконие и произвол. Поиск одноклассницы стоил Юре жизни) 

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Содержание деятельности учителя

О проблемах повести.

Какое место повесть занимает в современной литературе?

Автор смело и откровенно рассказала о том, о чём надо не просто говорить, а кричать во весь голос: о детях, которые очень нуждаются в помощи взрослых.

Чем заканчивается повесть?  Почему же автор оставляет своих героев в реальном мире? Какова, по-вашему, основная мысль произведения?

Содержание деятельности ученика

Коллективное обсуждение.

О трудных подростках, которых по-другому называют социально запущенными; о детях с ограниченными возможностями здоровья, вынужденными оставаться один на один со своими проблемами. Повесть сильно выделяется в потоке современной отечественной литературы, потому что слишком неудобна и некрасива тема – её просто умалчивают

Дети оценивают работу друг друга, обсуждают выставление оценок.


  1. Объяснение домашнего задания.

Содержание деятельности учителя

Комментирует домашнее задание (вариант по выбору учащегося).

Ответить на вопрос: «Может ли книга помочь в решении серьезных проблем общества?»

Подобрать информацию о людях с ограниченными возможностями, но с безграничной силой воли, например, о паралимпийце Романе Петушкове, Нике Вуйчиче и других удивительных людях.

Содержание деятельности ученика

Осуществляет индивидуальный выбор задания







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!