Приложение 2
Согласовано Зам. директора МБОУ «СОШ №18» Энгельсского муниципального района __________________/С. В. Полищук/ | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №18» Энгельсского муниципального района __________________ / Е. Л. Слугина / приказ №__от «____»_______2018 г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
по духовно – нравственному направлению развития личности
кружок «Этика: азбука добра»
для обучающихся 3 «А» класса МБОУ «СОШ №18»
Энгельсского муниципального района
2018/2019 учебный год
Тип программы: модифицированная
составитель: О. Н. Алаторцева,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению развития личности кружок «Этика: азбука добра» составлена на основе авторской программы «Этика: азбука добра» И.С. Хомяковой, В.И. Петровой: 1- 4 классы, Москва: Вентана - Граф, 2013 в соответствии с требованиями ФГОС. Программа рассчитана на 36 часов.
Реализация рабочей программы по внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению развития личности кружок «Этика: азбука добра» осуществляется в соответствии с:
ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273;
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ МО и науки РФ от 06.09.2009 №373, в ред. Приказов от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357);
Учебным планом МБОУ «СОШ №18» на 2018-2019 учебный год.
Программа по внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению развития личности кружок «Этика: азбука добра» предназначена обучающихся 3 а класса МБОУ «СОШ №18» ЭМР Саратовской области.
Программа предназначена для работы в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 18» Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Цель работы МБОУ «СОШ № 18»: развитие интеллектуальных и творческих возможностей личности, её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости через освоение фундаментальных основ начального образования.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно – нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Образовательные технологии, используемые при работе с детьми:
Занятия проводятся в форме тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Планируемые результаты освоения обучающимися по программе по внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению развития личности кружка «Этика: азбука добра».
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. | получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. | получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. |
Развитие компетентностей в результате реализации программы.
В рабочей программе отражено формирование ключевых образовательных предметных компетентностей: умение систематизировать и обобщать материал; умение использовать приобретенные знания в практической деятельности; умение выполнять самооценку и взаимооценку, умение организовать взаимосвязь своих знаний; умение контролировать и оценивать свои действия.
У младших школьников формируются компетенции:
учебно-познавательная,
ценностно-смысловая,
коммуникативная,
информационная компетенции.
сотрудничество – умение осуществлять эффективное взаимодействие в команде;
саморазвитие - способность организовывать свою деятельность, самопознание, самооценка, критическое и аналитическое мышление
умение решать проблемы - умение так планировать и выполнять действия, чтобы получить ожидаемый результат;
Учебно-тематический план
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока) | Кол-во часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деятельности |
-
| Школьный этикет | 8 | 1 | 1 | 1 |
-
| Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) | 10 | 2 | 2 | 1 |
-
| О трудолюбии | 6 | 1 | 2 | 1 |
-
| Культура внешнего вида | 5 | 1 | 2 | 2 |
-
| Внешкольный этикет | 7 | 2 | 1 | 1 |
Итого: | 36 часов | 6 часов | 9 часов | 6 часов |
Использование ИКТ – 6ч. (20%)
Использование проектной деятельности – 9ч.(30%)
Использование исследовательской деятельности – 6ч.(20%)
Основное содержание тематического плана по внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению развития личности
кружка «Этика: азбука добра» (37 часов)
№ п/п | Тематический блок, тема учебного занятия | Виды деятельности | Кол-во часов |
Школьный этикет | | 8 |
-
| Приветствие. Мы пришли на урок. | ИКТ | 1 |
-
| Взаимопомощь: учёба и труд | | 1 |
-
| Правила поведения на перемене. | | 1 |
-
| Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим | Проект.деят-ть | 2 |
-
| Забота о младших | | 1 |
-
| Школьное имущество надо беречь. | | 1 |
-
| Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль | Исслед. деят-ть | 1 |
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) | | 10 |
-
| Время надо беречь | ИКТ | 1 |
-
| Слово лечит, слово ранит | | 1 |
-
| Я и мои друзья (справедливость, коллективизм) | Проект.деят-ть | 1 |
-
| Игра «Город вежливости» | | 1 |
-
| Вежливый ли я дома? | | 1 |
-
| Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | ИКТ | 1 |
-
| Милосердие и отзывчивость. | Исслед. деят-ть | 1 |
-
| Забота о пожилых. | | 1 |
-
| Корысть – плохое качество. | Проект.деят-ть | 1 |
-
| Шутка или насмешка? | | 1 |
О трудолюбии | | 6 |
-
| Труд кормит, а лень портит. | Проект.деят-ть | 1 |
-
| Как организовать свой труд | Проект.деят-ть | 1 |
-
| Культура физического и умственного труда | Исслед. деят-ть | 1 |
-
| Золотые руки. | | 1 |
-
| Герои труда | ИКТ | 2 |
Культура внешнего вида | | 5 |
-
| Что такое культура внешнего вида? | Проект.деят-ть | 1 |
-
| Уход за своими вещами. | ИКТ | 1 |
-
| Одежда будничная и праздничная | Исслед. деят-ть | 1 |
-
| Одежда и осанка. | Проект.деят-ть | 1 |
-
| Вежливость и внешний вид | Исслед. деят-ть | 1 |
Внешкольный этикет | | 7 |
-
| Разговор по телефону. | | 1 |
-
| Поведение в гостях. | Исслед. деят-ть | 1 |
-
| Я пишу письмо. | ИКТ | 1 |
-
| Поведение на природе | | 2 |
-
| Готовимся к празднику. | Проект.деят-ть | 1 |
-
| Осваиваем правило «так нельзя». | ИКТ | 1 |
Календарно-тематический план по внеурочной деятельности
по духовно – нравственному направлению развития личности
кружка «Этика: азбука добра»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Теоретических | Практических | Дата проведения |
По плану | По факту |
-
| Приветствие. Мы пришли на урок. | 1 | | + | 07.09 | |
-
| Взаимопомощь: учёба и труд | 1 | + | | 14.09 | |
-
| Правила поведения на перемене. | 1 | | + | 21.09 | |
-
| Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим | 2 | | + | 28.09 05.10 | |
-
| Забота о младших | 1 | | + | 12.10 | |
-
| Школьное имущество надо беречь. | 1 | | + | 19.10 | |
-
| Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль | 1 | | + | 26.10 | |
-
| Время надо беречь | 1 | | + | 02.11 | |
-
| Слово лечит, слово ранит | 1 | + | | 09.11 | |
-
| Я и мои друзья (справедливость, коллективизм) | 1 | + | + | 16.11 | |
-
| Игра «Город вежливости» | 1 | + | | 23.11 | |
-
| Вежливый ли я дома? | 1 | + | | 30.11 | |
-
| Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | 1 | + | | 07.12 | |
-
| Милосердие и отзывчивость. | 1 | + | | 14.12 | |
-
| Забота о пожилых. | 1 | | + | 21.12 | |
-
| Корысть – плохое качество. | 1 | | + | 28.12 | |
-
| Шутка или насмешка? | 1 | + | | 11.01 | |
-
| Труд кормит, а лень портит. | 1 | | + | 18.01 | |
-
| Как организовать свой труд | 1 | | + | 25.01 | |
-
| Культура физического и умственного труда | 1 | | + | 01.02 | |
-
| Золотые руки. | 1 | | + | 08.02 | |
-
| Герои труда | 2 | + | | 15.02 22.02 | |
-
| Что такое культура внешнего вида? | 1 | + | | 01.03 | |
-
| Уход за своими вещами. | 1 | + | | 15.03 | |
-
| Одежда будничная и праздничная | 1 | | + | 22.03 | |
-
| Одежда и осанка. | 1 | + | | 29.03 | |
-
| Вежливость и внешний вид | 1 | + | | 05.04 | |
-
| Разговор по телефону. | 1 | | + | 12.04 | |
-
| Поведение в гостях. | 1 | + | | 19.04 | |
-
| Я пишу письмо. | 1 | + | | 26.04 | |
-
| Поведение на природе | 2 | | + | 03.05 10.05 | |
-
| Готовимся к празднику. | 1 | | + | 17.05 | |
-
| Осваиваем правило «так нельзя». | 1 | + | | 24.05 | |
Информационно - методическое обеспечение
Литература для учителя:
Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).
О.С. Богданова Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г.
Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с., ил.
Волина В. В. Учимся играя. /Текст/ В. В. Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с.
Н.А. Горбунова Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г.
Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А. В. Кенеман. М.: «Просвещение», 1988, - 240 с.
Корчинова О. В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова. – Ростов на Дону «Феникс», 2002, - 186 с.
Ладынежская Т. А., Сорокина Г. И., Сафонова И. В., Никольская Р. И. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. /Текст/: Т. А. Ладынежская. и др. - М.: «Просвещение», 2002, - 255 с., ил.
Т.Н. Максимова Классные часы 3 класс Москва «Вако», 2009г.
Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей. /Текст/: С. В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986, - 135 с.
Адреса сайтов:
Каталог образовательных ресурсов "Школьный мир"
Полнотекстовая электронная библиотека учебных и учебно-методических материалов
Справочно-информационный портал
Портал школьной прессы России
http://www.niro.nnov.ru - сайт Нижегородского института развития образования
http://www.pspo.it.ru - учебный портал
http://rusobr.ru - всероссийский каталог образовательных ресурсов
http://www.it-n.ru - российская сеть творческих учителей. Создана для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
http://allbest.ru/library.html - ОН-ЛАЙН библиотека для всех!
http://www.krugosvet.ru/ - энциклопедия, включающая в себя категории знаний: спорт, гуманитарные науки, история и мн. др.
3