ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» 1 - 4 класс составлена на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 192 с.)
Цель: формирование нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
1. Формировать позитивную самооценку к нравственным проблемам.
2. Формировать умение осуществлять нравственный выбор.
3. Развивать коммуникативные компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности, доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.
3. Развивать творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Ожидаемые результаты (личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности)
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?»)
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнивать иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие (коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа).
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Универсальные учебные действия:
Школьный этикет (понятия об основных правилах поведения в школе)
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать своё суждение по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
- описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии
- анализировать свой распорядок дня;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет
- использовать доброжелательный тон в общении;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
В авторскую программу первого года обучения изменения не внесены. Авторская программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели, из расчёта 1 час в неделю).
В авторскую программу второго года обучения внесены изменения. Авторская программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели). В соответствии с календарным учебным графиком во 2 классах учебный год рассчитан на 34 недели – 34 часа, из расчёта 1 часа в неделю, поэтому в календарно-тематическом плане добавлен 1 час в раздел «Внешкольный этикет», тема «Бережное отношение к природе». Общее количество часов, на которое рассчитана программа второго года обучения – 34 часа.
В авторскую программу третьего года обучения внесены изменения. Авторская программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели). В соответствии с календарным учебным графиком в 3 классах учебный год рассчитан на 34 недели – 34 часа, из расчёта 1 часа в неделю, поэтому в календарно-тематическом плане добавлен 1 час в раздел «Внешкольный этикет», тема «Поведение на природе». Общее количество часов, на которое рассчитана программа – 34 часа.
В авторскую программу четвёртого года обучения внесены изменения. Авторская программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели). В соответствии с календарным учебным графиком в 4 классах учебный год рассчитан на 34 недели – 34 часа, из расчёта 1 часа в неделю, поэтому в календарно-тематическом плане добавлен 1 час в раздел «Внешкольный этикет», тема «Осваиваем правило «так нельзя»»». Общее количество часов, на которое рассчитана программа – 34 часа.
Формы организации учебного процесса: одно из главных условий успеха обучения детей и развитие их нравственного сознания - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Организация образовательного процесса строится на принципе обучения и воспитания в коллективе, который сочетает фронтальные, индивидуальные, групповые формы работы, работу в парах постоянного и сменного состава, коллективные творческие проекты, инсценировки, беседы, ролевые игры, тренинги, экскурсии, занятия-практикумы.
Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:
проведение викторин по изученному материалу.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(календарно-тематический план прилагается отдельными приложениями к Рабочей программе: приложение №1 – 1класс (первый год обучения), приложение № 2 – 2 класс (второй год обучения), приложение № 3 – 3 класс (третий год обучения), приложение № 4 – 4 класс (четвёртый год обучения))
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно-тематический план 1 класс
(первый год обучения)
№ п/п | Наименование раздела программы, тема | Часы учебного времени | из них | Плановые сроки прохождения | Примечание |
часы аудиторных занятий | часы неаудиторных занятий |
1 | Раздел 1. Школьный этикет Правила поведения на уроке и на перемене. Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены. | 6 1 | 1 | | | |
2 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | 1 | | | |
3 | Правила поведения в гардеробе. | 1 | | 1 | | |
4 | Правила поведения в столовой. | 1 | | 1 | | |
5 | Правила поведения в библиотеке. | 1 | | 1 | | |
6 | Правила поведения на школьном дворе | 1 | | 1 | | |
7 | Раздел 2. Правила общения Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? | 10 1 | 1 | | | |
8 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | 1 | 1 | | | |
9 | Мой учитель. | 1 | 1 | | | |
10 | Думай о других: сочувствие, как его выразить? | 1 | 1 | | | |
11 | Добрые и не добрые дела | 1 | 1 | | | |
12 | Добрые и не добрые дела | 1 | | 1 | | |
13 | Ты и твои друзья. | 1 | 1 | | | |
14 | Ты и твои друзья. | 1 | 1 | | | |
15 | Моя семья | 1 | 1 | | | |
16 | Моя семья | 1 | 1 | | | |
17 | Раздел 3. О трудолюбии. Что помогает учиться лучше (старательность)? | 7 1 | 1 | | | |
18 | Как мы трудимся: в школе и дома. | 1 | 1 | | | |
19 | Бережливость: каждой вещи своё место. | 1 | 1 | | | |
20 | Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи) | 1 | 1 | | | |
21 | Наш труд в классе. | 1 | 1 | | | |
22 | «Как быть прилежным и старательным». | 1 | 1 | | | |
23 | Как организовать свой труд дома | 1 | 1 | | | |
24 | Раздел 4. Культура внешнего вида. Основные правила Мойдодыра | 5 1 | 1 | | | |
25 | Культура внешнего вида. | 1 | 1 | | | |
26 | Каждой вещи своё место. | 1 | 1 | | | |
27 | Каждой вещи своё место. | 1 | 1 | | | |
28 | Умейте ценить своё и чужое время. | 1 | 1 | | | |
29 | Раздел 5. Внешкольный этикет. Правила поведения на улице, в транспорте | 5 1 | 1 | | | |
30 | Поведение в транспорте. | 1 | 1 | | | |
31 | «Спасибо» и «пожалуйста» | 1 | 1 | | | |
32 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 | 1 | | | |
33 | Чему нас научили уроки нравственности? | 1 | 1 | | | |
Учебно-тематический план 2 класс
(второй год обучения)
№ п/п | Наименование раздела программы, тема | Часы учебного времени | из них | Плановые сроки прохождения | Примечание |
часы аудиторных занятий | часы неаудиторных занятий |
1 | Раздел 1. Школьный этикет Дисциплина в школе и в классе. Правила поведения на уроке и на перемене. Первичный инструктаж по правилам техники безопасности на уроке и на перемене. | 6 1 | 1 | | | |
2 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | 1 | | | |
3 | Правила поведения в гардеробе. | 1 | | 1 | | |
4 | Правила поведения в столовой. Мы в школьной столовой. | 1 | 1 | | | |
5 | В библиотеке: люби книгу. | 1 | | 1 | | |
6 | Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. | 1 | 1 | | | |
7 | Раздел 2. Правила общения О добром отношении к людям. Что такое «добро и зло». | 10 1 | 1 | | | |
8 | Сопереживание, помощь друзьям. | 1 | 1 | | | |
9 | Дал слово – держи его. | 1 | 1 | | | |
10 | Дал слово – держи его. | 1 | 1 | | | |
11 | Добрые и не добрые дела. | 1 | 1 | | | |
12 | Диалоги со сверстниками. | 1 | 1 | | | |
13 | Диалоги со сверстниками. Ты и твои друзья. | 1 | 1 | | | |
14 | Ты и твои друзья. Мои товарищи. | 1 | 1 | | | |
15 | Моя семья | 1 | 1 | | | |
16 | Моя семья | 1 | 1 | | | |
17 | Раздел 3. О трудолюбии. «Ученье-Свет, а не ученье - тьма». | 7 1 | 1 | | | |
18 | Учусь всё делать сам. «Как быть прилежным и старательным». | 1 | 1 | | | |
19 | Учусь всё делать сам. «Как быть прилежным и старательным». | 1 | 1 | | | |
20 | Что помогает учиться лучше (старательность)? | 1 | 1 | | | |
21 | Взаимопомощь дома и в школе. Наш труд в классе. | 1 | 1 | | | |
22 | Беречь результаты труда. | 1 | 1 | | | |
23 | Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). | 1 | 1 | | | |
24 | Раздел 4. Культура внешнего вида. Правила личной гигиены. Основные правила Мойдодыра. | 5 1 | 1 | | | |
25 | Правила личной гигиены. Культура внешнего вида. | 1 | 1 | | | |
26 | Порядок и время. Каждой вещи своё место. | 1 | 1 | | | |
27 | Каждой вещи своё место. | 1 | 1 | | | |
28 | Умейте ценить своё и чужое время. | 1 | 1 | | | |
29 | Раздел 5. Внешкольный этикет. Правила поведения в общественных местах. Как вести себя на улице и дома. | 5 1 | 1 | | | |
30 | Правила поведения в общественных местах. Как вести себя на улице и дома. | 1 | 1 | | | |
31 | Правила поведения в общественных местах. Поведение в транспорте. | 1 | 1 | | | |
32 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними. | 1 | 1 | | | |
33 | Бережное отношение к природе | 1 | | 1 | | |
34 | Бережное отношение к природе | 1 | 1 | | | |
Учебно-тематический план 3 класс
(третий год обучения)
№ п/п | Наименование раздела программы, тема | Часы учебн. времени | Из них | Плановые сроки прохож дения | Примечание |
| Часы аудиторных занятий | Часы неаудиторных занятий | | |
1 | Раздел 1. Школьный этикет Дисциплина в школе и в классе. Правила поведения на уроке и на перемене. Первичный инструктаж по правилам техники безопасности на уроке и на перемене. | 6 1 |
1 | | | |
2 | Что такое взаимопомощь? | 1 | 1 | | | |
3 | Взаимопомощь: учёба и труд. | 1 | 1 | | | |
4 | Взаимопомощь: учёба и труд. | 1 | | 1 | | |
5 | Школьное имущество надо беречь. | 1 | 1 | | | |
6 | Школьное имущество надо беречь. | 1 | 1 | | | |
7 | Раздел 2. Правила общения Время надо беречь. | 10 1 |
1 | | | |
8 | Мой помощник – режим дня. | 1 | 1 | | | |
9 | Слово лечит, слово ранит. | 1 | 1 | | | |
10 | Слово лечит, слово ранит. | 1 | 1 | | | |
11 | Я и мои друзья. | 1 | | 1 | | |
12 | Что такое справедливость? | 1 | 1 | | | |
13 | Что такое коллективизм? | 1 | | 1 | | |
14 | Какой человек общительный? | 1 | | | | |
15 | Я знаю правила общения со взрослыми и сверстниками. | 1 | | 1 | | |
16 | Я знаю правила общения со взрослыми и сверстниками. | 1 | | 1 | | |
17 | Раздел 3. О трудолюбии. Труд кормит, а лень портит. | 7 1 |
1 | | | |
18 | Труд кормит, а лень портит. | 1 | 1 | | | |
19 | Могу ли я считать себя трудолюбивым? | 1 | 1 | | | |
20 | Учусь всё делать сам. «Как быть прилежным и старательным». | 1 | 1 | | | |
21 | Взаимопомощь дома и в школе. Наш труд в классе. | 1 | 1 | | | |
22 | Как организовать свой труд. Как беречь результаты труда. | 1 | 1 | | | |
23 | Как организовать свой труд. Обязанности дежурного в классе и столовой. | 1 | | 1 | | |
24 | Раздел 4. Культура внешнего вида. Чистота, опрятность, аккуратность в человеке. | 5 1 |
1 | | | |
25 | Правила опрятности и их значение для здоровья окружающих. | 1 | 1 | | | |
26 | Оценка внешнего вида человека. | 1 | 1 | | | |
27 | Уход за своими вещами. | 1 | 1 | | | |
28 | Одежда будничная и праздничная. | 1 | 1 | | | |
29 | Раздел 5. Внешкольный этикет. Разговор по телефону. | 6 | | | | |
30 | Поведение в гостях. | 1 | 1 | | | |
31 | Я пишу письмо. | 1 | 1 | | | |
32 | Я пишу письмо. | 1 | 1 | | | |
33 | Поведение на природе. | 1 | | 1 | | |
34 | Поведение на природе. | 1 | | | | |
Учебно-тематический план 4 класс
(четвёртый год обучения)
№ п/п | Наименование раздела программы, тема | Часы учебн. времени | Из них | Плановые сроки прохож дения | Примечание |
| Часы аудиторных занятий | Часы неаудиторных занятий | | |
1 | Раздел 1. Школьный этикет Отношение к учителю | 6
1 |
1 | | | |
2 | Отношение к одноклассникам | 1 | 1 | | | |
3 | Отношение к окружающим | 1 | 1 | | | |
4 | Забота о младших | 1 | | 1 | | |
5 | Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. | 1 | 1 | | | |
6 | Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. | 1 | 1 | | | |
7 | Раздел 2. Правила общения Как я общаясь с семьёй. | 10 1 |
1 | | | |
8 | Как я общаюсь с соседями. | 1 | 1 | | | |
9 | Вежлив ли я с одноклассниками? | 1 | 1 | | | |
10 | Игра «Город вежливости» | 1 | 1 | | | |
11 | Вежливость в общественных местах. | 1 | | 1 | | |
12 | Вежлив ли я дома? | 1 | 1 | | | |
13 | Незаменимые правила вежливости | 1 | | 1 | | |
14 | Незаменимые правила вежливости | 1 | | | | |
15 | Выход из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины) | 1 | | 1 | | |
16 | Выход из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины) | 1 | | 1 | | |
17 | Раздел 3. О трудолюбии. Человек трудолюбивый, кто он? | 7 1 |
1 | | | |
18 | Культура физического и умственного труда | 1 | 1 | | | |
19 | Культура физического и умственного труда | 1 | 1 | | | |
20 | Золотые руки | 1 | 1 | | | |
21 | Золотые руки | 1 | 1 | | | |
22 | Герои труда | 1 | 1 | | | |
23 | Герои труда | 1 | 1 | | | |
24 | Раздел 4. Культура внешнего вида. Что такое культура внешнего вида? | 5 1 |
1 | | | |
25 | Что такое вкус и стиль? | 1 | 1 | | | |
26 | Одежда и осанка. | 1 | 1 | | | |
27 | Вежливость и внешний вид. | 1 | 1 | | | |
28 | Вежливость и внешний вид. | 1 | 1 | | | |
29 | Раздел 5. Внешкольный этикет. Поведение в разных жизненных ситуациях. | 6 1 |
1 | | | |
30 | Готовимся к празднику | 1 | 1 | | | |
31 | Готовимся к празднику | 1 | 1 | | | |
32 | Осваиваем правило «так нельзя» | 1 | 1 | | | |
33 | Осваиваем правило «так нельзя» | 1 | | 1 | | |
34 | | 1 | | | | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Раздел 2. Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Раздел 3. О трудолюбии.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Раздел 4. Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Раздел 5. Внешкольный этикет.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и. т. д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Литература:
1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 192 с.
2. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1- 4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2011. – 68.
3. Черемисина, В.Г. Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. – 36с.
4. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / сост. В. В. Волина – М.: Просвещение. 1991. – 368 с.
5. Свиридова В.Ю. Хрестоматия по литературному чтению 1 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013. – 176 с.: ил.
«Оборудование и приборы».
Технические средства обучения
1. Мультимедийный компьютер
2. Мультимедиа проектор
3. Экран.
4. Магнитофон