СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа к курсу "Этика: азбука добра" содержит следующие компоненты: поянительную записку, раскрывающую цель, задачи, ожидаемые результаты (личностные метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности), формы организации учебного процесса и их сочетание, формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности, учебно-тематический план, содержание программы и учебно-методическте средства обучения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» 1 - 4 класс составлена на основе авторской программы И.С. Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 192 с.)

Цель: формирование нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

1. Формировать позитивную самооценку к нравственным проблемам.

2. Формировать умение осуществлять нравственный выбор.

3. Развивать коммуникативные компетентности в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности, доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать; следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.

3. Развивать творческие способности личности, её эмоциональную сферу.



Ожидаемые результаты (личностные и метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности)

В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.

Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?»)

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнивать иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие (коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа).

Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

Универсальные учебные действия:

Школьный этикет (понятия об основных правилах поведения в школе)

- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;

- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

- использовать в речи слова вежливости;

- участвовать в диалоге: высказывать своё суждение по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;

- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);

- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);

- описывать сюжетную картинку (серию);

- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;

- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии

- анализировать свой распорядок дня;

- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.

Культура внешнего вида

- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;

- оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет

- использовать доброжелательный тон в общении;

- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

В авторскую программу первого года обучения изменения не внесены. Авторская программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели, из расчёта 1 час в неделю).

В авторскую программу второго года обучения внесены изменения. Авторская программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели). В соответствии с календарным учебным графиком во 2 классах учебный год рассчитан на 34 недели – 34 часа, из расчёта 1 часа в неделю, поэтому в календарно-тематическом плане добавлен 1 час в раздел «Внешкольный этикет», тема «Бережное отношение к природе». Общее количество часов, на которое рассчитана программа второго года обучения – 34 часа.

В авторскую программу третьего года обучения внесены изменения. Авторская программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели). В соответствии с календарным учебным графиком в 3 классах учебный год рассчитан на 34 недели – 34 часа, из расчёта 1 часа в неделю, поэтому в календарно-тематическом плане добавлен 1 час в раздел «Внешкольный этикет», тема «Поведение на природе». Общее количество часов, на которое рассчитана программа – 34 часа.

В авторскую программу четвёртого года обучения внесены изменения. Авторская программа рассчитана на 33 часа (33 учебные недели). В соответствии с календарным учебным графиком в 4 классах учебный год рассчитан на 34 недели – 34 часа, из расчёта 1 часа в неделю, поэтому в календарно-тематическом плане добавлен 1 час в раздел «Внешкольный этикет», тема «Осваиваем правило «так нельзя»»». Общее количество часов, на которое рассчитана программа – 34 часа.

Формы организации учебного процесса: одно из главных условий успеха обучения детей и развитие их нравственного сознания - это индивидуальный подход к каждому ребенку. Организация образовательного процесса строится на принципе обучения и воспитания в коллективе, который сочетает фронтальные, индивидуальные, групповые формы работы, работу в парах постоянного и сменного состава, коллективные творческие проекты, инсценировки, беседы, ролевые игры, тренинги, экскурсии, занятия-практикумы.

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:

проведение викторин по изученному материалу.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(календарно-тематический план прилагается отдельными приложениями к Рабочей программе: приложение №1 – 1класс (первый год обучения), приложение № 2 – 2 класс (второй год обучения), приложение № 3 – 3 класс (третий год обучения), приложение № 4 – 4 класс (четвёртый год обучения))







КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебно-тематический план 1 класс

(первый год обучения)

п/п

Наименование раздела программы, тема

Часы учебного времени

из них

Плановые сроки прохождения

Примечание

часы аудиторных занятий

часы неаудиторных занятий


1

Раздел 1. Школьный этикет

Правила поведения на уроке и на перемене. Мы пришли на урок. Зачем нужны перемены.

6

1




1












2

Правила поведения в общественных местах.

1

1




3

Правила поведения в гардеро­бе.

1


1



4

Правила поведения в столо­вой.

1


1



5

Правила поведения в библио­теке.

1


1



6

Правила поведения на школь­ном дворе

1


1




7

Раздел 2. Правила общения

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?


10

1





1











8

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1

1




9

Мой учитель.

1

1




10

Думай о других: сочувствие, как его выразить?

1

1




11

Добрые и не добрые дела

1

1




12

Добрые и не добрые дела

1


1



13

Ты и твои друзья.

1

1




14

Ты и твои друзья.

1

1




15

Моя семья

1

1




16

Моя семья

1

1





17

Раздел 3. О трудолюбии.

Что помогает учиться лучше (старательность)?

7

1


1





18

Как мы трудимся: в школе и дома.

1

1




19

Бережливость: каждой вещи своё место.

1

1




20

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи)

1

1




21

Наш труд в классе.

1

1




22

«Как быть прилежным и ста­рательным».

1

1




23

Как организовать свой труд дома

1

1






24

Раздел 4. Культура внешнего вида.

Основные правила Мойдодыра

5


1



1






25

Культура внешнего вида.

1

1




26

Каждой вещи своё место.

1

1




27

Каждой вещи своё место.

1

1




28

Умейте ценить своё и чужое время.

1

1






29

Раздел 5. Внешкольный этикет.

Правила поведения на улице, в транспорте

5


1



1







30

Поведение в транспорте.

1

1




31

«Спасибо» и «пожалуйста»

1

1




32

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1

1




33

Чему нас научили уроки нравственности?

1

1






Учебно-тематический план 2 класс

(второй год обучения)

п/п

Наименование раздела программы, тема

Часы учебного времени

из них

Плановые сроки прохождения

Примечание

часы аудиторных занятий

часы неаудиторных занятий





1

Раздел 1. Школьный этикет

Дисциплина в школе и в классе. Правила поведения на уроке и на перемене. Первичный инструктаж по правилам техники безопасности на уроке и на перемене.

6






1







1










2

Правила поведения в общественных местах.

1

1




3

Правила поведения в гардеро­бе.

1


1



4

Правила поведения в столо­вой. Мы в школьной столовой.

1

1




5

В библиотеке: люби книгу.

1


1



6

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

1

1








7

Раздел 2. Правила общения


О добром отношении к людям. Что такое «добро и зло».

10




1





1








8

Сопереживание, помощь друзьям.

1

1




9

Дал слово – держи его.

1

1




10

Дал слово – держи его.

1

1




11

Добрые и не добрые дела.

1

1




12

Диалоги со сверстниками.

1

1




13

Диалоги со сверстниками. Ты и твои друзья.

1

1




14

Ты и твои друзья. Мои товарищи.

1

1




15

Моя семья

1

1




16

Моя семья

1

1





17

Раздел 3. О трудолюбии.

«Ученье-Свет, а не ученье - тьма».

7

1


1





18

Учусь всё делать сам. «Как быть прилежным и ста­рательным».

1

1




19

Учусь всё делать сам. «Как быть прилежным и ста­рательным».

1

1




20

Что помогает учиться лучше (старательность)?

1

1




21

Взаимопомощь дома и в школе. Наш труд в классе.

1

1




22

Беречь результаты труда.

1

1




23

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

1

1






24

Раздел 4. Культура внешнего вида.

Правила личной гигиены. Основные правила Мойдодыра.

5


1



1






25

Правила личной гигиены. Культура внешнего вида.

1

1




26

Порядок и время. Каждой вещи своё место.

1

1




27

Каждой вещи своё место.

1

1




28

Умейте ценить своё и чужое время.

1

1






29

Раздел 5. Внешкольный этикет.

Правила поведения в общественных местах. Как вести себя на улице и до­ма.

5


1



1







30

Правила поведения в общественных местах. Как вести себя на улице и до­ма.

1

1




31

Правила поведения в общественных местах. Поведение в транспорте.

1

1




32

Как приветствовать людей и знакомиться с ними.

1

1




33

Бережное отношение к природе

1


1



34

Бережное отношение к природе

1

1






Учебно-тематический план 3 класс

(третий год обучения)

№ п/п

Наименование раздела программы, тема

Часы учебн. времени

Из них

Плановые сроки прохож

дения

Примечание


Часы аудиторных занятий

Часы неаудиторных занятий





1

Раздел 1. Школьный этикет

Дисциплина в школе и в классе. Правила поведения на уроке и на перемене. Первичный инструктаж по правилам техники безопасности на уроке и на перемене.

6

1



1




2

Что такое взаимопомощь?

1

1




3

Взаимопомощь: учёба и труд.

1

1




4

Взаимопомощь: учёба и труд.

1


1



5

Школьное имущество надо беречь.

1

1




6

Школьное имущество надо беречь.

1

1






7

Раздел 2. Правила общения


Время надо беречь.

10

1



1




8

Мой помощник – режим дня.

1

1




9

Слово лечит, слово ранит.

1

1




10

Слово лечит, слово ранит.

1

1




11

Я и мои друзья.

1


1



12

Что такое справедливость?

1

1




13

Что такое коллективизм?

1


1



14

Какой человек общительный?

1





15

Я знаю правила общения со взрослыми и сверстниками.

1


1



16

Я знаю правила общения со взрослыми и сверстниками.

1


1





17

Раздел 3. О трудолюбии.

Труд кормит, а лень портит.

7

1



1




18

Труд кормит, а лень портит.

1

1




19

Могу ли я считать себя трудолюбивым?

1

1




20

Учусь всё делать сам. «Как быть прилежным и ста­рательным».

1

1




21


Взаимопомощь дома и в школе. Наш труд в классе.

1

1




22

Как организовать свой труд.

Как беречь результаты труда.

1

1




23

Как организовать свой труд. Обязанности дежурного в классе и столовой.

1


1





24

Раздел 4. Культура внешнего вида.

Чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

5

1



1




25

Правила опрятности и их значение для здоровья окружающих.

1

1




26

Оценка внешнего вида человека.

1

1




27

Уход за своими вещами.

1

1




28

Одежда будничная и праздничная.

1

1




29

Раздел 5. Внешкольный этикет.

Разговор по телефону.

6





30

Поведение в гостях.

1

1




31

Я пишу письмо.

1

1




32

Я пишу письмо.

1

1




33

Поведение на природе.

1


1



34

Поведение на природе.

1







Учебно-тематический план 4 класс

(четвёртый год обучения)

№ п/п

Наименование раздела программы, тема

Часы учебн. времени

Из них

Плановые сроки прохож

дения

Примечание


Часы аудиторных занятий

Часы неаудиторных занятий





1

Раздел 1. Школьный этикет


Отношение к учителю

6



1



1




2

Отношение к одноклассникам

1

1




3

Отношение к окружающим

1

1




4

Забота о младших

1


1



5

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.

1

1




6

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.

1

1






7

Раздел 2. Правила общения


Как я общаясь с семьёй.

10

1



1




8

Как я общаюсь с соседями.

1

1




9

Вежлив ли я с одноклассниками?

1

1




10

Игра «Город вежливости»

1

1




11

Вежливость в общественных местах.

1


1



12

Вежлив ли я дома?

1

1




13

Незаменимые правила вежливости

1


1



14

Незаменимые правила вежливости

1





15

Выход из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины)

1


1



16

Выход из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины)

1


1





17

Раздел 3. О трудолюбии.

Человек трудолюбивый, кто он?

7

1



1




18

Культура физического и умственного труда

1

1




19

Культура физического и умственного труда

1

1




20

Золотые руки

1

1




21


Золотые руки

1

1




22

Герои труда

1

1




23

Герои труда

1

1






24

Раздел 4. Культура внешнего вида.

Что такое культура внешнего вида?

5

1



1




25

Что такое вкус и стиль?

1

1




26

Одежда и осанка.

1

1




27

Вежливость и внешний вид.

1

1




28

Вежливость и внешний вид.

1

1




29

Раздел 5. Внешкольный этикет.

Поведение в разных жизненных ситуациях.

6

1



1




30

Готовимся к празднику

1

1




31

Готовимся к празднику

1

1




32

Осваиваем правило «так нельзя»

1

1




33

Осваиваем правило «так нельзя»

1


1



34


1







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Раздел 2. Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Раздел 3. О трудолюбии.

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Раздел 4. Культура внешнего вида.

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Раздел 5. Внешкольный этикет.

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и. т. д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература:

1. Сборник программ внеурочной деятельности: 1 – 4 классы/ под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2012. – 192 с.

2. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1- 4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2011. – 68.

3. Черемисина, В.Г. Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. – 36с.

4. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / сост. В. В. Волина – М.: Просвещение. 1991. – 368 с.

5. Свиридова В.Ю. Хрестоматия по литературному чтению 1 класс. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2013. – 176 с.: ил.

«Оборудование и приборы».

Технические средства обучения

1. Мультимедийный компьютер

2. Мультимедиа проектор

3. Экран.

4. Магнитофон






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!