СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" разработана в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на обучающихся 1 - 4 классов

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Кругликовская основная общеобразовательная школа

Болотнинского района Новосибирской области







РАССМОТРЕНО                                          УТВЕРЖДАЮ:

На заседании МО           Директор МКОУ Кругликовской ООШ

Протокол № 1 от 12.09.2018 г. _______________________

руководитель МО . Киселева Н.С..

Панова Л.М. .     Приказ № 34/1 от 14.09.2018 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра», 1 - 4 классы

учителя начальных классов:

Пановой Людмилы Михайловны









2018 – 2022 г.г.

1. Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.



Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

У выпускника будут сформированы:

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

Выпускник получит возможность для формирования:

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;



В ходе реализации программы «Этика – азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.

К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.



2. Содержание занятий внеурочной деятельности

(первый год обучения)



I. Общечеловеческие ценности - Азбука нравственности

а) Добро. Значение и содержание понятия.

б) Честность. Правдивый ли ты?
в) Любовь к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре; ко всему живому.

г) Дружба и товарищество. Законы дружбы. Твои друзья.

д) Трудолюбие. Посильный труд для себя и близких.

II. Воспитанность и её составные части «Поведение в школе, дома, на улице»

Культура общения, культура внешности, культура быта, культура учебного труда.

III. Культура общения «Человек среди людей»

а) Человек среди людей. Формы приветствия. Формы знакомства и представления. Формы обращения к разным людям.
б) Азбука беседы. Способность выражать свои мысли. Способность слушать. Спор, но не ссора. Поведение во время разговора.
в) Вежливая речь. «Ты» и «Вы». Интонации вежливой речи. Извинение и отказ (несогласие).
г) «У меня зазвонил телефон». Этикет разговора по телефону.

д) Человек среди своих и чужих. Поведение дома и в школе, на улице, в транспорте. Поведение в театре, в кино, в библиотеке.

Поведение в гостях.

IV. Культура внешности - «Чистота и красота»

а) Смотрим в зеркало. Внешний облик. Секреты красоты. Чистота и красота. Здоровье и красота. Гигиена – союзница красоты и здоровья. Взгляд на себя со стороны.
б) Одежда. Уход за одеждой. «Платье чисто, да и речь честна».

в) Осанка и походка. Поза. Жесты и жестикуляция.

г) Причёска. Здоровые волосы – красивые волосы. Уход за волосами.

V. Культура поведения - Правила поведения в общественных местах.

а) Наш дом. «Мой дом – моя крепость».
б) Уют и красота в доме. Вещи – друзья и помощники. Чистота, порядок, каждой вещи – своё место. Подъезд, двор, улица – сфера внимания и влияния воспитанного человека.
в) Твой уголок в доме. Твоё рабочее место – предмет твоей особой заботы.

г) Твоё время и как его беречь. Режим дня и здоровье.

VII. Законы дружбы

VI. Сквозная тема курса: На сцене нашего «Я»

а) Наши разные роли – наши разные лица. Я дома (сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат и т.д.). Я в школе (ученик, ученица, активист, надёжный товарищ, член кружка, команды, первый ученик и т.д.). Я на улице (прохожий, пешеход, горожанин, горожанка, гуляющий и т.д.). Я в транспорте (пассажир, пассажирка). Я в кино, в музее, театре (экскурсовод, слушатель, посетитель и т.д.). Я в гостях, на отдыхе и в других ситуациях.

б) Неизменное в поведении воспитанного человека в любых ситуациях: вежливость, внимательность, чуткость, тактичность, доброта, честность, бережное отношение ко всему, что его окружает.

Примеры практических занятий и упражнений:

• технологический тренинг оптимальной скорости чтения;

• тренинг быстроты письма;

• тренинг вычислительных умений

• тренинг общения;

• выполнение режима дня;

• практикумы: как вести себя за столом, как красиво одеваться и др.;

• выполнение памяток «Как готовить уроки дома», «Как стать внимательным», «Как стать настойчивым»;

• заполнение анкеты «Хорошо ли ты умеешь учиться?»;

• выполнение памяток самоконтроля за учебным трудом и поведением



(второй год обучения)

I. Азбука беседы

  1. правила общения с друзьями, родителями;

  2. правила монологической и диалогической речи;

  3. нормы и правила культуры речи.

II. Режим дня

  1. правила точности и обязательности;

  2. о режиме дня как средстве воспитания воли и характера;

  3. о влиянии режима дня школьника на здоровье.

III. Любовь к природе

  1. овладеть понятиями «природные явления», «формы жизни»;

  2. понимать значение «экологических связей» в природе.

IV. Любовь к близким

  1. основные обязанности членов семьи;

  2. «Взаимопомощь в семье»;

  3. «Мои обязанности в семье»;

  4. «Один дома»;

  5. «Мы живем среди людей»;

  6. овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека.

V. Вежливая речь.

  1. смысловое выражение понятий: вежливость, скромность, хвастливость;

  2. нормы и правила общения между девочками и мальчиками.

VII. Я на улице и в транспорте

  1. правила безопасного поведения на улице и в транспорте;

  2. точное название конкретных предметов, относящихся к транспорту;

  3. обязанности пассажира;

  4. где можно и где нельзя играть.

VI. Одежда. Уход за одеждой

  1. сведения об истории одежды, видах и назначении одежды;

  2. иметь представление о физической красоте и внешнем облике человека.

VII. Причёска

  1. иметь представление о физической красоте и внешнем облике человека;

  2. -иметь представление о головных уборах.

VIII. Род, родные, Родина

  1. традиции своего рода, семьи;

  2. иметь представление о базовых национальных российских ценностях

(третий год обучения)

I. Моральная оценка и самооценка

  1. Азбука этики

  2. Добро и зло».

  3. Милосердие. « Что это такое?»

  4. «Золотое правило нравственности. Примеры для подражания.

  5. «Добротой себя измерь».

  6. Итоговое занятие.

  7. « Как сделать людей добрее?»

II Я и мои друзья»

  1. «Я среди друзей».

  2. Дружба и вражда.

  3. Дружба и товарищество. Отношения между девочками и мальчиками.

  4. Верность и самоотверженность в дружбе.

III. . Человек и его имя

  1. «Способность выражать свои мысли»

  2. «Правила честного человека».

  3. «Совесть. Справедливость».

IV. Этикет в общественных местах.

  1. «Я в кино, в музее, в театре».

  2. «Осторожно, двери закрываются».

  3. «И, взвившись, занавес шумит»

  4. ( Правила поведения в кино, театре, музее)

  5. Мы в библиотеке.

  6. Правила поведения в церкви.

  7. « Любовь к природе»

  8. «Я познаю себя и других»

V. Речевой этикет

  1. Общение по телефону.

  2. « Цени свое и чужое время»

  3. Моделирование телефонных разговоров с разными людьми

  4. Речевой этикет.

VII. VI. Культурный человек )

  1. Твой подъезд, твой двор

  2. Этикет в общественных местах

  3. «Моя семья - это…

  4. «Один дома»

VI. .Как я выгляжу

  1. Как я выгляжу. Одежда. Уход за одеждой.

  2. Чистота и красота.

  3. Осанка и походка.

VII. Я познаю себя и других

  1. «Вежливая речь»».

  2. «Твой режим дня»

  3. Круглый стол «Культурный человек»

  4. «Праздничный этикет



(четвертый год обучения)



1.Общечеловеческие ценности: «Добродетель, милосердие»

«Дружба и товарищество»

«Золотое правила нравственности»

  1. Доброе отношение к миру.

  2. "Подарок просто так" .

  3. Милосердие. « Что это такое?».

  4. Информационный проект «Энциклопедия добрых дел человечества» (энциклопедия злых дел человечества).

  5. «Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог».

  6. Исследовательский проект: Экспедиция "В поисках добра".

2 .Культура общения: «Я в гостях, на отдыхе»

  1. «В гости ходят повидаться, а не наедаться».

  2. « Осторожно, двери закрываются».

  3. «И, взвившись, занавес шумит» (Правила поведения в кино, театре, музее).

  4. Правила поведения в библиотеке.

  5. Правила поведения в церкви. « Береги и охраняй природу» (Правила поведения на природе).

  6. «Мы живем среди людей» (Итоговое занятие)

3. «У меня зазвонил телефон»

  1. Звонок по телефону.

  2. « Не теряй время ».

  3. Практическая работа: моделирование телефонных разговоров с разными людьми.

  4. Приглашение по телефону.

4. Культура быта: «Уют и красота в доме. «Дом, двор, улица – сфера внимания и влияния воспитанного человека»

  1. «Улица –«смотрины» вежливости».

  2. Социальный практико-ориентированный проект “Цвети, Земля!”

  3. Социальный практико-ориентированный проект "Мастерская волшебников".

  4. Исследовательский проект “Малые раны природы на территории школьного двора”

5. Культура внешности: «Смотрим в зеркало. Взгляд на себя со стороны»

  1. Исследовательский проект «Красота и здоровье».

  2. Аккуратность и опрятность внешнего вида.

  3. О вкусах не спорят, о манерах важно знать

6. Культура учебного труда: «Правила: пять «надо», пять «хорошо», «этого делать нельзя»

  1. Исследовательский проект “Когда в школе учиться интересно?”

  2. Социальный практико-ориентированный проект “Перемена”.

  3. Практикум "Наш школьный закон".

  4. «Праздничный бал» прощание с начальной школой.

3. Тематическое планирование

Первый год обучения

Содержание учебного материала

к-во часов

Азбука нравственности

7

«Законы дружбы»

3

«Человек среди людей» (учимся общению)

7

«Поведение в школе, дома, на улице»

10

Правила поведения в общественных местах.

3

«Чистота и красота»

4


34



Второй год обучения

Содержание учебного материала

к-во часов

Азбука беседы

4

Вежливая речь

3

Я на улице и в транспорте

3

Режим дня

4

Одежда. Уход за одеждой

3

Причёска

3

Любовь к природе

5

Любовь к близким

6

Род, родные, Родина…

3


34



Третий год обучения

Содержание учебного материала

к-во часов

Моральная оценка и самооценка

6

Я и мои друзья

4

Человек и его имя.

3

Этикет в общественных местах.

6

Речевой этикет

4

Культурный человек

4

Как я выгляжу

3

Я познаю себя и других

4


34



Четвертый год обучения.

Содержание учебного материала

к-во часов

Общечеловеческие ценности: «Добродетель, милосердие»

6

Общечеловеческие ценности: «Дружба и товарищество»

4

Общечеловеческие ценности: «Золотое правила нравственности»

3

Культура общения: «Я в гостях, на отдыхе»

7

Культура общения: «У меня зазвонил телефон»

4

Культура быта: «Уют и красота в доме. «Улица – сфера внимания и влияния воспитанного человека»

4

Культура внешности: «Смотрим в зеркало. Взгляд на себя со стороны»

3

Культура учебного труда: «Правила: пять «надо», пять «хорошо», «этого делать нельзя»

3


34

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!