Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Кругликовская основная общеобразовательная школа
Болотнинского района Новосибирской области
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ:
На заседании МО Директор МКОУ Кругликовской ООШ
Протокол № 1 от 12.09.2018 г. _______________________
руководитель МО . Киселева Н.С..
Панова Л.М. . Приказ № 34/1 от 14.09.2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Этика: азбука добра», 1 - 4 классы
учителя начальных классов:
Пановой Людмилы Михайловны
2018 – 2022 г.г.
1. Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:
У выпускника будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
В ходе реализации программы «Этика – азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
2. Содержание занятий внеурочной деятельности
(первый год обучения)
I. Общечеловеческие ценности - Азбука нравственности
а) Добро. Значение и содержание понятия.
б) Честность. Правдивый ли ты?
в) Любовь к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре; ко всему живому.
г) Дружба и товарищество. Законы дружбы. Твои друзья.
д) Трудолюбие. Посильный труд для себя и близких.
II. Воспитанность и её составные части «Поведение в школе, дома, на улице»
Культура общения, культура внешности, культура быта, культура учебного труда.
III. Культура общения «Человек среди людей»
а) Человек среди людей. Формы приветствия. Формы знакомства и представления. Формы обращения к разным людям.
б) Азбука беседы. Способность выражать свои мысли. Способность слушать. Спор, но не ссора. Поведение во время разговора.
в) Вежливая речь. «Ты» и «Вы». Интонации вежливой речи. Извинение и отказ (несогласие).
г) «У меня зазвонил телефон». Этикет разговора по телефону.
д) Человек среди своих и чужих. Поведение дома и в школе, на улице, в транспорте. Поведение в театре, в кино, в библиотеке.
Поведение в гостях.
IV. Культура внешности - «Чистота и красота»
а) Смотрим в зеркало. Внешний облик. Секреты красоты. Чистота и красота. Здоровье и красота. Гигиена – союзница красоты и здоровья. Взгляд на себя со стороны.
б) Одежда. Уход за одеждой. «Платье чисто, да и речь честна».
в) Осанка и походка. Поза. Жесты и жестикуляция.
г) Причёска. Здоровые волосы – красивые волосы. Уход за волосами.
V. Культура поведения - Правила поведения в общественных местах.
а) Наш дом. «Мой дом – моя крепость».
б) Уют и красота в доме. Вещи – друзья и помощники. Чистота, порядок, каждой вещи – своё место. Подъезд, двор, улица – сфера внимания и влияния воспитанного человека.
в) Твой уголок в доме. Твоё рабочее место – предмет твоей особой заботы.
г) Твоё время и как его беречь. Режим дня и здоровье.
VII. Законы дружбы
VI. Сквозная тема курса: На сцене нашего «Я»
а) Наши разные роли – наши разные лица. Я дома (сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат и т.д.). Я в школе (ученик, ученица, активист, надёжный товарищ, член кружка, команды, первый ученик и т.д.). Я на улице (прохожий, пешеход, горожанин, горожанка, гуляющий и т.д.). Я в транспорте (пассажир, пассажирка). Я в кино, в музее, театре (экскурсовод, слушатель, посетитель и т.д.). Я в гостях, на отдыхе и в других ситуациях.
б) Неизменное в поведении воспитанного человека в любых ситуациях: вежливость, внимательность, чуткость, тактичность, доброта, честность, бережное отношение ко всему, что его окружает.
Примеры практических занятий и упражнений:
• технологический тренинг оптимальной скорости чтения;
• тренинг быстроты письма;
• тренинг вычислительных умений
• тренинг общения;
• выполнение режима дня;
• практикумы: как вести себя за столом, как красиво одеваться и др.;
• выполнение памяток «Как готовить уроки дома», «Как стать внимательным», «Как стать настойчивым»;
• заполнение анкеты «Хорошо ли ты умеешь учиться?»;
• выполнение памяток самоконтроля за учебным трудом и поведением
(второй год обучения)
I. Азбука беседы
правила общения с друзьями, родителями;
правила монологической и диалогической речи;
нормы и правила культуры речи.
II. Режим дня
правила точности и обязательности;
о режиме дня как средстве воспитания воли и характера;
о влиянии режима дня школьника на здоровье.
III. Любовь к природе
овладеть понятиями «природные явления», «формы жизни»;
понимать значение «экологических связей» в природе.
IV. Любовь к близким
основные обязанности членов семьи;
«Взаимопомощь в семье»;
«Мои обязанности в семье»;
«Один дома»;
«Мы живем среди людей»;
овладеть понятием «семья», понимать ее значение в жизни человека.
V. Вежливая речь.
смысловое выражение понятий: вежливость, скромность, хвастливость;
нормы и правила общения между девочками и мальчиками.
VII. Я на улице и в транспорте
правила безопасного поведения на улице и в транспорте;
точное название конкретных предметов, относящихся к транспорту;
обязанности пассажира;
где можно и где нельзя играть.
VI. Одежда. Уход за одеждой
сведения об истории одежды, видах и назначении одежды;
иметь представление о физической красоте и внешнем облике человека.
VII. Причёска
иметь представление о физической красоте и внешнем облике человека;
-иметь представление о головных уборах.
VIII. Род, родные, Родина
традиции своего рода, семьи;
иметь представление о базовых национальных российских ценностях
(третий год обучения)
I. Моральная оценка и самооценка
Азбука этики
Добро и зло».
Милосердие. « Что это такое?»
«Золотое правило нравственности. Примеры для подражания.
«Добротой себя измерь».
Итоговое занятие.
« Как сделать людей добрее?»
II Я и мои друзья»
«Я среди друзей».
Дружба и вражда.
Дружба и товарищество. Отношения между девочками и мальчиками.
Верность и самоотверженность в дружбе.
III. . Человек и его имя
«Способность выражать свои мысли»
«Правила честного человека».
«Совесть. Справедливость».
IV. Этикет в общественных местах.
«Я в кино, в музее, в театре».
«Осторожно, двери закрываются».
«И, взвившись, занавес шумит»
( Правила поведения в кино, театре, музее)
Мы в библиотеке.
Правила поведения в церкви.
« Любовь к природе»
«Я познаю себя и других»
V. Речевой этикет
Общение по телефону.
« Цени свое и чужое время»
Моделирование телефонных разговоров с разными людьми
Речевой этикет.
VII. VI. Культурный человек )
Твой подъезд, твой двор
Этикет в общественных местах
«Моя семья - это…
«Один дома»
VI. .Как я выгляжу
Как я выгляжу. Одежда. Уход за одеждой.
Чистота и красота.
Осанка и походка.
VII. Я познаю себя и других
«Вежливая речь»».
«Твой режим дня»
Круглый стол «Культурный человек»
«Праздничный этикет
(четвертый год обучения)
1.Общечеловеческие ценности: «Добродетель, милосердие»
«Дружба и товарищество»
«Золотое правила нравственности»
Доброе отношение к миру.
"Подарок просто так" .
Милосердие. « Что это такое?».
Информационный проект «Энциклопедия добрых дел человечества» (энциклопедия злых дел человечества).
«Стремись к тому, чтобы любой зверек тебе, как другу доверять бы мог».
Исследовательский проект: Экспедиция "В поисках добра".
2 .Культура общения: «Я в гостях, на отдыхе»
«В гости ходят повидаться, а не наедаться».
« Осторожно, двери закрываются».
«И, взвившись, занавес шумит» (Правила поведения в кино, театре, музее).
Правила поведения в библиотеке.
Правила поведения в церкви. « Береги и охраняй природу» (Правила поведения на природе).
«Мы живем среди людей» (Итоговое занятие)
3. «У меня зазвонил телефон»
Звонок по телефону.
« Не теряй время ».
Практическая работа: моделирование телефонных разговоров с разными людьми.
Приглашение по телефону.
4. Культура быта: «Уют и красота в доме. «Дом, двор, улица – сфера внимания и влияния воспитанного человека»
«Улица –«смотрины» вежливости».
Социальный практико-ориентированный проект “Цвети, Земля!”
Социальный практико-ориентированный проект "Мастерская волшебников".
Исследовательский проект “Малые раны природы на территории школьного двора”
5. Культура внешности: «Смотрим в зеркало. Взгляд на себя со стороны»
Исследовательский проект «Красота и здоровье».
Аккуратность и опрятность внешнего вида.
О вкусах не спорят, о манерах важно знать
6. Культура учебного труда: «Правила: пять «надо», пять «хорошо», «этого делать нельзя»
Исследовательский проект “Когда в школе учиться интересно?”
Социальный практико-ориентированный проект “Перемена”.
Практикум "Наш школьный закон".
«Праздничный бал» прощание с начальной школой.
3. Тематическое планирование
Первый год обучения
Содержание учебного материала | к-во часов |
Азбука нравственности | 7 |
«Законы дружбы» | 3 |
«Человек среди людей» (учимся общению) | 7 |
«Поведение в школе, дома, на улице» | 10 |
Правила поведения в общественных местах. | 3 |
«Чистота и красота» | 4 |
| 34 |
Второй год обучения
Содержание учебного материала | к-во часов |
Азбука беседы | 4 |
Вежливая речь | 3 |
Я на улице и в транспорте | 3 |
Режим дня | 4 |
Одежда. Уход за одеждой | 3 |
Причёска | 3 |
Любовь к природе | 5 |
Любовь к близким | 6 |
Род, родные, Родина… | 3 |
| 34 |
Третий год обучения
Содержание учебного материала | к-во часов |
Моральная оценка и самооценка | 6 |
Я и мои друзья | 4 |
Человек и его имя. | 3 |
Этикет в общественных местах. | 6 |
Речевой этикет | 4 |
Культурный человек | 4 |
Как я выгляжу | 3 |
Я познаю себя и других | 4 |
| 34 |
Четвертый год обучения.
Содержание учебного материала | к-во часов |
Общечеловеческие ценности: «Добродетель, милосердие» | 6 |
Общечеловеческие ценности: «Дружба и товарищество» | 4 |
Общечеловеческие ценности: «Золотое правила нравственности» | 3 |
Культура общения: «Я в гостях, на отдыхе» | 7 |
Культура общения: «У меня зазвонил телефон» | 4 |
Культура быта: «Уют и красота в доме. «Улица – сфера внимания и влияния воспитанного человека» | 4 |
Культура внешности: «Смотрим в зеркало. Взгляд на себя со стороны» | 3 |
Культура учебного труда: «Правила: пять «надо», пять «хорошо», «этого делать нельзя» | 3 |
| 34 |