Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32
имени 177 истребительного авиационного московского полка»
Г. о. Подольск
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей начальных классов Руководитель ШМО ___________ Рыжкова Н. А. Протокол №______ от «___» __________ 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____Петрова Н.В. «___» ___________ 2020г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СОШ №32 __________С.И. Тухватулина Приказ №______ от «___» ____________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
2 Д КЛАСС
Учебных недель: 34
Количество часов в неделю: 1
Количество часов в год: 34
Составитель:
Твёрдая Валентина Николаевна,
учитель начальных классов
2020-2021 учебный год
Содержание
1. Общие цели программы «Этика: азбука добра» ………………….……..……………..3
2. Планируемые результаты изучения курса «Этика: азбука добра» …………………...3
3. Содержание курса «Этика: азбука добра» …………………….……………………......5
4. Тематическое планирование ..……………………………………………………..…… 5
5. Календарно-тематическое планирование …………………………………………..…. 6
6. Учебно-методическое обеспечение и материально-техническое обеспечение ……...7
Рабочая программа внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» предназначена для 2 класса, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии ООП НОО МОУ СОШ №32 и составлена на основе авторской программы «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011г. с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий и реализует духовно-нравственное направление.
Во 2 классе на внеурочную деятельность «Этика: азбука добра» отводится 34 часа в год из расчёта 1 час в неделю.
Общие цели курса «Этика: азбука добра»
Цель: формирование нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Основные задачи:
развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
воспитание уважения к людям, традициям;
усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
Планируемые результаты изучения курса «Этика: азбука добра»
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Обучающиеся получат возможность научиться:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осознанно строить речевое высказывание;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
комментировать последовательность действий;
формулировать собственное мнение и позицию;
участвовать в коллективном обсуждении;
выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
отличать понятия «этика» и «этикет»;
правилам вежливости и красивых манер;
соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах;
придерживаться «золотого правила» в общении с другими;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
быть доброжелательными.
Обучающиеся получат возможность научиться:
обобщать, делать выводы;
придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома;
быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради;
не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию выявлять функциональные отношения между понятиями.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Содержание курса «Этика: азбука добра»
Раздел 1: Культура общения (9 часов)
Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.
Формы организации и виды деятельности: беседа, сюжетно-ролевая игра.
Вид - игровая деятельность
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)
Заповеди. Дал слово держи.
Формы организации и виды деятельности: беседа, игры, чтение.
Вид - познавательная деятельность
Раздел 3: Дружеские отношения (11 часов)
«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.
Формы организации и виды деятельности: беседа, конкурс загадок, проект.
Вид - проблемно-ценностное общение
Раздел 4: Понять другого (10 часов)
Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.
Формы организации и виды деятельности: беседа, сюжетно- ролевая игра, диспут.
Вид- проблемно-ценностное общение
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела/темы | Кол-во часов на изучение |
1 | Культура общения | 9 |
2 | Общечеловеческие нормы нравственности | 4 |
3 | Дружеские отношения | 11 |
4 | Понять другого | 10 |
| Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема | Плановые сроки прохождения | Скоррект. сроки прохождения |
Раздел 1: Культура общения 9 ч |
| Этикет (повторение). | 03.09. | |
| Устное и письменное приглашение на день рождения. | 10.09. | |
| Устное и письменное приглашение на день рождения. | 17.09. | |
| Устное и письменное приглашение на день рождения. | 24.09. | |
| Встреча и развлечение гостей. | 01.10. | |
| Встреча и развлечение гостей | 08.10. | |
| Поведение в гостях. | 15.10. | |
| Поведение в гостях. | 22.10. | |
| Как дарить подарки. | 05.11. | |
Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности 4 ч |
| Заповеди | 12.11. | |
| Заповеди. | 19.11. | |
| Дал слово держи. | 26.11. | |
| Дал слово держи. | 03.12. | |
Раздел 3: Дружеские отношения 11 ч |
| «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 10.12. | |
| «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». | 17.12. | |
| Преданный друг. | 24.12. | |
| Преданный друг. | 14.01. | |
| О доброте и бессердечие | 21.01. | |
| О доброте и бессердечие. | 28.01. | |
| Об уважительном отношении к старшим. | 04.02. | |
| Об уважительном отношении к старшим. | 11.02. | |
| О зависти и скромности. | 18.02. | |
| О доброте и жестокосердии. | 25.02. | |
| В мире мудрых мыслей. | 04.03. | |
Раздел 4: Понять другого 10 ч |
| Золотые правила. | 11.03. | |
| Золотые правила. | 18.03. | |
| Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 01.04. | |
| Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. | 08.04. | |
| О тактичном и бестактном поведении | 15.04. | |
| О тактичном и бестактном поведении. | 22.04. | |
| Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 29.04. | |
| Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. | 06.05. | |
| В мире мудрых мыслей. | 13.05. | |
| Обзор курса этики за год. | 20.05. | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение
Большая книга по этикету.- М: АСТ, 2015.-711с.
Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах.-М: Фаир-пресс, 2015.-208с.
Мир общения. Этикет для детей. «Каро». Санкт Петербург 2015
Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов.- М.: Школьная пресса, 2016.-112с.
Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М: Владос, 2018
Шемшурина А.И. Этические диалоги с детьми 1 – 4 - х классов: в помощь учителю. Москва 2016
Оборудование рабочего места учителя
- классная магнитная доска;
- интерактивная доска;
- персональный компьютер с принтером; ксерокс;
- CD/DVD-проигрыватель;
- телевизор
Печатные пособия
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы кружка.
Карточки с заданиями по развитию познавательных способностей для 1 класса.