ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО 2015 г.) и требований, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).
Рабочая программа составлена с учётом полученных обучающимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
Цели и задачи учебного предмета
Целями реализации рабочей программы являются: достижение выпускниками планируемых результатов, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося в её самобытности, уникальности, неповторимости.
Программа обеспечивает оперативное введение в образовательный процесс содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий, формирует пространство, на котором происходит сопоставление обучающимися собственных стремлений, полученного опыта учебной деятельности и информации, в первую очередь в отношении профессиональной ориентации.
Задачи программы по технологии
Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Место учебного предмета «Технология»
Рабочая программа реализуется из расчёта 2 ч в неделю в 5—7 классах, 1 ч в 8 классе, 1 ч в 9 классе — за счёт вариативной части учебного плана и внеурочной деятельности. Все разделы рабочей программы содержат основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ обучающиеся должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Рабочей программой предусмотрено выполнение учащимися в каждом учебном году творческого проекта. При организации творческой проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости материального продукта, который они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучение технологии по данной программе способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов, соответствующих требованиям ФГОС.
Личностными результатами освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования являются:
— формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности;
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
— самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации и социальной стратификации;
— развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
— осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе осознанного ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду;
— становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; — проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
— самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства;
— формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты:
— самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности;
— алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
— определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
— комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
— выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;
— виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
— осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
— организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
— оценивание точности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
— соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
— оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
— формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Предметные результаты освоения программы: в познавательной сфере:
— осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, природных объектов, а также соответствующих технологий промышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
— практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследований;
— уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта; распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах; оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
— развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
— овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации;
— формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности; применение элементов экономики при обосновании технологий и проектов; — владение алгоритмами и методами решения организационных и техникотехнологических задач; овладение элементами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства; в трудовой сфере:
— планирование технологического процесса и процесса труда; подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии; подбор инструментов, приспособлений и оборудования с учётом требований технологии и материальноэнергетических ресурсов;
— овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования; проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
— выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
— выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
— контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления; — документирование результатов труда и проектной деятельности; расчёт себестоимости продукта труда; примерная экономическая оценка возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг; в мотивационной сфере:
— оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда; — согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
— формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда; направленное продвижение к выбору профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или будущей профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
— выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг; оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности; — стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств, труда; наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ; в эстетической сфере:
— овладение методами эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда, дизайнерского проектирования изделий; разработка варианта рекламы выполненного объекта или результата труда;
— рациональное и эстетическое оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и элементов научной организации труда;
— умение выражать себя в доступных видах и формах художественно-прикладного творчества; художественное оформление объекта труда и оптимальное планирование работ;
— рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды; — участие в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремление внести красоту в домашний быт; в коммуникативной сфере: — практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
— установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы или проекта, эффективное сотрудничество и способствование эффективной кооперации; интегрирование в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия со сверстниками и учителями;
— сравнение разных точек зрения перед принятием решения и осуществлением выбора; аргументирование своей точки зрения, отстаивание в споре своей позиции невраждебным для оппонентов образом;
— адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; овладение устной и письменной речью; построение монологических контекстных высказываний; публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
в физиолого-психологической сфере:
— развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов; достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций; — соблюдение необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, с учётом технологических требований;
— сочетание образного и логического мышления в проектной деятельности.
Содержание учебного предмета «Технология» 6 класс. Объём учебного времени – 70 часов.
№ п/п | Модули программы | Количество учебного времени | Планируемые результаты освоения раздела или темы |
Раздел 1 Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений. | 4 | |
1 | Тема 1 Технологии возведения зданий и сооружений. | 1 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о современных технологиях возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений, овладение новой терминологией, ключевыми понятиями; получение новых знаний в рамках учебного предмета. |
2 | Тема 2. Ремонт и содержание зданий и сооружений | 1 |
3-4 | Тема 3 «Энергетическое обеспечение зданий. Энергосбережение в быту». | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений об энергетическом обеспечении зданий и энергосбережении в быту, овладение новой терминологией, ключевыми понятиями; получение новых знаний в рамках учебного предмета. |
Раздел 2 «Технологии в сфере быта». | 4 | |
5-6 | Тема: 1. Планировка помещений жилого дома. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися способов деяельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о помещениях жилого дома, зонировании пространства жилого помещения, планировке комнаты подростка, технологиях планирования помещения; получение новых знаний в рамках учебного предмета. |
7-8 | Тема 2. Освещение жилого помещения. Тема 3. Экология жилища. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о типах освещения, видах ламп, светильников и систем управления светом; экологии жилища, микроклимате в жилище, технологиях уборки помещения; овладение умениями выполнять уборку помещения. |
Раздел 3 «Технологическая система». | 10 | |
9-10 | Тема: 1 Технологическая система как средство для удовлетворения базовых потребностей человека. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о современных технологических системах, их элементах и уровнях; овладение умениями различать входы и выходы технологических систем, проводить анализ технологической системы. |
11-12 | Тема: 2 Понятие о системах автоматического управления. Робототехника. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о системах автоматического управления и робототехнике; овладение умениями разбираться в классификации систем автоматического управления, различать бытовые автоматизированные и авто матические устройства, окружающие человека в повседневной жизни. |
13-14 | Тема: 3 Техническая система и ее элементы. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о технической системе, основных частях машин, механизмах; получение новых знаний в рамках учебного предмета. |
15-16 | Тема: 4 Анализ функций технических систем. Морфологический анализ. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений об анализе функций технической системы и методе морфологического анализа; овладение умениями выполнять анализ функций технической системы и морфологический анализ. |
17-18 | Тема: 5 Моделирование механизмов технических систем. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о моделировании технических систем, видах моделей; овладение умениями строить модели механизма, состоящего из нескольких простых механизмов, по кинематической схеме, выполнять модификации механизмов. |
Раздел 4 «Материальные технологии. Вариант Б: Технологии обработки текстильных материалов». | 24 | |
19-20 | Тема: 1 Классификация одежды. Снятие мерок для изготовления одежды. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о классификации одежды, снятии мерок с фигуры человека; получение опыта снятия мерок. |
21-22 | Тема: 2 Изготовление выкройки швейного изделия. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о конструировании одежды и аксессуаров различными методами; получение опыта изготовления выкройки в масштабе 1 : 4 по индивидуальным меркам (на примере прямой юбки с кулиской для резинок), по заданным размерам (на примере сумки-торбы), копирования готовой выкройки. |
23-24 | Тема: 3 Виды и свойства хлопчатобумажных и льняных тканей. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений об общих свойствах текстильных материалов; овладение умениями исследовательской деятельности по определению видов и свойств хлопчатобумажных и льняных тканей. |
25-26 | Тема: 4 Подготовка швейной машины к работе. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность их мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о швейной машине как технологической машине для изготовления швейных изделий, овладение умениями подготавливать швейную машину к работе. |
27-28 | Тема: 5 Приемы работы на швейной машине. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о прямой и зигзагообразной машинной строчке, регуляторах швейной машины; об установке длины стежка и выполнении закрепки с помощью кнопки реверса; овладение умениями осуществлять исследовательскую деятельность. |
29-34 | Тема: 6 Машинные швы. Основные операции при машинной обработке изделия. | 6 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о технологии выполнения машинных работ; получение опыта обметывания на швейной машине зигзагообразной строчкой и оверлоком, стачивания деталей, застрачивания подогнутого среза. |
35-38 | Тема: 7 Вязание полотна из столбиков без накида. | 4 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о материалах, инструментах и приспособлениях для вязания крючком; получение опыта вязания полотна столбиками без накида тремя способами; приобретение навыков самооценки, рефлексии. |
39-40 | Тема: 8 Плотное вязание по кругу. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о вязании по кругу; получение опыта плотного вязания по кругу. |
41-42 | Тема: 9 Ажурное вязание по кругу. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о вязании по кругу; получение опыта ажурного вязания по кругу. |
Раздел 5 «Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов» | 10 | |
43-44 | Тема: 1 Технология приготовления блюд из сырых овощей и фруктов. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о технологии приготовления блюд из сырых овощей и фруктов; получение опыта приготовления блюд из них. |
45-46 | Тема: 2 Тепловая кулинарная обработка овощей. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о видах тепловой обработки овощей; получение опыта приготовления блюд из вареных овощей. |
47-48 | Тема: 3 Технология приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о технологии приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов; получение опыта приготовления молочного супа, молочной каши или блюда из творога. |
49-50 | Тема: 4 Технология приготовления изделий из жидкого теста. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о технологии приготовления изделий из жидкого теста; получение опыта приготовления блинчиков. |
51-52 | Тема: 5 Технология приготовления блюд из рыбы и морепродуктов. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о технологии приготовления блюд из рыбы и морепродуктов; получение опыта приготовления блюд из них. |
Раздел 6 «Технологии растениеводства и животноводства» | 8 | |
53-54 | Тема: 1 Обработка почвы. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умения организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о составе и свойствах почвы, агротехнических приемах обработки почвы; получение опыта подготовки почвы к обработке. |
55-56 | Тема: 2 Технологии посева, посадки и ухода за культурными растениями. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о технологиях посева, посадки и ухода за культурными растениями; получение опыта проращивания семян овощных культур, прополки всходов овощных или цветочных культур. |
57-58 | Тема: 3 Технологии уборки урожая. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о технологиях уборки, хранения и переработки урожая, получения семян культурных растений; получение опыта уборки урожая корнеплодов. |
59-60 | Тема: 4 Содержание животных. | 2 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о технологиях содержания животных. |
Раздел 7 «Исследовательская и созидательная деятельность» | 8 | |
61-68 | Тема: 1 Разработка и реализация творческого проекта | 8 | личностные — готовность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в межличностных отношениях; метапредметные — освоение обучающимися на базе учебного предмета «Технология» способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях; умение организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками; предметные — сформированность представлений о выполнении и защите творческих проектов. |
69-70 | Резервный урок «Обобщение пройденного». | 2 | |
Календарно-тематическое планирование для 6 класса
№ п/п | Тема урока | Формы занятий | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
Раздел I «Технологии возведения, ремонта и содержания зданий и сооружений» (4 ч) |
1 | Технологии возведения зданий и сооружений | Беседа, лекция, практическая работа | 1 | 03.09 | |
2 | Ремонт и содержание зданий и сооружений. Практическая работа №1. Ознакомление со строительными технологиями. | Беседа, лекция практическая работа | 1 | 03.09 | |
3-4 | Энергетическое обеспечение зданий. Энергосбережение в быту. Практическая работа №2. Энергетическое обеспечение нашего дома. | Беседа, лекция, практическая работа | 2 | 10.09 | |
Раздел II «Технологии в сфере быта» (4 ч) |
5-6 | Планировка помещений жилого дома. Практическая работа №3. Планировка помещения | Лекция, беседа | 2 | 17.09 | |
7 | Освещение жилого помещения. | Лекция, беседа | 1 | 24.09 | |
8 | Экология жилища. Практическая работа №4. Генеральная уборка кабинета технологии. | Беседа, лекция практическая работа | 1 | 24.09 | |
Раздел III «Технологическая система» (10 ч) |
9-10 | Технологическая система как средство для удовлетворения базовых потребностей человека. Практическая работа №5. Ознакомление с технологическими системами. | Беседа, лекция практическая работа | 2 | 01.10 | |
11-12 | Системы автоматического управления. Робототехника. Практическая работам№6. Ознакомление с автоматизированными и автоматическими устройствами. | Беседа, лекция практическая работа | 2 | 08.10 | |
13-14 | Техническая система и её элементы. Практическая работа №7. Ознакомление с механизмами (передачами). | Беседа, лекция практическая работа | 2 | 15.10 | |
15 | Анализ функций технических систем. Морфологический анализ. Практическая работа №8. Анализ функций технических систем. | Беседа, лекция практическая работа | 1 | 22.10 | |
16 | Анализ функций технических систем. Морфологический анализ. Практическая работа №9. Морфологический анализ технической системы. | Беседа, лекция практическая работа | 1 | 22.10 | |
17-18 | Моделирование механизмов технических систем. Практическая работа №10. Конструирование моделей механизмов. | Беседа, лекция практическая работа | 2 | 05.11 | |
Раздел IV «Материальные технологии» (24 ч) Вариант Б: Технологии обработки текстильных материалов. |
19-20 | Текстильное материаловедение. Практические работы №11. Ознакомление со свойствами тканей из хлопка и льна. | Беседа, лекция практическая работа | 2 | 05.11 | |
21-22 | Швейная машина. Подготовка швейной машины к работе. Практическая работа №12. Исследование режимов работы швейной машины. | Беседа, лекция практическая работа | 2 | 12.11 | |
23-24 | Швейная машина. Приёмы работы на швейной машине. Практическая работа №13. Исследование режимов работы швейной машины. | Беседа, лекция практическая работа | 2 | 19.11 | |
25-30 | Технологические операции изготовления швейных изделий. Практическая работа №14. Изготовление образца машинных работ. | Беседа, лекция практическая работа | 6 | 26.11 03.12 10.12 | |
31-32 | Конструирование одежды и аксессуаров. Снятие мерок для изготовления одежды. Практическая работа№15. Снятие мерок. | Беседа, лекция практическая работа | 2 | 17.12 | |
33-34 | Конструирование одежды и аксессуаров. Изготовление выкройки швейного изделия. Практическая работа №16. Изготовление выкроек. | Беседа, лекция практическая работа | 2 | 24.12 | |
35-38 | Технологии вязания крючком. Вязание полотна из столбиков без накида. Практическая работа №17. Вывязывание полотна из столбиков без накида несколькими способами. | Беседа, лекция практическая работа | 4 | 14.01 21.01 | |
39-40 | Технологии вязания крючком. Плотное вязание по кругу. Практическая работа №18. Плотное вязание по кругу. | Беседа, лекция практическая работа | 2 | 28.01 | |
41-42 | Технологии вязания крючком. Ажурное вязание по кругу. Практическая работа №20. Ажурное вязание по кругу | Беседа, лекция практическая работа | 2 | 04.02 | |
Раздел V «Технологии кулинарной обработки пищевых продуктов». (10) |
43 | Технологии приготовления блюд. Технология приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Практическая работа №21. Определение качества молока и молочных продуктов. | Лекция, беседа | 1 | 11.02 | |
44 | Технологии приготовления блюд. Технология приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Практическая работа №22 Приготовление молочного супа, молочной каши или блюда из творога. | Беседа, лекция практическая работа | 1 | 11.02 | |
45 | Технологии приготовления блюд. Технология приготовления изделий из жидкого теста. Практическая работа №23. Определение качества мёда. | Беседа, лекция практическая работа | 1 | 18.02 | |
46 | Технологии приготовления блюд. Технология приготовления изделий из жидкого теста. Практическая работа №24. Приготовление изделий из жидкого теста. | Беседа, лекция практическая работа | 1 | 18.02 | |
47 | Технологии приготовления блюд. Технология приготовления блюд из сырых овощей и фруктов. Практическая работа № 25. Определение содержания нитратов. | Беседа, лекция практическая работа | 1 | 25.02 | |
48 | Технологии приготовления блюд. Технология приготовления блюд из сырых овощей и фруктов. Практическая работа № 26. Приготовление салата из сырых овощей. | Беседа, лекция практическая работа | 1 | 25.02 | |
49-50 | Технологии приготовления блюд. Тепловая кулинарная обработка овощей. Практическая работа №27. Приготовление блюда из варёных овощей. | Беседа, лекция практическая работа | 2 | 04.03 | |
51 | Технологии приготовления блюд. Технология приготовления блюд из рыбы и морепродуктов. Практические работы №.28 Определение свежести рыбы. Приготовление блюда из рыбы. | Беседа, лекция практическая работа | 1 | 11.03 | |
52 | Технологии приготовления блюд. Технология приготовления блюд из рыбы и морепродуктов. Практические работы №29. Определение качества термической обработки рыбных блюд. Приготовление блюда из морепродукт | Беседа, лекция практическая работа | 1 | 11.03 | |
Раздел VI «Технологии растениеводства и животноводства». (8 ч) |
53-54 | Растениеводство. Обработка почвы. Практическая работа №30. Подготовка почвы к осенней обработке | Беседа, лекция практическая работа | 2 | 18.03 | |
55 | Растениеводство. Технологии посева, посадки и ухода за культурными растениями. Практическая работа №31. Проращивание семян овощных культур. | Беседа, лекция практическая работа | 1 | 01.04 | |
56 | Растениеводство. Технологии посева, посадки и ухода за культурными растениями. Практическая работа №32. Прополка всходов овощных или цветочных культур. | Беседа, лекция практическая работа | 1 | 01.04 | |
57-58 | Растениеводство. Технологии уборки урожая. Практическая работа №33. Уборка урожая корнеплодов. | Беседа, лекция практическая работа | 2 | 08.04 | |
59-60 | Животноводство. | Беседа, лекция | 2 | 15.04 | |
Раздел VII «Исследовательская и созидательная деятельность» (8 ч) |
61-68 | Разработка и реализация творческого проекта | Лекция, беседа, практическая работа. | 8 | 22.04 29.04 06.05 13.05 | |
69-70 | Резервный урок «Обобщение пройденного». | Лекция, беседа | 2 | 20.05 | |
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Тищенко, А. Т. Технология: рабочая программа: 5—9 классы / А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2017. — 158 с.
Технология: 6 класс: учебник / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. – М.: Вентана – Граф, 2020. – 240 с.: ил. – (Российский учебник).
А.Т. Тищенко, Н.В. Синица Технология. 6 класс. Методическое пособие. «Вентана – Граф» 2020
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
| Методические рекомендации по оборудованию кабинетов и мастерских |
| Таблицы (плакаты) по безопасности труда |
| Таблицы (плакаты) по основным темам всех разделов |
| Манекен 44 размера |
| Стол рабочий |
| Машина швейная бытовая универсальная |
| Оверлок |
| Комплект оборудования и приспособлений для влажно-тепловой обработки |
| Комплект инструментов и приспособлений для ручных швейных работ |
| Санитарно-гигиеническое оборудование кухни столовой |
| Холодильник |
| Печь СВЧ |
| Комплект кухонного оборудования на бригаду (мойка, плита, рабочий стол, шкаф, сушка для посуды) |
| Электроплиты |
| Комплект разделочных досок |
| Набор мисок |
| Набор столовой посуды из нержавеющей стали |
| Сервиз столовый |
| Сервиз чайный |
| Набор оборудования и приспособлений для сервировки стола |
| Набор чертежных инструментов для выполнения изображений на классной доске |
28