Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии в 11 классе составлена на основании:
- ФК ГОС 2004, (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089);
- Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» (утверждена приказом директора от 04.09.2014 года №200);
- Учебный план МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь» (утверждён приказом директора от 29.06.2017 года №154);
- Программа. Технология 5-11 кл. под ред. В.Д. Симоненко - М.: Просвещение, 2010г.
Цель учебного предмета
Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
I. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.
Для этого учащиеся должны быть способны:
а) определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;
б) находить и использовать необходимую информацию;
в) выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);
г) планировать, организовывать и выполнять работу (наладка оборудования, операторская деятельность);
д) оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.
II. Формирование знаний и умений использования средств и
путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.
III. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
V. Развитие разносторонних качеств личности и способности
профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:
а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б) привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г) развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;
д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;
ж) овладение основными понятиями рыночной экономики,
менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукцией услуг;
з) использование в качестве объектов труда потребительских
изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, в её состав входят как теоретические так и практические занятия. Состоит из трёх разделов:
Технологии в современном мире;
Профессиональное самоопределение и карьера.
В результате изучения курса – «Технология», учащиеся должны знать:
О технологии как части общечеловеческой культуры;
Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества;
Природоохранные технологии;
Перспективные направления развития современных технологий.
О понятии творчество и способах развитии творческих способностей;
Методах решения изобретательских задач;
О мире профессий и профессиональном самоопределении;
О понятии профессиональной деятельности;
Сферах, отраслях производства, предметах труда;
Понятии культура труда, профессиональной этике и профессиональной карьере.
Должны уметь:
Использовать различные методы решения изобретательских задач на практике (метод МА, обратной МА, Синектика и т.д.);
Различать отрасли производства и использовать профессиональную этику в трудовой деятельности.
Реализация содержания программы с учетом возрастных особенностей учащихся, достигается следующими методами обучения:
1.Репродуктивные:
• Словесный метод (описание, объяснение, беседа, инструктирование, комментарий, замечание);
• Наглядный метод (непосредственно наглядный, посредственно наглядный, направленного прочувственного двигательного действия, срочной информации);
• Общее упражнение (расчленено-конструктивное)
2. Проблемные методы обучения:
• Частично поисковый;
• Проект.
Параллельно с методами обучения применяются следующие методы воспитания.
1. Традиционные (убеждение, поощрение, пример).
2. Инновационные (алгоритмизация, творчески инвариативный).
3. Неформально-личностные (пример авторитетных людей).
4. Тренинговый (социально психологический) применяется частично.
5. Рефлексивный (индивидуальные переживания, осознание собственной ценности)
Для контроля эффективности педагогического процесса, его корректировки
возможности получать объективную информацию (оценку) о своей деятельности, как педагога, так и учащихся применяются следующие виды контроля:
1.Предварительный контроль–для определения уровня подготовленности учащихся.
2.Текущий контроль – для определения мер повышения эффективности педагогического процесса.
3. Оперативный контроль – для обеспечения промежуточных целей.
4. Итоговый контроль – для выявления результатов, уровня достижения целей при завершении изучения тем, раздела, четверти, года.
Формы контроля
• Фронтальный
• Групповые
• Индивидуальные
Для реализации видов и форм контроля используются следующие методы:
- опрос (устный или письменный);
- педагогическое наблюдение;
- практическое выполнение;
- демонстрация (презентации, рефераты, доклады, выполнение приемов);
- тестирование.
Для контроля метапредметных результатов:
- анкетирование;
- наблюдение.
Учебно-тематический план 11 класс
№ п/п | Раздел | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть теория практика |
1 | Технологии в современном мире | | | | |
2 | Профессиональное самоопределение и карьера | | | | |
3 | Проектная деятельность | | | | |
| ВСЕГО | | | | |
| ИТОГ | 34 |
Календарно-тематический план 11 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
| Раздел: Технологии в современном мире | 14 | | |
1 | Технологии лёгкой промышленности и пищевых производств. | 1 | | |
2 | Природоохранные технологии. | 1 | | |
3 | Применение экологически чистых и безотходных производств. | 1 | | |
4 | Контрольная работа. | 1 | | |
5 | Перспективные направления развития современных технологий. Новые универсальные технологии. | 1 | | |
6 | Современные электротехнологии. | 1 | | |
7 | Лучевые технологии. | 1 | | |
8 | Ультразвуковые технологии. | 1 | | |
9 | Плазменная обработка. | 1 | | |
10 | Технологии послойного прототипирования. | 1 | | |
11 | Нанотехнологии. | 1 | | |
12 | Новые принципы организации современного производства. | 1 | | |
13 | Автоматизация технологических процессов. | 1 | | |
14 | Контрольная работа. | 1 | | |
| Раздел: Профессиональное самоопределение и карьера | 14 | | |
15 | Понятие профессиональной деятельности. Структура и организация производства. | 1 | | |
16 | Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности. | 1 | | |
17 | Нормирование и оплата труда. | 1 | | |
18 | Культура труда и профессиональная этика. Понятие «культура труда». | 1 | | |
19 | Профессиональная этика. | 1 | | |
20 | Контрольная работа. | 1 | | |
21 | Профессиональное становление личности. Этапы профессионального становления. | 1 | | |
22 | Профессиональная карьера. | 1 | | |
23 | Подготовка к профессиональной деятельности. Рынок труда и профессий. | 1 | | |
24 | Виды профессионального образования. | 1 | | |
25 | Трудоустройство. Профессиональное резюме. | 1 | | |
26 | Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства. | 1 | | |
27 | Автобиография. | 1 | | |
28 | Контрольная работа. | 1 | | |
29 - 33 | Творческий проект. | 5 | | |
34 | Защита творческого проекта. | 1 | | |
| ВСЕГО | 34 | | |