Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Стрельская основная общеобразовательная школа»
Вадского муниципального района
Нижегородской области
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора Директор _________Макаров С.А.
_______________Кутова И.К. Приказ №______ от _____
Рабочая программа
Математика
6 класс
Составитель рабочей программы: Азнабаева Елена Ивановна
1 квалификационная категория
с. Стрелка
2018-2019 уч. год
1.Пояснительная записка
Общая характеристика курса математики в 6 классе В курсе математики 6 класса можно выделить следующие основные содержательные линии: арифметика; элементы алгебры; вероятность и статистика; наглядная геометрия.
Содержание линии «Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию не только вычислительных навыков, но и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, способствует развитию умений планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни.
Содержание линии «Элементы алгебры» систематизирует знания о математическом языке, показывая применение букв для обозначения чисел и записи свойств арифметических действий, а также для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий.
Содержание линии «Наглядная геометрия» способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Линия «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим прежде всего для формирования у учащихся функциональной грамотности — умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении вероятности и статистики обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Описание места курса математики в 6 классе
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с 5 по 9 класс.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение математики в 5- 6 классах отводится 5 часов в неделю.
Согласно базисному учебному плану МАОУ «Стрельская основная общеобразовательная школа» на изучение математики в 6 классах отводится 5часов в неделю, 170 часов в год.
Образовательная область – математика и информатика, учебный предмет - математика.
Общие цели и задачи курса математики в 6 классе Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Содержание образование по математике в 6 классе определяет следующие задачи:
развивать представления о рациональных числах и роли вычислений в человеческой практике;
сформировать практические навыки выполнения устных, письменных вычислений, развить вычислительную культуру;
развивать представления об изучаемых понятиях и методах решения текстовых задач как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений;
получить представление о статистических закономерностях и о различных способах их изучения, об особенностях прогнозов, носящих вероятностный характер;
развивать логическое мышление и речь-умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, проводить
примеры, использовать словесный и символический языки математики для иллюстрации, аргументации и доказательства;
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа
Программа составлена на основе:
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373(ред.от18.05.2015)"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Авторская программа А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, Д.А.Номировского, М.С. Якир, Е.В. Буцко по математике для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, которая входит в единый реестр примерных основных образовательных программ; 2017 г.
Учебник: А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир «Математика. 6 класс» «Вентана-Граф» 2017г.
Срок реализации рабочей программы: 1 год
2.Планируемые результаты освоения обучающимися курса математики
Изучение математики по данной рабочей программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения математики в повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и нематематических задач, предполагающее умения:
выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами;
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;
решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Формы контроля и возможный вариант проведения
-Устный счёт
-Устный опрос
-Фронтальный опрос
-Самостоятельная работа
-Индивидуальное задание
-Математический тест
-Математический диктант
-Практическая работа
-Контрольная работа
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
Отметка «2» ставится, если:
Отметка «1» ставится, если:
3.Содержание учебного предмета.
№ | Глава | Количество часов |
1 | Делимость натуральных чисел | 17 |
2 | Обыкновенные дроби | 38 |
3 | Отношения и пропорции | 28 |
4 | Рациональные числа и действия над ними | 70 |
5 | Повторение и систематизация учебного материала | 17 |
итого | | 170 |
4.Тематическое планирование.
№ парагр | Содержание учебного материала | Кол-во часов |
Глава 1 Делимость натуральных чисел | 17 |
1 | Делители и кратные | 2 |
2 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 3 |
3 | Признаки делимости на 9 и на 3 | 3 |
4 | Простые и составные числа | 1 |
5 | Наибольший общий делитель | 3 |
6 | Наименьшее общее кратное | 3 |
Повторение и систематизация учебного материала | 1 |
| Контрольная работа №1 | 1 |
Глава 2 Обыкновенные дроби | 38 |
7 | Основное свойство дроби | 2 |
8 | Сокращение дробей | 3 |
9 | Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей | 3 |
10 | Сложение и вычитание дробей | 5 |
| Контрольная работа №2 | 1 |
11 | Умножение дробей | 5 |
12 | Нахождение дроби от числа | 3 |
| Контрольная работа №3 | 1 |
13 | Взаимно обратные числа | 1 |
14 | Деление дробей | 5 |
15 | Нахождение числа по значению его дроби | 3 |
16 | Преобразование обыкновенных дробей в десятичные | 1 |
17 | Бесконечные периодические десятичные дроби | 1 |
18 | Десятичное приближение обыкновенной дроби | 2 |
Повторение и систематизация учебного материала
| 1 |
| Контрольная работа №4 | 1 |
Глава 3 Отношения и пропорции | 28 |
19 | Отношения | 2 |
20 | Пропорции | 4 |
21 | Процентное отношение двух чисел | 3 |
| Контрольная работа №5 | 1 |
22 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 2 |
23 | Деление числа в данном отношении | 2 |
24 | Окружность и круг | 2 |
25 | Длина окружности. Площадь круга | 3 |
26 | Цилиндр, конус, шар | 1 |
27 | Диаграммы | 2 |
28 | Случайные события. Вероятность случайного события | 3 |
Повторение и систематизация учебного материала | 2 |
| Контрольная работа №6 | 1 |
Глава 4 Рациональные числа и действия над ними | 70 |
29 | Положительные и отрицательные числа | 2 |
30 | Координатная прямая | 3 |
31 | Целые числа. Рациональные числа | 2 |
32 | Модуль числа | 3 |
33 | Сравнение чисел | 4 |
| Контрольная работа №7 | 1 |
34 | Сложение рациональных чисел | 4 |
35 | Свойства сложения рациональных чисел | 2 |
36 | Вычитание рациональных чисел | 5 |
| Контрольная работа №8 | 1 |
37 | Умножение рациональных чисел | 4 |
38 | Свойства умножения рациональных чисел | 3 |
39 | Коэффициент. Распределительное свойство умножения | 5 |
40 | Деление рациональных чисел | 4 |
| Контрольная работа № 9 | 1 |
41 | Решение уравнений | 4 |
42 | Решение задач с помощью уравнений | 5 |
| Контрольная работа №10 | 1 |
43 | Перпендикулярные прямые | 3 |
44 | Осевая и центральная симметрии | 3 |
45 | Параллельные прямые | 2 |
46 | Координатная плоскость | 3 |
47 | Графики | 2 |
Повторение и систематизация учебного материала | 2 |
| Контрольная работа №11 | 1 |
Повторение и систематизация учебного материала | 17 |
Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса | 16 |
Контрольная работа №12 | 1 |
5.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Домашнее задание | Дата урока |
Глава 1 Делимость натуральных чисел (17 часов) |
1 | Делители и кратные |
|
|
2 | Делители и кратные |
|
|
3 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 |
| |
4 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 |
| |
5 | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 |
|
|
6 | Признаки делимости на 9 и на 3 |
| |
7 | Признаки делимости на 9 и на 3 |
| |
8 | Признаки делимости на 9 и на 3 |
|
|
9 | Простые и составные числа |
|
|
10 | Наибольший общий делитель |
| |
11 | Наибольший общий делитель |
| |
12 | Наибольший общий делитель |
|
|
13 | Наименьшее общее кратное |
| |
14 | Наименьшее общее кратное |
| |
15 | Наименьшее общее кратное |
|
|
16 | Повторение и систематизация учебного материала |
|
|
17 | Контрольная работа №1 |
|
|
Глава 2Обыкновенные дроби (38 часов) |
18 | Основное свойство дроби |
| |
19 | Основное свойство дроби |
|
|
20 | Сокращение дробей |
| |
21 | Сокращение дробей |
| |
22 | Сокращение дробей |
|
|
23 | Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей |
| |
24 | Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей |
| |
25 | Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей |
|
|
26 | Сложение и вычитание дробей |
| |
27 | Сложение и вычитание дробей |
| |
28 | Сложение и вычитание дробей |
| |
29 | Сложение и вычитание дробей |
| |
30 | Сложение и вычитание дробей |
| |
31 | Контрольная работа №2 |
|
|
32 | Умножение дробей |
| |
33 | Умножение дробей |
| |
34 | Умножение дробей |
| |
35 | Умножение дробей |
| |
36 | Умножение дробей |
|
|
37 | Нахождение дроби от числа |
| |
38 | Нахождение дроби от числа |
| |
39 | Нахождение дроби от числа |
|
|
40 | Контрольная работа №3 |
|
|
41 | Взаимно обратные числа |
|
|
42 | Деление дробей |
|
|
43 | Деление дробей |
|
|
44 | Деление дробей |
|
|
45 | Деление дробей |
|
|
46 | Деление дробей |
|
|
47 | Нахождение числа по значению его дроби |
|
|
48 | Нахождение числа по значению его дроби |
|
|
49 | Нахождение числа по значению его дроби |
|
|
50 | Преобразование обыкновенных дробей в десятичные |
|
|
51 | Бесконечные периодические десятичные дроби |
|
|
52 | Десятичное приближение обыкновенной дроби |
|
|
53 | Десятичное приближение обыкновенной дроби |
|
|
54 | Повторение и систематизация учебного материала |
|
|
55 | Контрольная работа №4 |
|
|
Глава 3 Отношения и пропорции (28 часов) |
56 | Отношения |
|
|
57 | Отношения |
|
|
58 | Пропорции |
|
|
59 | Пропорции |
|
|
60 | Пропорции |
|
|
61 | Пропорции |
|
|
62 | Процентное отношение двух чисел |
|
|
63 | Процентное отношение двух чисел |
|
|
64 | Процентное отношение двух чисел |
|
|
65 | Контрольная работа №5 |
|
|
66 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости |
|
|
67 | Прямая и обратная пропорциональные зависимости |
|
|
68 | Деление числа в данном отношении |
|
|
69 | Деление числа в данном отношении |
|
|
70 | Окружность и круг |
|
|
71 | Окружность и круг |
|
|
72 | Длина окружности. Площадь круга |
|
|
73 | Длина окружности. Площадь круга |
|
|
74 | Длина окружности. Площадь круга |
|
|
75 | Цилиндр, конус, шар |
|
|
76 | Диаграммы |
|
|
77 | Диаграммы |
|
|
78 | Случайные события. Вероятность случайного события |
|
|
79 | Случайные события. Вероятность случайного события |
|
|
80 | Случайные события. Вероятность случайного события |
|
|
81 | Повторение и систематизация учебного материала |
|
|
82 | Повторение и систематизация учебного материала |
|
|
83 | Контрольная работа №6 |
|
|
Глава 4 Рациональные числа и действия над ними (70 часов) |
84 | Положительные и отрицательные числа |
|
|
85 | Положительные и отрицательные числа |
|
|
86 | Координатная прямая |
|
|
87 | Координатная прямая |
|
|
88 | Координатная прямая |
|
|
89 | Целые числа. Рациональные числа |
|
|
90 | Целые числа. Рациональные числа |
|
|
91 | Модуль числа |
|
|
92 | Модуль числа |
|
|
93 | Модуль числа |
|
|
94 | Сравнение чисел |
|
|
95 | Сравнение чисел |
|
|
96 | Сравнение чисел |
|
|
97 | Сравнение чисел |
|
|
98 | Контрольная работа №7 |
|
|
99 | Сложение рациональных чисел |
|
|
100 | Сложение рациональных чисел |
|
|
101 | Сложение рациональных чисел |
|
|
102 | Сложение рациональных чисел |
|
|
103 | Свойства сложения рациональных чисел |
|
|
104 | Свойства сложения рациональных чисел |
|
|
105 | Вычитание рациональных чисел |
|
|
106 | Вычитание рациональных чисел |
|
|
107 | Вычитание рациональных чисел |
|
|
108 | Вычитание рациональных чисел |
|
|
109 | Вычитание рациональных чисел |
|
|
110 | Контрольная работа №8 |
|
|
111 | Умножение рациональных чисел |
|
|
112 | Умножение рациональных чисел |
|
|
113 | Умножение рациональных чисел |
|
|
114 | Умножение рациональных чисел |
|
|
115 | Свойства умножения рациональных чисел |
|
|
116 | Свойства умножения рациональных чисел |
|
|
117 | Свойства умножения рациональных чисел |
|
|
118 | Коэффициент. Распределительное свойство умножения |
|
|
119 | Коэффициент. Распределительное свойство умножения |
|
|
120 | Коэффициент. Распределительное свойство умножения |
|
|
121 | Коэффициент. Распределительное свойство умножения |
|
|
122 | Коэффициент. Распределительное свойство умножения |
|
|
123 | Деление рациональных чисел |
|
|
124 | Деление рациональных чисел |
|
|
125 | Деление рациональных чисел |
|
|
126 | Деление рациональных чисел |
|
|
127 | Контрольная работа № 9 |
|
|
128 | Решение уравнений |
|
|
129 | Решение уравнений |
|
|
130 | Решение уравнений |
|
|
131 | Решение уравнений |
|
|
132 | Решение задач с помощью уравнений |
|
|
133 | Решение задач с помощью уравнений |
|
|
134 | Решение задач с помощью уравнений |
|
|
135 | Решение задач с помощью уравнений |
|
|
136 | Решение задач с помощью уравнений |
|
|
137 | Контрольная работа №10 |
|
|
138 | Перпендикулярные прямые |
|
|
139 | Перпендикулярные прямые |
|
|
140 | Перпендикулярные прямые |
|
|
141 | Осевая и центральная симметрии |
|
|
142 | Осевая и центральная симметрии |
|
|
143 | Осевая и центральная симметрии |
|
|
144 | Параллельные прямые |
|
|
145 | Параллельные прямые |
|
|
146 | Координатная плоскость |
|
|
147 | Координатная плоскость |
|
|
148 | Координатная плоскость |
|
|
149 | Графики |
|
|
150 | Графики |
|
|
151 | Повторение и систематизация учебного материала |
|
|
152 | Повторение и систематизация учебного материала |
|
|
153 | Контрольная работа №11 |
|
|
Повторение и систематизация учебного материала (17 час) |
154 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса |
|
|
155 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса |
|
|
156 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса |
|
|
157 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса |
|
|
158 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса |
|
|
159 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса |
|
|
160 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса |
|
|
161 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса |
|
|
162 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса |
|
|
163 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса |
|
|
164 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса |
|
|
165 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса |
|
|
166 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса |
|
|
167 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса |
|
|
168 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса |
|
|
169 | Повторение и систематизация учебного материала курса математики 6 класса |
|
|
170 | Контрольная работа №12 |
|
|
19