МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №23 ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов протокол № 1 от «_____»______________2016 г. _________________ Л.В.Фомина | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________Н.П.Старухина «_____»______________2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СШ №23» ____________М.П.Хуртина «_____»_____________2016 г. |
Рабочая программа
УМК «Школа России »
Наименование курса: математика
Класс : 1Б
Учитель начальных классов: Старухина Наталья Петровна
Уровень общего образования: начальное общее образование
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: в неделю 4 часа
Учебно- методическое и материально –техническое обеспечение образовательного процесса
1. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы/ [М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова и др.]. – М.: Просвещение, 2014.
2. Моро М.И. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова.- 5,6-е изд. – М.: Просвещение, 2014, 2015. – (Школа России)
3. Бахтина С.В. Поурочные разработки по математике. 1класс/ к учебнику М.И.Моро и др. «Математика. 1 класс. В 2 частях» -М.: Экзамен,2012
Рабочую программу составила ___________ Старухина Наталья Петровна
Подпись
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Изучение курса «Математики» в 1классе направлено на получение следующих личностных результатов:
- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий
Регулятивные универсальные учебные действия:
- способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, ориентироваться в учебном материале, представляющем средства для её решения;
- сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (2 -3 шага ) в соответствии с поставленной задачей;
- начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самопроверку результатов своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия:
-способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических отношений и характеристик, устанавливать количественные, пространственные и временные отношения объектов окружающего мира,
- строить алгоритм поиска необходимой информации в учебниках, справочниках, словарях;
- определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов),
- планировать, корректировать, контролировать решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач:
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и права каждого излагать свою точку зрения;
-умение определять общую цель и пути её достижения;
-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Математика» является формирование следующих умений:
- использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, для оценки их количественных и пространственных отношений;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерения, наглядного представления данных в разной форме записи и выполнение алгоритмов;
- приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
- умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающийся будут сформированы:
начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
начальные представления о математических способах познания мира;
начальные представления о целостности окружающего мира;
понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от него самого;
проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету математика;
осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
-понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
-начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений);
-приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
-понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
-понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
-принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
-выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
-осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
-осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Познавательные
Обучающийся научится:
-понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
-проводить сравнение объектов с целью выделения их различных, различать существенные и несущественные признаки;
-определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания;
-выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
-осуществлять синтез как составление целого из частей;
-иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: число, величина, геометрическая фигура;
-находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио и видео материалы и др.);
-выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их;
-находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
-задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
-воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
-уважительно вести диалог с товарищами;
-принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
-понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, стремиться прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Обучающийся научится:
-считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т.п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счета;
-читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «», «
-объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц, и что обозначает каждая цифра в их записи;
-выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 – 1, 10 + 6, 12 – 10, 14 – 4;
-распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу; устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20) и продолжать ее;
-выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
-читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр)и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ
Обучающийся научится:
-понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства;
-выполнять сложение и вычитание, используя общий прием прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
-выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
-объяснять прием сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Обучающийся научится:
-решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
-составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
-отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
-устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать ее на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
-составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению;
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Обучающийся научится:
-понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
-описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа (левее – правее), вверху, внизу (выше – -ниже), перед, за, между и др.;
-находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырехугольника и т.д., круга);
-распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
-находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Обучающийся научится:
-измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины сантиметр и дециметр и соотношения между ними;
-чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
-выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Обучающийся научится:
-читать небольшие готовые таблицы;
-строить несложные цепочки логических рассуждений;
-определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 20. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (килограмм); вместимости (литр).
Арифметические действия
Сложение, вычитание. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Взаимосвязь арифметическихдействий (сложения и вычитания). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Свойства сложения.
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание,умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения (больше на.., меньше на..). Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости.
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник.
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник) для выполнения построений.
Геометрические формыв окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (сантиметр, дециметр). Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов,чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в рабочую программу не внесены изменения.
Учебные часы распределены следующим образом.
№ | Название разделов | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления. | 8 ч. | 8 ч. |
2 | ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. ЧИСЛО 0. Нумерация | 28 ч. | 28 ч. |
3 | ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10. Сложение и вычитание | 56 ч. | 56 ч. |
4 | ЧИСЛА ОТ 1 до 20. Нумерация | 12 ч. | 12 ч. |
5 | ЧИСЛА ОТ 1 до 20. Сложение и вычитание (продолжение) | 22 ч. | 22 ч. |
6 | ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ «ЧТО УЗНАЛИ, ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ в 1 КЛАССЕ». Проверка знаний . | 6 ч. | 6ч. |
| Итого: | 132 ч. | 132 ч. |
Календарно – тематическое планирование по математике 1 класс (132 ч.)
№ п/п | Сроки проведения | Тема урока | Количество часов | Домашнее задание |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | | | Учебник математики. Роль математики в жизни людей и общества. | 1 | |
2. | | | Счёт предметов. | 1 | |
3. | | | Вверху. Внизу. Слева. Справа Урок экскурсия -.интегрированный с уроком физической культуры. | 1 | |
4. | | | Раньше. Позже. Сначала Потом. Урок - игра -.интегрированный с уроком технологии. | 1 | |
5. | | | Столько же. Больше. Меньше. | 1 | |
6. | | | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | |
7. | | | На сколько больше? На сколько меньше? Урок - игра -.интегрированный с уроком физической культуры. | 1 | |
8. | | | Проверочная работа. Урок – экскурсия,интегрированный с уроком технологии.1 | 1 | |
9. | | | Много. Один.1 | 1 | |
10. | | | Число и цифра11 2. | 1 | |
11. | | | Число и цифра 3 1Урок - игра -.интегрированный с уроком физической культуры.1 | 1 | |
12. | | | Знаки +, -, 1 = Урок - игра 1-.интегрированный с уроком технологии. | 1 | |
13. | | | Число и цифр1а 4. | 1 | |
14. | | | Длиннее, коро1че. | 1 | |
15. | | | Число и цифра 5 Урок – импрови1зация, -.интегрированный с уроком физической культуры. | 1 | |
16. | | | Числа от 1 до 5. Состав числа 5 Урок –экскурсия, -.интегрированный с уроком технологии. | 1 | |
17. | | | Страничка для любознательных. | 1 | |
18. | | | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. | 1 | |
19. | | | Ломаная линия. Урок - игра -.интегрированный с уроком физической культуры. | 1 | |
20. | | | Закрепление изученного Урок - театрализации, -.интегрированный с уроком технологии. | 1 | |
21. | | | Знаки , | | |
22. | | | Равенство. Неравенство Урок - игра -.интегрированный с уроком технологии. | 1 | |
23. | | | Многоугольник. | 1 | |
24. | | | Числа 6 и 7. Письмо цифры 6. | 1 | |
25. | | | Числа 6 и 7. Письмо цифры 7 Урок игра. интегрированный с уроком физической культуры. | 1 | |
26. | | | Числа 8 и 9. Письмо цифры 8 Урок - игра -.интегрированный с уроком технологии. | 1 | |
27. | | | Числа 8 и 9. Письмо цифры 9. | 1 | |
28. | | | Число 10. | 1 | |
29. | | | Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10» Урок – соревнование, -.интегрированный с уроком физической культуры. | 1 | |
30. | | | Наши проекты: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» Урок - игра -.интегрированный с уроком технологии. | 1 | |
31. | | | Сантиметр. | 1 | |
32. | | | Увеличить на … Уменьшить на … | 1 | |
33. | | | Число 0 Урок - игра -.интегрированный с уроком физической культуры. | 1 | |
34. | | | Сложение и вычитание с числом 0. | 1 | |
35. | | | Страничка для любознательных. | 1 | |
36. | | | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа. | 1 | |
37. | | | Защита проектов. | 1 | |
38. | | | Сложение и вычитание вида ± 1 | 1 | |
39. | | | Сложение и вычитание вида + 1 + 1, - 1 – 1 | 1 | |
40. | | | Сложение и вычитание вида ± 2 | 1 | |
41. | | | Слагаемые. Сумма. | 1 | |
42. | | | Задача. | 1 | |
43. | | | Составление задач по рисунку. | 1 | |
44. | | | Таблицы сложения и вычитания с числом 2. | 1 | |
45. | | | Присчитывание и отсчитывание по 2. | 1 | |
46. | | | Задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц. | 1 | |
47. | | | Странички для любознательных. | 1 | |
48. | | | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
49. | | | Странички для любознательных. | 1 | |
50. | | | Сложение и вычитание вида ± 3 | 1 | |
51. | | | Прибавление и вычитание числа 3 | 1 | |
52. | | | Закрепление изученного. Сравнение длин отрезков. | 1 | |
53. | | | Таблицы сложения и вычитания с числом 3 | 1 | |
54. | | | Присчитывание и отсчитывание по 3 | 1 | |
55. | | | Решение задач. | 1 | |
56. | | | Решение задач. | 1 | |
57. | | | Странички для любознательных. | 1 | |
58. | | | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
59. | | | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
60. | | | Закрепление изученного. | 1 | |
61. | | | Закрепление изученного. | 1 | |
62. | | | Проверочная работа. | 1 | |
63. | | | Закрепление изученного. | 1 | |
64. | | | Сложение и вычитание чисел первого десятка. Состав чисел 7, 8, 9 | 1 | |
65. | | | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | 1 | |
66. | | | Задачи на уменьшение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов) | 1 | |
67. | | | Сложение и вычитание вида ± 4 | 1 | |
68. | | | Закрепление изученного. | 1 | |
69. | | | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | |
70. | | | Решение задач. | 1 | |
71. | | | Таблицы сложения и вычитания с числом 4 | 1 | |
72. | | | Решение задач. | 1 | |
73. | | | Перестановка слагаемых. | 1 | |
74. | | | Применение переместительного свойства сложения для случаев вида + 5, 6, 7, 8, 9 | 1 | |
75. | | | Таблицы для случаев вида + 5, 6, 7, 8, 9 | 1 | |
76. | | | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | 1 | |
77. | | | Состав чисел в пределах 10. Закрепление. | 1 | |
78. | | | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | |
79. | | | Что узнали. Чему научились. | 1 | |
80. | | | Закрепление изученного. | 1 | |
81. | | | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | |
82. | | | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | |
83. | | | Решение задач. | 1 | |
84. | | | Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность. | 1 | |
85. | | | Вычитание вида 6 - , 7 - | 1 | |
86. | | | Закрепление приёма вычислений вида 6 - , 7 - . Решение задач. | 1 | |
87. | | | Вычитание вида 8 - , 9 - | 1 | |
88. | | | Закрепление приёма вычислений вида 8 - , 9 - . Решение задач. | 1 | |
89. | | | Вычитание вида 10 - | 1 | |
90. | | | Килограмм. | 1 | |
91. | | | Литр. | 1 | |
92. | | | Что узнали. Чему научились. Проверочная работа. | 1 | |
93. | | | Образование чисел второго десятка. | 1 | |
94. | | | Названия и последовательность чисел от 11 до 20 | 1 | |
95. | | | Запись и чтение чисел второго десятка. Проверочная работа. | 1 | |
96. | | | Дециметр. | 1 | |
97. | | | Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 | 1 | |
98. | | | Сложение и вычитание вида 10 + 7, 17 – 7, 17 – 10 | 1 | |
99. | | | Страничка для любознательных. Что узнали. Чему научились. | 1 | |
100. | | | Проверочная работа. | 1 | |
101. | | | Закрепление изученного. Работа над ошибками. | 1 | |
102. | | | Повторение. Подготовка к решению задач в два действия. | 1 | |
103. | | | Составная задача. | 1 | |
104. | | | Составная задача. | 1 | |
105. | | | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | |
106. | | | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 2, + 3 | 1 | |
107. | | | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 4 | 1 | |
108. | | | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 5 | 1 | |
109. | | | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 6 | 1 | |
110. | | | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 71 | 1 | |
111. | | | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 8, 1 + 9 | 1 | |
112. | | | Таблица сложения. | 1 | |
113. | | | Таблиц1а сложения. | 1 | |
114. | | | Странич1ка для любознательных. Что узнали. Чему научились. | 1 | |
115. | | | Общие приёмы табличного вычитания с переходом через десяток. | 1 | |
116. | | | Вычитани1е вида 11 - | 1 | |
117. | | | Вычитание вида 12 - | 1 | |
118. | | | Вычитание вида 13 - | 1 | |
119. | | | Вычитание вида 14 - | 1 | |
120. | | | Вычитание вида 15 - | 1 | |
121. | | | Вычитание вида 16 - | 1 | |
122. | | | Вычитание вида 17 - , 18 - | 1 | |
123. | | | Закрепление изученного. | 1 | |
124. | | | Наши проекты: «Математика вокруг нас. Форма,ь размер, цвет. Узоры и орнамент». | 1 | |
125. | | | Проверочная работа. | 1 | |
126. | | | Работа над ошибками. | 1 | |
127. | | | Закрепление изученного. | 1 | |
128. | | | Закрепление изученного. | 1 | |
129. | | | Страничка для любознательных. Что узнали. Чему научились. | 1 | |
130. | | | Контрольная работа. | 1 | |
131. | | | Закрепление изученного. | 1 | |
132. | | | Закрепление изученного. | 1 | |
13