РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Химия
основное общее образование
Классы 8 «А», 8 «Б», 8 «В»
Количество часов в неделю 2
Количество часов в год 68
Составитель: Линова Е.А.
2021 год
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;
выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;
обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
различать результаты и способы действий при достижении результатов;
определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;
соотносить свои действия с целью обучения.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;
принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;
определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;
распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;
формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;
использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;
оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
оперировать данными при решении задачи;
выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
различать химические и физические явления;
называть химические элементы;
определять состав веществ по их формулам;
определять валентность атома элемента в соединениях;
определять тип химических реакций;
называть признаки и условия протекания химических реакций;
выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
составлять формулы бинарных соединений;
составлять уравнения химических реакций;
соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;
получать, собирать кислород и водород;
распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
раскрывать смысл закона Авогадро;
раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
характеризовать физические и химические свойства воды;
раскрывать смысл понятия «раствор»;
вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
называть соединения изученных классов неорганических веществ;
характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;
распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;
характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;
определять вид химической связи в неорганических соединениях;
изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;
раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
определять степень окисления атома элемента в соединении;
раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;
составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
определять возможность протекания реакций ионного обмена;
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
определять окислитель и восстановитель;
составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
Выпускник получит возможность научиться:
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;
характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;
прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;
выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;
использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;
использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;
объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;
создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
2.Содержание учебного предмета.
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Кислород. Водород
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород). Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вода. Растворы
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.
Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома. Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки.
Химические реакции
Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических элементов в соединениях. Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных реакций.
Темы практических работ:
Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Реакции ионного обмена.
3.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием часов, отводимых на освоение каждой темы
Тема | Количество часов |
Введение (6 ч.) |
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Правила по ТБ при работе в кабинете химии. | 1 |
Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории развития химии. РПВ.Профориентация: знакомство с профессией лаборанта. | 1 |
Практическая работа №1 "Лабораторное оборудование и приемы работы с ним. Правила техники безопасности. Изучение строение пламени". | 1 |
ПСХЭ Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. | 1 |
Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. | 1 |
Массовая доля элемента в соединении. | 1 |
Атомы химических элементов (10 ч.) |
Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. | 1 |
Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента | 1 |
Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. | 1 |
Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов. | 1 |
Ионная связь. | 1 |
Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная неполярная связь. | 1 |
Ковалентная полярная химическая связь. | 1 |
Металлическая связь РПВ. Виртуальная экскурсия в музей. | 1 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов» | 1 |
Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов» | 1 |
Простые вещества (6ч.) |
Простые вещества – металлы. Простые вещества-неметаллы. | 1 |
Количество вещества. Моль. Молярная масса. | 1 |
Молярный объем газообразных веществ. | 1 |
Решение задач по теме "Молярный объём газообразных веществ". | 1 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества» | 1 |
Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества» | 1 |
Соединения химических элементов (14 ч.) |
Степень окисления. Бинарные соединения | 1 |
Оксиды. Летучие водородные соединения. | 1 |
Основания. | 1 |
Кислоты. | 1 |
Соли. РПВ.Экоакция: Роль соли в жизни человека. | 1 |
Кристаллические решетки. | 1 |
Чистые вещества и смеси. | 1 |
Массовая и объемная доля компонентов смеси. | 2 |
Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли. | 1 |
Решение задач и упражнений по теме "Соединения химических элементов" | 2 |
Обобщение и систематизация знаний по тем " Соединения химических элементов" | 1 |
Контрольная работа №3 по теме «Соединения химических элементов» | 1 |
Изменения, происходящие с веществами (11 ч.) |
Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. | 1 |
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | 1 |
Химические уравнения. | 1 |
Расчеты по химическим уравнениям. | 1 |
Реакции разложения и соединения | 1 |
Реакция замещения | 1 |
Реакция обмена. | 1 |
Типы химических реакций на примере свойств воды. | 1 |
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Решение задач и упражнений. | 1 |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами» | 1 |
Контрольная работа №4 по теме «Изменения, происходящие с веществами» | 1 |
Растворение. Растворы (21 ч.) |
Растворение. Растворимость веществ в воде. | 1 |
Электролитическая диссоциация. | 1 |
Основные положения теории электролитической диссоциации. | 1 |
Ионные уравнения реакций. | 1 |
Решение задач и упражнений по теме "Ионные уравнения" | 1 |
Кислоты в свете ТЭД, их классификация, свойства. | 2 |
Основания в свете ТЭД, их классификация, свойства. | 2 |
Оксиды, их классификация, свойства. | 1 |
Соли в свете ТЭД, их свойства. | 1 |
Практическая работа № 3 «Реакции ионного обмена». | 1 |
Генетическая связь между классами неорганических веществ. | 1 |
Окислительно-восстановительные реакции. | 2 |
Систематизация знаний по теме "Свойства растворов электролитов" | 1 |
Промежуточная аттестация. Тест за курс химии 8 класса. | 1 |
Систематизация знаний по теме "Простые вещества" | 1 |
Систематизация знаний по теме "Соединения химических элементов" | 1 |
Систематизация знаний по теме "Изменения, происходящие с веществами." | 1 |
Систематизация знаний по теме "Растворение. Растворы» РПВ.Профориентация: знакомство с профессией технолог. | 1 |
Приложение к рабочей программе МАОУ СОШ № 60 города Тюмени
№ п.п | Дата | Тема | Количество часов |
По плану | По факту |
8А 8Б 8В | 8 А | 8 Б | 8 В |
1 | 1 неделя сентября | | | | Введение (6 ч). Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Правила по ТБ при работе в кабинете химии. | 1 |
2 | 1 неделя сентября | | | | Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории развития химии. | 1 |
3 | 2 неделя сентября | | | | Практическая работа №1 "Лабораторное оборудование и приемы работы с ним. Правила техники безопасности. Изучение строение пламени". | 1 |
4 | 2 неделя сентября | | | | ПСХЭ Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. | 1 |
5 | 3 неделя сентября | | | | Химические формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. | 1 |
6 | 3 неделя сентября | | | | Массовая доля элемента в соединении. | 1 |
7 | 4 неделя сентября | | | | Атомы химических элементов (10 ч.) Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. | 1 |
8 | 4 неделя сентября | | | | Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента | 1 |
9 | 5 неделя сентября | | | | Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. | 1 |
10 | 5 неделя сентября | | | | Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне атомов химических элементов. | 1 |
11 | 1 неделя октября | | | | Ионная связь. | 1 |
12 | 1 неделя октября | | | | Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная неполярная связь. | 1 |
13 | 2 неделя октября | | | | Ковалентная полярная химическая связь. | 1 |
14 | 2 неделя октября | | | | Металлическая связь | 1 |
15 | 3 неделя октября | | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов» | 1 |
16 | 3 неделя октября | | | | Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов» | 1 |
17 | 1 неделя ноября | | | | Простые вещества (6ч.) Простые вещества – металлы. Простые вещества-неметаллы. | 1 |
18 | 1 неделя ноября | | | | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | 1 |
19 | 2 неделя ноября | | | | Молярный объем газообразных веществ. | 1 |
20 | 2 неделя ноября | | | | Решение задач по теме "Молярный объём газообразных веществ". | 1 |
21 | 3 неделя ноября | | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества» | 1 |
22 | 3 неделя ноября | | | | Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества» | 1 |
23 | 4 неделя ноября | | | | Соединения химических соединений (14 ч.) Степень окисления. Бинарные соединения | 1 |
24 | 4 неделя ноября | | | | Оксиды. Летучие водородные соединения. | 1 |
25 | 1 неделя декабря | | | | Основания. | 1 |
26 | 1 неделя декабря | | | | Кислоты. | 1 |
27 | 2 неделя декабря | | | | Соли. | 1 |
28 | 2 неделя декабря | | | | Кристаллические решетки. | 1 |
29 | 3 неделя декабря | | | | Чистые вещества и смеси. | 1 |
30 | 3 неделя декабря | | | | Массовая и объемная доля компонентов смеси. | 1 |
31 | 4 неделя декабря | | | | Массовая и объемная доля компонентов смеси. | 1 |
32 | 4 неделя декабря | | | | Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли. | 1 |
33 | 1 неделя января | | | | Решение задач и упражнений по теме "Соединения химических элементов" | 1 |
34 | 1 неделя января | | | | Решение задач и упражнений по теме "Соединения химических элементов" | 1 |
35 | 2 неделя января | | | | Обобщение и систематизация знаний по тем " Соединения химических элементов" | 1 |
36 | 2 неделя января | | | | Контрольная работа №3 по теме «Соединения химических элементов» | 1 |
37 | 1 неделя февраля | | | | Изменения, происходящие с веществами (11 ч.) Химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. | 1 |
38 | 1 неделя февраля | | | | Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. | 1 |
39 | 2 неделя февраля | | | | Химические уравнения. | 1 |
40 | 2 неделя февраля | | | | Расчеты по химическим уравнениям. | 1 |
41 | 3 неделя февраля | | | | Реакции разложения и соединения | 1 |
42 | 3 неделя февраля | | | | Реакция замещения | 1 |
43 | 4 неделя февраля | | | | Реакция обмена. | 1 |
44 | 4 неделя февраля | | | | Типы химических реакций на примере свойств воды. | 1 |
45 | 1 неделя марта | | | | Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Решение задач и упражнений. | 1 |
46 | 1 неделя марта | | | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами» | 1 |
47 | 2 неделя марта | | | | Контрольная работа №4 по теме «Изменения, происходящие с веществами» | 1 |
48 | 2 неделя марта | | | | Растворение. Растворы (21 ч.) Растворение. Растворимость веществ в воде. | 1 |
49 | 3 неделя марта | | | | Электролитическая диссоциация. | 1 |
50 | 3 неделя марта | | | | Основные положения теории электролитической диссоциации. | 1 |
51 | 4 неделя марта | | | | Ионные уравнения реакций. | 1 |
52 | 4 неделя марта | | | | Решение задач и упражнений по теме "Ионные уравнения" | 1 |
53 | 1 неделя апреля | | | | Кислоты в свете ТЭД, их классификация, свойства. | 1 |
54 | 1 неделя апреля | | | | Кислоты в свете ТЭД, их классификация, свойства. | 1 |
55 | 2 неделя апреля | | | | Основания в свете ТЭД, их классификация, свойства. | 1 |
56 | 2 неделя апреля | | | | Основания в свете ТЭД, их классификация, свойства. | 1 |
57 | 3 неделя апреля | | | | Оксиды, их классификация, свойства. | 1 |
58 | 3 неделя апреля | | | | Соли в свете ТЭД, их свойства. | 1 |
59 | 4 неделя апреля | | | | Практическая работа № 3 «Реакции ионного обмена». | 1 |
60 | 4 неделя апреля | | | | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | 1 |
61 | 1 неделя мая | | | | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 |
62 | 1 неделя мая | | | | Окислительно-восстановительные реакции. | 1 |
63 | 2 неделя мая | | | | Систематизация знаний по теме "Свойства растворов электролитов" | 1 |
64 | 2 неделя мая | | | | Промежуточная аттестация. Тест за курс химии 8 класса. | 1 |
65 | 3 неделя мая | | | | Систематизация знаний по теме "Простые вещества" | 1 |
66 | 3 неделя мая | | | | Систематизация знаний по теме "Соединения химических элементов" | 1 |
67 | 4 неделя мая | | | | Систематизация знаний по теме "Изменения, происходящие с веществами." | 1 |
68 | 4 неделя мая | | | | Систематизация знаний по теме "Растворение. Растворы» | 1 |