Рабочая программа по русскому языку
2 класс. «Начальная школа 21 века»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения и программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Курс русского языка 2 класса построен на общей научно – методической основе, реализующей принцип комплексного развития личности младшего школьника и позволяющей организовать целенаправленную работу по формированию у учащихся важнейших элементов учебной деятельности.
На изучение русского языка во 2 классе отводится 170 часов в год ( 34 учебные недели по 5 часов в неделю )
Цели и задачи обучения русскому языку
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;
формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству
нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Содержание курса «Русский язык» включает три блока, каждый из которых соответствует целям обучения русскому языку: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи».
Концепция (основная идея) программы рассматривается в логике приоритетных целей начального образования – направленность процесса обучения на формирование важнейшего новообразования этого возрастного периода – учебной деятельности.
Общая характеристика курса
Особенностью программы предмета «Русский язык» является блоковая подача материала – система уроков, реализующая общую цель обучения. Под блоком понимается система уроков, реализующие общую цель обучения. Уроки блока «Как устроен наш язык» реализуют цель ознакомления учеников с основами лингвистических знаний; уроки блока «Правописание» формируют навыки грамотного, безошибочного письма; уроки блока «Развитие речи» призваны формировать и совершенствовать коммуникативные умения учащихся. Цель развития языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству в отдельный блок не выделяется, так как ее реализация осуществляется попутно на уроках других блоков.
В рамках уроков одного блока реализуется только одна цель.
Важной отличительной стороной данной программы является ориентация ученика не на заучивание определений правил, а на ознакомление с устройством и функционированием родного языка, овладение умениями выделения и характеристики языковых единиц с опорой на алгоритмы.
Основные принципы отбора материала:
- учет возрастных психологических возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
- интеграция - установление устойчивых связей между разными учебными предметами;
- дифференциация обучения: разноуровневость предлагаемых заданий; педагогическая поддержка как «сильным», так и неуспевающим учащимся;
- учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей.
Общая характеристика учебного процесса:
Программа предусматривает проведение: комбинированных уроков, контрольных уроков, уроков закрепления, обобщающих уроков, тренировочных уроков, интегрированных, традиционных уроков и уроков развития речи.
Особое место в овладении данным курсом отводится моделированию, работе с предложением, звуковому анализу, развитию речи, чтению, восприятию художественного произведения, читаемого взрослым или одноклассником, графике и письму.
Методы обучения: дифференцированное обучение, моделирование и работа с моделями, дидактические игры, анализ, сравнение, классификация, самостоятельная работа, контроль и самоконтроль, самооценка.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
1. «Фонетика»;
2. «Слово и предложение»;
3. «Состав слова»;
4. «Лексика»;
5. «Правописание»;
6. «Развитие речи».
Планируемые результаты освоения курса «русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимания необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Планируемые результаты обучения 2класс
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
парные и непарные по твердости – мягкости согласные звуки, парные и непарные по звонкости – глухости согласные звуки;
изменяемые и неизменяемые слова;
формы слова и однокоренные слова;
однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
предложения по цели высказывания;
предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией;
выделять, находить:
в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, суффикс, приставку;
лексическое значение слова в толковом словаре;
основную мысль текста;
решать учебные и практические задачи:
делить слова на слоги
использовать алфавит при работе со словарями и справочниками;
подбирать однокоренные слова;
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объемом 45-60 слов
проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
подбирать заголовок к предложенному тексту, озаглавливать собственный текст;
исправлять деформированный текст (с нарушенным порядком следования частей);
применять правила правописания:
перенос слов;
проверяемые безударные гласные в корнях слов;
парные звонкие и глухие согласные в корнях слов;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
разделительные твердый и мягкий знаки;
правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-
раздельное написание предлогов с другими словами (кроме личных местоимений);
Ученик получит возможность научиться:
устанавливать значение суффиксов и приставок (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
определять способы образования слов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный);
различать однозначные и многозначные слова;
наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов;
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов;
применять правило правописания суффиксов имен существительных: - онок, -енок; -ок; -ек; -ик; -ость;
применять правило правописания суффиксов имен прилагательных: -ов, -ев, -ив, -чив, -лив;
подбирать примеры слов с определенной орфограммой;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить ее в последующих письменных работах;
определять по предложенным заголовкам содержание текста;
составлять план текста;
определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала).
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Программа - Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2012г.
Учебники - Русский язык: учебник для 2 кл. в 2 частях. Под редакцией Иванова С. В., – М.: Вентана-Граф, 2012.
Учебные пособия - Кузнецова М. И. Рабочие тетради "Пишем грамотно". 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2012. Кузнецова М. И.Коррекционно-развивающие тетради «Учусь писать без ошибок» – М.: Вентана-Граф, 2012. Оценка знаний. Русский язык, 2 – 4 класс, 2009г. Авторы: В. Ю. Романова, Л. В. Петленко, – М.: Вентана-Граф, 2009. В. А. Шукейло. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ 1 – 4 классы., – М.: Вентана-Граф, 2007.
Содержание курса
Содержатель ная линия | Учебный материал | Кол-во часов | Требования ФГОС Планируемые результаты | Формы и вопросы контроля |
Универсальные учебные действия | Предметные |
Знать | Уметь |
Фонетика | Что изучает фонетика? Звуки и буквы. Обозначений звуков на письме. Гласные и согласные звуки и буквы! Гласные буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я, их функции. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Слог. Ударение. Перенос. | 10ч | установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; оценка результатов работы; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулирование проблемы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | гласные и согласные буквы и звуки; твердые и мягкие буквы и звуки, звонкие и глухие буквы и звуки, правила русской графики | распознавать устную речь и письменную, озвучивать правила русской графики, оформлять предложения на письме, правильно писать правила жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Диктант (текущий) Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов (на материале уроков 7-9, 13,14). Итоговая контрольная работа Тема: фонетика; слово и предложение; слова изменяемые, неизменяемые; окончание ( на материале уроков 1-24). Словарные диктанты |
Слово и предложение | Слово как единство звучания (написания) и значения. Слова с предметным значением — имена существительные. Слова, называющие признаки, — имена прилагательные. Слова, обозначающие действия, — глаголы. Предложение. Отличие предложения от слова. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Восклицательные и невосклицательные предложения. Слова в предложении. | 6 ч | правила переноса слов, правила подбора проверочных слов на орфограмму парные согласные на конце слова, роль ударения, повествовательные, вопросительные и побудительные предложения; слова, которые обозначают предмет, признак и действие предмета. | переносить слова, делить слова на слоги, подбирать проверочные слова, оформлять предложения, ставить нужный знак в конце предложения | Итоговая контрольная работа Тема: фонетика; слово и предложение; корень слова; суффикс (на материале уроков 1-59). Словарные диктанты |
Состав слова | Форма слова. Окончание. Слова изменяемые и неизменяемые. Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных и корнях. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Приставка. Приставочный способ образования слов. Основа слова. Приставочно - суффиксалъный способ образования слов. (Курсивом здесь и далее обозначены темы для ознакомления, превышающие образовательный минимум, способствующие расширению лингвистического кругозора младших школьников. Материал тем не является обязательным для усвоения (дается учителем исходя из уровня подготовленности и темпа работы учеников) и не выносится в уровень требований, предъявляемых к выпускнику начальной школы.) | 19ч | понятия «окончание», «корень», «неизменяемые слова» и «однокоренные слова», понятие «суффикс»; значения суффиксов, понятия «приставка», «предлог» и «основа слова»; | находить в словах окончание и корень; находить неизменяемые слова; изменять формы слов с помощью окончания; образовывать слова с помощью суффиксов; образовывать слова с помощью приставок, находить основу слова; образовывать слова с помощью приставок; писать Ъ; писать приставки; различать части слова и находить состав слова. | Диктант (текущий) Тема: правописание согласных в корне слова (на материале уроков 36, 38, 39, 41-44, 47, 49). Текущая контрольная работа Тема: корень слова, суффикс (на материале уроков 27, 32, 37, 40, 45, 46, 50, 54, 56). Словарные диктанты |
Лексика | Слово и его лексическое значение. Слово в словаре и тексте. Определение значения слова в толковом словарике учебника. Слова однозначные и многозначные. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизм. Фразеологизм и слово. Использование фразеологизмов. | 22ч | понятия «текст», «антоним», «синоним», омоним», «заимствованные слова»; слова исконные и заимствованные; лексическое значение слова и состав слова. | различать однозначные и многозначные; определять значение многозначного слова; находить и проверять орфограммы в слове; применять орфографические правила; | Тест (вариант итоговой контрольной работы) Тема: состав слова; значение слова; синонимы, антонимы (на материале уроков 61 - 108). Текущая контрольная работа Тема: лексика (на материале уроков 111-133). Словарные диктанты |
Правописание (формирование навыков грамотного письма) | Правописание жи — ши, ча — ща, чу — щу. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Перенос слов. Правописание заглавной буквы. Правописание гласных и согласных в корнях: безударная проверяемая гласная в корне, проверяемая согласная и непроизносимая согласная. Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании (башня — башенка, чашка — чашечка). Правописание суффиксов имен существительных: -онок-, -енок-; -ок-; -ек-; -ик-; -ост(ъ)- Правописание суффиксов имен прилагательных: -ое-, -ев-, -ив-, -чив-, -лив-. Правописание приставок: об-, от-, до-, по-, под-, про-; за-, на-, над-. Правописание разделительных твердого и мягкого знаков. Правописание предлогов и приставок. | 58ч | | понятия «окончание», «корень», «неизменяемые слова» и «однокоренные слова», понятие «суффикс»; значения суффиксов, понятия «приставка», «предлог» и «основа слова»; | писать и находить безударные гласные в корне слова; писать гласные и согласные в корне слова; писать слова с непроизносимыми согласными в корне, писать суффиксы имен прилагательных; писать суффиксы ёнок, онок, ик, ек, ость; писать корни и суффиксы, различать приставки с буквами О, А; | Диктант (текущий) Тема: правописание разделительных ь и ъ, приставок и предлогов (на материале уроков 63-77). Итоговый диктант Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слова, безударные гласные в корне слова; согласные в корне слова; непроизносимые согласные в корне слова; правописание изученных суффиксов (на материале уроков 7-60). Словарные диктанты |
Развитие речи | Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Подбор заголовков к данным текстам. Определение по заголовкам содержания текста. Выражение в тексте законченной мысли, отработка вариантов окончания текстов. Начало текста (зачин), подбор и придумывание подходящих по смыслу зачинов к данным текстам. Последовательность предложений в тексте. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений; включение недостающего по смыслу предложения и изъятие избыточного в смысловом отношении предложения. Абзац. Последовательность абзацев в тексте. Корректирование текстов с нарушенной последовательностью абзацев. Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. План текста. Составление планов к данным текстам. Озаглавливание возможного текста по предложенному плану. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, - их особенности. | 34ч | | понятия «текст», «абзац», «план текста»; почему у оного текста бывают разные заголовки; что значит начало и окончание текста, понятия «текст-описание», «текст-повествование», «текст-рассуждение». | сочинять текст, выделять абзацы, составлять план текста, находить связь предложений в тексте, писать письма по плану, сочинять тексты описание, повествование и рассуждение. | Словарные диктанты |
Повторение | | 5ч | | материал по русскому языку за 2 класс | применять на практике УУД по русскому языку за 2 класс. | Итоговый диктант Тема: правописание изученных орфограмм (на материале уроков 11-117). Итоговый диктант Тема: правописание изученных орфограмм. Словарные диктанты |
Резерв | | 16ч | | | | |
Примерное тематическое планирование курса
«Русский язык»2 класс
Дата | Программный вопрос | Количество часов | № урока в разделе | Тема урока | Тип урока | Содержание, методические приемы | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания |
| Фонетика («Как устроен наш язык») | 7 | 1 | Звуки речи и буквы | Комбинированный | Работа с таблицей «Звуки речи». Знакомство со словами фонетика, графика. Различение звуков и букв | Учащиеся должны уметь различать звуки и буквы, производить наблюдения над звуками в слове | Текущий | Понятия «фонетика», «графика» |
| 2 | Гласные и согласные звуки и их буквы | Комбинированный | Основное различие гласных и согласных звуков. Знакомство с транскрипцией. Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков | Знание и распознавание гласных и согласных звуков и букв. Уметь составлять схему слова при помощи фишек. | Текущий | Транскрипция как способ записи звукового состава слова |
| 3 | Обозначение звуков речи на письме | Комбинированный | Сопоставление: звуковая и буквенная запись слов. Упражнения: запись звучащего слова с помощью транскрипции | Иметь представление о записи слов при помощи транскрипции. | Текущий | Соотнесение звуковой и буквенной записей слова. Гласные буквы е, ё, ю, я, их функции |
| 4 | Ударные и безударные гласные звуки в слове | Комбинированный | Упражнения: определение ударного звука в слове. Сравнение слов чудно — чудно. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения | Уметь определять ударный слог в слове. Знать о смыслоразличительной функции ударения. | Текущий | Что изучает лексика? |
| 5 | Согласные звуки | Комбинированный | Упражнения на замену одного звука в слове. Составление слов из набора букв. Обобщение известных способов обозначения звука [и'] | Уметь различать и характеризировать согласные звуки. Знать способы обозначения звука. | Текущий | Согласный звук [й], его характеристика. Функции йотированных букв |
| | | 6 | Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие | Комбинированный | Сравнение звуков по твердости-мягкости. Сопоставление звукового состава слов. Сравнение звуков по звонкости-глухости | Знать и характеризовать согласные звуки. | Текущий | |
| 7 | Звонкие согласные звуки в конце слова | Комбинированный | Сравнение звукового состава слов. Составление пар по звонкости-глухости. Наблюдение за оглушением парных звонких на конце слова | Уметь находить пару и сравнивать по звонкости - глухости, твердости - мягкости. | Текущий | Звуки, не имеющие пары по твёрдости- мягкости: [ж], [ш], [ц], [щ], [й] |
| Обозначение буквами гласных звуков после шипящих («Правописание») | 3 | 8 | Учимся писать сочетания жи — ши | Комбинированный | Орфографический тренинг в написании слов с буквосочетаниями жи — ши. Изменение слов по образцу | Знать написания сочетания жи-ши. Уметь применять данные знания на практике. | Текущий | Безударные случаи звукосочетаний [же], [ше] в словах железо, шерстяной |
| 9 | Учимся писать сочетания ча — ща | Комбинированный | Обсуждение вопроса, есть ли твердые пары у звуков [ч'] и [щ']. Орфографический тренинг в написании слов с буквосочетаниями ча — ща. Изменение слов по образцу | Знать правило написание сочетания ча-ща. Уметь применять данные знания на практике | Текущий | Непроверяемая безударная гласная в корне слова щавель |
| | | 10 | Учимся писать сочетания чу — щу | Комбинированный | Обсуждение вопроса, есть ли твердые пары у звуков [ч'] и [щ']. Орфографический тренинг в написании слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — шу | Знать правило написания сочетания чу-щу. Уметь применять данные знания. | Текущий | |
| Фонетика («Как устроен наш язык») | 2 | 11 | Разделительный мягкий знак (ь) | Комбинированный | Упражнения: обозначение мягкости согласных на письме. Обсуждение вопроса о значении и особенностях мягкого знака. Отработка алгоритма списывания | Знать функции мягкого знака и уметь их различать. | Текущий | Наблюдение за парами слов, различающихся только одним звуком [й] :солю [сал у] и солью [сал й у] |
| 12. | Слог | Комбинированный | Упражнения: деление слов на слоги, классификация слов по количеству слогов | Знать правила переноса слов. Уметь делить слова на слоги. | Текущий | |
| Перенос слов («Правописание») | 3 | 13 | Учимся переносить слова | Комбинированный | Отработка правила переноса слов. Поиск слов, которые можно переносить. Поиск ошибок, допущенных при переносе слов | Знать правила переноса слов с «й» | Текущий | Правила переноса слов с буквами й, ь, ъ |
| 14 | Учимся переносить слова Списывание | Комбинированный | Наблюдение за способами переноса слов с буквами и, ь, ъ. Поиск слов, которые нельзя переносить | Уметь правильно переносить слова, безошибочно списывать текст | Текущий | Слова, которые нельзя переносить |
| 15 | Диктант (текущий) Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слов | Контрольный | Правила, которые встречаются в диктанте. | Уметь применять изученные правила. | Тематический. Контрольный диктант | |
| Фонетика («Как устроен наш язык») | 1 | 16 | Слоги ударные и безударные. Роль ударения | Комбинированный | Упражнения: способы определения места ударения в слове. Обсуждение смыслоразличительной функции ударения | Знать о смыслоразличительном значении ударения. Уметь отличать слово от сочетания звуков. | Текущий | Способы определения ударения в слове |
| Слово и предложение. Слова в предложении («Как устроен наш язык») | 6 | 17 | Слово Диагностическое обследование | Комбинированный | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем»-. Работа с текстом сказки Г. Остера «Зарядка для хвоста». Работа со схемами | Знать о смыслоразличительном значении ударения. Уметь отличать слово от сочетания звуков. | Текущий | Несуществующие слова |
| 18 | Слова, называющие предметы | Комбинированный | Наблюдение за значением слов. Наблюдение: слова, отвечающие на вопросы что?, кто?. Знакомство с термином «имена существительные». Тренировка в постановке вопросов | Знать понятие «имена существительные». Уметь выделять слова из текста, отвечающие на вопросы Кто? Что? | Текущий | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
| 19 | Слова, называющие признаки и действия предметов | Комбинированный | Проблемная ситуация ъ рубрике «Давай подумаем». Наблюдение: слова, не отвечающие на вопросы кто?, что?. Знакомство с терминами «имена прилагательные», «глаголы». Тренировка в постановке вопросов | Знать понятия «имена прилагательные», «глагол». Уметь выделять их из текста. | Текущий | Введение термина «часть речи» |
| 20 | Слово и предложение | Комбинированный | Сравнение: звук — слово — предложение. Знакомство с признаками предложения. | Знать понятия: звук - слово –предложение, и уметь их различать. Знать о делении предложений по цели высказывания. | Текущий | Составление предложений разных видов (по целям высказывания) к предложенным схемам |
| 21 | Восклицательные и невосклицательные предложения | Комбинированный | Наблюдение: цель высказывания. Фронтальная работа | Уметь различать восклицательные и невосклицательные предложения. | Текущий | Произнесение предложений с восклицательной интонацией |
| | | 22 | Слова в предложении | Комбинированный | Работа с рисунками учебника. Обсуждение правила. Определение цели предложения и его интонационной окраски. Поиск ошибок в постановке знаков препинания в конце предложения | Уметь различать предложение по интонации и по цели высказывания. | Текущий | Наблюдение за «поведением» слов в предложении (изменение формы слова) |
| Состав слова и словообразование(«Как устроен наш язык») | 4 | 23 | Окончание как часть слова | Комбинированный | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Знакомство с понятием «окончание». Фронтальная работа: изменение формы слова, выделение окончаний | Уметь выделять изменяемую часть слова (окончание). | Текущий | |
| 24 | Изменение формы слова с помощью окончания | Комбинированный | Наблюдение: изменение формы слова. Составление предложений из набора слов. Работа со словами с нулевым окончанием | Уметь выделять нулевое окончание в словах. | Текущий | Изменение форм имён существительных, имён прилагательных и глаголов с опорой на языковой опыт учащихся |
| 25 | Неизменяемые слова | Комбинированный | Наблюдение: неизменяемые слова. Сравнение: неизменяемые слова и слова с нулевым окончанием. Выбор нужной формы слова для завершения предложения. | Уметь находить и применять в речи неизменяемые слова. | Текущий | Слова изменяемые и неизменяемые |
| 26 | Итоговая контрольная работа Тема: фонетика; слово и предложение; слова изменяемые, неизменяемые; окончание | Контрольный | Правила, которые встречаются в диктанте. | Уметь применять изученные правила. | Итоговый, контрольный диктант, задание | |
| Заглавная буква в словах («Правописание») | 2 | 27 | Вспоминаем правило написания заглавной буквы | Комбинированный | Проблемная задача (с опорой на сюжетную картинку). Активизация словарного запаса. Заполнение пропусков в предложениях | Уметь применять правила написания заглавной буквы в словах. | Текущий. Самостоятельная работа | |
| | | 28 | Вспоминаем правило написания заглавной буквы | Комбинированный | Повторение правила. Отработка написания заглавной буквы в географических названиях. Составление диалогов. Работа с карточками | Уметь применять навык безошибочного списывания текста. | Тематический. Контрольное списывание | |
| Состав слова и словообразование («Как устроен наш язык») | 1 | 29 | Корень как часть слова | Комбинированный | Работа с иллюстрацией учебника, наблюдение: значение и звучание родственных слов. Коллективное формулирование выводов | Уметь находить корень слова. Знать определение «Корня». | Текущий | Знакомство с понятиями «однокоренные слова», «родственные слова». Наблюдение за группами родственных слов и формами одного и того же слова |
| Проверяемые безударные гласные в корне слова («Правописание») | 4 | 30 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | Комбинированный | Рубрика «Давай подумаем»: способ обозначения безударных гласных в корне слова. Сравнение: обозначение буквами ударных и безударных гласных; способы проверки. Коллективное выведение правил | Знать способы проверки безударной гласной в корне слова. | Текущий | Знакомство с понятиями «опасное место», «орфограмма». Нахождение ошибок в обозначении буквами безударных гласных и подборе проверочных и родственных слов |
| 31 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | Комбинированный | Работа с группами родственных слов. Сравнение звуковых моделей слов. Закрепление правила. Подбор проверочных слов | Знать способы проверки безударной гласной в корне слова. | Текущий |
| 32 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | Комбинированный | Анализ слов с целью выявления безударного гласного звука в слове. Упражнения: постановка орфографических задач, классификация слов | Уметь анализировать слова с целью выявления безударного гласного звука в слове. | Текущий | |
| | | 33 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | Комбинированный | Орфографический тренинг: работа со словами с безударными гласными в корне слова. Тренировка в подборе проверочных слов | Уметь сопоставлять звуковую и буквенную запись слов. | Текущий | |
| Состав слова («Как устроен наш язык») | 1 | 34 | Корень как общая часть родственных слов | Комбинированный | Коллективное обсуждение: признаки однокоренных слов. Сравнение: родственные слова - синонимы; родственные слова - омонимы (без введения терминов) | Уметь находить корень в словах. Знать виды чередования согласных в корне слова. | Текущий | Закрепление представления о двух признаках родственных слов |
| Проверяемые безударные гласные в корне слова («Правописание») | 5 | 35 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | Комбинированный | Работа с безударными гласными, при проверке которых необходимо принимать во внимание смысл предложения. Сравнение звуковой и буквенной записи слов | Знать о смыслоразличительной функции буквы, обозначающей безударный звук. | Текущий | Подбор родственных слов с заданным корнем |
| 36 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | Комбинированный | Развитие орфографической зоркости. Работа с текстовым материалом: подбор проверочных слов. Отработка действия контроля | Уметь подбирать проверочные слова. Знать и применять правила проверки безударных гласных в корне слова. | Текущий | |
| 37 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | Комбинированный | Самостоятельная работа по подбору проверочных слов. Отработка действия контроля. Активизация словарного запаса. Наблюдение за смысло-различительной функцией буквы, обозначающей безударный звук | Знать способы проверки согласных в корне слова. | Текущий. Самостоятельная работа | |
| 38 | Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова | Комбинированный | Работа с группами однокоренных слов. Развитие орфографической зоркости. Самостоятельный орфографический тренинг | | Текущий. Самостоятельная работа | |
| 39 | Итоговый диктант Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, перенос слов, безударные гласные в корне слова | контрольный | Уметь применять изученные правила | | Итоговый, контрольный диктант, задание | |
| Состав слова («Как устроен наш язык») | 1 | 40 | Однокоренные слова | Комбинированный | Упражнения: подбор и различение однокоренных слов, отработка алгоритма нахождения корня слова. Поиск слов с заданным корнем | Уметь находить корень слова. | Текущий | |
| Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова («Правописание») | 3 | 41 | Учимся писать буквы согласных в корне слова | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом, формулирование правила. Разграничение звуков, вызывающих трудности написания, и звуков, не вызывающих трудностей | Уметь подпирать проверочные слова при написании согласных в корне слова. | Текущий | Соотнесение звуков и буквенной записей слова с данной орфограммой |
| | | 42 | Учимся писать буквы согласных в корне слова | Комбинированный | Упражнения: отработка способа проверки орфограммы. Развитие орфографической зоркости | Уметь правильно писать согласные в корне слово. | Текущий | |
| 43 | Учимся писать буквы согласных в корне слова | Комбинированный | Упражнения: постановка орфографической задачи по проверке отрабатываемой орфограммы в середине слова. Работа с текстовым материалом. Орфографический тренинг | Уметь сопоставлять способы проверки безударных гласных и согласных в корне слова. | Текущий | |
| Состав слова («Как устроен наш язык») | 1 | 44 | Корень слова с чередованием согласных | Комбинированный | Наблюдение: чередование согласных в корне слова. Коллективное формулирование правила. Обсуждение: виды чередования согласных в корне слова | Уметь подбирать проверочные слова. | Текущий | |
| Орфограммы в корне слова («Правописание») | 5 | 45 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова | Комбинированный | Сопоставление способа проверки безударных гласных и парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Поиск проверочных слов, работа с кроссвордом | Уметь сопоставлять формы слов. | Текущий | Отработка написания словарных слов |
| 46 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова | Комбинированный | Анализ буквенной записи, выделение орфограмм, классификация звуков. Отработка способов проверки орфограмм корня | Уметь подбирать проверочные слова на изученные правила. | Текущий | |
| | | 47 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова | Комбинированный | Развитие орфографической зоркости. Активизация словарного запаса в процессе подбора проверочных слов. Работа с текстами | Уметь подбирать проверочные слова. | Текущий | |
| 48 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова | Комбинированный | Наблюдения: выделение орфограмм корня, анализ звукового состава слов. Поиск проверочных слов | Уметь подбирать проверочные слова на изученные правила. | Текущий | |
| 49 | Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова | Комбинированный | Орфографический тренинг. Самостоятельная работа с упражнениями тетради «Пишем грамотно». Буквенная запись слов, данных с частичной транскрипцией | Уметь подбирать проверочные слова на изученные правила. | Текущий. Самостоятельная работа | |
| Состав слова («Как устроен наш язык») | 2 | 50 | Суффикс как часть слова | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом (функция, значение и местонахождение суффикса в слове), формулирование выводов. Упражнения: работа над правилом | Знать о функции, значении и местонахождении суффикса в слове. | Текущий | |
| 51 | Значения суффиксов | Комбинированный | Наблюдение: значение суффиксов. Работа с алгоритмом нахождения суффикса. Отработка действия поиска суффикса в слове | Уметь находить суффикс в слове | Текущий | |
| Непроизносимые согласные в корне слова («Правописание») | 4 | 52 | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом (функция, значение и местонахождение суффикса в слове) формулирование выводов. Упражнения: работа над правилом | Уметь сопоставлять звуковую и буквенную запись слова. Знать о значении суффикса | Текущий | |
| 53 | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне Списывание | Комбинированный | Повторение правила. Решение орфографических задач. Работа с текстовым материалом. Дифференциация слов, в которых есть непроизносимый согласный, и слов, в которых его нет | Уметь подбирать проверочные слова к словам с непроизносимыми согласными, безошибочно списывать текст | Текущий | |
| | | 54 | Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне | Комбинированный | Орфографический тренинг. Упражнения: выбор необходимых пропущенных слов. Анализ текста (подготовка к письму под диктовку). Письмо под диктовку | Уметь применять правило проверки слов с непроизносимыми согласными. | Текущий | |
| 55 | Диктант (текущий) Тема: правописание согласных в корне слова | Контрольный | | Уметь применять изученные правила на практике. | Тематический. Контрольный диктант | |
| Состав слова («Как устроен наш язык») | 1 | 56 | Значения суффиксов | Комбинированный | Анализ языкового материала. Наблюдение: значения суффиксов. Решение проблемной задачи. Самостоятельная работа. Итоговое повторение. Работа в парах | Знать значимые части слова. Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова. | Текущий. Самостоятельная работа | Уменьшительно-ласкательное значение суффиксов –ушк-, -юшк-, -еньк-, -к- |
| Правописание суффиксов («Правописание») | 3 | 57 | Учимся писать суффиксы -ёнок-, -онок- | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом: выведение правила написания слов с суффиксами -ёнок-, -онок-. Упражнения: алгоритм применения правила | Различать произношение и написание слова. Соблюдать изученные нормы орфографии. Находить способ проверки написания слова Знать правила написания суффиксов -ёнок-, -онок-. | Текущий | Знакомство с правилом написания суффиксов -онок-, -ёнок- |
| | | 58 | Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- | Комбинированный | Сопоставление звуковой и буквенной записей слов. Наблюдение за языковым материалом: выведение правила написания слов с суффиксами -ик-, -ек- | Знать о значении суффиксов, иметь представление об омонимичных суффиксах. | Текущий | |
| 59 | Учимся писать суффиксы -ик-, -ек- | Комбинированный | Развернутое объяснение выбора суффикса. Конструирование слов с использованием правила | Уметь выделять суффикс, определять его значение. | Текущий | |
| Состав слова («Как устроен наш язык») | 2 | 60 | Значения суффиксов | Комбинированный | Анализ языкового материала. Наблюдение: значения суффиксов. Решение проблемной задачи. Наблюдение за омонимичными суффиксами | Уметь образовывать слова суффиксальным способом. | Текущий | Написание слов с непроверяемыми орфограммами |
| 61 | Текущая контрольная работа Тема: корень слова, суффикс | Контрольный | Правила, которые встречаются в диктанте. | Уметь правильно применять правописание. | Тематический. Контрольный диктант | |
| Правописание суффиксов («Правописание») | 1 | 62 | Учимся писать суффикс -ость- | Комбинированный | Выделение суффикса, определение его значения, сопоставление пар слов, противоположных по значению. Письмо под диктовку | Уметь конструировать слова. | Текущий | |
| Состав слова («Как устроен наш язык») | 1 | 63 | Образование слов с помощью суффиксов | Комбинированный | Наблюдение: образование слов суффиксальным способом. Обсуждение правила. Упражнения (индивидуальная работа) | Уметь образовывать слова суффиксальным способом. | Текущий | Значение суффик- сов -оват-, -еват-, -инк-, -ин- |
| Правописание суффиксов(«Правописание») | 1 | 64 | Учимся писать суффиксы имен прилагательных | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом. Коллективное выведение правила, его обсуждение. Составление слов по заданной модели. Упражнения: отработка алгоритма применения правила | Уметь пользоваться алгоритмом правила. | Текущий | |
| Состав слова («Как устроен наш язык») | 2 | 65 | Образование слов с помощью суффиксов | Комбинированный | Конструирование слов. Работа с текстом. Подбор родственных слов | Знать о значении и месте приставки в слове. | Текущий | Введение термина «суффиксальный способ» образования слов |
| 66 | Итоговая контрольная работа за первое полугодие Тема: фонетика; слово и предложение; корень слова; суффикс | Контрольный | Правила, которые встречаются в диктанте. | Уметь правильно применять правописание. | Итоговый, контрольный диктант, задание | |
| Правописание корней и суффиксов («Правописание») | 2 | 67 | Учимся писать корни и суффиксы | Комбинированный | Самостоятельная работа: отработка алгоритмов применения правил. Работа с текстом. Письмо по памяти и под диктовку. Сопоставление звуковой и буквенной записей слов | Уметь конструировать слова на изученные правила. Знать правило написания суффиксов -ив-, -ев-, -лив-. -чив-. | Текущий. Самостоятельная работа | Образование слов суффиксальным способом по заданным моделям |
| 68 | Итоговый диктант за первое полугодие Тема: правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; перенос слова, безударные гласные в корне слова; согласные в корне слова; непроизносимые согласные в корне слова; правописание изученных суффиксов | Контрольный | Правила, которые встречаются в диктанте. | Уметь правильно применять правописание. | Итоговый, контрольный диктант, задание | |
| Состав слова («Как устроен наш язык») | 2 | 69 | Приставка как часть слова | Комбинированный | Наблюдение: значение и место приставки в слове. Обсуждение правила и формулирование выводов. Упражнение: алгоритм выделения приставки в слове. Самостоятельная работа | Уметь применять правило написания приставки в слове. | Текущий | |
| 70 | Значения приставок | Комбинированный | Наблюдение за значением приставок в словах. Составление слов по заданной модели. Отработка умения выделить в слове приставку | Уметь применять алгоритм выделения приставки в слове. | Текущий | Образование родственных слов с помощью различных приставок |
| Правописание приставок («Правописание») | 3 | 71 | Учимся писать приставки | Комбинированный | Коллективное обсуждение правила и алгоритма его применения. Классификация слов, сопоставление звуковой и буквенной записей слов | Уметь применять правило написания приставки в слове. | Текущий | |
| 72 | Учимся писать приставки | Комбинированный | Отработка правописания приставок с буквой а. Выведение алгоритма действия | Знать правило написания приставок с буквами «о», «а». | Текущий | |
| 73 | Различаем приставки с буквами о, а | Комбинированный | Дифференциация правил написания приставок с буквами а и о. Обсуждение проблемной ситуации | Уметь образовывать слова приставочным способом. | Текущий | Знакомство с группами приставок, в которых пишутся буквы «о» и «а» |
| Состав слова («Как устроен наш язык») | 1 | 74 | Образование слов с помощью приставок | Комбинированный | Анализ слов, образованных приставочным способом. Формулирование выводов и обсуждение правила. Упражнения на поиск слов с приставками | Уметь правильно соотносить звуковую и буквенную запись слова. Знать об образовании слов приставочно-суффиксальным способом. | Текущий | Приставочный способ словообразования в соответствии с заданной моделью |
| Правописание твердого и мягкого разделительных знаков («Правописание») | 2 | 75 | Учимся писать разделительный твердый знак (ъ) | Комбинированный | Анализ языкового материала: формулирование правила, отработка алгоритма его применения. Конструирование слов, выявление соотношения звуковой и буквенной записей слов | Уметь различать Ъ и Ь и уметь их правильно применять на письме. Знать о правописании слов с разделительным твердым знаком. | Текущий | Частные случаи правописания слов с ъ и ь знаками |
| 76 | Различаем разделительные ъ и ъ | Комбинированный | Наблюдение: выделение признака дифференциации, развернутое объяснение выбора знака. Классификация слов | Уметь сопоставлять случаи употребления Ъ и Ь знаков. | Текущий | |
| Состав слова («Как устроен наш язык») | 1 | 77 | Как образуются слова | Комбинированный | Анализ слов, образованных приставочно-суффиксальным способом. Наблюдение: слова, образованные способом сложения | Знать: значимые части слова | Текущий | Образование слов приставочно-суффиксальным способом и способом сложения |
| Правописание твердого и мягкого разделительных знаков («Правописание») | 1 | 78 | Различаем разделительные ь и ъ | Комбинированный | Сопоставление случаев употребления твердого и мягкого знаков. Орфографический тренинг. Работа с текстами | Знать значимые части слова. Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова. Находить способ проверки написания слова | Текущий | |
| Состав слова («Как устроен наш язык») | 1 | 79 | Основа слова | Комбинированный | Обсуждение правила. Подбор слов к схемам. Самостоятельная работа по выделению основы слов | Уметь находить и выделять основу слова. | Текущий | Подбор слов к схемам |
| Различение предлогов 1 и приставок; («Правописание» | 2 | 80 | Учимся различать предлоги и приставки Диагностическое обследование | Комбинированный | Наблюдение за языковым материалом: выведение правила, обсуждение алгоритма дифференциации. Тренировочные упражнения | Уметь выделять приставку; определять предлоги | Текущий | |
| 81 | Учимся различать предлоги и приставки | Комбинированный | Орфографический тренинг. Работа с текстами: вписывание пропущенных предлогов и приставок | Уметь разбирать слова по составу | Текущий | |
| Состав слова («Как устроен наш язык») | 2 | 82 | Повторяем состав слова | Комбинированный | Классификация слов по способу образования. Тренировочные и творческие упражнения | Уметь писать различные группы приставок | Текущий | Определение способа образования слов |
| 83 | Текущая контрольная работа Тема: приставки; состав слова; образование слов | Контрольный | Правила, которые встречаются в диктанте. | Уметь правильно применять правописание. | Тематический контрольный диктант | |
| Правописание различных частей слова («Правописание») | 3 | 84 | Повторяем правописание частей слова | Комбинированный | Повторение орфограмм корня. Дифференциация приставок, обсуждение алгоритмов проверки различных орфограмм | Знать значимые части слова. Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова. Находить способ проверки написания слова | Текущий | Работа со словообразовательными словарями |
| 85 | Повторяем правописание частей слова Списывание | Комбинированный | Отработка написания различных групп приставок. Работа с текстами. Орфографический тренинг | Уметь определять значение слова, безошибочно списывать текст | Текущий | |
| 86 | Диктант (текущий) Тема: правописание разделительных ь и ъ, приставок и предлогов | Контрольный | Правила, которые встречаются в диктанте. | Уметь правильно применять правописание. | Тематический. Контрольный диктант | |
| Лексика («Как устроен наш язык») | 2 | 87 | Слово и его значение | Комбинированный | Наблюдение: значение слова. Сопоставление слова и его значения | Уметь работать со словарями | Текущий | |
| 88 | Значение слова | Комбинированный | Наблюдение: значение слова. Классификация по значению (самостоятельная работа) | Уметь работать со словарями, классифицировать слова по значению. | Текущий. Самостоятельная работа | |
| Отработка изученных орфограмм («Правописание») | 1 | 89 | Повторяем правописание частей слова | Комбинированный | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Отработка алгоритма проведения работы над ошибками | Знать значимые части слова. Уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова. Находить способ проверки написания слова | Текущий | |
| Текст («Развитие речи») | 2 | 90 | Текст | Комбинированный | Сравнение звука, части слова, предложения и текста. Обсуждение: выявление признаков текста. Различение текста и не текста | Уметь различать тексты и нетексты; выявлять признаки, анализировать текст и озаглавливать его. | Текущий | Различение текста и не текста |
| 91 | Заголовок текста | Комбинированный | Наблюдение: смысловая цельность текста. Анализ текста и его заглавия (проблемная ситуация). Введение понятия «заголовок» | Знать, как сочетаются слова, связь лексических значений слов. | Текущий | Связь заголовка и общего смысла |
| Лексика («Как устроен наш язык») | 2 | 92 | Как сочетаются слова | Комбинированный | Наблюдение: слово, его значение, сочетаемость слов (фронтальная работа). Обсуждение правила: связь лексических значений слов. Работа в группах. Индивидуальная работа. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» | Уметь работать со словарем. | Текущий | Наблюдения за сочетаемостью слов |
| 93 | Значение слова в словаре и тексте | Комбинированный | Работа с текстом: уточнение значений слов. Работа с рубрикой «Обрати внимание». Самостоятельная работа | Уметь работать со словарем | Текущий. Самостоятельная работа | Незнакомое слово в тексте. Понимание его значения из сочетания с другими словами |
| Отработка изученных орфограмм («Правописание») | 1 | 94 | Повторяем правописание частей слова | Комбинированный | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов | Уметь правильно применять правописание | Текущий | Транскрипция слов |
| Текст («Развитие речи») | 2 | 95 | Один текст — разные заголовки | Комбинированный | Работа в группах по подбору заголовков к текстам. Анализ названий уроков в содержании учебника как пример заглавий текстов. Индивидуальная работа: подбор подходящего заголовка | Уметь формулировать основную мысль текста, подбирать подходящие заголовки. | Текущий | Связь заголовка с основной мыслью текста |
| | | 96 | Учимся озаглавливать текст | Комбинированный | Индивидуальная работа: подбор заглавий к данному тексту. Фронтальная работа: возможные тексты по данным заголовкам | Уметь подбирать подходящие заголовки; исправлять неправильные; выбирать подходящие по смыслу окончания текста | Текущий | Создание текста по его заглавию |
| Лексика («Как устроен наш язык») | 2 | 97 | Слово в толковом словаре и тексте | Комбинированный | Работа с текстом: значение слова. Знакомство с толковыми словарями. Работа с толковым словариком учебника | Уметь пользоваться толковым словарем | Текущий | Прямое и переносное значение слова |
| 98 | Слова однозначные и многозначные | Комбинированный | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем» Работа с рисунками учебника. Обсуждение правила: однозначность и многозначность слова. Фронтальная работа | Уметь анализировать языковые единицы: многозначные слова | Текущий | |
| Отработка изученных орфограмм («Правописание») | 1 | 99 | Учимся находить и проверять орфограммы в слове | Комбинированный | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Письмо по памяти | Уметь правильно применять правописание. | Текущий | |
| Текст («Развитие речи») | 2 | 100 | Учимся озаглавливать текст | Комбинированный | Проблемная ситуация: анализ данных заголовков, выбор наиболее подходящего. Исправление неточных заголовков | Уметь формулировать основную мысль текста, подбирать подходящие заголовки. | Текущий | |
| | | 101 | Как строится текст. Окончание текста. | Комбинированный | Наблюдение: незавершенный текст. Работа по группам: выбор и обсуждение подходящего текста по смыслу окончания текста. Списывание текста в тетрадь | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные темы | Текущий | Подбор возможных окончаний к незаконченным текстам |
| Лексика («Как устроен наш язык») | 3 | 102 | Как появляются многозначные слова | Комбинированный | Условия появления нескольких значений слова. Анализ многозначных слов. Работа с толковым словариком учебника | Уметь сочетать слова, работать со словарями. | Текущий | Выяснение при- чин появления у слова нескольких значений. Переносное значение слов |
| 103 | Как определить значение многозначного слова | Комбинированный | Проблемная ситуация: можно ли вне текста определить, о каком значении многозначного слова идет речь? Работа с толковым словариком учебника. Замена многозначных слов близкими по значению словами | Уметь сочетать слова, работать со словарями. | Текущий | |
| 104 | Итоговая контрольная работа Тема: состав слова; слово и его значение | Контрольный | Правила, которые встречаются в диктанте. | Уметь правильно применять правописание. | Итоговый контрольный диктант, задание | |
| Отработка изученных орфограмм («Правописание») | 1 | 105 | Учимся находить и проверять орфограммы в слове | Комбинированный | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Подготовка к письму под диктовку. Отработка написания словарных слов | Уметь правильно применять правописание. | Текущий | |
| Текст («Развитие речи») | 1 | 106 | Учимся заканчивать текст | Комбинированный | Комплексная фронтальная работа с текстом. Упражнения: корректирование предложенного окончания текста | Уметь составлять тексты по заданному заголовку и началу; наблюдать над последовательностью предложений в тексте; находить нарушенную последовательность. | Текущий | Сравнение вариантов окончания исходного текста |
| Лексика («Как устроен наш язык») | 2 | 107 | Слова-синонимы | Комбинированный | Наблюдение языкового явления синонимии. Работа с рисунками учебника. Работа с рубрикой «Обрати внимание». Наблюдение: сочетаемость слов. Работа с текстами | Уметь работать со словарями | Текущий | |
| 108 | Сочетание синонимов с другими словами | Комбинированный | Обсуждение правила: ряды синонимов. Наблюдение: сочетаемость слов (работа в группах). Выбор наиболее подходящего слова из группы синонимов | Уметь сопоставлять однокоренные слова и синонимы. | Текущий | |
| Отработка изученных орфограмм («Правописание») | 1 | 109 | Учимся применять орфографические правила | Комбинированный | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Развитие действия контроля. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов | Уметь правильно применять правописание. | Текущий | Правописание приставок и суффиксов. Различные способы образования слов |
| Текст («Развитие речи» | 2 | 110 | Как строится текст. Начало текста | Комбинированный | Индивидуальная работа с последующим обсуждением текста. Наблюдение: начало текстов. Работа в парах | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы | Текущий | Исправление нарушений в тексте |
| | | 111 | Сочиняем начало текста | Комбинированный | Наблюдение: различные начала текста в зависимости от заглавия и основной мысли. Фронтальная работа: комплексный анализ текстов | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы | Текущий | |
| Лексика («Как устроен наш язык») | 2 | 112 | 102. Как используются синонимы | Комбинированный | Наблюдение: синонимия; значение слова (сочетаемость). Сопоставление: однокоренные слова и синонимы (фронтальная работа) | Уметь работать со словарями | Текущий | Подбор синонимов к словам, редактирование предложений |
| 113 | 103. Синонимы в тексте | Комбинированный | Работа с текстами. Наблюдение: синонимия. Корректирование текста | Уметь работать со словарями | Текущий | |
| Отработка изученных орфограмм («Правописание») | 1 | 114 | 104. Учимся применять орфографические правила | Комбинированный | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Развитие орфографической зоркости. Орфографический тренинг | Уметь правильно применять правописание. | Текущий | |
| Текст («Развитие речи») | 2 | 115 | Учимся составлять текст | Комбинированный | Фронтальная работа: составление текстов по заданному заголовку и началу. Индивидуальная работа: составление текстов при наличии окончания | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы | Текущий | Редактирование создаваемых текстов |
| 116 | Последовательность предложений в тексте | Комбинированный | Наблюдение за последовательностью предложений в тексте. Анализ и корректирование текстов. Поиск нарушения последовательности и запись правильного текста в тетрадь | Уметь анализировать тексты с нарушениями. | Текущий | |
| Лексика («Как устроен наш язык») | 3 | 117 | 107. Слова-антонимы | Комбинированный | Работа с рисунками учебника. Наблюдение за языковым явлением антонимии. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое» | Уметь работать со словарями | Текущий | |
| 118 | 108. Сочетание антонимов с другими словами | Комбинированный | Подбор антонимов к заданным словам. Сопоставление синонимов и антонимов. Работа с рисунками учебника | Уметь сопоставлять синонимы и антонимы. | Текущий | Сравнение антонимов и синонимов |
| 119 | Тест (вариант итоговой контрольной работы) Тема: состав слова; знамение слова; синонимы, антонимы | Контрольный | Классификация слов по способу образования. Состав слова, знамение слова, синонимы, антоним | Уметь применять орфографические правила | Итоговый. Тестирование. | |
| Отработка изученных орфограмм («Правописание») | 1 | 120 | Учимся применять орфографические правила | Комбинированный | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Группировка слов | Уметь правильно применять правописание | Текущий | Обозначение буквами безударных гласных в приставках и корнях |
| Текст («Развитие речи») | 1 | 121 | Связь предложений в тексте | Комбинированный | Анализ текста с нарушениями. Самостоятельная работа | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы | Текущий. Самостоятельная работа | Наблюдение за последовательностью предложений в тексте. Редактирование текстов |
| Лексика («Как устроен наш язык») | 2 | 122 | Слова-омонимы | Комбинированный | Работа с рисунками учебника. Наблюдение за омонимами. Индивидуальная работа | Уметь определять омонимы; сравнивать заимствованные слова с исконно русскими оборотами. | Текущий | |
| 123 | Слова исконные и заимствованные | Комбинированный | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Сравнение заимствованных слов с исконно русскими. Повторение | Уметь работать со словарями | Текущий | Наблюдение за исконными и заимствованными частями слов |
| Отработка изученных орфограмм («Правописание») | 1 | 124 | Учимся применять орфографические правила | Комбинированный | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Подготовка к письму под диктовку | Уметь правильно применять правописание | Текущий | |
| Текст («Развитие речи») | 2 | 125 | Абзац | Комбинированный | Наблюдение: тексты, записанные с абзацным делением и без него. Обсуждение правила. Работа в группах | Уметь делить текст на абзацы; находить заимствованные слова и их анализировать. | Текущий | |
| 126 | Учимся выделять абзацы | Комбинированный | Фронтальная работа: деление текста на абзацы. Наблюдение: особенности абзаца как микротемы текста | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы | Текущий | |
| Лексика («Как устроен наш язык») | 1 | 127 | Значения заимствованных слов | Комбинированный | Наблюдение: заимствованные части слов (корни, суффиксы, приставки). Поиск заимствованных слов. Анализ значений заимствованных слов | Уметь находить заимствованные слова, определять многозначность слова. | Текущий | |
| Отработка изученных орфограмм ( Правописание») | 2 | 128 | Учимся применять орфографические правила | Комбинированный | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Работа над словарными словами. Отработка действия контроля | Уметь правильно применять правописание. | Текущий | |
| 129 | Итоговый диктант Тема: правописание изученных орфограмм | Контрольный | Правила, которые встречаются в диктанте. | Уметь правильно применять правописание. | Итоговый контрольный диктант, задание | |
| Текст («Развитие речи») | 2 | 130 | Последовательность абзацев | Комбинированный | Составление текста по заданным характеристикам (индивидуальная работа с последующим обсуждением). Анализ текстов | Уметь составлять текст по заданным характеристикам | Текущий | Исправление деформированных текстов |
| 131 | Учимся составлять текст из абзацев | Комбинированный | Фронтальное и индивидуальное составление текстов с заданными характеристиками | Уметь составлять текст по заданным характеристикам. | Текущий | |
| Лексика («Как устроен наш язык») | 2 | 132 | Устаревшие слова | Комбинированный | Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждение правила. Знакомство с устаревшими словами. Анализ изменения значения слов | Уметь работать со словарями | Текущий | Выяснение причин, по которым слова выходят из употребления (исчезновение предметов, явлений) |
| 133 | Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова | Комбинированный | Наблюдение: значение современных слов и их исторических «родственников». Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое». Знакомство с новыми словами | Уметь анализировать изменения значения слов; знать новые слова. | Текущий | |
| Отработка изученных орфограмм («Правописание») | 1 | 134 | Учимся применять орфографические правила | Комбинированный | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Отработка написания словарных слов | Уметь правильно применять правописание. | Текущий | |
| Текст («Развитие речи») | 2 | 135 | Учимся составлять текст | Комбинированный | Фронтальное и индивидуальное составление текстов с заданными характеристиками | Уметь составлять текст по заданным характеристикам | Текущий | |
| 136 | Учимся составлять текст по заголовку и ключевым словам | Комбинированный | Поиск ключевых слов каждого абзаца. Составление текста по названию и ключевым словам абзацев | Уметь исправлять нарушенный порядок абзацев в тексте; составлять планы текстов, корректировать готовый план текста | Текущий | |
| Лексика («Как устроен наш язык») | 1 | 137 | Повторение: что ты знаешь о лексическом значении слова и составе слова? | Комбинированный | Упражнения: подбор синонимов и антонимов, наблюдение за значениями незнакомых слов. Наблюдение: заимствованные суффиксы | Уметь наблюдать за значением слова в составе словосочетания. | Текущий | |
| Отработка изученных орфограмм («Правописание») | 2 | 138 | Учимся применять орфографические правила | Комбинированный | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов. Отработка действия контроля | Уметь правильно применять правописание. | Текущий | |
| 139 | Тест Тема: правописание изученных орфограмм. | Контрольный | Правописание изученных орфограмм. | Уметь правильно применять правописание. | Текущий. Тестирование. | |
| Текст («Развитие речи») | 2 | 140 | План текста | Комбинированный | Наблюдение: последовательность абзацев. Исправление нарушенного порядка абзацев в тексте. Анализ текста учебника | Уметь составлять текст по плану | Текущий | |
| 141 | Учимся составлять план текста | Комбинированный | Индивидуальная работа: продолжение плана текста. Проблемная ситуация: корректирование готового плана текста | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы | Текущий | |
| Лексика («Как устроен наш язык») | 1 | 142 | Фразеологизмы | Комбинированный | Проблемная ситуация: рубрика «Давай подумаем». Обсуждение правила. Наблюдение: значение слова в составе словосочетания. Фронтальная работа | Уметь применять фразеологизмы | Текущий | |
| Отработка изученных орфограмм («Правописание») | 1 | 143 | Учимся применять орфографические правила | Комбинированный | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Письмо по памяти | Уметь правильно применять правописание. | Текущий | |
| Текст («Развитие речи») | 2 | 144 | Составляем текст по плану | Комбинированный | Работа в группах по завершению текста с опорой на вопросы. Фронтальная работа: составление текста по заданному плану. Составление плана текста с заданной тематикой | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы | Текущий | |
| 145 | Учимся писать письма по плану | Комбинированный | Составление плана письма. Корректировка предложенного письма. Составление текста по заданному плану | Уметь составление текста по заданному плану | Текущий | |
| Лексика («Как устроен наш язык») | 2 | 146 | Значения фразеологизмов | Комбинированный | Наблюдение языкового явления фразеологии. Работа с текстом | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы, работать со словарями | Текущий | |
| | | 147 | Текущая контрольная работа Тема: лексика | Контрольный | Применять значение слова в составе словосочетания | Умение применять значение слова в составе словосочетания. | Текущий | |
| Отработка изученных орфограмм («Правописание») | 1 | 148 | Учимся применять орфографические правила | Комбинированный | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Отработка действия контроля | Уметь правильно применять правописание. | Текущий | |
| Текст («Развитие речи») | 2 | 149 | Составляем текст по плану | Комбинированный | Индивидуальная работа. Анализ работ учащихся. Работа в группах | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы, работать со словарями | Текущий | |
| 150 | Текст-описание | Комбинированный | Наблюдение за текстом. Обсуждение особенностей текста-описания. Анализ описания природы в стихотворении С. Есенина «Ночь» | Уметь составлять текст по плану; анализировать описание природы. | Текущий | |
| Отработка изученных орфограмм («Правописание») | 1 | 151 | Учимся применять орфографические правила | Комбинированный | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Отработка написания словарных слов. Развитие орфографической зоркости | Уметь правильно применять правописание. | Текущий | |
| Текст («Развитие речи») | 2 | 152 | Особенности текста-описания | Комбинированный | Составление текста-описания по рисунку (сравнение с текстом в рубрике «Давай подумаем» урока 22). Анализ текстов | Уметь различать тексты - описания от текстов - повествований | Текущий | |
| | | 153 | Учимся сочинять текст-описание | Комбинированный | Самостоятельная работа с текстом-описанием. Составление текста-описания с опорой на заданный текст | Уметь описывать по рисунку, анализировать текст. | Текущий | Редактирование текста. Сравнение описания и повествования |
| Отработка изученных орфограмм («Правописание») | 1 | 154 | Учимся применять орфографические правила | Комбинированный | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Составление слов, запись получившихся слов в соответствии с правилами | Уметь правильно применять правописание. | Текущий | Уметь находить спо соб проверки написания слова; — работать со словарями |
| Текст («Развитие речи») | 3 | 155 | Учимся сочинять яркий текст-описание | Комбинированный | Индивидуальная работа: описание своей комнаты. Анализ работ учащихся. Поиск сравнений в стихотворении А.С. Пушкина | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы, работать со словарями | Текущий | |
| 156 | Текст-повествование | Комбинированный | Повторение: текст-описание (ситуация объявления). Распознавание текстов-описаний. Обсуждение характеристики текста-повествования | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы, работать со словарями | Текущий | Редактирование текста. Сравнение описания и повествования |
| 157 | Особенности текста-повествования | Комбинированный | Проблемная ситуация. Индивидуальная работа. Корректирование текстов | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы, работать со словарями | Текущий | |
| Отработка изученных орфограмм («Правописание») | 2 | 158 | Учимся применять орфографические правила | Комбинированный | Работа в орфографической тетради «Пишем грамотно». Орфографический тренинг. Отработка действия контроля | Уметь правильно применять правописание. | Текущий | |
| 159 | Итоговый диктант за второе полугодие Тема: правописание изученных орфограмм. | Контрольный | Правописание изученных орфограмм. | Уметь правильно применять правописание. | Итоговый контрольный диктант, задание | |
| Текст («Развитие речи») | 5 | 160 | Учимся сочинять текст-повествование | Комбинированный | Индивидуальная работа. Анализ работ учащихся. Работа в группах | Уметь создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы, работать со словарями | Текущий | |
| 161 | Описание и повествование в тексте | Комбинированный | Анализ текстов и выявление в нем признаков описания и повествования. Индивидуальная работа | Уметь анализировать тексты и выявлять в них признаки описания и повествования. | Текущий | |
| 162 | Текст-рассуждение | Комбинированный | Проблемная ситуация. Обсуждение признаков текста - рассуждения. Анализ текстов | Уметь анализировать тексты и выявлять в них признаки описания, повествования и рассуждения. | Текущий | |
| | | 163 | Особенности текста-рассуждения | Комбинированный | Фронтальная работа | Уметь работать с текстом: абзац, тема, заголовок; анализировать значение слов, типы текстов, правописание слов. | Текущий | |
| 164 | Описание. Повествование. Рассуждение | Комбинированный | Индивидуальная работа по сочинению начала предложений, сочинению конца предложений. Анализ работ. Анализ текстов, определение типа текста. Комплексная работа с текстом. Индивидуальная работа над планом текста | Уметь работать с текстом: абзац, тема, заголовок; анализировать значение слов, типы текстов, правописание слов. | Текущий | |
| Комплексное повторение пройденного | 6 | 165 | Повторение Диагностическое обследование | Комбинированный | Работа с текстом: абзац, тема, заголовок. Работа с текстом стихотворения | Уметь работать с текстом: абзац, тема, заголовок; работать с текстом стихотворения | Текущий | Правописание предлогов и приставок. |
| 166 | Повторение | Комбинированный | Комплексная работа с текстами упражнений: анализ значений слов, определение типов текстов, работа над правописанием слов | Уметь работать с текстом: абзац, тема, заголовок; анализировать значение слов, типы текстов, правописание слов. | Текущий | Словообразование |
| 167 | Итоговая контрольная работа за второе полугодие | Контрольный | Состав слова; слова, называющие предметы и признаки; лексика. | Уметь правильно применять правописание. | Итоговый. Диктант с грамматическими заданиями. | |
| | | 168 | Повторение | Комбинированный | Определение типа текста. Разбор слов по составу Выбор заголовка текста, сочинение продолжения текста | Уметь определять типа текста, разбирать слова по составу, выбирать заголовок текста, сочинять продолжение текста | Текущий | Синонимы, антонимы, омонимы. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие слова. Фразеологизмы. |
| 169 | Повторение | Комбинированный | Поиск антонимов и синонимов. Восстановление правильного порядка следования абзацев текста Орфографический тренинг | Уметь находить антонимы и синонимы, восстанавливать правильный порядок следования абзацев текста | Текущий | Правописание беглой чередующейся гласной е в корне при словообразовании. |
| 170 | Повторение | Комбинированный | Списывание текста. Объяснение написания пропущенных букв. Расширение словарного запаса | Уметь безошибочно списывать текст, объяснять написание пропущенных букв. | Текущий | Моделирование слов и предложений. |
Словарные слова:
Автобус, автомобиль, адрес, апрель, берёза, быстро, вдруг, весело, ветер, вокзал, воробей, ворона, воскресенье, вторник, вчера, герой, город, дежурный, декабрь, деревня, дорога, до свидания, завтра, завтрак, заяц, здание, здравствуй, земляника, иней, июль, июнь , капуста, карандаш, картина, квартира, кино, кинофильм, класс, компьютер, коньки, корзина, корова, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, лестница, лопата, машина, медведь, месяц, мечта, молоко, мороженое, мороз, Москва, мультфильм, народ, ноябрь, обед, облако, овощи, одежда, однажды, октябрь, отец, пальто, пенал, платок, понедельник, посуда, праздник, пятница, работа, ребята, рисунок, Родина, Россия, русский, сегодня, сентябрь, скоро, собака, соловей, сорока, спасибо, среда, столица , суббота, телевизор, телефон, тетрадь, товарищ, ужин, ученик, фамилия, февраль, хорошо, четверг, что, чувствовать, щавель, ягода, язык, январь