Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19» г.Чита
Программа внеурочной деятельности
«Дистанционные олимпиады и конкурсы как средство развития творческого потенциала учащихся»
Автор работы:
Банеева Инна Юрьевна
Учитель биологии и географии высшей квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19» г. Чита
Чита 2024 г
Пояснительная записка
Государственная политика в сфере образования в нашей стране предписывает создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, ведь выпускник современной школы должен гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях; критически мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Добиться этого можно только сделав обучение адресным, направленным на максимальное развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Программа направлена на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские проекты, олимпиады, конкурсы, через сеть Интернет, которые позволяют осуществить индивидуальный подход, учесть способности и индивидуальный распорядок дня учащегося, значительно расширить рамки и изменить формат олимпиад и конкурсов. Условиями для реализации программы станет развитие интеллектуального и творческого потенциала ребенка.
Для реализации программы используются документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12 2012 года;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г.
- письмо Минобрнауки от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
- Письмо Министерства образования и науки Российской федерации от 25 мая 2015 года № 08-1228 «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по вопросам введения федерального государственного стандарта основного общего образования, разработанные Российской академией образования).
Цель программы: создание условий для развития творческих способностей учащихся, через участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Задачи:
1. Развитие позитивного отношения к общеинтеллектуальным видам деятельности, способствующим постоянному саморазвитию;
2. Организация работы по подготовке к результативному участию учащихся в дистанционных конкурсах и олимпиадах;
3. Повышение активности обучающихся в дистанционных конкурсах и олимпиадах;
4. Организация занятости учащихся в свободное от учёбы время;
5. Интерес учащихся в разносторонней интеллектуальной деятельности.
Программа охватывает учащихся 5-11 класса.
Ожидаемые результаты
- развитие интеллектуальных способностей учащихся;
-развитие позитивного отношения к общеинтеллектуальным видам
деятельности, способствующим постоянному саморазвитию;
- увеличение количества учащихся, активно участвующих в конкурсах и олимпиадах;
- повышение мотивации и качества обучения.
Содержание программы
Вводное занятие.
Мониторинг интересов учащихся.
Знакомство с перечнем сайтов дистанционных конкурсов и олимпиад.
Регистрация и выполнение заданий дистанционных олимпиад и конкурсов.
Итоговое занятие.
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты обучения:
умение реализовывать теоретические познания на практике;
понимание учащимися значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
проведение учащимися работы над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
признание учащимися права каждого на собственное мнение;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение оперировать фактами, как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.
Метапредметные результаты обучения:
1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения.
5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
6) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
7) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
8) Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
9) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение письменной речью, монологической контекстной речью.
Преимущества дистанционных мероприятий:
экономия времени и денег (возможность освободить себя от решения транспортных проблем, оформления документов на выезд);
возможность участия не только одарённых, но и слабоуспевающих детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья;
возможность участия не только в школе, но и дома (если это допускается в Положении об олимпиаде);
возможность просмотра рейтинга (сравнение своих результатов с другими участниками или другими школами не только по региону, но и по всей России);
Правила участия в дистанционных олимпиадах и конкурсах:
участвуйте в дистанционных мероприятиях только в «проверенных» источниках (прежде, чем принять участие, почитайте отзывы в сети Интернет о данных организаторов);
не ленитесь зайти на сайт организаторов мероприятия и детально его изучите (обязательно найдите контакты учредителей: фактический адрес, ответственное лицо, банковские реквизиты), для проверки напишите письмо с каким-либо вопросом;
посмотрите, какова стоимость участия в каждом этапе; сроки проведения и подведение итогов;
посмотрите задания прошлых лет, чтобы знать, как готовить участников;
обязательно скачайте Положение о проведении мероприятия (для этого кликните по нему мышкой и далее следуйте подсказкам системы).
для родителей подготовьте «Согласие на участие их ребенка» в платной олимпиаде, где подробно укажите стоимость участия, интернет-адрес организаторов, предмет и обязательно подпись. Согласие храните до конца учебного года.
Тематическое планирование
№ | Тема | Сроки |
1 | Вводное занятие. Знакомство с целями и задачами курса. | Сентябрь |
2 | Мониторинг | Сентябрь |
3 | Знакомство с перечнем сайтов дистанционных конкурсов и олимпиад. | Сентябрь |
4 | Регистрация и выполнение заданий дистанционных олимпиад и конкурсов | В течение года |
6 | Итоговое занятие. Подведение итогов | Май |
Литература
Выготский Л.С. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
Давыдов В.В. «Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы» - М.,1990 г.
Васильев В. «Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации», Народное образование, Москва, 2000г, №9.
Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю. «Исследовательская деятельность младших школьников» - Учитель, Волгоград, 2008г
Жукова Т.М. «Развитие человека есть развитие его способностей» // Одаренный ребенок.- 2006.- № 1.- С. 46-51.
Ушачев В.П. «Обучение основам творческой деятельности»: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991. - 55 с.
Унт И.Э. «Индивидуализация и дифференциация обучения». - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.